Эта планета может стать нашим новым домом

Мы обнаружили Кеплер двадцать два би, небольшую экзопланету в созвездии Лебедя. Казалось бы, ничего важного. Но на самом деле это большой шаг вперед! Это первая планета, расположенная в обитаемой зоне, которую обнаружил телескоп «Кеплер»! На этой планете может быть вода. А если есть вода, то может быть и жизнь. Кеплер двадцать два би может стать нашим новым потенциальным домом. Итак, давайте рассмотрим ее поближе. На самом деле открывать новые планеты совсем не просто! Не все из них можно увидеть в наши суперкрутые телескопы — даже всемогущий «Хаббл». Иногда звезды настолько малы и тусклы, что их трудно разглядеть на карте. Так было и с Кеплер двадцать два. В таких случаях ученым приходится использовать специальный метод. Сначала они делают несколько фотографий звезды в разные периоды времени. Затем они смотрят на них и думают: «Хм, есть ли где-нибудь на этой звезде темные точки?» И если они что-нибудь находят, это может быть планета.

Эти фотографии на самом деле сообщают нам очень важные вещи. Во-первых, эта планета существует. Во-вторых, вот ее размер, радиус и близость к звезде. Но сможем ли мы там жить? Теперь мы знаем, что Кеплер двадцать два би очень похожа на нашу планету и потенциально может стать «второй Землей». Кроме того, она находится очень близко от нас — всего в шестистах тридцати пяти световых годах. Да, это почти пять квадриллионов километров... но это один из самых близких вариантов! Звезда этой планеты, Кеплер двадцать два, — желтый карлик. Она очень похожа на наше Солнце: тот же размер, тот же радиус, даже возраст почти такой же — четыре миллиарда лет. Разница только в светимости. Она примерно на двадцать процентов тусклее Солнца. Поэтому, как бы вы ни напрягали глаза, вы не увидите эту звезду в ночном небе.

Планета Кеплер двадцать два би примерно в два с половиной раза больше нашей Земли. И это очень хорошо! Больший радиус означает больше потенциальной воды и пространства для жизни. Хотя для того, чтобы добраться из одного города в другой, потребуется немало времени! Страшно даже представить себе трехдневный полет на самолете! Мы не знаем точной массы этой планеты, но ученые считают, что она больше земной. На самом деле масса Кеплер двадцать два би может быть в тридцать шесть раз больше массы нашей планеты! Это означает огромную гравитацию! Если планета в тридцать шесть раз тяжелее Земли, то гравитация там будет примерно в шесть раз сильнее. Вам трудно поднять десять килограммов картофеля? Попробуйте поднять шестьдесят! Не говоря уже о том, что вы сами станете намного тяжелее на этой планете. Вам придется накачаться, чтобы просто ходить. Вам придется стать бодибидером, чтобы добираться до работы.

Хуже всего то, что при такой гравитации растениям будет невероятно трудно выжить. Им нужна хотя бы небольшая свобода, чтобы подняться из земли. А животные... наши собаки и кошки превратятся в маленькие шарики мышц. Но если на этой планете есть свои животные или другие обитатели, мы можем примерно представить, как они выглядят. Вероятно, у них много ног, чтобы было легче передвигаться. Они не очень высокие, но очень массивные и сильные. Хм, мускулистые гигантские пауки. Наверное, бывает и хуже... Хорошая новость в том, что всё это неподтвержденная информация. Если нам повезет и гравитация окажется лишь немного сильнее земной, то, конечно, жить там будет намного легче. Следующее, что мы знаем о Кеплер двадцать два би, — это то, что она находится примерно на пятнадцать процентов ближе к своей звезде, чем мы к Солнцу. Если бы Кеплер двадцать два би существовала в нашей Солнечной системе, она была бы расположена между Землей и Венерой.

Значит ли это, что мы все сгорим? Вовсе нет. Как я уже говорил/а, звезда Кеплер двадцать два довольно холодная, всего около пяти с половиной тысяч градусов Цельсия. Поэтому можно предположить, что температура на Кеплер двадцать два би будет примерно такой же, как у нас на Земле ...если планета вращается вокруг своей звезды так же, как Земля вращается вокруг Солнца. Чего мы на самом деле не знаем. Она может вращаться вокруг своей звезды на боку, как, например, Уран. ...Что? Разве вы не знаете, что Уран на самом деле лежит на боку? Кроме того, посмотрите на его кольца. Да, у Урана тоже есть кольца, как и у Сатурна, но они вертикальные! Вселенная — загадочное место. Ладно, если Кеплер двадцать два би действительно лежит на боку, то погода там, мягко говоря, не очень хорошая. Невероятно холодные зимы сменяются жарким летом. В этом случае мы сможем более или менее комфортно жить только на узком клочке земли между этими двумя безумными сторонами. Будем надеяться, что это не так и планета вращается нормально.

Не всё так плохо! Исследования показывают, что на Кеплер двадцать два би может существовать океан. Мы уже обсудили, что вода означает жизнь. Но в данном случае это еще и более стабильная температура. Вода поглощает часть тепла и равномерно распределяет его по планете. Горячие участки охлаждаются, а ледяные — нагреваются. Кстати, именно это и произошло с Землей миллиарды лет назад. Когда на нашей планете начали появляться первые маленькие лужицы, Луна помогла им распространиться по всей планете. Благодаря этому пылающий ужас, который раньше был нашей Землей, превратился в симпатичный маленький шарик, полный жизни. Итак, если на Кеплер двадцать два би есть вода, но нет атмосферы, средняя температура там может составлять около минус одиннадцати градусов Цельсия. А если там есть атмосфера, подобная земной, то температура может достигать двадцати двух градусов выше нуля. Это было бы здорово.

И наконец, один год там равен двумстам девяноста земным дням — это около девяти месяцев. У планеты нет естественных спутников, поэтому, к сожалению, нам придется распрощаться с прекрасным видом на Луну. С другой стороны, мы, вероятно, сможем видеть Солнце как маленькую далекую звездочку и любоваться им в ночном небе, вспоминая наш дом... если не придется прятаться от гигантских пауков. Это всё, что мы знаем на данный момент. К сожалению, исследовать такие планеты довольно сложно. Поэтому есть много очень важных данных, которые нам неизвестны. Например, из чего вообще эта планета. Да, нам не хватает самой важной информации о Кеплер двадцать два би. Мы не знаем, каменистая это планета или нет. А если нет, то вся предыдущая информация ничего не значит. Планета может быть газовой. Или покрытой газом, но с твердым ядром, как Нептун. Или водным миром, покрытым гигантским океаном.

Пожалуй, пусть лучше это будет водяная планета. Тогда мы могли бы построить там что-то вроде подводного города, фильтровать воду и есть рыбу, а потом эволюционировать в земноводных. Кстати, возвращение к корням — это эволюция или нет? Ученые склонны считать, что Кеплер двадцать два би может напоминать Нептун. Некоторые астрономы даже отнесли эту планету к категории «мини-нептунов» (да, это реальная планетарная категория). Но это еще не доказано. А если, к счастью для нас, Кеплер двадцать два би окажется каменистой планетой, мы всё равно не знаем, какая там атмосфера. Существует ли она вообще? Что, если она окажется чем-то вроде атмосферы Венеры, которая крайне токсична? Нам останется только глубоко копать, чтобы выжить на этой планете. А еще придется придумать источник тепла, потому что под землей довольно холодно. Да, лучше бы обойтись без токсичной атмосферы.

В случае с Кеплер двадцать два би существует множество вариантов. Пока у нас нет четкого ответа. Но будем надеяться, что ученые найдут его до того, как мы погрузим первых людей в шаттлы и отправим их покорять Кеплер двадцать два би. Будет неудобно, если окажется, что это газовая планета или что-то подобное.