Я отключила уведомления в родительском чате и не собираюсь делать уроки вместе с ребенком. Сейчас расскажу, почему

9 месяцев назад

Девять лет назад мой сын стоял на своей первой школьной линейке с таким скорбным видом, будто осознавал, что детство закончилось. Примерно так же выглядела и добрая половина его одноклассников. Сзади переминались с ноги на ногу напряженные родители, которые тоже готовились к новому этапу своей жизни.

Пора соревнований в стиле «кто лучше сделает ежика из шишек» для выставки в детском саду благополучно завершилась. Теперь пришло время проверки тетрадок и контроля за отметками в дневнике.

На первом же родительском собрании классная руководительница мило улыбнулась и спросила: «Ну что, готовы вспомнить школьную программу?» Родители понимающе закивали и превратились в слух. С тех пор практически каждое собрание начиналось со слов «достаем листочки, сейчас я вам покажу, как дети должны оформлять письменную работу».

То, что мы должны будем делать уроки вместе с детьми, даже не подлежало сомнению. В основном эту лямку тянули мамы, у которых появилась дополнительная «третья смена» — после работы они разгребали домашние дела и усаживались с чадом за школьные тетрадки. Получалось не всегда и не у всех. Как-то раз на собрании одна из мам вопила в голос: «Вы же понимаете, что я работала до 9 вечера, мы с Олежкой просто не успели решить задачу».

Впрочем, правильные ответы на сложные задания можно было получить в родительском чате. В первую же неделю я установила на нем беззвучный режим. Точно помню, что сделала это часа в 2 ночи после того, как одна из мам решила порадовать всех сообщением «А мы математику сделали. У всех „15“ в ответе получилось?»

Иногда кажется, что мы были излишне самостоятельными в детстве и привыкли разгребать все проблемы, не ожидая помощи от взрослых. А теперь не доверяем собственным детям и стараемся все сделать за них. Вот только при этом мы забываем, что этим маленьким личностям тоже нужно как-то формироваться и чему-то учиться.

В конце концов, мы лишаем их кучи детских приключений. Вспомните, как мы в этом возрасте азартно решали свои проблемы: подолгу сидели над сложным заданием, бегали за отличниками с просьбой подсказать правильное решение или даже скатывали домашку на подоконнике в школьном туалете.

Почему бы этим не заняться и нашим детям? Это же их школьная жизнь, во время которой они учатся договариваться и решать свои проблемы. Конечно, во время учебы периодически будут возникать ситуации, когда может понадобиться помощь взрослых. Но мне кажется, что со сбором портфеля и решением задачек из школьной программы здоровый ребенок вполне может справиться самостоятельно.

Я всегда верила в метод естественных последствий: не надел зимой шапку — отморозил уши, поленился сделать лабораторную работу по биологии — получил «пару». В итоге ребенок в какой-то момент сообразит: не хочешь себе лишних переживаний в школе — сделай все уроки дома. По крайней мере, с моим сыном было именно так. Он на собственном опыте понял, как важно планировать время и заодно научился ложиться спать вовремя, чтобы не сидеть на уроках с гудящей от недосыпа головой.

Знаете, у меня и так куча своих дел. Почему я должна разъяснять ребенку школьный материал, а потом сама же делать упражнения из учебников? Объяснять — прямая работа учителя, решать задачи и исправлять свои ошибки — дело ребенка. А если я возьму на себя его обязанности, вполне может получиться, мне до конца жизни придется бегать за своей великовозрастной деточкой и разгребать его проблемы.

По студенчеству я работала в приемной комиссии и насмотрелась на мамочек, которые пытались прорваться на экзамен. Когда одну из них поймали на пороге аудитории, она в голос взвыла: «Там же Санечка, я волнуюсь!» Что она там собиралась делать — непонятно, все равно экзаменаторы подняли бы шум и не пустили ее.

Не все члены семьи были в восторге от такого подхода к детской учебе. Моя бывшая свекровь искренне считала: «не упахалась — не мать». Как-то раз она сидела у нас в гостях и грустно наблюдала, как ее 12-летний внук листает сборник готовых домашних заданий. В итоге она не выдержала и заявила: «Неужели не видишь, что он так никогда своим умом жить не научится?»

А мне кажется, что все просто замечательно. Сын даже не задумывался о том, чтобы повесить все проблемы на окружающих, и вместе этого сам учился искать информацию. И да, я ничего не имею против так называемых решебников — в них обычно подробно расписывается, как правильно выполнять сложные упражнения. Единственное, о чем я попросила своего ребенка — не просто списывать на автомате, а прогонять все решения через голову. По результатам контрольных я вижу — этот подход неплохо работает.

Судя по лицам многих мам и пап на родительском собрании, у меня неплохо получается беречь свои нервы. Мне не приходится силой усаживать своего ребенка за уроки и нависать над ним, ежесекундно контролируя процесс. К тому же заставить делать что-то деточку, которая смотрит на меня сверху вниз и носит 43 размер обуви, уже весьма проблематично.

При необходимости я могу ответить на какие-то вопросы сына по гуманитарным предметам и, как ни странно, — по химии. Но вот математика для меня — темный лес. Если понадобится, я найму репетитора на несколько занятий, чтобы он помог разобраться со сложными моментами. А со всем остальным ребенок вполне может справиться самостоятельно.

И даже если он в процессе принесет в дневнике пару двоек или троек, ничего страшного — исправит. В этом и заключается процесс обучения. Правда же?

Современные мамы все чаще признаются в том, что стараются уделять больше внимания себе и собственным интересам, а не посвящать свою жизнь подрастающим сыновьям и дочкам. Например, одна из них бросила водить ребенка на 100500 кружков и отстала от него, признав, что ее чадо имеет право иногда просто полежать на диване с телефоном в руках.

Комментарии

Уведомления

А в средней школе в родительском чате класса начинают слёзно выпытывать друг у друга, "что задано на дом". 😖

-
-
Ответить

Я как-то наслушалась Лабковского, призывающего отстать от детей. И отстала от сына с бесконечными напоминаниями поменять трусы и убраться в комнате. За 2 недели зимних каникул в его комнате начало вонять бомжатиной. Ребёнок не менял трусы, а грязные носки складывал в коробку с игрушками, ел на кровати - вся постель в крошках и пятнах. И ему было норм.
То ли эксперимент длился мало, и надо было ждать, когда весь дом мочой провоняет.
То ли всё дети разные: кому-то этот метод подойдёт, с кто-то мой сын

-
-
Ответить

Все дети разные. У большинства же такой подход приводит к тому, что становится лоботрясом-троечником. А зачем стараться? Где-то списал, что-то не сделал, в четверти тройку и так поставят. Сколько знаю семей, хорошо дети учились там, где родители требовали и помогали по мере необходимости (не путать со "сделать вместо ребёнка"). Да, на это нужно время. Много. А в тех семьях, где родители решили, что школа - это ответственность ребёнка, дети еле-еле учатся. Есть дети сознательные, но их не так много, которые тянутся самостоятельно к знаниям и учатся при этом хорошо. А все эти: вот будешь хорошо учиться - найдешь хорошую работу и бла-бла-бла, для маленьких детей еще слишком абстрактно, поэтому не всем подходит в качестве мотивации. У меня сын нормально учится, без троек итоговых, но, мы вкладываемся. Требуем, подсказываем где-то, иногда тоже заглядывая в решебник, для понимания сложной задачи (не для списывания), ибо сам сын очень отвлекаемый (СДВГ), ему сложно концентрироваться долго, плюс несколько ленив, его надо шевелить, хотя сам умный с хорошей памятью. За плохие оценки не ругаем, но объясняем, что теперь придётся трудиться их исправлять. Списывать они и сейчас в школе прекрасно умеют, только с телефонов. Учителя периодически замечают. Так что школьные приключения никуда не делись. А в род. чате у нас никто дз не спрашивает кто как сделал, сейчас в век интернета нет необходимости. Там другие обсуждения идут.

-
-
Ответить

Я на работе, я постоянно на работе.
Мой ушел в школу сам, пришел из школы сам, поел сам, сам посмотрел ТВ и сам же сделал уроки. Ибо знает мама придет с работы, проверит их, и если они не сделаны, то мама трепать нервы не будет. Просто ляжем спать, а он идёт в школу с не выученными уроками, получает пару и мама забирает интернет модуль, без которого не работает ни телевизор, ни интернет, с собой на работу.

-
-
Ответить

я давно говорю, я мать-ехидна. ребёнку в первом классе было занесено, что мама с папой уже учились, и по второму кругу не будут, теперь его очередь. если что-то непонятно - объясним, но делать за него не будем. сейчас наслаждаюсь результатом. мало того, что деть сам перешёл в другую школу (уже рассказывала), так в этом году ещё и внутри школы сменил класс на более... интеллектуальный. тоже сам. с меня только бумажки с подписями. )

-
-
Ответить

Похожее