У нас в городе живет один замечательный старичок, который находится в каком-то дальнем родстве с Ольгой Хохловой и у него сохранились фотографии и письма, связанные с этой парой.
Я когда-то был с ним знаком по работе, но не знал об этом, к сожалению.
Пикассо много лет подряд рисовал свою жену Ольгу, и по картинам видно, как менялось его отношение к ней
Если бы Пабло Пикассо и Ольга Хохлова были современными селебрити и давали интервью
журналистам скандальных газет, то на вопрос о причинах расставания они могли бы ответить так: «Непримиримые разногласия». Атеизм и религиозность, темперамент и меланхолия — во всем, даже во вкусовых пристрастиях и поведении в быту, супруги сильно отличались друг от друга. Кроме того, почти все окружение Пикассо недолюбливало Ольгу, а его мать лично отговаривала ее от свадьбы.
Мы в ADME хотим поделиться с читателями историей любви, которая в очередной раз доказывает, что красота в глазах смотрящего.
День свадьбы Пикассо и Хохловой. Молодожены позируют на фоне афиши балета «Парад».
26-летняя балерина и 35-летний художник-авангардист познакомились на работе. В
какой-то степени можно считать, что это был служебный роман.
В военном Париже (шла Первая мировая война) должна была состояться премьера новаторского балета «Парад». Его создатели планировали хорошенько эпатировать публику. Ольга Хохлова участвовала в репетициях в составе труппы всемирно известного Русского балета Дягилева, а Пикассо работал над созданием оригинальных декораций и костюмов к «Параду».
Среди кордебалета танцовщиц глаз художника мгновенно выбрал самую
привлекательную музу — и Пабло ринулся в ухаживания со рвением тореадора.
«Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане», 1919–1920 гг.
Первое время Ольга довольно сдержанно воспринимала ухаживания Пикассо, говоря о том, что такая настойчивость компрометирует ее. Роль деликатной свахи взял на себя Дягилев, растолковавший страстному ухажеру, что русские девушки, в особенности из хороших семей, не бросаются безоглядно в интрижки. Пикассо с таким усердием последовал его советам, что через год они с Ольгой уже расписались в Париже, и даже обвенчались (по настоянию невесты) в местном православном соборе. Пикассо этого было недостаточно, и он предложил брачный договор, по которому половина всех доходов художника принадлежала бы его обожаемой жене.
«Портрет Ольги в кресле», 1917 г.
Свадьбе предшествововал неприятный инцидент. Будучи хорошим сыном, Пабло решил поделиться своей радостью с матерью и представить ей Ольгу. Сеньора Пикассо отнеслась к ситуации без излишней радости, не преминув сообщить будущей невестке, что ее сын — плохой выбор, потому что не сможет сделать счастливой ни одну женщину. Дескать, Пабло озабочен только собой. Но кто из влюбленных когда-либо обращал внимание на предостережения такого рода?
«Портрет Ольги Хохловой», 1918 г.
После свадьбы молодожены поселились в новой 2-этажной квартире. Ольга больше не занималась балетом, отчасти из-за недавней случайной травмы ноги, отчасти из-за нового статуса жены. Спустя год после начала семейной жизни Пикассо получил письмо от Дягилева, в котором тот призывал Пабло приехать в Лондон и заодно справлялся о его второй половине:
«А Ольга? Неужели она навечно распрощалась с искусством танца? Это весьма печально! Мясин сожалеет об этом как хореограф, а я — как бывший поклонник».
Но мадам Пикассо уже вошла во вкус и направила вектор своего внимания на домашний
очаг. Друзья художника, привыкшие к его богемному образу жизни, с изумлением
наблюдали на Пикассо дорогие костюмы с иголочки, золотые часы, а также почтительного шофера за рулем его машины и идеальный порядок в доме. Вернее, в одной части дома, на 1-м из 2 этажей. На 2-м Пикассо обустроил свою мастерскую, где весьма темпераментно подходил к вопросам аккуратности. На 1-м же этаже дома царили элегантность, безупречный стиль и идеальная чистота — там всем заведовала Ольга.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в мастерской, 1919 г.
Как и любой талантливый человек, Пикассо питал слабость к экспериментам, новым формам и находился в постоянном поиске вдохновения. Можно сказать, что тот его образ жизни, красивая жена-аристократка, костюмы, дворецкие, шоферы, породистые собачки — все это был своего рода эксперимент. Новая форма творчества, жизнь как искусство. С этим совпало его свежее увлечение неоклассицизмом. Среди биографов популярна история о том, как однажды Ольга, взглянув на картины мужа, сказала, что хочет узнавать свое лицо на его портретах, и якобы после этого Пикассо ради нее умерил тягу к авангардизму в пользу более привычных форм.
«Портрет Ольги», 1919 г.
Ольгу тоже нельзя было упрекнуть в заурядности интересов. Ее внук Бернар Руис-Пикассо (основатель Фонда поддержки искусства FABA, президент Музея Пикассо в Малаге) вспоминает сегодня, как его бабушка не побоялась уехать из родного дома в достаточно юном возрасте, оставив всю семью в России, получила работу в модной и востребованной тогда труппе Дягилева, дружила с Коко Шанель — словом, была яркой, умной женщиной, открытой всему новому.
Семейная жизнь супружеской пары протекала поначалу довольно плавно и омрачалась лишь тревожными письмами из России. В 1919 году Ольга получила известие из дома о том, что ее отец, генерал царской армии, пропал без вести, братья воюют на фронтах Гражданской войны, а ее мать и сестра голодают. Она посылала им деньги и картины мужа в надежде, что это поможет пережить тяжелые времена, но почта работала из рук вон плохо, и не было никаких гарантий, что посылки дойдут до адресата.
На этом этапе их брака Пикассо часто рисует Ольгу задумчивой и грустной, погруженной в свои мысли. Но не потому, что его вдохновляет печаль и он вынужден просить жену сделать серьезное лицо во имя искусства, а потому, что в те времена таким было самое частое настроение Ольги.
«Сидящая женщина (Ольга)», 1920 г.
Отдушиной для Ольги и новым источником вдохновения и гордости для Пикассо стал их сын Пауло. Мальчик родился в 1921 году. Благодаря ему Ольга ожила: на картинах и фотографиях того времени она улыбается и выглядит счастливой. Отец семейства пишет очень много нежных портретов жены и маленького сына.
«Мать и дитя», 1921 г.
Спустя некоторое время Пабло то ли уже наигрался в «приличного» буржуа, то ли устал от насмешек друзей по поводу его образа жизни, но в семье художника и бывшей балерины начался разлад. Бесконечные светские рауты и званые ужины успели наскучить Пикассо, к тому же, по его мнению, Ольга слишком увлеклась сыном: она чересчур опекала и баловала его. Всю неприязнь к жене Пабло начал вымещать в картинах. Его раздражала ее любовь к модным нарядам, круг ее общения и даже образ мыслей.
«Портрет женщины с горностаевым воротником (Ольга)», 1923 г.
В январе 1927 года Пикассо познакомился с 17-летней Марией-Терезой Вальтер, и негласный титул музы от Ольги перешел к ней. Несколько лет спустя тайное стало явью. Вальтер родила Пикассо дочь. Узнав о двойной жизни мужа, Хохлова забрала Пауло и немедленно уехала. Пикассо попытался развестись, но брачный договор, который они подписали много лет назад, обязывал его поделить имущество поровну. Художник отказался отдавать часть своих работ, к тому же возникли некоторые проволочки в бракоразводном процессе, а потому Ольга так и осталась его законной женой до самой своей смерти в 1955 году.
«Женщина в шляпе (Ольга)», 1935 г.
После их расставания репутация и здоровье Ольги сильно пострадали. Сам Пикассо не раз нелестно отзывался о ней, особенно на фоне скандалов и сцен ревности, которые устраивала ему обманутая жена. Хохлова же, чувствуя себя преданной, одно за другим писала ему письма, полные обид и переживаний, отсылала Пикассо фотографии сына и даже могла идти за ним по улице, крича вслед: «Ты напрасно делаешь вид, что я не существую!»
Пока и балерина, и художник были живы, общественность сочувствовала Пикассо. Его харизма и успехи в творчестве заставляли забыть о том, что у любой медали есть две стороны.
Кстати, Мария-Тереза Вальтер недолго была вдохновительницей Пабло. Музы сменяли одна другую, а иногда даже сталкивались лицом к лицу не без участия самого художника. Его пассия Франсуаза Жило в мемуарах цитирует слова Пикассо о том, что произошло, когда Вальтер и Маар (тоже любовница Пабло) настояли, чтобы он сделал выбор между ними: «Лично меня все устраивало. Я сказал, что им придется за меня побороться. Ну а они начали драться. Это одно из самых моих любимых воспоминаний».
А как вам кажется, был ли у этой истории шанс закончиться красиво?
Комментарии
Xoтитe cделать cвoe тeлo кpacивым кaк у спopтcмeнов? 3нaкoмый paccказaл как пoдкaчать тeлo не xодя в тpeнaжёpку и нe сидя на изнуpитeльных диeтах, пoвepьтe этo caмый инновациoнный и дeйcтвенный спocoб. вoт мой peзультaт зa двe недeли (извинитe за cпам)! ---- http://tiny.cc/meblog
Классическая история, в принципе.
Паблик был обычным мудилой. Однако.
Это вы сделали вывод по этой статье? Никого не оправдываю, но все это как-то однобоко.
Какие будут ваши доказательства?
Доказательства нужны тому, кто делает подобные категоричные заявления.
Что именно?
А вы считаете, что достаточно прочесть всего лишь одну статью, чтобы делать подобные выводы?
Нет. Я говорил о категоричности суждений, для которых нет достаточных оснований.
Даже его собственная мать не советовала выходить за него замуж. Какие вам еще основания нужны?))))
А где здесь однобокость, если даже его слова приведены? Ему нравилось, что бабы за него дерутся. Это уже о многом говорит.
Кобель
Хорошо и интересно начали, но как будто не закончили историю.
Хотелось узнать больше про их судьбы после расставания. От чего умерла Ольга? Что стало с их сыном? Может были какие-то письма или мемуары.
А материал обрывается и вообще заканчивается на драке любовниц, хотя начиналось про отношение Пикассо к жене в картинах.
Эпизод с дракой баб из-за Пабло говорит о нем больше, чем все его картины)
жаль, что никто его не нарисовал...
Может, сам Пикассо и нарисовал, только никто не понял, что это драка:))
До конца жизни она писала ему письма каждый день.
К сожалению, некоторым женщинам свойственна такая фанатичная любовь.
Ключевое слово - "фанатичная". У меня подруга с такой же фанатичной любовью за год похудела на 30 кг (хотя толстой не была) и ударилась в религию (тоже фанатично, могла ночью подняться и ехать у церкви постоять). Еле вывели ее из этого состояния.
Прочитала комментарии, и стало интересно прочитать саму статью. До этого только картины посмотрела )
Была в прошлом году на выставке в Пушкинском музее "Пикассо&Хохлова". Там картин больше представлено было, в том числе "Минотавр с телегой": Минотавр (Пикассо) тащит в телеге убитую лошадь (Хохлова) и жеребенка (их сын). Т.е. он осозновал, что не прав. Но также по другим картинам видно, что он ненавидел за это не себя, а жену.
Жалко Ольгу, хотела нормального мужика, а получила ХУДОжника.
Она хотела художника и получила. Он никогда не был «нормальным» мужиком, если бы она и хотела такого, нашла бы.
Не зря он мне никогда не нравился)))
Ох не зря! )))
Все творческие-творческие мужчины более или менее мудаки ;)
С интересом прочитала и получила удовольствие от слога, автору респект! Я не знала этих фактов из жизни художника, так что просветилась)) Немного удивлена поведением аристократки Ольги после расставания: не очень-то много достоинства в том, чтобы волочиться за бывшим мужем.
мдаа, судя по изложенным в тексте фактам (не знаю, конечно, насколько они достоверны), отвратным типом был этот товарищ Пикассо
Не так давно был на выставке, как раз посвящённой сией теме. Действительно, работы Пикассо, представленные на выставке хорошо демонстрируют изменение отношения к своей жене. Но что в статье не понравилось, так это однобокость. Ситуация отношений Хохлова-Пикассо очень болезненная и сложная, здесь надо глубже копать. Но в принципе статья информативна, хорошо написана и вообще понравилась.
Типичный нарцисс. Терпеть его работы не могла ещё со времён учебы в художественной школе.
очень жалко стало женщину. Несправедливо то, что она была вынуждена бросить карьеру ради семьи, а он продолжил. Теперь у меня есть причина, чтобы говорить, что я не люблю творчество этого ху*дожника
.... а позади, не внемля укоризне.., стоял мудак (в смысле мужик), душа летела ввысь! Как ни крути, а ведь впервые в жизни...из-за него две бабы подрались.....
кстати, эта фраза действует и наоборот: как художник он, может, и потрясающий, но человек - ...!
p. s. никого не пытаюсь в чём-то убедить, моя позиция нейтральна) просто забавный факт)
это да, я с вами согласна
хотя иногда прям лучше бы и не узнавать, настроение себе не портить почём зря)
Один замечательный человек, архитектор, художник, к тому же талантливый политик участвовал в первой мировой войне, записался добровольцем на фронт и отважно сражался за Родину. Был ранен, но после лечения вернулся на фронт. Потом контужен, потерял зрение. Но он не отчаялся и через несколько лет, вернув себе зрение, пришёл к власти в своей стране за которую отчаянно сражался и совершил экономическое чудо, выведя свою страну из состояния голода и разрухи. Прекрасный человек, неправда ли?
Ещё раз перечитайте свой комментарий. Уделите, пожалуйста, особое внимание на момент про «нравились-разонравились».
А вы, случайно, не в федеральных СМИ работаете? Больно уж хорошо вы умеете в демагогию.
Кому-то нравились картины Пикассо? Еще парочка самых известных работ Дали, да, интереесны многим - "Постоянство памяти", "Венера" - интересная аллегория. Но кому нравились карикатуры Пикассо? Кому-то нравились, раз такой известный.
Мню-не мню, какая разница. Если вам нравятся, не значит, что всем нравится.
"AdMe не стоит писать разоблачающие статьи, а то люди читают и им сразу перестает нравится искусство разоблачаемого. Нравились картины - разонравились."
Смешно... Ха ха ха...
Тут и добавить нечего. Два вывода: Любовь зла. Бабник женится, если иначе пассию не может уложить в постель.
З,Ы, На картину "Драка двух профуренций" , наверное, было бы любопытно глянуть.
пикассо был очередным псих больным мудилой