Вы застряли на планете Арракис из «Дюны». Сможете там выжить?

Вы еле волочите ноги по крутой песчаной дюне, и каждый шаг дается с трудом. Вы устали, измучены и ваш организм обезвожен. Тело перестает вас слушаться. Вы понимаете, что надолго вас не хватит.

Вы достигаете вершины дюны, и перед вами открывается далеко не самый радостный вид: до самого горизонта простирается бесконечное море песчаных дюн! Вы один, никто не знает, что вы здесь, и вас не будут искать... на планете Арракис.

Нет ничего более захватывающего, чем фантастические миры. От ледяных планет до невероятных джунглей. Хотя эта планета может существовать только в вымышленном космическом пространстве, Арракис — это явно не то место, куда стоит отправиться на пикник.

Если вы еще не видели фильм «Дюна» две тысячи двадцать первого года — не волнуйтесь, спойлеров не будет! Есть еще фильм тысяча девятьсот восемьдесят четвертого года, мини-сериал двухтысячного года, несколько компьютерных игр и целых шесть романов Фрэнка Герберта. Большая часть действий в «Дюне» происходит на пустынной планете Арракис. Там нет милых роботов, только суровые температуры, и где-то под дюнами живут гигантские песчаные черви. Да, они действительно гигантские и могут достигать четырехсот пятидесяти метров в длину, что намного больше самого крупного существа на Земле — синего кита.

Ученые захотели выяснить, можно ли выжить на планете бесконечных песчаных дюн. Но сначала давайте узнаем чуть больше о самой планете. Арракис населен народом, известным как фремены. Они — коренные жители планеты и приспособились выживать в суровых пустынных ландшафтах. Они создали специальный костюм, который называется дистикомб. Он служит для того, чтобы удерживать, перерабатывать и заново употреблять влагу тела, такую как пот, что сохраняет жизнь в тяжелых условиях пустыни и позволяет владельцу продержаться там в течение нескольких недель. Не самый аппетитный напиток, но другого нет.

Что бы произошло, если бы вас высадили на Арракисе или вообще в любой другой пустынной местности? Многое зависит от температуры. Чем жарче, тем сильнее воздействие на организм. Первая стадия обезвоживания — жажда. Она наступает после потери двух процентов массы тела. Вы уже начнете чувствовать себя плохо. Вода составляет от шестидесяти до семидесяти процентов человеческого тела. В жаркой среде организм может терять от полутора до трех литров воды в час. Вы станете меньше потеть, и температура тела повысится. Кровь станет гуще, и поддерживать уровень кислорода станет труднее. Пульс будет учащаться. Вы начнете перегреваться, как старая машина, устанете и не сможете нормально идти.

При потере четырех процентов массы тела произойдет обморок. При семи процентах начнут отказывать органы. Да, дистикомб тут был бы не лишним. К счастью, фильмы не переносят нас в эти места физически, поэтому можно удобно сидеть, есть попкорн и потягивать напиток. Вы заметили, что при просмотре фильмов про пустыню всегда хочется пить?

Британские ученые-климатологи, явно страстные поклонники «Дюны», решили исследовать эту планету в свободное время — ради забавы. Они создали цифровую 3D-модель климата Арракиса и собрали все данные о планете, которые смогли найти. Они просмотрели Вики фэндома «Дюны», а также изучили энциклопедию «Дюны» — книгу с тысячами статей с перекрестными ссылками, на составление которой ушло восемь лет.

Они узнали, что атмосфера Арракиса состоит из азота и кислорода, которых достаточно для существования человеческой жизни. Хорошее начало. Почти вся поверхность планеты — это сухая пустыня. Но там есть и горные хребты, в которых скрываются коренные обитатели планеты — фремены. Гигантские песчаные черви, населяющие Арракис, тоже вносят свой вклад в уникальную экосистему планеты. Они производят интенсивное тепло и снабжают кислородом практически лишенный растений мир. Лучше не стоять у них на пути, когда они выходят на прогулку.

Глубоко в горах планеты находятся запасы воды. В атмосфере тоже есть небольшое количество воды в виде пара. Эта вода собирается с помощью ветроуловителей. В полярных регионах климат более мягкий и более гостеприимный для людей по сравнению с бескрайними пустошами песчаных дюн. Благодаря этим регионам общая география Арракиса делает его относительно пригодной для жизни планетой. В теории.

Чтобы понять, может ли вообще существовать география и среда Арракиса или это просто комплекс фантастических идей, пришлось обратиться к климатической модели. Эту технологию используют для прогнозирования погоды и климатических факторов. Ученые передали этой модели всё, что знали об Арракисе, включая орбиту планеты и состав атмосферы. Она похожа на земную, но содержит чуть меньше углекислого газа. Самая существенная разница в атмосфере в том, что на Арракисе гораздо большая концентрация озона — полпроцента его атмосферы по сравнению всего с шестью стотысячными процента нашей.

Для обработки этих сложных данных потребовался гигантский суперкомпьютер, который потратил целых три недели, чтобы получить результаты. Но это того стоило!

Ученые обнаружили, что в самые теплые месяцы на Арракисе температура в тропиках достигает сорока пяти градусов Цельсия. В холодные месяцы температура не опускается ниже пятнадцати градусов. Почти похоже на Землю.

Более экстремальные температуры будут в средних широтах, а также в полярных регионах. Летом там может быть до семидесяти градусов, что соответствует книге, а зимой — от минус сорока в средних широтах до минус семидесяти пяти градусов на полюсах. Это даже холоднее, чем на Аляске.

Как это возможно? Модель показала, что в полярных районах Арракиса более высокая влажность и высокий облачный покров, что приведет к повышению температуры, ведь водяной пар считается парниковым газом.

А еще в книге упоминается, что в северном полушарии есть полярные ледяные шапки. Однако модель показала, что летние температуры растопят любой полярный лед. Кроме того, зимой не будет снегопадов, которые могли бы создать новые шапки. Так себе зимние каникулы...

В книге также утверждается, что на Арракисе не бывает дождей. Модель говорит нам об обратном! Дожди будут идти летом и осенью — в небольших количествах, в основном в горах и на плоскогорьях. В полярных широтах и тропиках тоже временами будут гулять дождевые тучи.

Затем ученые задались вопросом, ответ на который хотели знать все. Реально ли людям выжить на Арракисе?

Самым гостеприимным местом для жизни были бы тропики. Тем не менее большинство людей в мире «Дюны» живут в средних широтах, где жарче всего. Не очень умно. Среднемесячные температуры там должны составлять от пятидесяти до шестидесяти градусов Цельсия. Это смертельно для людей, даже если всегда ходить в дистикомбах: хотя тело будет охлаждаться от костюма, кожа всё равно подвергнется воздействию солнца и тепла. Вы будете не только выглядеть как омар, но и по-настоящему поджаритесь.

Жизнь за пределами тропиков зимой была бы невозможна без специальных технологий. Города бы страдали от экстремальных условий круглый год. Представьте себе суровые сибирские морозы, доведенные до абсолюта. Не самое удачное место, чтобы строить города.

Никто и не думает придираться к Фрэнку Герберту, который скончался в тысяча девятьсот восемьдесят шестом году. Его первый роман «Дюна» был опубликован в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году, но автор задумался над сюжетом еще в конце тысяча девятьсот пятидесятых. Он побывал в дюнах штата Орегон и был очарован движением песчаных дюн. Он понял, что без какой-либо растительности или злаков, которые пыталось растить Министерство сельского хозяйства, песок мог бы перемещаться на невероятные расстояния, поглощать дороги, озера и даже города.

Только в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году Сюкуро Манабе опубликовал первую в мире климатическую модель. В две тысячи двадцать первом году Манабе получил Нобелевскую премию по физике за «моделирование климата Земли и прогнозирование глобального потепления», и в том же году ему исполнилось девяносто лет. Человек-легенда!

Фрэнк Герберт провел выдающуюся работу, когда создавал увлекательный мир Арракиса. Не всё было точно и гладко с научной точки зрения, но на Арракисе действительно могли бы жить люди. Главное — не забывать о толстом слое солнцезащитного крема летом.

Роман Герберта «Дюна» разошелся миллионными тиражами и считается одним из самых влиятельных научно-фантастических романов всех времен. Его сын Брайан, тоже писатель, вместе с Кевином Андерсоном написал еще много романов о вселенной «Дюны». Увлекательное наследие продолжает жить.

В следующий раз, когда соберетесь посетить Арракис, не планируйте поездку на лето. И не забудьте прихватить дистикомб — вода там довольно дорогая.