Все верно. И все это в нашем менталитете, к сожалению. Хорошо, что новые поколения растут на других фильмах
7 пар советского кино, которые под видом любви предлагают женщинам соглашаться на меньшее. Но замечают это не все
Мужественная Катерина и заносчивый Гоша, деятельная Галя и робкий Лукашин, безалаберный Афоня и сердобольная Катя — советский кинематограф полон примеров, когда за инфантильными и бесхарактерными героями стоят отважные, несгибаемые женщины. Представительницы прекрасного пола, как правило, активно вмешиваются в жизнь своих избранников и меняют их до неузнаваемости: перевоспитывают, воодушевляют и облагораживают.
Мы в AdMe.ru заметили эту странную закономерность и решили разобраться, действительно ли в советских картинах в паре с сильной женщиной всегда идет слабый мужчина.
Калугина и Новосельцев
В «Служебном романе» умная и властная Людмила Прокофьевна, которую подчиненные «ласково» называют мымрой, встречает своего принца в лице вялого и безынициативного Новосельцева. Он неспроста путается и называет ее Прокофьей Людмиловной: в ней гораздо больше мужских волевых качеств, чем в нем самом.
Очевидно, что героиня Фрейндлих всего добилась сама (без мам, пап и кредитов). Новосельцев же, работая в чисто женском коллективе, умудрился за долгие годы ни на шаг не продвинуться по служебной лестнице. И двое подрастающих детей на руках нисколько его на это не мотивировали. Вместо того чтобы работать засучив рукава, Анатолий Ефремович жалуется на судьбу однокурснице Оленьке и закатывает начальнице концерты, пытаясь побольнее ее уколоть. В паре Калугина-Новосельцев твердая рука, однозначно, Калугина.
Катя и Афоня
В безалаберного сантехника Афоню, ведущего непутевый образ жизни, влюбляется скромная медсестра Катя. Наивная девушка пытается взять инициативу в свои руки и прилетает в забытую богом деревню, чтобы строить с Борщовым семейное счастье. Хоть он ее об этом и не просил.
Исполнитель главной роли Леонид Куравлев был против такой концовки, считая, что его герой попросту не заслуживает к себе хорошего отношения. Ленивый, завравшийся человек, он не против брать взятки и вступать в ни к чему не обязывающие отношения. Катюше остается лишь, чинно сложив ручки, ждать, когда ее избранник ни с того ни сего прозреет.
Режиссер картины Георгий Данелия решил подарить зрителям надежду: возможно, искренняя любовь кроткой медсестрички поможет вытащить Афоню из гиблого болота, в котором он увяз. Роль спасателя вновь легла на хрупкие женские плечи.
Надя Клюева и Гена Сысоев
Одинокая Надя Клюева работает инженером, ее личная жизнь не клеится, зато общественной хоть отбавляй. Что-что, а положиться на Клюеву можно: и в драку с хулиганами вступит, и в одиночку показания агрегата снимет.
В свободное время Надя играет в пинг-понг с верным другом, техником 2-го разряда Геной Сысоевым. Девушка ему, может, и нравится, да вот только сделать первый шаг он почему-то никак не решается. Даже когда Надя вдруг исчезает, Гена, хоть и очень скучает, но ничего не предпринимает, чтобы увидеться с ней и поговорить. В конце фильма герои вновь сходятся за теннисным столом, но это вовсе не хеппи-энд. Бесхарактерный Гена вряд ли найдет в себе силы предложить Наде что-то большее, чем партию в пинг-понг.
Катерина и Гоша
Катерина всего в жизни добилась сама: в одиночку вырастила дочь, с низов доросла до руководителя крупного предприятия. А вот с Гошей все не так однозначно. Он бесцеремонно врывается в жизнь понравившейся ему женщины и сразу дает понять, кто теперь главный. Рисуясь, Гога выхватывает из рук совсем не тяжелые пакеты с покупками и заходит в чужую квартиру как к себе домой. По-свойски хозяйничая в доме новой знакомой, он попутно раздает указания ее уже взрослой дочери, которую видит впервые в жизни. «Все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина», — бравирует мужественностью герой, однако при первых же трудностях сбегает, ничего не объяснив. Да еще и пускается во все тяжкие.
Гошу на самом деле не интересует, ни чем занимается его избранница, ни что она чувствует. Ему нужна не полноценная личность, а человек, который бы подтверждал его значимость и тешил самолюбие. Чтобы сохранить отношения, сильной и волевой Катерине, истосковавшейся по мужскому плечу, остается только потакать прихотям Гоши.
Надежда и Николай Порываев
Разочаровавшись в науке и в жизни, бывший ученый-астрофизик устраивается грузчиком в универсам, где и встречает деятельную и улыбчивую продавщицу Надежду. Бойкая девушка берет под свое крыло незадачливого грузчика и обещает сделать из него человека. Пользуясь связями, героиня снабжает Николеньку продуктами, обеспечивает быт возлюбленного, знакомится с его родителями в надежде помочь им. И герой Миронова принимает эту заботу, хоть и считает интересы своей невесты посредственными и даже мещанскими.
Еще один пример, когда сильная женщина пытается перевоспитать и вывести в люди неуверенного, запутавшегося в себе мужчину.
Галя и Женя Лукашин
Понимая, что от робкого Женечки решительных действий ей не дождаться, Галя берет судьбу в свои руки: выпроваживает будущую свекровь из квартиры, дает от ворот поворот Катанянам и недвусмысленно намекает Лукашину на женитьбу. Гале кажется, что ее жених слишком кроткий и мягкотелый, а потому нуждается в постоянных наставлениях. И в этом есть доля правды.
Лукашин не может сказать нет ушедшим в отрыв приятелям. Он позволяет маме не пускать на порог его друзей и комментировать личную жизнь. За 2 года Лукашин так и не смог определиться, нужна ему Галя или нет. Да и от проблем герой Мягкова скорее прячется, а не решает их: так было и с Галей, и с Надей, и с их предшественницей, от которой Женя сбежал, испугавшись, что та «будет мелькать у него перед глазами». Взрослый подход и ответственность за свои поступки — это точно не про Лукашина.
Надя и Вася Кузякины
«Надюха — мой компас земной», — напевала героиня Гурченко и, сама того не зная, попала в яблочко. Простая деревенская баба, боевая и деятельная, Надя является ориентиром для всей семьи. Дети ее слушаются, а муж, тихий и бессловесный, сразу же прячется в голубятне, если женушка почему-то не в духе. За Василием нужен глаз да глаз: он то все деньги на голубей спустит, то уступит незатейливым уговорам дяди Мити, то поддастся на манящие чары Раисы Захаровны.
В доме Кузякиных Надя однозначно глава семейства. А Вася — просто большой ребенок, который без чуткого руководства Надежды может натворить ой каких дел. А ведь так и произошло на курорте.
Как думаете, почему в советском кинематографе сильным и волевым женщинам так часто доставались слабые и безответственные мужчины? И повлияло ли это на психологию отношений зрителей?
Комментарии
Сумерки, 50 оттенков серого))))
Гы-гы, га. Ржака. Шутка на бутылку пиваса. Или винища.
Новое поколение растет к сожалению все больше на "Дом-2". Вы ждете от них адекватности?
Да. Не верите? И не надо.
Да ладно. Просто о жизни снимали (мне так кажется). Когда на все село 2 мужика после войны вернулось, то хош - не хош, а станешь "с яйцами под юбкой" (уж простите на грубом слове). Потом эти мамы детей воспитали в том же духе, ну а дальше уже от поколения к поколению все будет приходить в норму, возможно даже с перегибами (иногда это нужно, что восстановить золотую середину).
Конечно, это я грубо причины описала, и (думаю) далеко не все причины, но всё же.
А смотреть современными глазами на старые фильмы - бред какой-то. Нужно смотреть, учитывая контекст прошлого.
Абсолютная правда. Можно размышлять о чем угодно. Но не в такой утвердительной форме. Утвердтлка отросла и сливают свои дурацкие умозаключения. Интересно, их жизнь обчешет или так и будут квадратными?(
Что значит "соглашаются на меньшее"?
У той же Калугиной прям очередь ухажоров стоит и она выбрала худший вариант? Нет.
Если брать пары активная женщина/пасивный мужчина - автор не подумала, что они дополняют друг друга и вполне счастливы (Любовь и голуби, например).
В "Москва слезам не верит", Катерина тоже не стоит перед огромным выбором. Кстати, она считает своего избранника идеальным (в отличии от Калугиной, например).
Если проанализировать фильм "Самая обаятельная и привлекательная", то там Надя попробовала "большее" и как-то не в восторге. Кстати, там выбор не сделан, так что возможны варианты (да и Гена может активизироваться).
А мне Мягков и Гена , да и Баталов в этой роли противны)
Просто на Гошу наезжают те, у кого еще "все впереди" (особенно прекрасный идеальный и не существующий мужчина) и о реальных мужчинах (в массе) они имеют смутное представление.
Ну я тоже не того поколения, просто мне к 40, и я повидала в жизни некоторое... Нормальный Гоша мужик - пить не будет, вообще лучше, чем очень многие. Даже на внешность он поприятнее, чем муж Тоси, скажем, живота нет, следит за собой, бегает и дерется, ну и с тестостероном все в порядке (на многих нынешних 30-летних посмотреть - они уже выглядят как толстенькие бабушки). Лукашин просто пить не умеет, а так парень мягкий, в быту, наверняка, спокойный. Маму уважает, а это важно, хотя многие женщины этого не понимают. Ну а то, что он долго не женился - ну значит не встретил, а абы с кем не хочет (с Галей тоже не особенно-то хочет). Зная, в какой треш превращается "стандартный брак", заключенный "потому что надо", могу сказать, что он совершенно прав.
А Новосельцев наверняка в студенчестве был и заводилой, и душой компании, и стихи Пастернака читал, и мечтал. Да вот только жизнь и быт его поломали: воспитывать двух детей в одиночку (а он там и белье сам стирает), искать 20 рублей на ботинки (бывшая алименты явно не платит) - это то еще удовольствие. Это не каждому под силу. Мне довелось испытать, правда с одним ребенком, так что я его очень понимаю. И ему, разумеется, вообще не до отчета. А Людмила Прокофьевна воспринималась им просто как очередная серьезная проблема, давящая на его и без того придавленную жизнь. Но парень не утратил ни человечности, ни идеалов своего студенчества эпохи 60-х (например, что девушек обижать нельзя, даже если они прилипчивы как Рыжова). И проникшись симпатией к начальнице в результате по-настоящему добился ее!
Это актер!))) И в то раз лучше Мягкова)))))))))))))))
А я того))) Оба никакие. Были тогда нормальные)
Баталов))) ну да приятнее мужа Тоси)))))))))))))
Ну мы же смотрим на персонажа, отделяя, так сказать
Во-первых: сама фраза "согласились на меньшее" подразумевает, что было "большее". Об этом мой комментарий - "большего" не было. И все женщины не выбирали большее/меньшее, а просто влюбились.
2) Катерина считала не бутылки в комнате Гоши, а его - идеальным, без недостатков. У каждого свои критерии достоинств и недостатков. Лично я не считаю Гошу идеалом, но ее могла привлечь его решительность, настойчивость. То, что он без проблем приготовил ужин, когда она уствашая сидела на диване. Возможно и в постели ее порадовал 😉 И да, его статус свободного мужчины тоже - лучше иметь свою семью, чем прятаться с любовником от его тещи.
3) Калугина - одинокая женщина, но тоже не бросилась на первые "свободные мужские штаны". Кстати, Новосельцев не пьет, работает и права особо не качает. Если забыть о его хамском поведении "под мухой", то он единственный из ее окружения проявил к ней участие, увидел в ней женщину. Человека, а не Мымру.
Так что заглавие, как всегда, мимо. Как и анализ фильмов.))
Вы ниже Новосельцева с Лукашиным сравнивали.
Думаю разница между ними в том, что Лукашин просто мягкий человек.
А Новосельцев, как Вы справедливо заметили, ноет но ничего не делает. У него даже не хватает смелости отстоять свой отчёт. Он за глаза оскобляет начальницу, потому что она не видит в нем "суперспециалиста" и не спешит его повышать. Он вроде честный и принципиальный, но с радостью согласился стать "человеком" Самохвалова. И его обесценивание интеллекта Калугиной - только подумать, она стихи читает! Он ведь единственный ценитель поэзии в мире. Короче, он весь двоякий, неискренний и потому не симпатичный.
Всерьез)))) Новосельцев очень неоднозначный и его поступки можно по-разному оценивать.
Когда он подкатывал к Калугиной в комнате, то начал ей стихи читать и очень удивился, что она их знает.
С отчетом может и налажал, тогда он тем более не подходит на роль руководителя отдела. Но он этого не признает и считает себя вполне подходящей кандидатурой. И там ситуация двоякая: он пытается сначала доказать, что отчёт нормальный, потом просто тушуется и уходит (даже не уточнив, что не так и где поправить). А потом по фильму ему вообще не до того.)
Я его не демонизирую, но понимаю, почему к нему может быть подсознательная неприязнь)))
Вот вот, сначала в мелком отчёте налажал, а потом в магазинах перебои с товарами! А пусти его отделом руководить? Страну развалит!
Отчёт точно не показатель. Что, все-все всегда-всегда правильно-правильно сдают с первого-первого раза? Да ну...
Да и фраза "Вам не нравится, как я танцую и пою, потому что Вы - сухарь" - тоже так себе. На принца на белом коне не тянет)))
А так он обычный человек со своими комплексами, достоинствами и недостатками.
P.S. Кстати, как он танцует мне тоже не понравилось))))
Вот это тоже - стихи. Вроде мелочь, но если задуматься: он подкатывает к женщине. Но вместо того, чтобы сделать ей комплимент, возможно прочесть романтические стихи, он пытается ее "опустить".
Если это единоразово (переволновался, отвык ухаживать) - можно понять.
А если человек такой? Есть люди, которые пытаются возвыситься за счёт унижения других. Часто так бывает, когда в паре женщина выше/успешнее мужа. Женщины легче это принимают, а мужчинам смириться сложнее.
Может быть, потому и писала, что немаловажно понимать, он переволновался или характер такой.
О "пофлиртовать с начальником" - даже представлять не хочу)))
А что лучше самой куковать? И это в 70-е годы в СССР, когда ни интернета, ни путешествий, а из развлечений - только танцы для тех "кому за..." в местном клубе, да и там одни вдовцы. Сидеть все вечера дома и крестиком вышивать? Зато сильная и независимая без плюгавого мужичонки рядом.
Конечно алкоголиков и тунеядцев тащить домой не надо. А мужчины из указанных фильмов очень даже положительные, может некоторые неуверенны в себе, но не всем же быть альфа-самцами.
Женщины-руководители очень разные. Кто-то двигается вверх по должностям, потому что жизнь диктует, что так надо, а кому-то это по жизни в кайф, потому что Чапаевым родилась. И спутник жизни для счастья - непредсказуем. Я знакома, по крайней мере с 2 СЧАСТЛИВЫМИ семьями, где жена с шашкой наперевес, а муж - "никакой", простой отзывчивый человек.
Это счастье на показ)) Как раз для Вас)))
Как раз не напоказ! И не для "Нас". Одни из них - мои кумовья, знаю много лет семью "изнутри". Лично мне такой уклад не подходит, я за демократию. Но им вместе хорошо, а вот это мне подходит.
Ну да -полная правда показана - мужчина в российских семьях - на второй позиции. Поэтому такие любимые фильмы.
Может она лимита приезжая? Поэтому не к себе приглашает, а к нему идет (попутно выпроваживая маму).
Прямых нет, но та же Надя в Ленинграде, приглашает Ипполита к себе (выпроводив свою маму). Женщине легче принимать мужчину на своей территории, тем более, что нужно накрыть стол и т.д.
Так что думаю - лимита))
С таким апломбом вряд ли...
времена другие. в 70-е, и даже 80-е женщина без мужчины, будь ты хоть космонавт, хоть героины - неудачница. поэтому и соглашались по принципу "хоть один раз паспорт испачкать"
Он не вор! Просто человек оступился, его нужно взять на поруки))))))
Он РЕШАЛ все проблемы!
Мы говорим об одном фильме? Сколько раз смотела - заканчивалось тем, что Миронов убегает со свадьбы.
Нашла! Это последняя пол-минута фильма! Вы мне глаза открыли!
И мне)))
Первоначально предполагался другой финал. Герой Миронова уехал один, расстался с хваткой Надей. Но цензура не пропустила, хэппи-энд принудили снять. Читала я такое очень давно где-то.
Где там Гале "за 30". Единственное, что говорит о ее возрасте Лукашин "она много младше меня", а ему 36. Ей лет 25 и от этого еще страннее, чего она так в него вцепилась, что аж маму выпроваживает к Катанянам (ну мама ей и устроила на самом-то деле).
Нет. в те времена и 10 лет нормально было. Где это у вас там такие разницы были странные?
Там у неё какой-то Вадик маячил вроде бы.
Гале 23. Озвучено в фильме.
Новосельцев мне самому не нравится, но я сильно сомневаюсь, что он "довел" свою бывшую (навряд ли он закатывал скандалы), скорее она осознала, что он бесперспективен, карьерного роста никогда не добьется, т.е. чего-то лучшего ей ждать явно не приходится. Наверное, осознав всю свою никчемность (достигнув дна), он так сказать оттолкнулся (в смысле решил полностью поменять себя, свое отношение к жизни), стал, так сказать более решительным. Все сугубо ИМХО)
Как же надо довести жену? Если он и вправду последняя сволочь, то как она могла детей ему оставить?
Вот именно, что оставила детей - сразу ей жирный минус.
Слово "интеллектуальное", на мой субъективный взгляд, надо употреблять с приставкой "псевдо-"
Персонажи должны быть черно-белые, как в голливудских романтичных комедиях. Чтоб сразу было понятно, что этот - плохой, а этот - хороший. А то подрастающее поколение по другому не поймет, им везде угнетение мерещится.
вот про подрастающее поколение не надо)) оно как раз очень склонно собственными мозгами пользоваться, только иной раз приходят "старшие товарищи" и начинают: да ты ничё в жизни не знааааешь, не панимаааешь, слушай сюда! И всё.
Ведь кто-то же воспитывал Моргенштерна и Бузову? Не то ли самое поколение, которое теперь сетует на безнравственность и тупость молодняка?
Куда-то меня понесло на баррикады)) Короче, да, по мнению авторов этого препарирования классики - персонажи должны быть идеальными, как пионеры на плакатах))
Касательно той "пионэрки", которая накропала этот пост, ужасно хочется процитировать Раневскую.
Вот за Новосельцева обидно. Человек один тянет двоих пацанов. Каких вы хотите от него карьерных свершений? Что там вообще за жена такая, чтобы после развода детей воспитывал мужчина? в те годы обычно дети с матерью оставались. А Калугиной он хамил, пока воспринимал ее не как человека, а как безликую мощь вселенской бюрократии и принуждения.
Вот именно из-за всего перечисленного в этой статье, мне никогда не нравился Гоша. Настолько, что я даже фильм пересматриваю только до момента их встречи...
Очередной раз авторы сайта грязной лапкой по классике мазанули... Не иначе как от зависти...
Забавно, когда фильмы сорокалетней давности оценивают с точки зрения современных реалий. Ещё более забавно, что на серьезных щах разбираются персонажи, действия и характер которых и обеспечивают развитие сюжета. Ну вы серьёзно?
1. странная какая-то вялость и безынициативность Новосельцева, как-будто не он пробил эту броню, построенную вокруг себя "мымрой", выдержав серию посылов с её стороны.
2. Гена Сысоев, похоже, явно видит, что он не герой Надиного романа (а её герой совсем другой человек) и вполне разумно не делает резких движений в её сторону (не думаю, что человек будет счастлив с другим, который мечтает не о нём)
3. Гоша, возможно, не самый приятный тип, но и назвать его прям никудышним тоже не получается
4. Женя Лукашин явно не любит Галю, что очень даже правильно, с её гонором и наглостью (она его, кстати, тоже не любит)
А вот и он - очередной перл от очередной диванной психологини с несложившейся личной жизнью. Порой так хочется напомнить, что тогда, в СССР были другие времена, другая мораль и, как справедливо заметили другие комментаторы, те времена были самыми замечательными, потому что тогда не было "Дом-2". Мерять современными мерками советское кино, это практически то же самое, что предъявлять Джульетте претензии, что она не отправила Ромео SMS перед тем, как выпить настойку брата Лоренцо. Хотя, что это я... Мне не понять "сильную личность" - диванную дурочку с ворохом претензий ко всем мужикам планеты скопом.