"Место встречи изменить нельзя"
"Дни Турбиных"
"Ищите женщину"
Как снимались легендарные советские фильмы (После такого их не грех еще раз посмотреть)
Советские картины снимались в условиях цензуры, дефицита, ограниченного бюджета и оттого получались еще прекраснее. Например, из «Иронии судьбы» хотели вырезать сцены в бане, аэропорту и драку, а на роль Жени Лукашина претендовал Андрей Миронов. За каждым фильмом, получившим награды и всенародное признание, стоит огромная режиссерская работа, старания всех участников съемок и талантливые импровизации актеров, чьи фразы стали крылатыми.
ADME разделяет любовь к культовым картинам советского кино и смог разыскать интересные детали в нескольких из них.
Старик Хоттабыч
- Леша Литвинов завершал учебу в 5-м классе, когда в его школу пришли из «Ленфильма» и отобрали несколько ребят для кинопроб. На роль Вольки в комедии выбрали другого мальчика, но спустя месяц режиссер понял, что Литвинов подходит больше. И его пригласили снова.
- Волька по сюжету блондин, и Литвинову осветлили волосы с помощью перекиси водорода.
- На роль Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин. Режиссер выбрал одесского актера Николая Волкова, малоизвестного, но в гриме он идеально подходил на эту роль.
- Когда снимали фильм, никто не знал, какого цвета должны быть бананы. Их сделали из папье-маше и покрасили в зеленый.
- Спецэффекты в фильме были на уровне с Голливудом. Для картины разработали специальную камеру, пленку, проявочную машину (этим занимался НИИ телевидения).
- Сцена, где старик Хоттабыч помогает футбольной команде, снималась при участии настоящих футболистов, но картонных зрителей — ими заполнили трибуны. Крупные планы зрителей-болельщиков снимали уже на людном стадионе.
- Вместо мороженого Хоттабыч ел творожные сырки — никто не хотел, чтобы актер простудился. Побочным эффектом такого решения было то, что Волков видеть не мог творожные сырки всю оставшуюся жизнь.
Москва слезам не верит
- Многие, в том числе члены съемочной группы, считали фильм слишком уж «дешевой мелодрамой», и Меньшову приходилось преодолевать сопротивление. Это была его вторая режиссерская работа.
- На роль Кати он приглашал Анастасию Вертинскую, Ирину Купченко и Маргариту Терехову, но они все отказались.
- Родители Натальи Вавиловой, которая должна была сыграть роль Александры, запретили ей сниматься в этом фильме: они видели ее будущее в дипломатии. Уговорил их Алексей Баталов, придя с режиссером картины к ним в гости.
- Алексей Баталов вначале вежливо отказался от роли Гоши. Режиссер уже решил звать Вячеслава Тихонова (Штирлица), но ночью ему позвонил Баталов, сказав, что прочитал сценарий еще раз и передумал.
- Фильм купило более 100 стран мира. Так, США приобрели право показа за $ 50 тыс., заработав на нем за год $ 2,5 млн. При этом сценарий ленты занял лишь 3-е место на московском конкурсе, никто из режиссеров-тяжеловесов не согласился его экранизировать. Меньшов ввел новых героев и переписал часть сцен.
- Режиссер посчитал, что звонок и сообщение о том, что картина получила «Оскар», — это первоапрельский розыгрыш. Но затем его пригласили в Госкино и поздравили. Из страны на церемонию вручения Меньшова не выпустили, и «Оскар» получал представитель посольства. Режиссеру дали ее подержать, но в итоге он «попросил оставить статуэтку хотя бы на ночь дома» и не вернул.
- Вера Алентова получила много писем из разных стран, в том числе из Канады, Франции, даже Анголы и Гвинеи. В них женщины писали: «Это я, это история про меня». Судьба условной Кати оказалась намного шире, чем предполагали во время съемок: «Я думаю, что такое же завоевание проходит любая девушка, попадая в столицу в абсолютно любой точке земного шара», — сказала актриса.
-
Рональд Рейган посмотрел фильм не менее 8 раз, как раз перед встречей с Михаилом Горбачевым. Таким был способ американского президента разобраться в том, что такое русская душа.
Служебный роман
- «Сейчас зачешу себя поуродливей — и в кадр!» — с такими словами вышла на съемочную площадку Алиса Фрейндлих, лично пересмотревшая все платья костюмерной в поисках самого страшного, подходящего для Калугиной. «Только очень большая актриса способна так безжалостно уродовать себя», — сказал о ее работе Эльдар Рязанов.
- Фрагмент, где все женщины красятся на рабочем месте, — находка режиссера. Однажды он увидел, как его жена с приятельницей сидят и красятся, и подумал, что это отличный ход, нужно лишь задействовать побольше людей. Поэтому он сказал актрисам и массовке: «Девочки, давайте наводите марафет». В это время их снимали скрытой камерой, и кадры получились прекрасными.
- В квартире Калугиной все продумано до мелочей и соответствует образу интеллигентного руководителя: по книгам видно, что их читают, а не держат ради красоты, а на стене висит картина Амедео Модильяни «Девушка в матроске».
- Гримеры тратили по нескольку часов, чтобы «превратить вальяжного Андрея Мягкова в зачуханного Новосельцева». И то же самое касалось уставшего Басилашвили: ему нужно было выглядеть лощеным Самохваловым. Басилашвили безуспешно пытался уговорить режиссера поменять их с Мягковым местами, но Рязанов не сдался и лишь написал актеру расписку, что обязуется снимать его во всех своих фильмах.
- На часах в кабинете Калугиной всегда было одно и то же время — 9:30.
- Ставшая крылатой фраза: «Пойдемте же, пойдемте же... спасать кошку!» — как и вся сцена романтического ужина Калугиной и Новосельцева у нее дома — талантливая импровизация актеров. Рязанов заранее просил как можно больше импровизировать, утешая актеров тем, что потом все неподходящее вырежет.
- Съемки в транспорте (автобусе, электричке) с толкучкой проходили в самый настоящий час пик полускрытой камерой.
Вокзал для двоих
- Для Рязанова «Вокзал для двоих» был картиной, завершающей трилогию фильмов о любви (вместе с «Иронией судьбы» и «Служебным романом»).
- Съемки фильма начинались не с начала, а с конца. Одной из первых была сцена с поцелуем, что для Басилашвили и Гурченко было неловко: познакомиться они толком не успели, так как встретились за 2 часа до начала съемок.
- Эпизод, во время которого герои бегут в колонию, снимали в лютый мороз: —30 °C. Усталость была для них настоящей, они падали и спотыкались, ползли по снегу. У Гурченко после этих съемок были разбиты колени.
- Режиссер зашел в тупик после того, как Михалков отыграл свою роль: это была мастерская импровизация с хулиганской сценой в ресторане, но она не соответствовала сценарию. После этой сцены получалось, что возлюбленный героини — вакса, размазня. Выход нашла Гурченко, предложив, чтобы Рябинин подошел к Вере и тихо спросил: «Тебе очень стыдно за меня, да?» Идея была в том, что Вера будет любить его любым: хоть слабым, хоть и не героем.
Ирония судьбы, или С легким паром!
- Андрей Миронов пробовался на роль Жени Лукашина. Режиссер дал актеру каверзную сцену, в которой Миронов произносит: «А я у женщин никогда не пользовался успехом... еще со школьной скамьи», — и вышло это неестественно. Никто бы не поверил, что такой мужчина, как Миронов, мог быть непопулярным у женщин.
- Госкино и «Мосфильм» не хотели запускать фильм в производство. И снимать двухсерийную картину в те времена позволялось лишь в случае, если в ней отражались глобальные проблемы мира. Пьяный мужчина, который не туда приехал, — явно не такая тема. Картину спасло телевидение, на котором были рады сериалам.
- Рязанов хотел, чтобы роль Нади сыграла Светлана Немоляева. Он называл ее Чаплином в юбке. Многие актрисы пытались — и только ей предложили целых 8 проб. Она снималась в сценах и в парике, и без, играла на гитаре, пела, скандалила при виде незнакомца в квартире. Но все было не то. Рязанов сказал о пробах: «Все актрисы работали превосходно, точно, талантливо. Но личные качества актрис... не совпадали со свойствами героини». Немоляевой, по ее воспоминаниям, он тогда отказал со словами: «Ну, Света, не судьба! Конечно, можно сыграть хуже, но трудно».
- Барбара Брыльска репетировала 3 дня, чтобы движения губ попадали в текст песни, которую исполнила Алла Пугачева.
- Редакционная коллегия просила вырезать сцену драки Лукашина с Ипполитом и фразы типа: «Пошел вон!», «Выметайтесь отсюда!», которые, по мнению экспертов, были не в характере Жени и Нади.
- Кадры, где машина Ипполита крутится на льду, снимались на асфальте, политом маслом: снег был в некотором дефиците.
- Показ фильма был запланирован на 1 января. За полгода с момента окончания съемок до показа режиссер натерпелся: картину называли безнравственной, требуя вырезать сцены в бане и аэропорту. Но после выхода присудили Госпремию.
Какие советские фильмы нравятся вам больше всего?
Комментарии
Огромное спасибо за такой замечательный развёрнутый ответ! Многие факты узнала впервые. Это ещё больше подогрело мою любовь к прекрасному фильму! Про Укращенок знала) И жаль, что она ушла из актрис, и радостно, что нашла себя в другом. Все актёры великолепны. Думаю, что и другие сыграли бы не хуже (тот же Джигарханян мог бы, мне кажется, перевоплотиться), но это был бы другой фильм). Куравлев отлично справился с ролью милого недотепы, Ярмольник тоже... Да что перечислять! Все хороши!
Кстати, Алла Сурикова в интервью рассказывала, что, когда была во Франции, специально встретилась с Робером Тома и с наивной доверчивостью принялась говорить, дескать, а я вот режиссёр, сняла по вашей книге кино и т. д, а он ее с таким высокомерием прервал и дал понять, что ему это совсем не интересно( Вот так)
Ещё раз спасибо за ваш комментарий!
Я между 34 и 35 годами прожила 10 прекрасных лет!
обожаю))
Не знали какого цвета бананы? Шо-то конечно слабо в это верится, ну хоть не в фиолетовый покрасили
И мне мало верится. Я понимаю, не знать в то время, как выглядит драконов фрукт или личи, но бананы... По-моему, достаточно представить обезьяну с бананом, чтобы вспомнить, что он желтый.
Да и щас и срывают недозрелыми, их же ещё довезти надо из самого Эквадора, или откуда они там.
А вот почему в Союзе правда были проблемы с бананами, я не знаю. Щас же они по цене огурцов идут, несмотря на то, что импорт, что мешало тогда завозить?
Это всё равно что надевать обувь на два размера меньше, а вечером испытывать удовольствие от освобождения
Видимо эти планы считали только по столицам, там, говорят, они иногда были. По какой цене это другой вопрос. У нас в маленьком городке их видели только на картинках, то есть сюда их завозили не много, и не мало, а вообще нисколько и никогда. Сейчас в это прямо трудно поверить, вот и вопрос, почему сейчас нет проблем с их завозом в каждый супермаркет, а тогда это было невозможно? Железный занавес - дело такое, были же дружественные тропические страны, хотя бы тот же Вьетнам.
Распределение - это было что-то. На работе женщина рассказывала, как ездила за шубами в Шевченко - у нас, на юге Западной Сибири их было не достать, а там они никому были не нужны, но все равно распределялись.
Моя мама из Астрахани привозила постельное белье и махровые простыни, которых в Казань не завозили -видимо, пароходы с товаром огибали наш порт)
Кстати, в Казани одно время продавались маленькие вьетнамские бананы, только вяленые.
Расфасованы были в пакетиках, как сухофрукты.
И еще продавались мороженые ананасы, тоже, скорее всего оттуда же)
помню еще, был кубинский сахар)
Вяленые вьетнамские бананы по запаху напоминали лыжную мазь.
Они стоили 2руб за кг (а картошка 20коп). Помню, мы стояли с мамой в очереди, купили такие зеленые-презеленые. Мама была счастлива, а мне не понравились.
Да, один - мне не понравились, и я их много-много лет не ела. И сейчас отношусь к ним без особого интереса - съесть, конечно, могу, но никакого восторга не испытываю.
Вот если взять бананчик, апельсинчик, яблоко, грушу, персик, нарезать аккуратно, туда еще взбитых сливок, шоколаду накрошить, орешков и запить все это беленьким винишком))
А почему финики как вата? Такие, сладенькие, душистенькие.
Какое любопытное финикоощущение)
А что тут с комментариями? У меня было уведомление о вашем ответе, а сам ответ пришлось долго искать.
Похоже, наступил Адме-Апокалипсис и сюда выпустили зомби, которые питаются коментами)
Похоже на игру в бутылочку)
Да, согласна - вкус не угадать. Мне кажется, они с виду все одинаковые, а на самом деле, наверное, это все разные сорта
По-итальянски "како")
точнее каки
Во множественном числе да )))
А в единственном - како.
А я все время путала и говорила "кака". Вот с меня угорали все )))
в словарях дается cachi m. inv., мужской род, неизменяемая форма, т. е. оно всегда каки, правда есть вариант caco с пометкой разговорное.
Ого, а я всегда думала, что "каки" - это множ. число )))
Я это слово как раз от носителей языка "подцепила". Помнится, меня все поправляли "il caco" (после того как отсмеются над моим "ла кака").
У нас каждую зиму завозят испанскую хурму сорта "шарон" - так вот она очень сладкая и совсем не вязкая. А обычная хурма откуда-то из Средней Азии - она чуть подешевле, но такая, что её как съешь, так язык потом после неё как резина
В морозилку на несколько часов - и ничего вязать не будет!
Ага, а сейчас всё по другому, сейчас валюты везде хватает. И на бананы, и на технику
Причём тут углеводороды? В России может быть это и является определяющим фактором, но Украина и другие бывшие республики нефтью не торгуют, а импортные товары в магазинах всё равно есть, включая бананы. Может тут дело не в количестве валюты, а общих принципах функционирования экономики? Когда уже не государство единолично решает, что ему закупать, а что нет. Когда нет железного занавеса, то и валюта внезапно перестаёт быть ценнейшим ресурсом
Судя по количеству бананов - ее с избытком.
Ну как бы бананы и должны быть зелеными... Что не так то? А насчет того, что никто не знал, как они выглядят - бред. В 50-х моя бабушка с моим тогда еще очень маленьким папой отдыхали в Сухуми, и она рассказывала. что видела как там растут бананы, правда не длинные, а маленькие.
Как раз на квизе была, тема Советский Союз. И был вопрос, что в Советский Союз привозили зелёным и народ как только не извращался, чтобы это быстро созрело
Есть и зеленые бананы, и зеленые апельсины. Очень, очень вкусные.
Анастасия Вертинская или Терехова в роли Кати? Нуууууу, нет.
Я тоже впервые бананы зелёными увидела. Где-то в середине 80-х. Родители из другого города привезли несколько связок и положили на подоконники зреть. Терпения ни у кого не хватило, и впервые я попробовала бананы недозрелыми. Знаете, когда они уже жёлтые, но ещё твёрдые и чуть вяжут. По-моему, все такими и съели) Я до сих пор помню этот вкус))) Сейчас люблю перезревшие, с коричневыми пятнышками, но воспоминания лелею)))
Блин. Не знали какого цвета бананы, но со спецэффектами работал НИИ. Неужели в БСЭ не было информации про бананы?
Из подобных историй можно понять, что в России никогда не было нормального снега.
Мне все советские фильмы очень нравятся
Про Миронова в роли Лукашина в первый раз слышу. Знал, что на него планировался Даль. Даль уже неплохо сыграл пьяного (Зилова), а Миронов с Никулиным в "Бриллиантовой руке" сыграли, наверное, самую реалистичную сцену опьянения в мировом кино. А Мягков пьяного сыграл отвратно. Так что оба были бы лучше.
Я считаю, что у Гурченко была только одна по-настоящему драматическая роль - в "Старых стенах" Трегубовича. Остальные - пусть без истерик и комикования, но по накатанному шаблону "женщины, уставшей от одиночества".