Как живет последнее матриархальное племя, которое позволяет женщинам иметь по несколько мужей

1 год назад

Когда мы говорим о Китае, представляем «фабрику мира», скоростные автострады, небоскребы и высокие технологии. Но в этой стране будущего остались уголки, которые живут по своим законам. Один из таких находится в провинциях Сычуань и Юньнань, вблизи тибетской границы — там обитает народность мосо. Главными в этом племени являются женщины, они решают все.

Нас в ADME заинтересовала история о необычном матриархальном обществе, и мы решили рассказать ее вам.

Царство женщин

Уклад жизни народа мосо остается таким же, как и тысячи лет назад. Они предпочитают оберегать свои традиции и жить по законам предков.

Численность племени — примерно 40 тыс. человек. Мосо часто называют последним матрилинейным обществом (то есть таким, в котором наследственность идет по женской линии). У них и правда мужчины не имеют никакой власти. Мамы и бабушки распоряжаются семейным бюджетом и воспитывают детей.

69-летняя Аса Нуджа — ahmi («хозяйка дома»). Когда она не сможет управлять всеми делами семьи, выберет наследницу и отдаст ей ключи.

Даже отношения племя трансформировало под свои обычаи. У мосо нет традиционного брака, они предпочитают гостевой. Такая форма предусматривает жизнь взрослого мужчины в доме своей матери, к избраннице он приходит только по ночам. Дети остаются с женщиной и берут ее фамилию, часто папы о них даже не знают.

В языке мосо нет слова «отец». Его функции исполняют дяди — братья матери.

У женщин племени может быть сколько угодно гостевых мужей, они всегда могут сами выбрать себе нового ухажера и быть уверенными, что им не откажут.

Девочек с детства учат заниматься домашней работой и решать вопросы семьи. Ведь они, когда вырастут, тоже станут такими же хранительницами рода, как и их матери.

Вдали от цивилизации

Одно из самых важных событий в жизни каждого члена племени — достижение совершеннолетия. Обряд, посвященный этому, проводится, когда ребенку исполняется 13 лет. С этого времени дети становятся взрослыми и могут участвовать в религиозных церемониях. Мосо исповедуют религию бон, которая основана на поклонении богине-матери, а также анимизме и культе предков.

Этот народ живет за счет сельского хозяйства. Племя высаживает картофель и зерновые, держит коз, овец, яков и буйволов. Их экономика основана на бартерной торговле. В большинстве домов нет электричества.

Но все меняется. И в последнее время даже традиционное племя мосо приобщается к цивилизации. Матриархат и необычный для человека нашего времени стиль жизни заинтересовал туристов. Они приезжают увидеть народ, который уже поспешил поставить возле деревни табличку: «Добро пожаловать в царство дочерей».

Жизнь племени сейчас

У мосо появляются мобильные телефоны и спутниковые тарелки, молодые люди покидают племя и переезжают в большие города, чтобы найти там работу и создать семью — уже традиционную. А те, кто остался, или продолжают оберегать привычный уклад жизни, или придумывают развлечения для путешественников.

Кажется, через несколько десятков лет и эти люди станут частью современной цивилизации и забудут о необычных традициях.

73-летняя Наджу Дорма и 66-летняя Лакуо Дорма почти не носят традиционной одежды. Женщины рассказывают, что так сейчас одеваются жители племени, чтобы заработать побольше денег на туристах.

Мосо приходится приспосабливаться к новой реальности. 77-летняя Гейку Дорма, например, открыла ресторан для людей, которые приезжают познакомиться с культурой ее племени.

У 72-летней Даши Ламу две дочери и три сына. Девочки остались с матерью, а парни переехали в большие китайские города, где начали работать на правительство и женились. Даши жалуется на туристов, которых стало очень много в последние годы. «Теперь в деревне громко. Когда я не выдерживаю, иду искать тишину в горах», — рассказывает она.

Мосо превращаются в таких же людей XXI века, как мы, но их история в очередной раз напоминает: можно жить по-другому, цивилизации, страны и народы сами создают свои законы и решают, что для них важно. И самые невообразимые для европейца традиции могут быть для кого-то обыденностью.

Комментарии

Уведомления

Видела как-то документальный фильм про них - не сказала бы, что для женщин там все радужно, поборницы феминизма будут разочарованы. Мужчины смотрят за племянниками, при этом абсолютно не интересуются жизнью собственных детей, а женщины хозяйки в доме, при этом вся тяжёлая работа по хозяйству на их плечах, пашут на поле от зари до зари, стоит девочке чуть окрепнуть, сразу присоединяется к маме и бабушке, жизнь не мёд у этих женщин. Все очень неоднозначно.

14
-
Ответить

Просто читая статью, может сложиться впечатление, что женщины в племени как сыр в масле катаются, но это далеко не так. Равное распределение обязанностей? Нет, сынок, это фантастика.

13
-
Ответить

Жизнь не радужно не из за их семейного уклада. Сельское хозяйство трудно вести, все работают с утра до вечера.

1
-
Ответить

Вся соль в том, что вроде бы матриархат, а вольготно живут опять мужчины)) вот как у них это получается?))

12
-
Ответить

Так и в традиционной патриархальной семье мужчины пашут будь здоров. Это просто социальный строй. Он не означает, что, кто всё решает, тот ничего не делает. Когда семья живет на натуральном хозяйстве, пашут все.

5
-
Ответить

Простите, одно дело, когда «пашут все», а другое, когда пожилая женщина согнулась в трудах в три погибели, а её сын - здоровый детина - рядом с ребёнком за ручку прогуливается. Это я сейчас реальный кадр описываю. Но при этом, не отрицаю, что для них это уже привычный образ жизни и никто здоровому лбу в вину не ставит, что он просто «мимокрокодил», в конце концов, за детьми смотреть тоже работа))

5
-
Ответить

Это вы про что сейчас? Действительно, если вся семья живет на натуральном хозяйстве, прогуливаться невозможно - кто не работает, тот не ест. Это не то случай, когда бабушка просто решила упахаться на шести сотках.

-
-
Ответить

В статье ничего про распределение обязанностей не написано, а по одному кадру делать громкие выводы о традициях опрометчиво. И если это так, как вы написали - женщины обслуживают сЫночков, то тогда это тот же патриархат. Но сомневаюсь, что из сыновей там трутней делают. На натуральном хозяйстве пашут все, иначе не прокормиться.

2
-
Ответить

Не по одному кадру, а по документальному фильму. По нему и сужу, а статья слишком уж сахарная.

1
-
Ответить

А без разницы, все равно отец участия в жизни детей не принимает (могут быть исключения, естественно). Отца им заменяет дядя по матери.

4
-
Ответить
4 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.
4 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

Не думаю, что они считают себя сильными и независимыми, они просто пытаются выжить в условиях натурального хозяйства. Уезжают, потому что в городе жить проще и комфортней, а не потому, что хотят быть зависимыми.

7
-
Ответить
4 года назад
Сдаётся место для комментария.

«Так и выходит, что в нормальном обществе, слабые мужчины, нередко - геи, а сильные женщины - лесбиянки.

Из-за стереотипов людям приходится впадать в гомосексуализм.» А откуда у вас такое мнение? Сразу скажу, совершенно не согласна, но никак не наезжаю. Мне и правда интересно почему вы так думаете

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.

Слышала много разных объяснений про гомосексуалистов, но никогда как ваши. Скажу честно, я совершенно не поняла ваши аргументы так что не буду спорить.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.

Как-то невнимательно вы читали. Написано молодые люди, то есть не обязательно именно девушки уезжают. Я, например, подумала о парнях, что тоже неправильно так как «молодые люди» уместно для обоих полов. Как пример там привели Дашу Ламу, дочки остались, сыновья уехали.

1
-
Ответить
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

"И самые невообразимые для европейца традиции могут быть для кого-то обыденностью." Да прям, что тут такого невообразимого в их традициях. Мужчина статью писал, что ли?

2
-
Ответить

это тот же самый патриархат, только с другого бока. Опять женщинам приходится тянуть на себе все ярмо семьи и детей. Традиции блин

3
-
Ответить

я увидела лишь традиционные проблемы натурального хозяйства - пашешь как лошадь с утра до ночи. но и распоряжаться этим всем имеет право уже в первую очередь старшая женщина.

-
-
Ответить
4 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.

так в том-то и суть смысла патриархального брака - хоть какая-то надежда, что дети будут твои, что заботишься о своих, и что наследники - твои кровные.

а когда наследство передается через мать - важнее знать, кто мать, а не отец, и уж всё равно даже, если отцов несколько у разных детей.

-
-
Ответить

Похожее