Видела как-то документальный фильм про них - не сказала бы, что для женщин там все радужно, поборницы феминизма будут разочарованы. Мужчины смотрят за племянниками, при этом абсолютно не интересуются жизнью собственных детей, а женщины хозяйки в доме, при этом вся тяжёлая работа по хозяйству на их плечах, пашут на поле от зари до зари, стоит девочке чуть окрепнуть, сразу присоединяется к маме и бабушке, жизнь не мёд у этих женщин. Все очень неоднозначно.
Как живет последнее матриархальное племя, которое позволяет женщинам иметь по несколько мужей
Когда мы говорим о Китае, представляем «фабрику мира», скоростные автострады, небоскребы и высокие технологии. Но в этой стране будущего остались уголки, которые живут по своим законам. Один из таких находится в провинциях Сычуань и Юньнань, вблизи тибетской границы — там обитает народность мосо. Главными в этом племени являются женщины, они решают все.
Нас в ADME заинтересовала история о необычном матриархальном обществе, и мы решили рассказать ее вам.
Царство женщин
Уклад жизни народа мосо остается таким же, как и тысячи лет назад. Они предпочитают оберегать свои традиции и жить по законам предков.
Численность племени — примерно 40 тыс. человек. Мосо часто называют последним матрилинейным обществом (то есть таким, в котором наследственность идет по женской линии). У них и правда мужчины не имеют никакой власти. Мамы и бабушки распоряжаются семейным бюджетом и воспитывают детей.
69-летняя Аса Нуджа — ahmi («хозяйка дома»). Когда она не сможет управлять всеми делами семьи, выберет наследницу и отдаст ей ключи.
Даже отношения племя трансформировало под свои обычаи. У мосо нет традиционного брака, они предпочитают гостевой. Такая форма предусматривает жизнь взрослого мужчины в доме своей матери, к избраннице он приходит только по ночам. Дети остаются с женщиной и берут ее фамилию, часто папы о них даже не знают.
В языке мосо нет слова «отец». Его функции исполняют дяди — братья матери.
У женщин племени может быть сколько угодно гостевых мужей, они всегда могут сами выбрать себе нового ухажера и быть уверенными, что им не откажут.
Девочек с детства учат заниматься домашней работой и решать вопросы семьи. Ведь они, когда вырастут, тоже станут такими же хранительницами рода, как и их матери.
Вдали от цивилизации
Одно из самых важных событий в жизни каждого члена племени — достижение совершеннолетия. Обряд, посвященный этому, проводится, когда ребенку исполняется 13 лет. С этого времени дети становятся взрослыми и могут участвовать в религиозных церемониях. Мосо исповедуют религию бон, которая основана на поклонении богине-матери, а также анимизме и культе предков.
Этот народ живет за счет сельского хозяйства. Племя высаживает картофель и зерновые, держит коз, овец, яков и буйволов. Их экономика основана на бартерной торговле. В большинстве домов нет электричества.
Но все меняется. И в последнее время даже традиционное племя мосо приобщается к цивилизации. Матриархат и необычный для человека нашего времени стиль жизни заинтересовал туристов. Они приезжают увидеть народ, который уже поспешил поставить возле деревни табличку: «Добро пожаловать в царство дочерей».
Жизнь племени сейчас
У мосо появляются мобильные телефоны и спутниковые тарелки, молодые люди покидают племя и переезжают в большие города, чтобы найти там работу и создать семью — уже традиционную. А те, кто остался, или продолжают оберегать привычный уклад жизни, или придумывают развлечения для путешественников.
Кажется, через несколько десятков лет и эти люди станут частью современной цивилизации и забудут о необычных традициях.
73-летняя Наджу Дорма и 66-летняя Лакуо Дорма почти не носят традиционной одежды. Женщины рассказывают, что так сейчас одеваются жители племени, чтобы заработать побольше денег на туристах.
Мосо приходится приспосабливаться к новой реальности. 77-летняя Гейку Дорма, например, открыла ресторан для людей, которые приезжают познакомиться с культурой ее племени.
У 72-летней Даши Ламу две дочери и три сына. Девочки остались с матерью, а парни переехали в большие китайские города, где начали работать на правительство и женились. Даши жалуется на туристов, которых стало очень много в последние годы. «Теперь в деревне громко. Когда я не выдерживаю, иду искать тишину в горах», — рассказывает она.
Мосо превращаются в таких же людей XXI века, как мы, но их история в очередной раз напоминает: можно жить по-другому, цивилизации, страны и народы сами создают свои законы и решают, что для них важно. И самые невообразимые для европейца традиции могут быть для кого-то обыденностью.
Комментарии
Так и в патриархальных так же. Ну, разве что отцы с детьми знакомы. Натуральное хозяйство - не для слабаков.
Просто читая статью, может сложиться впечатление, что женщины в племени как сыр в масле катаются, но это далеко не так. Равное распределение обязанностей? Нет, сынок, это фантастика.
Жизнь не радужно не из за их семейного уклада. Сельское хозяйство трудно вести, все работают с утра до вечера.
Вся соль в том, что вроде бы матриархат, а вольготно живут опять мужчины)) вот как у них это получается?))
А мне показалось что мужчинам там жизнь тоже не сахар.
Так и в традиционной патриархальной семье мужчины пашут будь здоров. Это просто социальный строй. Он не означает, что, кто всё решает, тот ничего не делает. Когда семья живет на натуральном хозяйстве, пашут все.
Простите, одно дело, когда «пашут все», а другое, когда пожилая женщина согнулась в трудах в три погибели, а её сын - здоровый детина - рядом с ребёнком за ручку прогуливается. Это я сейчас реальный кадр описываю. Но при этом, не отрицаю, что для них это уже привычный образ жизни и никто здоровому лбу в вину не ставит, что он просто «мимокрокодил», в конце концов, за детьми смотреть тоже работа))
Это вы про что сейчас? Действительно, если вся семья живет на натуральном хозяйстве, прогуливаться невозможно - кто не работает, тот не ест. Это не то случай, когда бабушка просто решила упахаться на шести сотках.
В статье ничего про распределение обязанностей не написано, а по одному кадру делать громкие выводы о традициях опрометчиво. И если это так, как вы написали - женщины обслуживают сЫночков, то тогда это тот же патриархат. Но сомневаюсь, что из сыновей там трутней делают. На натуральном хозяйстве пашут все, иначе не прокормиться.
Не по одному кадру, а по документальному фильму. По нему и сужу, а статья слишком уж сахарная.
Интересно как они определяют от кого ребенок
А без разницы, все равно отец участия в жизни детей не принимает (могут быть исключения, естественно). Отца им заменяет дядя по матери.
Полагаю, для них это не суть важно)
Как же можно отказать таким красоткам
В моем городе слабым и зависимым нет места )
Не думаю, что они считают себя сильными и независимыми, они просто пытаются выжить в условиях натурального хозяйства. Уезжают, потому что в городе жить проще и комфортней, а не потому, что хотят быть зависимыми.
«Так и выходит, что в нормальном обществе, слабые мужчины, нередко - геи, а сильные женщины - лесбиянки.
Из-за стереотипов людям приходится впадать в гомосексуализм.» А откуда у вас такое мнение? Сразу скажу, совершенно не согласна, но никак не наезжаю. Мне и правда интересно почему вы так думаете
Слышала много разных объяснений про гомосексуалистов, но никогда как ваши. Скажу честно, я совершенно не поняла ваши аргументы так что не буду спорить.
Как-то невнимательно вы читали. Написано молодые люди, то есть не обязательно именно девушки уезжают. Я, например, подумала о парнях, что тоже неправильно так как «молодые люди» уместно для обоих полов. Как пример там привели Дашу Ламу, дочки остались, сыновья уехали.
"И самые невообразимые для европейца традиции могут быть для кого-то обыденностью." Да прям, что тут такого невообразимого в их традициях. Мужчина статью писал, что ли?
это тот же самый патриархат, только с другого бока. Опять женщинам приходится тянуть на себе все ярмо семьи и детей. Традиции блин
Опять мужик с газетой на диване валяется, только не у жены, а у мамы.))))
му*ло оно и в племени мосо му*ло. Умеют только яйцами трясти
я увидела лишь традиционные проблемы натурального хозяйства - пашешь как лошадь с утра до ночи. но и распоряжаться этим всем имеет право уже в первую очередь старшая женщина.
так в том-то и суть смысла патриархального брака - хоть какая-то надежда, что дети будут твои, что заботишься о своих, и что наследники - твои кровные.
а когда наследство передается через мать - важнее знать, кто мать, а не отец, и уж всё равно даже, если отцов несколько у разных детей.