6 шагов, которые помогут разобраться в классической музыке и даже полюбить ее

2 года назад

Классическая музыка многим людям кажется скучной и устаревшей. Но это вовсе не так. На то она и классика, чтобы люди обращались к ней вне зависимости от времени и своих вкусовых предпочтений. Но чтобы начать получать истинное наслаждение от музыки на века, нужно уметь правильно ее слушать и хоть немного различать композиторов.

Мы в AdMe.ru решили научиться разбираться в классике и отыскали дельные советы от музыковедов и исполнителей, которые помогут в этом и вам.

Слушать музыку вживую

Однажды оказавшись в филармонии, сложно уйти оттуда равнодушным, ведь живая музыка — это то, что понятно людям различных национальностей. Так что в первый раз классику стоит слушать именно в живом исполнении.

Лучше всего ходить на концерты с друзьями, чтобы потом обменяться впечатлениями и порассуждать. Многие композиторы задумывали свои произведения таким образом, чтобы людям хотелось их обсудить и рассказать о них другим.

Создать соответствующий антураж

Когда слушаете музыку дома, создайте особую атмосферу: с расслабляющим напитком, вкусными закусками, никуда не торопясь и ни на что не отвлекаясь.

Правильно подобрать произведения

Гуру музыковедения предлагают разные методы подбора классической музыки для новичков, чтобы ознакомление было и эффективным, и приятным. Предлагаем вам узнать о некоторых из них.

Вы можете выбрать для себя какой-то один или совместить несколько.

Метод № 1: Великая тройка

Бах, Моцарт и Бетховен — это базис и основа классической музыки, они понятны всем. Так что логично будет начать погружение в классику именно с них.

Вообще, стоит начинать ознакомление с лучшего, что создано тем или иным композитором. Это касается любых музыкантов.

  • Моцарта можно включать всегда и везде, и он обязательно подарит ощущение чистоты. Попробуйте начать с этих произведений:

Lacrimosa из «Реквиема»

Симфония № 40

Концерт № 23 (2-я часть)

Турецкое рондо

Соната для скрипки и фортепиано № 21

  • У Баха стоит начать с произведения «Страсти по Матфею» — от него будет очень трудно оторваться.

Страсти по Матфею

Бранденбургские концерты

Хорошо темперированный клавир

  • Бетховена стоит обязательно слушать тем, кого привлекает симфоническая музыка. А вот к Лунной сонате пианист Ростислав Кример советует обращаться в самую последнюю очередь: по словам музыканта, сейчас она изъезжена и извращена, ее сложно услышать «чистым ухом».

Симфонии (лучше начинать не с самой известной 9-й, а последовательно — с 1-й)

Концерт для скрипки с оркестром

Лунная соната (Соната для фортепиано № 14)

Людвиг ван Бетховен на прогулке.

Метод № 2: Хронологический

Оперный певец Дэвид Ли предлагает подходить последовательно к знакомству с классической музыкой и обязательно учитывать контекст.

Размах Симфонии № 3 Бетховена просто сбивал слушателей того времени с толку, ведь до нее сонаты никогда еще не были такими длинными. И нам, людям, которые уже слышали Вагнера, нужно обязательно держать в уме этот контекст, чтобы суметь поставить себя на место аудитории того времени.

Сегодня слушателей волнует в основном мелодия, но в упомянутой Симфонии № 3 (ее еще называют «Героической») суть вовсе не в этом: публику того времени восхищало именно то, как Бетховен обращается с формой. Так что если вы научитесь воспринимать музыку так, как ее современники, она непременно вас поразит.

Полезно перед прослушиванием произведения ответить на вопросы: когда и где композитор написал это произведение? что происходило в то время в том месте? что он хотел сказать и выразить? Перед симфоническим концертом предлагаются программки, которые содержат нужную информацию. Также существуют качественные документальные фильмы, которые рассказывают о жизни и творчестве выдающихся композиторов. В конце концов, можно прочитать несколько строк о музыкальном произведении в интернете.

Последовательный метод также предполагает, что вы станете прослушивать композиторов в хронологическом порядке, двигаясь от эпохи к эпохе.

К слову, это необходимый инструмент для понимания любого вида искусства. Как это работает в живописи, мы уже рассказывали здесь.

Метод № 3: Эмоции, темперамент, предпочтения

Можно попробовать соотносить музыку с собственными эмоциями, переживаниями и настроением. И выбирать тех композиторов и произведения, которые близки вам по духу и говорят на понятном вам языке. Чтобы было проще сориентироваться, можно поначалу опираться на следующую условную классификацию.

По темпераменту:

  • Для холериков

Произведения В. А. Моцарта

С. Прокофьев «Наваждение»

  • Для флегматиков

К. Дебюсси «Лунный свет»

  • Для меланхоликов

Подойдет Ф. Шопен:

Концерты для фортепиано № 1 и № 2

Все прелюдии

Баллады № 1 и № 4

Этого композитора также можно слушать тем, кому хочется фортепианной музыки.

  • Для сангвиников

Этим людям может подойти все что угодно.

Р. Вагнер («Полет валькирий», «Кольцо нибелунга», «Тангейзер»)

Д. Шостакович (Симфония № 5)

И. Брамс (4 симфонии: № 1 c-moll op. 68; № 2 D-dur op. 73; № 3 F-dur op. 90; № 4 e-moll op. 98, Соната для скрипки и фортепьяно № 3, «Венгерские танцы»: № 1, № 5)

И. Стравинский (балет «Весна священная»)

По типу занятия

  • Для отдыха

Любая музыка заставляет думать, а отдыхая, нам хочется расслабиться. Но если вы все же хотите и отдохнуть, и развить свой вкус в классической музыке, попробуйте послушать Ф. Шуберта — он очень светлый (Экспромты № 2 и № 3). Подойдут также и вальсы И. Штрауса.

  • Для машины

В автомобиле здорово слушать Л. ван Бетховена — его симфонии энергичные и под них точно не уснешь. Также подойдет П. И. Чайковский (Концерт № 1, Симфония № 6, цикл «Времена года»). Вообще, Чайковский очень близок русской душе и слушать новичку можно практически все его произведения.

Выбирать качественное исполнение

Конечно, новичку следовать этому совету не так-то просто, ведь как отличить, где хорошее исполнение, а где посредственное? И все же к этому стоит стремиться: просить сведущих людей советовать исполнителей и оркестры, читать и искать информацию самому. Музыканты из Берлинской филармонии, Лондонского симфонического оркестра, Венского филармонического оркестра, а также Г. фон Караян, П. Бадура-Скода, А. Брендель, В. Ашкенази и другие однозначно подарят вам незабываемые впечатления и сформируют хороший вкус.

К слову, стоит избегать знакомства с классикой в обработке. Ведь настоящее искусство — это всегда оригинал.

Не игнорировать оперу

Стоит время от времени включать в свой плей-лист оперные арии (например, из опер Верди, Пуччини, Чайковского) и даже целые оперы. Это красивая и доступная музыка. Лучше всего слушать на понятном вам языке.
Кстати, в этом списке мы уже предлагали произведения, разбитые на категории, в том числе и оперы, которые будут полезны тем, кто только начинает знакомство с музыкальной классикой.

Прослушать теоретические курсы

Если вы решили всерьез овладеть обширными познаниями в области классической музыки, нелишним будет проштудировать соответствующую литературу. На русском языке можно прочитать «Кратчайшую историю музыки» Дарена Хенли, «Неполную и окончательную историю классической музыки» Стивена Фрая и «Когда можно аплодировать? Путеводитель для любителей классической музыки» Даниэля Хоупа.

И напоследок: обязательно посмотрите чудесную 20-минутную лекцию дирижера и музыковеда Бенджамина Цандера о том, как полюбить классическую музыку.

Конечно, этот список далеко не полный, и, чтобы досконально разобраться в классической музыке, мало следовать этим рекомендациям. Но вот заинтересоваться и даже искренне влюбиться в нее вполне возможно. Если у вас есть свои методы для того, чтобы начать понимать классику, делитесь ими в комментариях.

Фото на превью PacificCoastNews / East News, wikimedia

Комментарии

Уведомления

Честно говоря, я не очень уверен в том, что кто-то может фактически заставить себя полюбить классику. Тут все очень просто - либо ты влюбляешься в нее с первых нот, либо она так навсегда и останется для тебя скучной и неинтересной.

8
-
Ответить

Заставить себя, наверное, и правда не получится, но вот если очень уж хочется заставить кого-то из своего окружения разделить с тобой увлечение классикой, то советы вполне дельные. И ссылки тут же - удобно! Словом, мне материал понравился. Спасибо авторам!

1
-
Ответить

Собственно, я и не говорю, что материал плох. Невозможно заставить разделить увлечение, можно заставить слушать, а это, согласитесь, далеко не одно и то же.

2
-
Ответить
5 лет назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.

А можно просто слушать ту музыку, которую уже любишь, и не пытаться полюбить то, к чему душа не лежит. Только потому, что это классика, а классику, типа, все должны любить

5
-
Ответить

мб просто не стоит начинать сразу с получасовых симфоний? несколько коротких арий вперемешку с привычной музыкой для начала...
(я с маршей начинала. люблю ритмичную музыку, в любом жанре)

-
-
Ответить

И зачем так мучиться? Либо ты любишь, либо нет. И если вот не твоё это, надо уметь честно признаться себе в этом и не пытаться подстроиться под мнение снобов.
И не может быть вся классика по умолчанию хороша.
Почему-то никому не придёт в голову писать руководство "Как научиться понимать тяжёлый рок".
Кстати, сейчас есть такое понятие как "современная классическая музыка". Или "инструментальная" музыка. Это не обработка классики, но мелодии, похожие на классические, но с более современным звучанием.
И вообще, почему это классика в обработке - это фу-фу-фу? С неё и началось моё знакомство с классикой. Любой путь хорош, если он поможет найти что-то любимое.

3
-
Ответить

Потому же, почему "фильмы низзя смотреть с дубляжом, только в оригинальной озвучке". Истинный сноб всегда знает, что "Х - это фу-фу-фу, только Y". Вместо Х и Y подставьте любое субъективное мнение

4
-
Ответить

Полностью согласна насчет того, что либо любишь, либо нет. Я вот абсолютно не музыкальный человек. Поэтому музыку я почти не слушаю. Никакую.

-
-
Ответить

Не думаю, что нужно мучиться – заставить себя любить что-то или кого-либо совершенно невозможно и бессмысленно. Скорее статья для тех, кто ещё не сталкивался особо с такой музыкой или не определился в своём отношении.
А руководство можно написать к чему угодно, я бы и про рок почитала. Не любитель, но смогла бы поговорить с любителями оного в окружении и хоть как-то понять их :)
С классикой в обработке тоже не согласна, мне в свое время нравился Гаретт и поэтому я слушала произведения и в оргинале, чего бы не стала делать без него.
А в другое время я могла плакать слушая оригинальные струнные квартеты Бетховена. И таки большинство классических произведений оставляет меня равнодушной, но знать хотя бы основные и немного истории музыки, конечно, стоит.

-
-
Ответить

А я через Ванессу Мэй (которую в статье заклеймили) пришла к Временам года Вивальди. И ох как они мне понравились! Тут недавно довелось послушать вживую, да ещё в Мариинке. Чистое наслаждение)
Хотя для настоящих эстетов это, конечно, голимая попса в классике.

1
-
Ответить

Что-то сразу вспомнилось из Тимура Шаова:
Я поставлю детям Баха, я им Моцарта поставлю,
Я с ремнем в руке к искусству приобщиться их заставлю,
Станут взрослыми ребятки и "спасибо" скажут папке,
Ведь по попке тоже важно,
Чтоб растить нормальных граждан!
...
Ну полюбите вы классику после прохождения этой программы "Сколько-то там шагов", но разве любовь к кому и чему угодно не должна рождаться просто, естественно и сама по себе, сразу от сердца?

1
-
Ответить

Не думаю, что любовь кому-то что-то должна, пути её неисповедимы и разнообразны :)

-
-
Ответить

Я люблю классику с детства, но мне сложно её просто слушать, особенно Прокофьева. Я занималась балетом, сейчас контемпом (в качестве хобби), и ноги-руки сами идут в позиции и "в пляс", но делаю я это весьма посредственно и когда никого дома нет))

-
-
Ответить

Вот компромисс:
https://www.youtube.com/watch?v=DcFpvolRN3w
https://www.youtube.com/watch?v=uT3SBzmDxGk
https://www.youtube.com/watch?v=L051v3NC0F4
Прям вот супер, рекомендую!

1
-
Ответить

О да! Вот примерно это я и имела в виду, говоря о классике в обработке. И современный вариант имеет право на жизнь, и, глядишь, оригинал послушаешь потом.
Не очень люблю песню Despacito, но в варианте ребят она прям зашла:
https://m.youtube.com/watch?v=D9LrEXF3USs
Ещё на них похожи The piano guys. Впрочем, вы наверняка и про них знаете)

1
-
Ответить

К вопросу о классике в обработке.
Предлагаю её любителям ознакомиться
https://youtu.be/Ahx6lvRTPgw
Эдакий чиллаут-вариант Баха)
Аниме иногда выдаёт интересные штуки.

1
-
Ответить

Размах Симфонии № 3 Бетховена просто сбивал слушателей того времени с толку, ведь до нее сонаты никогда еще не были такими длинными. - апофеоз идиотизма и бескультурья.

1
-
Ответить

Похожее