Артистка рассказала о том, что происходит за кулисами арены цирка

Культура
5 лет назад

Как бы вы ни относились к цирку — с детским восторгом и уважением или скепсисом и порицанием, — познакомиться с блогом Екатерины Запашной стоит приверженцам и того, и другого лагеря. Артистка с многолетним стажем в акробатике и дрессировке ведет честные заметки о жизни цирка, рассказывает об особенностях своей работы и не устает бороться с приставучими стереотипами.

Редакция AdMe.ru приглашает своих читателей заглянуть за кулисы цирка вместе с нашим блистательным гидом.

Екатерина рано познакомилась с цирковой жизнью и самостоятельно прошла каждую ее ступеньку. Правда, о том, что когда-нибудь станет известной артисткой, почти и не мечтала.

Сейчас она покоряет сердца зрителей, выступая сольно и в паре со своим мужем, Константином Растегаевым. Пара гастролирует, ни на день не расставаясь с дочерью.

Можно подумать, что работа в цирке — это бесконечное путешествие и феерические костюмы. На самом деле цирк — это тоже рутина

Во время работы артисты не отвлекаются даже на прелести самых красивых курортных городов. Отдохнуть и отправиться исследовать местность удается, только когда программа уже окончена и до отъезда в другой город осталось несколько дней. Главное — успеть собрать вещи.

Сборы — это особое «удовольствие». Запасы эпатажных нарядов и горы аксессуаров радуют глаз только на вешалках. Когда начинается упаковка, хочется одновременно и все забрать, и к чертям выкинуть. К тому же наши герои считают безответственным обделять ребенка из-за своей гастрольной профессии. А значит, с собой непременно возятся коробки игрушек, велосипед, ролики, мольберт, книги и т. д.

Для того чтобы создать ощущение дома где угодно, самой паре нужно чуть больше 10 вещей. Среди них, например, настольная лампа, домашние тапочки и микроволновка. «Как и все, мы тоже периодически обрастаем барахлом. Так что раз в год происходит тотальная чистка: выкидывается или отправляется к маме все, что не используется каждый месяц».

Самый разительный контраст — между артистами во время выступления и артистами во время репетиций. Все лохматые, с мешками под глазами, в спортивной форме, выпачканные и пахнущие животными. Екатерина смеется, что вместо духов и милых мелочей на туалетном столике у них стоят средства от растяжений, обезболивающие, разные мази и эластичные бинты. «Спроси у артиста крем увлажняющий — нет такого, спроси крем типа „Финалгона“ — точно есть».

Шутки шутками, но уровень травматизма в цирке действительно высок. Каждый знает, что может остаться инвалидом или умереть, выполняя трюк, но никто не верит, что это случится именно с ним. «Я никогда не смотрю видео о падениях в цирке. Мне не нужен этот страх, который поселит во мне неуверенность».

Но даже если забыть о смертельной опасности, риски и боль — вечные ассистенты артиста, всегда невидимые для зрителя. Глядя на завораживающее шоу, редкий зритель подумает: «Все ли в порядке с шеей у артиста, который держит перш?» Гимнасты, акробаты страдают от болей в коленях, спине и порванных мышцах. «И ведь никто не уходит. Потому что звучит твоя музыка, и ты уже не ты. Ты артист. Ты образ».

В цирке, как и в театре, не бывает второго дубля. Если артист ошибся, то каким бы золотым он ни был, около 2 000 человек стали свидетелями его фиаско. Артист — заложник своего амплуа. Он должен быть смелым и сохранять образ до конца. Даже если ночами он плачет в подушку, в коллективе разлад, дала знать о себе травма или сорвался номер, он обязан выйти и быть именно таким, каким хочет его видеть зритель и режиссер.

Очень много зависит от окружающей обстановки. Екатерина отмечает, что, работая в чистых, хороших цирках, с гордостью чувствует себя артистом, ей не стыдно снимать и выкладывать видео о том, как живут животные, работается и отдыхается легко.

Когда же приходится приезжать в цирки под снос и такие же гостиницы при них... Вот тут выступающие сами себя готовы записать в «циркачей» или «белых цыган». Тогда не то что противникам цирка ничего не докажешь — выступающим самим становится стыдно и гадко от того, в каких условиях приходится работать и жить.

К сожалению, у артистов и их подопечных редко есть возможность выбирать, насколько комфортно будут проходить их гастроли. И если у людей еще есть возможность исхитриться снять квартиру (хотя и не всегда удачно), то приличное помещение для животных — исключительно вопрос везения.

Не нужно думать, что артистов это не угнетает. Они понимают, что приобщить к искусству цирка откровенным убожеством невозможно даже тех, кто искренне цирк любит. Но его работники — такие же подневольные люди, как и те, что работают в офисах или ресторанах.

Цирк — это в первую очередь взрослое искусство, а не развлечение для детей

Дети приходят в восторг от ярких костюмов и дрессированных животных, однако они не способны оценить сложность и риск трюков, качество исполнения, актерское мастерство и драматургию. Сценические номера рассчитаны на взрослых, способных оценить постановку в целом.

Из-за прилипчивого «детского» стереотипа очень часто можно слышать нападки типа «гимнасты голые, костюмы пошлые, разврат на глазах у детей». Увы, это показатель неграмотности и «колхозности» самого зрителя. Героиня статьи утверждает, что в Европе основная аудитория цирка — взрослые люди, понимающие, что минимальный или облегающий костюм — это не эротика, а в первую очередь максимально комфортная для акробата рабочая форма.

Лишняя ткань не только отвлекает внимание от демонстрации спортивных навыков артиста, она может сковывать его движения и мешать выполнять трюки.

Часто бывает так, что цирковые артисты сами себе гримеры и художники по костюмам. Екатерина признается, что костюмы себе не шьет, но украшает самостоятельно. Конечно, и в макияже, и в создании сценических образов необходим вкус, иначе действительно очень легко скатиться в пошлость.

Сценический макияж должен быть броским и выразительным, чтобы лицо артиста было различимо для зрителя даже на самом последнем ряду. Наша героиня не без самоиронии признается, что и сама далеко не сразу овладела хорошим сценическим макияжем.

Нетрудно убедиться, что современная косметика, мастер-классы и постоянная практика делают возможным любое преображение.

Тема животных в цирке — одна из самых болезненных и для общественности, и для самих артистов

Особенно если они любят животных так же сильно, как Екатерина. Она обожает, кажется, всех их, но ее основная специальность — дрессура собак.

«Половину репетиции я их тискаю, вторую — пытаюсь заняться делом, но не всегда выходит: кого-то опять хочется приласкать».

Артистка знает «в лицо» и по характеру каждую из своих 20 собак и описывает в блоге не только трогательные истории, связанные с каждой из них, но и делится личным опытом воспитания, советами по лечению и уходу.

Екатерина не устает удивляться невежеству массового зрителя и борется с необоснованными претензиями. Помимо публикации фактов и даже небольших лекций о животных она опровергает информацию с лженаучных сайтов.

Доходит до смешного: некоторые защитники животных возмущены заточением и эксплуатацией «диких верблюдов». Однако верблюды — такие же одомашненные много веков назад животные, как коровы или лошади. Люди питаются их молоком и мясом, стригут шерсть и учат ходить под седлом. Верблюжьи фермы широко распространены и абсолютно легальны.

«Именно в таком возрасте начинают воспитывать „детишек“ в цирке. Они понимают, что человек — это мама, вожак, друг, кормилец. Первое время родитель-дрессировщик просто сидит с „ребенком“, находится в его пространстве, кормит с рук, играет. Животные, рожденные в неволе, не могут без человека. Они не умеют охотиться, у них другой иммунитет. Они четко знают, что еду им принесут точно по времени.

Люди, вырастившие их из таких крошек, очеловечивают их. Иногда в разговоре можно не сразу понять, что речь идет о животном».

Артисты цирка — не цыгане и не преступники. Они не крадут детенышей, не перекупают их у браконьеров и вообще не имеют отношения к черному рынку. Будущих четвероногих «коллег» приобретают на фермах, у заводчиков или в зоопарках, то есть малыши рождаются уже не в диких условиях.

Ни один вменяемый дрессировщик не станет бить животное; вся дрессура основана на голосовых командах, подкормке и ласке.

В штате цирка есть дежурный ветеринарный врач, а каждое животное включено в официальный реестр и не может просто взять и пропасть или появиться из ниоткуда. Питаются они также в соответствии с нормами и даже не всякую еду станут есть. Как и другие работники, животные в положенном возрасте «выходят на пенсию»: часто их забирают к себе домой двуногие «коллеги» или же их оставляют жить прямо в цирке — дрессировщики не хотят расставаться со своими воспитанниками.

«Я благодарна защитникам прав животных, потому что миссия у них благородная. Только бороться нужно не против цирка, а против жестокой дрессуры!»

Бессовестные люди есть в каждой профессии, и не стоит ставить клеймо на всех сразу, только потому что вы слышали о беспределе одного из них. Никто не станет выступать против школ, полиции или медицины, хотя кошмарных историй об учителях, полицейских и врачах, пожалуй, даже больше, чем о дрессировщиках.

Екатерина также советует более критично относиться к получаемой информации: одного компрометирующего сюжета (часто вырванного из контекста) достаточно, чтобы вызвать общественный резонанс. И он тем сильнее, чем меньше знают люди.

Серьезный удар по искусству цирков наносят владельцы частных (особенно провинциальных) шапито: в отличие от официального Росгосцирка, они действительно сами устанавливают правила о покупке, содержании и воспитании животных. Что бы такой владелец ни предпринял относительно четвероногого «работника», его едва ли смогут привлечь к ответственности.

Корень зла не только в изуверах-дрессировщиках. Есть множество недобросовестных заводчиков, ветврачей, да и просто владельцев домашних животных, которые заводят четвероногих безо всякой ответственности или желания ими заниматься.

Объединяться следует против подобного обращения с животными, а не цирка.

Цирковые дети переезжают вместе с родителями. «Мама, а в каком мы городе?» — это нормальный вопрос

Дети гастролирующих родителей совершенно спокойно, без сожалений, меняют города, детские сады и школы. Они не знают другой жизни и запросто переезжают каждый месяц в новый «дом». Оформить циркового ребенка в государственный сад — ужасная бумажная волокита. Чтобы не тратить время и нервы, многие оформляются в частные. Те, кто ходит в школу, иногда наверстывают программу во время переездов. Вещи, учебники и игрушки старших ребят в коллективе передаются младшим.

«Наши дети не испытывают мук привязанности, не переживают из-за смены обстановки, их не парят часовые пояса, нет проблем с коммуникабельностью. Из-за частых перемен в окружении они ничего не стесняются и очень легко вливаются в новый коллектив. Нам не нужен период адаптации».

Кто-то скажет, что романтичнее и счастливее детства, чем в цирке, не придумаешь, но едва ли маленькая Саша, как и другие цирковые дети, это осознает: цирк — это всего лишь будни. «Она не знает другой жизни и поэтому не видит ничего необычного в том, что вокруг жонглируют, стоят на руках, пахнет животными, одежда в опилках, ходят бегемоты, верблюды, тигры...»

Екатерина старается соблюдать несколько важных правил в воспитании дочери, например всегда задаваться вопросом, счастлива ли она; не говорить с нею как с ребенком; не пропускать семейное чтение на ночь. И, конечно же, учит общаться с животными.

«Не знаю случаев, когда животное укусило ребенка просто так. Всегда это провокация именно со стороны ребенка: пальчики в пасть, в глаз ткнуть, за хвост потянуть. Научив уважать животное, ценить его спокойствие и уединение, мы в принципе научим ребенка уважению чужого мнения и пространства».

Артистка верит, что примером своего дурного или пренебрежительного обращения со «всего лишь животным» на глазах у ребенка мы портим будущего члена общества. Он вырастет безразличным, не знающим сострадания и жалости.

Блог Екатерины находят полезным и образовательным не только любители цирка, под ее постами часто можно встретить благодарности от тех, кто до недавнего времени относился к цирковой индустрии с большой предвзятостью. Коллеги также выражают признательность артистке за ее старания отстоять доброе имя цирка и показать профессию изнутри.

А заставило ли вас задуматься какое-нибудь из замечаний нашей героини?

Комментарии

Уведомления

>«Не знаю случаев, когда животное укусило ребенка просто так. Всегда это провокация именно со стороны ребенка: пальчики в пасть, в глаз ткнуть, за хвост потянуть. Научив уважать животное, ценить его спокойствие и уединение, мы в принципе научим ребенка уважению чужого мнения и пространства».
.
ДА БЛАГОСЛОВЯТ ВАС ВСЕ БОГИ ЭТОГО МИРА ЗА ЭТИ СЛОВА!
Вот серьезно, я, может, сединами не убелен (хотя походу скоро буду), но достаточно пожил на свете и очень много контактировал со всяким зверьем, что прямоходящим, что "братьями меньшими". И всегда, ВСЕГДА агрессия со стороны животного была ответом на провокацию со стороны человека. Иной раз вообще удивляешься, сколько воспитанный зверь может стерпеть, прежде чем зашипит\залает\укусит невоспитанного хомо сапиенса.
Единственное исключение из этого - больное животное, которое уже просто от боли (или в помешательстве) кидается на все подряд, но вспоминая, как себя ведут больные люди (и слушая рассказы девушки-медика о "культурных" пациентах на приеме) я как-то сомневаюсь, что мы имеем право в чем-то обвинять страдающее животное.

47
2
Ответить
5 лет назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

Не признаю цирки с животными. Это издевательство над ними

20
4
Ответить

Была на выступлении этой труппы в Волгограде (кстати, ходили компанией взрослых, поддерживаю мнение, что цирк - это не только для детей, очень красивые взрослые номера бывают). Неизгладимое впечатление произвел номер воздушной гимнастики, который исполняли, как потом узнала, Екатерина и ее муж - очень красиво и завораживающе. И остальные номера понравились, а животные совершенно не производили впечатление "закабаленных и замученных" - ухоженные и любимые

14
1
Ответить

Меня до трясучки возмущает использование животных в цирках. И я сейчас не затрагиваю аспект плохого с ними обращения - это отдельный котел в аду. Больше всего поражает именно то, что люди не понимают - блин, неестественно для тигра прыгать через горящее кольцо, а для медведя ездить на велосипеде. Даже если этих животных искренне любят и хорошо заботятся о них, даже если они с рождения не знали другой жизни - кто дал, мать вашу, право решать за них участь будущего. И главное, ради чего? Чтобы жалкие людишки пришли и посмотрели. Серьезно?
Цирк - это прекрасное искусство акробатов, жонглеров, канатоходцев, воздушных гимнастов - так сказать ода человеческим возможностям. Но не более того.
Все, что связано с животными - противоестественно, и показывать своим детям животных в цирках - верх ублюдочной морали и маразма воспитания. Туда же контактные зоопарки и передвижные океанариумы.

18
8
Ответить

Вы, видимо, веган. Кстати, кто дал вам право решать будущую участь несчастного салатика? Разве для его естественно плавать в кипятке или томиться на пару?

13
13
Ответить

Хм, если это троллинг, то слишком толстый, если вы всерьез, то путаете теплое с мягким.
Во-первых, нет, ни разу не веган. Без мяса жизнь свою не представляю.
Во-вторых, салатик кипятить - это маразм))
В-третьих, одно дело есть мясо животных для поддержания жизни, и совсем другое заставлять их выступать ради забавы.

9
2
Ответить

Это была проверка адекватности. Извините, конечно, но в современных реалиях без нее не обойтись. Как говориться, все заслуживают быть услышанными, но не со всеми есть смысл дискутировать.
Алсо, давайте сразу оговоримся, что мы будем дискутировать о НОРМАЛЬНЫХ цирках с адекватными работниками, а не о шарашкиных конторах, с которыми, ежу понятно, все плохо. Ок?
Ок! Тогда поехали. Вам не хотелось бы иметь работу, на которой все, что от вас требуется - это играть в игры? И не как киберспортсмены, а как обычный игрок, для собственного удовольствия. И вам за это хорошо платят, хватает на вкусную еду, медобслуживание и кое-какие развлечения. Правда, работа предполагает частые командировки, и иногда жить приходится в клоповниках, но хэй, это временные неудобства, да и по большей части жилье все же на уровне, а?
Думаю, вы понимаете о чем я.
От животных в цирке не требуют ничего сверхъестественного. Тигр прыгает через горящее кольцо? А сами через костер никогда не прыгали? Немного страшновато - да, но по большей части безопасно. А если эти прыжки становятся вашей работой, которую вы делаете изо дня в день, то скоро вы не будете испытывать вообще ничего от этих прыжков. Рутина.
Животных в нормальном цирке всегда хорошо кормят, вовремя прививают и дают витамины. А еще - и тут внимание, пожалуйста! - эти животные всегда имеют физическую и дисциплинарную нагрузку. Тренировки, репетиции, просто потискаться и поиграть с артистами - толстых и ленивых в цирке не бывает. Чего не скажешь про зоопарки и квартиры безответственных хозяев.
А еще в цирке живут очень счастливые звери, на самом деле. Никогда не думали, как цирковая программа выглядит с точки зрения зверя? А-ля того самого тигра: "Прыгнуть через кольцо? Ну ладно, тумба не так далеко... опа! Ну как, нормально? О, мяса дали! Ок, чувак, обращайся, еще дашь - еще раз прыгну!". Звери не идиоты и отлично понимают товарно-денежную политику. Я тебе прыжок, а ты мне мясо - и все довольны, люди получили зрелище, а тигр получил вырезку, за которой в дикой природе пришлось бы побегать день-два, да еще и без гарантии. С собаками вообще все просто - это социальные хищники, их мышление эволюционировало именно для взаимодействий в стае. С точки зрения собаки цирковой номер - это веселая игра в "Саймона", в которой все, кто правильно угадает чего хочет вожак, получают приз. Собаки РАДЫ угодить альфе стаи, а для цирковой собаки это не так тяжело сделать, ведь опять же, ничего сверхъестественного от них не требуют.

13
5
Ответить

Тест на проверку адекватности принят)
Я понимаю вашу точку зрения.
Сравнение с работой, на которой все, что требуется - это играть в игры, конечно, хорошая иллюстрация, но вы забываете один важный аспект. Выбор человека доброволен, выбор цирковых животных - нет. Даже несмотря на то, что они не знали другой жизни и с рождения были воспитаны в этой системе. На поверхности - ради развлечения толпы, по факту - это заработок на них.
Я против именно содержания в условиях, непредусмотренных природой.
Ну и опять-таки, дрессура без системы наказаний или ломки животного - это скорее исключительные случаи. То, что вы описали похоже больше на сферических коней в вакууме - теоретически идеально, на практике как часто встречается подобное?

7
2
Ответить

Ну, давайте не будем путать один-два шлепка по заднице для установления границ дозволенного с избиением, ок? Я своим кошкам тоже пару раз по попе давал веником, когда учил, где можно делать лужи, а где нельзя. Это нормальный воспитательный процесс, который, кстати, звери и в природе тоже проходят - мама-волчица может зарычать и куснуть волчонка (легонько, конечно) если он что-то делает не так, вожак стаи может оттрепать за холку, а то и грызянуть нижестоящего по рангу. Какое-то подобие дисциплинарной нагрузки неизбежно возникает в любом социуме.
Условия, не предусмотренные природой - не значит худшие. Цирковых животных кормят, за ними ухаживают, лечат их если они болеют. Средняя продолжительность жизни циркового питомца выше почти вдвое чем у его диких сородичей, потому что кормежка + уход + умеренные нагрузки. Те же тигры в дикой природе могут сытно поесть хорошо если раз в неделю - в остальное время на обед либо припрятанная ранее (и успевшая подтухнуть) дичь, либо и вовсе ревень и кора с деревьев (да, с голодухи тигр может жрать траву, что совершенно не означает, что ему это полезно или нравится). Про паразитов, болезни и банальные травмы даже говорить не хочется.
Ну а что до выбора... ТЕОРЕТИЧЕСКИ человек свободен в оном. Практически же - все мы знаем, что в 99% случаев работу выбирают не человек, а ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Я хотел всегда быть юристом, но упс, на юрфак не берут - здоровье. Брат мечтал стать милиционером, но упс, пятно на репутации (привод по малолетству, банально связался не с той компанией). Маман имеет корочки технолога общепита, но упс, должности по специальности больше не существует - упразднена, извольте видеть. А сколько еще таких обстоятельств? Деньги на обучение, наличие\отсутствие нужных УЗ в твоем\соседнем городе, наличие\отсутствие родственников на местах, кто может "продвинуть" на место под солнышком, тупо наличие вакансий в конце концов. Родственники со своим "ты должен продолжать династию" в ту же степь.
Поэтому извините, но не смешите мои тапки пафосными речами про свободу выбора.

9
5
Ответить

Давайте не будем путать один-два шлепка воспитательного процесса ради, и дрессировку животного. Почитайте ниже комментарий про цирк Никулина для примера.
Кстати, эта система и для человека работает, ежели интересно, найдите автобиографическую книгу Джекки Чана про его обучение в школе Пекинской оперы, где он описывает, как их муштровали на выполнение всех трюков. Чтобы развить необходимые навыки у детей, их всех били, и не просто рукой по заднице, а бамбуковыми палками. Жестоко? Да. Но только это дало результат.

Вы можете сколько угодно рассуждать про обстоятельства, но если отбросить все условности, у большинства все же есть возможность повлиять на них. Пафосного тут ничего нет - это тяжелый труд. Я не новомодный "коуч-тренер личностного роста" из Майами, который советует маргиналу из Воронежа мыслить позитивно и все само собой получится. Просто частенько люди, ноющие, что в жизни все по блату/за деньги/из-за удачи сами не особо-то упахиваются ради достижения целей.

Не обязательно так остро реагировать, я не собираюсь вам навязывать свою точку зрения)

3
2
Ответить

Знаете, я знаком с кучей народа, кто упахивается до кровавых мозолей. А счастья что-то все нет и нет. И в кресло сел сын сестры директора, который туп как валенок. И выгодный заказ получил кум зама, который в специфике вообще ни в зуб ногой. И конкурсный отбор прошел не Вася, который знает и умеет, а Петя, который дебил, но у которого родители подарили школе пять стареньких компов.
Так что да, не надо.
А еще я знаю, что люди в большинстве своем дрессируются намного, намного хуже животных. Тут надо понимать, что животное на самом деле ХОЧЕТ вам угодить, проблемы возникают в основном на этапе коммуникаций в донесении до него, чего ж именно от него хотят. Мы не говорим на тигрином, увы.
А если животное не хочет вам угодить - то очень просто сделать, чтобы захотело. Угостите вкусненьким, погладьте, убедите что вокруг не враги, и вуаля, зверь внезапно добр и понятлив. Колошматить палкой для этого абсолютно необязательно, и то, что это делали раньше в каком-то неблагополучном цирке в не самое благополучное время, не значит, что это прям распространенная практика в нынешние сытые времена. При Никулине достать нового медведя на замену сдохшему было не особенной проблемой, методик дрессуры было раз-два и обчелся, а про любовь и уважение к братьям меньшим вообще единицы слышали (и я сейчас не про Дурова, который плакал, но все-равно бил). Ну так и? Раньше люди в с копьями за мамонтами бегали и на младенцах опыты ставили, но это же не значит, что мы должны делать так же.
С людьми сложнее. Лучше всего человек разумный понимает дрессировку не кнутом и пряником, а рублем (ну или в случае Ган Шэна - юанем), но поскольку ученика тринадцатой зарплаты не лишишь - приходится прибегать к менее эффективным методам. Опять же, это НЕ значит, что только такой метод единственно возможен, это значит, что либо препод - идиот, либо в силу обстоятельств более эффективная методика неприменима (например, ее еще тупо не открыли).

3
2
Ответить

Поддерживаю Вас. Многие цивилизованные страны давно пришли к запрету использования животных на потеху зрителям.
То,что нам выдали в этой статье это для отвода глаз,как говорится. Никто из дрессировщиков никогда не признается в использовании кнута и будет рассказывать только о пряниках. Если люди идут в цирковую среду, это их выбор,это их позиция. Животные не могут сказать нет и выбрать. К тому же всем известно,что большая часть животных "отработавших" в цирке сдается либо в Российские зоопарки или того хуже - в личные коллекции.
Да и потом, она оговорилась,что мол не могут Цирковые артисты выбирать условия для размещения, хорошо, вы со своими детьми готовы терпеть тяготы и лишения, почему это же должны испытывать подневольные звери, мне не понять .

-
-
Ответить
5 лет назад
Не шумите. Комментарий спит.

Полностью с вами согласна. Если вы хотите прыгать через огонь и ездить на одном колесе, вперед. Но зачем пытать животных заставляя делать очередные трюки. Как то давно гуляя в нашем городе с друзьями мы проходили рядом с цирком , который приехал в наш город. Каким то образом тигр выпрыгнул из своей клетки на крышу их вагончиков и просто лёг. Замученный от всего он никуда не убегал. Мы были в трех прыжках от тигра, он мог спокойно на нас пригнуть (учитывая, что мы были еще и с детьми) Но он спокойно просто лежал,зато все циркачи переполошилась пытаясь его от туда забрать. Несчастное животное настолько устало, что просто хотело побыть в не клетки.

8
3
Ответить
5 лет назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

Недавно читала книгу Юрия Никулина. Там есть глава, посвящённая дрессировщику Филатову. Я просто хочу оставить здесь небольшой фрагмент.
"Хотелось бы мне написать, что король дрессировщиков с любовью и нежностью относился к своим питомцам. Но если бы он относился к своим медведям только с нежностью и любовью, то, я это понимаю, он никогда бы не создал своего замечательного аттракциона. Надо преодолевать сопротивление животного, ломать его волю и во что бы то ни стало заставлять выполнять тот или иной трюк. Животное должно чувствовать, что человек сильнее, хотя это иногда и заканчивалось трагически.
Помню, как все в коллективе переживали гибель талантливого медведя по кличке Мальчик.
В некоторых городах Мальчик на представлениях проделывал сложный трюк: его поднимали на аппарате под купол цирка вместе с воздушным гимнастом. Аппарат вращался по кругу, и медведь вращался, держась за зубник. Трюк «зубы в зубы» – с одной стороны медведь, с другой – артист – имел успех.
Когда наш коллектив ставил пантомиму «Приключения поводыря с медведем», то по ходу спектакля Мальчик должен был откидывать крышку котла в походной кухне и залезать в него. По сюжету повар приходит брать кашу, открывает Крышку котла, а оттуда – медведь.
Залезать в котел (на репетициях использовали бочку) Мальчик научился быстро. На дно бочки клали сахар или мед, и медведь с удовольствием залезал, чтобы полакомиться. Но как только бочку закрывали крышкой, медведь с диким ревом рвался наружу. Видимо, его пугала неожиданная темнота. Как только дело доходило до этого трюка, мальчик становился беспокойным, и в конце концов однажды его пришлось силой посадить в бочку и прикрыть крышкой. Медведь сначала заревел, забился, а потом затих. Решили, что он привык к темно-те. А когда сняли крышку, увидели: медведь весь дрожит, и изо рта у него идет пена. Срочно вызвали ветеринара, который, осмотрев Мальчика, сказал:
– Вы довели медведя до нервного потрясения.
Мальчику тут же сделали укол, но это не помогло.
Медведь умер от разрыва сердца. После этого Филатов несколько дней ходил сам не свой."

15
-
Ответить

Книга Никулина великолепна. Прочитала ее лет 15 назад, и с тех пор перечитывала огромное количество раз. Про цирковое искусство, особенности, работу, там написано очень интересно и подробно. Только вот цирк я не люблю. Уважаю людей, которые там работают за их большой труд, но не люблю этот вид искусства совсем.
И животных, особенно тех, что по природе дикие, действительно жаль. Хотя, в цирк они чаще всего попадают не с воли. Но все равно, развлечение за счет животных мне не понятно и не приятно.

4
-
Ответить

Да, книга прекрасна, мастерски написанная и оставляющая очень неоднозначное впечатление. Я тоже цирк не люблю, а в данной дискуссии сразу в памяти всплыла эта цитата: "Надо преодолевать сопротивление животного, ломать его волю и во что бы то ни стало заставлять выполнять тот или иной трюк". В этом вся суть цирковой дрессуры. Речь, конечно, не идёт о цирковых собачках, которые по природе своей с удовольствием выполняют все команды.

8
-
Ответить

ненавижу и цирки и зоопарки..издевательство над животными в любом виде отвратительно
не водите на эти "шоу" детей, финансировать живодерство нельзя!

6
4
Ответить

Я обожаю цирк, испытываю чистый детский восторг, когда смотрю выступления воздушных гимнастов, акробатов, жонглеров... Но животные...
Пару лет назад ходили на выступление труппы Мстислава Запашного. Первое отделение было великолепно: сложнейшие номера, блестящее исполнение. Всё было очень круто. И уйти нужно было после первого отделения.
Во втором были тигры и львы. Очень красивые, холёные, лоснящиеся. В свете новых веяний в дрессуре использовались палки с электроразрядом. Звери выполняли сложнейшие трюки. Но их затравленный взгляд помню до сих пор. Не стоит оно того.
Люблю цирк, но из-за животных хожу только на Дю солей :(.

5
-
Ответить

Дю солей ! согласна полностью, акробаты, трюки, риск...дух захватывает..
Запашный - живодер

2
-
Ответить

А мне просто не интересно как животные с ноги на ногу переступают или по тумбочкам прыгают. А не потому что мне животных жалко. Простите))

-
-
Ответить

Сейчас я тоже с бОльшим удовольствием посмотрю яркие шоу гимнастов, силачей и акробатов, а вот в детстве наоборот не могла дождаться второго "звериного" отделения :) И всегда просила покупать билеты поближе к манежу, чтобы получше рассмотреть "зверушек". Так интересно было впервые увидеть медведя, льва, обезьянку, даже привычные собачки приковывали взгляд.
А еще припоминаю, была у меня детская книга, названия и автора, увы, не могу вспомнить, про будни циркового дрессировщика. Так увлекательно было читать и никакого плохого обращения с животными не усматривалось. Наоборот, запомнилась любовь человека к своим питомцам, переживания за них, радость от обучения и т.д.
И вообще, любую ситуацию можно повернуть черной и белой стороной, расставить нужные акценты, подменить понятия и извратить смысл вплоть до холивара.

1
-
Ответить

Похожее