20+ космических фактов, в которые сложно поверить

Похоже, Венера когда-то была покрыта океанами глубиной от десяти до трехсот метров. Кроме того, некоторое количество воды было заперто в почве планеты. На Венере держалась стабильная температура от двадцати до пятидесяти градусов Цельсия, что, согласитесь, не так уж сильно отличается от температуры на Земле в наши дни. Итак, в течение трех миллиардов лет, пока семьсот миллионов лет назад не случилось что-то нехорошее, Венера могла быть пригодной для жизни! Но сейчас это не так.

Луна — второй по яркости объект в нашем небе. В то же время среди прочих астрономических тел она одна из самых тусклых и наименее отражающих. Наш естественный спутник кажется ярким только потому, что находится близко к Земле. Для сравнения, наша планета выглядит гораздо ярче, если смотреть на нее из космоса. Облака, лед и снег лучше отражают свет, чем большинство горных пород.

Поверхность Тритона, спутника Нептуна, покрыта несколькими слоями льда. Если бы этот спутник заменил нашу Луну, ночное небо стало бы в семь раз ярче. Нейтронные звезды — одни из самых маленьких и в то же время самых массивных объектов в космосе. Их диаметр обычно составляет около двадцати километров, но они в несколько раз тяжелее Солнца. Кроме того, они вращаются около шестисот раз в секунду, что намного быстрее, чем фигурист на льду. Сатурн — наименее плотная планета в Солнечной системе. Его плотность составляет одну восьмую от средней плотности Земли. И всё же благодаря своему большому объему планета в девяносто пять раз массивнее Земли.

Кратковременные лунные явления — одни из самых загадочных вещей, происходящих на Луне. Это непродолжительные световые, цветовые или иные изменения на поверхности спутника. Чаще всего это вспышки света. Астрономы наблюдают за феноменом с середины прошлого века. Они заметили, что вспышки происходят случайным образом. Иногда они могут происходить несколько раз в неделю. После этого их не видно несколько месяцев. Некоторые из них длятся пару минут. Но бывали и такие, которые продолжались часами. В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году, за день до высадки «Аполлона-одиннадцать» на Луну, один из участников миссии заметил, что отдельный фрагмент лунной поверхности был освещен сильнее, чем окружающий ландшафт. Казалось, этот участок излучал свет. К сожалению, до сих пор неясно, что же тогда произошло.

Мусор — это не только проблема земных океанов, городов и лесов. Существует так называемый космический мусор — это любой созданный человеком объект, который оказался в космосе и теперь не служит никакой цели. Также там присутствует естественный мусор от метеороидов и других космических объектов. В наши дни более пятисот тысяч единиц космического мусора вращаются вокруг Земли на скорости, достаточной, чтобы при столкновении нанести ущерб космическому кораблю или спутнику. НАСА делает всё возможное, чтобы отслеживать такие объекты и не подвергать миссии опасности. Наше Солнце безумно массивное! Хотите доказательств? Девяносто девять целых восемьдесят шесть сотых процента всей массы Солнечной системы составляет масса Солнца — в частности, водорода и гелия, из которых оно состоит. Оставшиеся четырнадцать сотых процента — это масса восьми планет Солнечной системы.

Атмосфера Солнца горячее, чем поверхность звезды. Температура поверхности достигает пяти с половиной тысяч градусов Цельсия. А верхние слои атмосферы нагреваются до миллионов градусов! Если бы кто-то смог прорыть сквозной тоннель через центр нашей планеты, а вы бы отважились прыгнуть в него, вам бы потребовалось сорок две минуты, чтобы выпасть на другой стороне. По мере падения вы бы ускорялись, достигнув максимальной скорости на уровне ядра Земли. После половины пути вы бы падали «вверх», становясь всё медленнее. К моменту выхода на поверхность ваша скорость снова бы стала нулевой. Если бы вам не удалось выбраться из дыры, вы бы тут же начали падать снова, вниз (или вверх) на другую сторону планеты. Это путешествие продолжалось бы вечно благодаря странным эффектам гравитации. А что, забавный способ провести день.

В лунных кратерах может быть больше металлов, например титана или железа, чем астрономы думали раньше. Главная проблема этого открытия? Оно противоречит основной теории о том, как образовалась Луна. Согласно ей естественный спутник Земли откололся от нашей планеты после столкновения с массивным космическим объектом. Но тогда почему в земной коре гораздо меньше оксида железа, чем в лунной? Это может означать, что Луна сформировалась из материала, лежавшего гораздо глубже внутри нашей планеты. Или эти металлы могли появиться, когда расплавленная лунная поверхность медленно остывала. А может быть, Луна и правда сделана из зеленого сыра. Земля могла быть фиолетовой до того, как стала голубой и зеленой.

У одного ученого есть теория, по которой до того, как на Земле появился хлорофилл, который придает растениям зеленый цвет, существовали древние микробы. Содержавшееся в них вещество отражало солнечный свет в красном и фиолетовом цветах, которые в сочетании друг с другом давали фиолетовый. Если это правда, молодая Земля могла кишеть странными существами фиолетового цвета до появления всего зеленого. Самая высокая гора в Солнечной системе — это Гора Олимп на Марсе. Она в три раза выше, чем Эверест — самая высокая гора на Земле, если считать от уровня моря. Если бы вы стояли на вершине Олимпа, вы бы не поняли, что находитесь на горе. Склоны были бы скрыты кривизной планеты.

Астрономы нашли в космосе огромный резервуар воды, самый большой из когда-либо обнаруженных. Жаль, что он также самый далекий — в двенадцати миллиардах световых лет от нас. В облаке водяного пара содержится в сто сорок триллионов раз больше воды, чем во всех океанах Земли вместе взятых. Венера вращается в своем собственном неторопливом темпе. Полный оборот занимает двести сорок три земных дня. А чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца, планете требуется чуть меньше двухсот двадцати пяти земных дней. Это означает, что день на Венере длиннее года. На Луне очень мало сейсмической активности. Тем не менее мини-лунотрясения, вызванные гравитационным притяжением нашей планеты, иногда происходят в нескольких километрах под поверхностью. После этого на поверхности спутника появляются крошечные трещины и разломы, через которые выходят газы.

Марс — последняя из внутренних планет, которые также называют планетами земной группы. Они состоят из камней и металлов. Ядро Красной планеты состоит в основном из железа, никеля и серы. Его диаметр составляет полторы-две тысячи километров. Ядро не движется, поэтому у Марса нет общепланетарного магнитного поля. Его слабое магнитное поле составляет всего одну сотую процента от земного. Когда планеты Солнечной системы начинали формироваться, у Земли дольше всего не было спутника. Потребовалось сто миллионов лет, чтобы появилась Луна. Существует несколько теорий о том, откуда она взялась, и основной считается гипотеза центробежного отделения. Согласно этой теории, Луна образовалась в результате столкновения какого-то объекта с Землей, при котором разлетелись частицы. Гравитация стянула частицы вместе, и образовалась Луна. В конце концов она осела на орбите, по которой движется до сих пор. Так что про зеленый сыр придется забыть.

Самым большим живым существом на Земле оказалась колония грибов в штате Орегон. Грибница опят обитает в Национальном заповеднике Малур и занимает площадь почти десять квадратных километров. Ее возраст может достигать восьми с половиной тысяч лет. Однако эту колонию не так просто заметить, поскольку большая ее часть скрыта под землей. Когда отдельные грибницы опят встречаются, они могут сливаться вместе, превращаясь в единое целое. Вот так этот монстр и вырос настолько большим. Если собрать это грибное изобилие в один большой шар, он мог бы весить до тридцати пяти тысяч тонн. Это примерно как двести серых китов. Впечатляет. Самый большой астероид в Солнечной системе называется Веста, и он настолько велик, что его иногда называют карликовой планетой. Путешествие на коммерческом самолете к ближайшей звезде, не считая Солнца, заняло бы пять миллионов лет. Вот это перелет!

Космос не должен быть черным — там повсюду звезды! Почему же они не освещают всё вокруг? Мы не видим часть звёзд, потому что они существуют недостаточно долго, чтобы их свет достиг Земли! День на Уране длится семнадцать часов, четырнадцать минут и двадцать четыре секунды. А наклон планеты составляет около девяноста восьми градусов, поэтому сезон на газовом гиганте длится двадцать один земной год. Некоторые ученые считают, что у нашей планеты раньше был дополнительный спутник. Согласно их исследованиям, меньшее небесное тело диаметром около тысячи двухсот километров вращалось вокруг Земли, как вторая луна. Позднее оно, скорее всего, врезалось в наш главный спутник. Такое столкновение могло бы объяснить, почему две стороны Луны сильно отличаются друг от друга: одна из них вся изрезана кратерами. Или... это может быть зеленый сыр.