9 стихотворений Марины Цветаевой, от которых мурашки по коже так и ходят волнами

Культура
3 года назад

Марина Ивановна Цветаева — женщина, которую одни боготворят, другие не выносят, но равнодушным она не оставляет никого. Своим чувственным слогом она разложила душу на кусочки не одному поколению читателей.

AdMe.ru глубоко чтит творчество великой поэтессы и в память о ней публикует ее наиболее знаковые стихотворения.

Марина Цветаева с сестрой Анастасией, 1905 год.

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица —

Локоны в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, — кто Вы?

Сколько возможностей Вы унесли

И невозможностей — сколько? —

 

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

— Бабушка! Этот жестокий мятеж

В сердце моем — не от Вас ли?..

Я только девочка. Мой долг

До брачного венца

Не забывать, что всюду — волк

И помнить: я — овца.

Мечтать о замке золотом,

Качать, кружить, трясти

Сначала куклу, а потом

Не куклу, а почти...

В моей руке не быть мечу,

Не зазвенеть струне.

Я только девочка, — молчу.

Ах, если бы и мне

Взглянув на звезды знать, что там

И мне звезда зажглась

И улыбнуться всем глазам,

Не опуская глаз!

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей — и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов,

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Все, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,

(Без тебя лишь месяц в них глядел!)

Ты вела своих малюток мимо

Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров...

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров-детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!

Марина Цветаева с сыном Георгием, 1928 год.

Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же

Лишь тебе указала в тени обожаемый лик.

Было все в нашем сне на любовь не похоже:

Ни причин, ни улик.

Только нам этот образ кивнул из вечернего зала,

Только мы — ты и я — принесли ему жалобный стих.

Обожания нить нас сильнее связала,

Чем влюбленность — других.

Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то,

Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши

Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота

В пробужденьи души.

В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме

(В нашем доме, весною...) Забывшей меня не зови!

Все минуты свои я тобою наполнила, кроме

Самой грустной — любви.

Что другим не нужно — несите мне:

Все должно сгореть на моем огне!

Я и жизнь маню, я и смерть маню

В легкий дар моему огню.

Пламень любит легкие вещества:

Прошлогодний хворост — венки — слова...

Пламень пышет с подобной пищи!

Вы ж восстанете — пепла чище!

Птица-Феникс я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю и горю до тла,

И да будет вам ночь светла!

Ледяной костер, огневой фонтан!

Высоко несу свой высокий стан,

Высоко несу свой высокий сан —

Собеседницы и Наследницы!

Ах, какая усталость под вечер!

Недовольство собою и миром и всем!

Слишком много я им улыбалась при встрече,

Улыбалась, не зная зачем.

Слишком много вопросов без жажды

За ответ заплатить возлиянием слез.

Говорили, гадали, и каждый

Неизвестность с собою унес.

Слишком много потупленных взоров,

Слишком много ненужных бесед в терему,

Вышивания бисером слишком ненужных узоров.

Вот гирлянда, вот ангел... К чему?

Ах, какая усталость! Как слабы

Наши лучшие сны! Как легка в обыденность ступень!

Я могла бы уйти, я замкнуться могла бы...

Я Христа предавала весь день!

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,

Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —

 

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —

О проклятие! — у тебя остаешься — ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир, —

Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Памятная табличка на доме в Москве, где жила Цветаева.


Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной —

Распущенной — и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем ни ночью — всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня — не зная сами! —

 

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас над головами, —

За то, что Вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не Вами.

А какое стихотворение Марины Ивановны ваше любимое?

Фото на превью Image State / East News

Комментарии

Уведомления

странная она была особа. зря я читала её биографию. ситуация с детьми для меня непонятна, неприятна и обесценивает её творчество.

24
2
Ответить

Надо же, есть ещё помимо меня люди, на которых так её биография повлияла! Я несколько лет назад прочла очень подробно всю её историю, все воспоминания её старшей дочери и современников об обеих дочерях, и у меня кровь в жилах стыла... Плюс многие фрагменты из её личных дневников, где она сама без стеснения о детях писала такое, что глаза на лоб лезут. После этого - не могу больше её читать. Как отрезало. Больше не вижу в ней поэта, а вижу только совершенно ужасного человека...

24
-
Ответить

поэтому не люблю что-то знать личное о писателях, актёрах, певцах и прочих творческих людях. потом невозможно отделить личность автора от его творчества.

9
-
Ответить

Согласна с каждым словом. Я тоже предпочитаю никогда не читать ничьи биографии, если мне нравится творчество этого человека. Иначе начинается когнитивный диссонанс и внутренний конфликт.( Так вот и с Диккенсом было, которого я очень люблю, и с Толстым тоже...

5
-
Ответить

согласен , у каждого своё, а это многим не понять склоняются к стереотипам, мол признали , и я не отстану, кровь в их жилах стынет, а жизнь у каждого своя, лучше УШЛИ МЕЧТЫ ОСТАЛОСТЬ ГАДОСТЬ, от таких коментов я млею, ну млей , а жизнь идёт, типа ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД, более актуально, или Леонида Филатова, президент УТРОМ МАЖУ БУТЕРБРОД И ИКРА НЕ ЛЕЗЕТ В ГОРЛО И КОМПОТ НЕ ЛЬЁТСЯ В РОТ , , и генералы ТЕХ МЕДАЛЕЙ И НЕ СЧЕСТЬ НА СПИНЕ И ТО ИХ ШЕСТЬ,

-
-
Ответить
3 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

Да, ужасное впечатление произвело это её фактически убийство, совершенно не могу воспринимать её стихи после того, как узнала об этом. Всё лживо и мерзко в её стихах

2
2
Ответить

Есть ещё такие люди!
У меня на полочке прикроватного столика лежат несколько книг, одна из них-поэзия, и нет, это не Цветаева)

1
1
Ответить

А вы еще почитайте биографии подробные о Пушкине, Лермонтове, Маяковском, Пастернаке - у каждого в шкафу свои скелеты. У вас, думаю, тоже парочка наберется...

2
-
Ответить
3 года назад
А был ли комментарий?

если бы я была гением, я бы, наверное, с вами подискутировала, а так просто в сторонке руками разведу :) не нам их судить.

3
-
Ответить
3 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
3 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.
3 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

Не могу сказать, что всё её творчество для меня обесценилось, некоторые стихи так остались любимыми, но против фразы «гений и злодейство — две вещи несовместные» это сильный аргумент.

4
-
Ответить

А человек идёт за плугом
И строит гнёзда.
Одна пред Господом заслуга:
Глядеть на звёзды.

И вот за то тебе спасибо,
Что, цепенея,
Двух звёзд моих не видишь - ибо
Нашёл - вечнее.

Обман сменяется обманом,
Рахилью - Лия.
Все женщины ведут в туманы:
Я - как другие.
1919, М. Цветаева.

10
-
Ответить

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. — Ars Amandi
Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле...
— Бог, не суди! — Ты не был
Женщиной на земле!

3
-
Ответить

Гармонично... А вот еще *одно из* Потому что *нельзя объять необъятное*)) И в варианте песни этот стих тоже хорош..
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда Вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И Вы - на палубе...
Вы - в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе -

Вечерние поля в росе,
Над ними - вороны...
Благословляю Вас на все
Четыре стороны!

6
-
Ответить

Обожаю стихи Цветаевой. Есть такие гении, вся жизнь которых подчинена служению Музе. Все остальное – во вред.

8
-
Ответить

Оговорюсь. А есть такие поэты, которые пишут потрясающие, глубокие стихи. И при этом вполне себе состоялись в обычной, непоэтической, жизни. Даже не знаю, какие из них вызывают больше уважения и трепета: беспощадные гении или человечные.

4
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
3 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
3 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
3 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.

Эта публика никогда не будет довольна))
Как изменились селебрити-зачем нам это нужно;
20 забавных переписок-несмешно;
что-нибудь о моде-вообще мрак-
бедные авторы adme ???

8
-
Ответить
3 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.

И понимать не хочу, стих не понравился, даже очень!
Зато очень понравился вот этот стих Р. Киплинга:

(Перевод Константина Симонова)

Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За винтом бегущей пены.

Чёрные глаза – жара,
В море сонных звёзд скольженье,
И у борта до утра
Поцелуев отраженье.

Синие глаза – луна,
Вальса белое молчанье,
Ежедневная стена
Неизбежного прощанья.

Карие глаза – песок,
Осень, волчья степь, охота,
Скачка, вся на волосок
От паденья и полёта.

Нет, я не судья для них,
Просто без суждений вздорных
Я четырежды должник
Синих, серых, карих, чёрных.

Как четыре стороны
Одного того же света,
Я люблю – в том нет вины –
Все четыре этих цвета.

1
1
Ответить
3 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

я привыкла сама решать - что для меня обязательно, а что нет! Интересно, и как это вам удалось (видимо сквозь монитор) разглядеть думающего или не думающего человека? Экстрасенс наверное.

3
-
Ответить

Потому что сложно найти более художественный, метафоричный, многогранный и поэтичный язык, чем русский.

2
3
Ответить

Не соглашусь с вами. Хотя бы потому что не владею настолько хорошо другими языками, как русским. Не могу назвать русский очень уж поэтичным, мне кажется, рифмуется сложно. Кроме того, это чрезвычайно неэкономный язык: сложные конструкции, длинные фразы.
P.S. Русский люблю. Он меня бодрит своей сложностью. )

4
-
Ответить

А мне вот как раз сложные конструкции и кажутся очень поэтичными) Да и многозначность и игра слов в русском языке тоже очень часто встречается. Я просто немного увлекаюсь стихосложением на любительском уровне)

3
-
Ответить
3 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.
3 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.
3 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.
3 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
3 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.

Не знаю, Английская Роза. Немецким не владею вообще. Вернее, знаю пару слов, но они неприличные.
А вот разве не английский превосходно рифмуется? Мне кажется, именно поэтому рэп и фристайл в рэпе сначала получили распространение в англоязычной среде.

2
-
Ответить
3 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.

Когда-то я прилично владела французским. Писала диссертацию по экзистенциализму и творчеству Альбера Камю. Его книги невозможно было найти, поэтому приходилось бегать в библиотеку Посольства Франции и там читать оригинал. До этого была школа с французским языком, французский в университете и занятия с преподом индивидуально.
Сейчас все забыла за неимением практики. Конечно, если меня закинуть во Францию, я сразу все вспомню. ))

-
-
Ответить
3 года назад
Сдаётся место для комментария.
3 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

Эх, зависть-зависть. Я ужасно стесняюсь даже разговаривать просто по-английски.)

-
-
Ответить
3 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.

На уровне родного - ещё двумя: немецким и армянским (хотя, даже в самом родном русском иногда делаю ошибки)) И, несмотря на то, что я очень люблю творчество Гейне, Гете и Шиллера, на мой непрофессиональный взгляд, немецкая поэзия намного "беднее" русской.

-
-
Ответить
3 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.

Наверное, у каждого свое восприятие. Мне английский язык не кажется мелодичным на слух, поэтому и английскую поэзию я тоже не очень воспринимаю.

-
-
Ответить
3 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.

Повторюсь, как и о Пушкине: многие творческие гении еще те засранцы. Творчество Цветаевой мне нравится, но каждый раз вспоминаю, читая ее стихотворения, каким она была человеком (мягко говоря, не очень) и творчество меркнет. Лучше уж не знать биографию тех, чьи произведения нравятся.

-
-
Ответить

Вот та же фигня... Зная, что лидер Раммштайн Тилль Линдеманн сотрудничает с махровой попсовичкой Лободой, как-то поугас интерес к его новым альбомам, исключительно старые слушаю...

-
-
Ответить

У меня от этого её стихотворения кровь в жилах стынет:

В субботу
Темнеет... Готовятся к чаю...
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесах незнакомых
Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет... Сегодня суббота,
И будет печальная мама.

Темнеет... Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.

-
-
Ответить

А, в целом, мне непонятно, как человек, ооносившийся так к своим детям писал такие вот стихи. Что это, лицемерие или внутренний истеричный разрыв? Личность, конечно, противоречия, но, безусловно, талантливая, как поэтесса.

Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!

-
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.

А дело в том, что она не ко всем своим детям относилась одинаково. Сына и старшую дочь она любила (насколько это вообще было возможно для Цветаевой), но вот самая чудовищная история как раз про её отношение к младшей дочери и про недолгую жизнь этой несчастной девочки… Если у Цветаевой не дрогнула рука и не взвыла душа сдать обеих дочерей, в том числе и любимую, в сиротский приют, выдав их за сирот, якобы их там будут лучше кормить, то представляете, что это за человек? Честно говоря, я не могу представить. Но современники говорили, что она по натуре была не просто холодной, а даже жестокой. Воспитанной с уверенностью в своей уникальности и избранности. И для дочерей она была Божеством, а не матерью. Создала им культ личности. И судя по собственным дневникам, она никогда об этом не сожалела…

-
-
Ответить
3 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?

Да, я знаю эти чудовищные истории… волосы действительно дыбом. Только в сиротский дом она сдала не только младшую дочь, а обеих дочерей. Читала отрывки из её дневника - реакцию на письмо заведующей детдома, где говорится о том, что двухлетняя Ирина плачет и кричит от голода - просто ком в горле и действительно волосы поднимаются от такой жестокости. Но старшую дочь Цветаева-таки соизволила забрать домой и всё же смогла прокормить, а вот младшая умерла от лихорадки в детдоме, т.к. её мать бросила на произвол судьбы. А мать даже не пришла к ней на похороны. Она их и навещать почти не приходила, когда прикидывалась их крёстной. А всё просто - она банально не хотела работать, это было ниже её достоинства.
Да, я всё это знаю. С того момента, как подробно изучила всю эту чудовищную историю, и не могу больше читать и слушать её стихи, как бы хороши они ни были. За каждым словом слышу фальш, ложь и лицемерие. И ужасного, жестокого человека.

-
-
Ответить

Угораздило нашу литераторшу в школе задать нам читать биографию Цветаевой... Ну чтож, неокрепшая психика десятиклассницы была в шоке, и наотрез отказалась учить эти стихи, когда задавали.

-
-
Ответить

А вы знаете, какое время тогда было? Голод, разруха, гражданская война...
Она не могла их прокормить.
Ну, умерли бы все трое...
Тут кто-то пишет, что не хотела работать - она работала как проклятая: переводила, писала, но в то время литературный труд был никому не нужен!
А вот где были ее родные?

-
-
Ответить
3 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.

Я знаю, какое было время. Только вот почему-то не все люди решили сдавать своих детей "на прокорм" в детдома, где эти самые дети кричали от голода, замерзали и умирали от болезней, да ещё в разруху и военное время. Потому что оказаться в сиротском доме для ребёнка в такое время - верная смерть.
Цветаева могла прокормить своих детей. Просто младшую свою дочь она не любила и не хотела её существования, и её раздражало, что она вообще должна хоть что-то ей давать.
А насчёт "работала как проклятая" - переводила, писала - Вы смеётесь? Работала как проклятая в такое дикое время ради своего выживания и выживания своих детей - это не когда по своей же стезе, которая её тонкой натуре не претит, душу поэта не оскорбляет, а когда где платят, туда и идёт, хоть в кочегарку, хоть на завод, хоть поломойкой, хоть кур ощипывать! Работала как проклятая, ну да. Наверняка все представляют себе именно это, когда читают о двух сданных в детдом от якобы невозможности прокормить собственных дочерях, одной из которых два года. А там, видите ли, литературный труд невостребован! Это я и имела в виду. Цветаева не хотела переступать через себя даже ради жизни своих детей, это было ниже её достоинства.
И кстати, ещё и запрещала дочерям в детдоме называть себя мамой, когда изредка наведывалась к ним, чтобы руководство не узнало, что она их мать.

-
-
Ответить

ВЫ не все прочли о Цветаевой, не смотря на то, что уверяете в обратном. Она повесилась только из-за того, что не нашла работу в Елабуге, куда эвакуировалась вместе с сыном из военной Москвы.
Никакой работы в захолустной татарской Елабуге для нее не было. Ее с трудом устроили знакомые литераторы посудомойкой в местную столовую.
Прочтите еще раз дневники и письма Цветаевой.

-
-
Ответить
3 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

Лучше напишите, что она носила и ела. Тут такое понимают лучше.

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.

Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.

Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.

Не радует ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
Живу, не видя дня, позабывая
Число и век.

На, кажется, надрезанном канате
Я — маленький плясун.
Я — тень от чьей-то тени. Я — лунатик
Двух темных лун.

-
-
Ответить
3 года назад
Это слишком личное, не можем показать.

На мой взгляд, самое "мурашковое" не попало "
Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче — всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

-
-
Ответить
2 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.

Цветаеву могу читать строго дозированно иначе передозировка экзальтацией может случиться

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
3 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.
3 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.

Гомосексуализм Чайковского, знаете ли, никак не был связан с его музыкой.
А вот Цветаева немало стихов писала конкретно о своих детях. И учитывая известные нам обстоятельства, эти (да и многие другие) её стихи выглядят лживыми, лицемерными и фальшивыми.

При этом вы почему-то сюда же подгребаете "Лолиту" с якобы претензией читателей уже не к биографии автора, из-за чего люди не воспринимают "Лолиту", а на сей раз конкретно к содержанию книги. А книгавообще-то вполне может кому-то не понравиться или быть непонятной. Так что вы уж определитесь, с чего вы там балдеете-то и в чём суть недовольства. А то за уши притянули как могли.

-
-
Ответить

Я обычно рекомендую еще подробную биографию Агнии Барто посмотреть. Интересно, у многих бы отпало желание читать ее стихи после этого? Она ведь во многом вела себя отвратительно по отношению к Чуковскому и потом к его дочери, можно сказать она их предала. Честно говоря, от ее действий пострадало больше людей. И что-то никто ее не обсуждает и не осуждает, а Цветаеву который год не оставят в покое. Что касается творчества, мне нравятся и поэзия Цветаевой, и стихи Барто, и как уж у них там сложилось, не мне судить.

-
-
Ответить

Не просто ненавидела, она по сути её убила. Не сравнивайте с Чайковским, при чем тут это? Здоровая человеческая природа не приемлет такой жестокости, какую демонстрировала Ц.

-
-
Ответить

Айме́к-гуарýзим — долина роз.
Еврейка — испанский гранд.
И ты, семилетний, очами врос
В истрепанный фолиант.

От розовых, розовых, райских чащ
Какой-то пожар в глазах.
Луна Сарагоссы — и черный плащ.
Шаль — дó полу — и монах.

Еврейская девушка — меж невест —
Что роза среди ракит!
И старый серебряный дедов крест
Сменен на Давидов щит.

От черного взора и красных кос
В глазах твоих — темный круг.
И целое дерево райских роз
Цветет меж библейских букв.

Айме́к-гуарýзим — так в первый раз
Предстала тебе любовь.
Так первая книга твоя звалась,
Так тигр почуял кровь.

И, стройное тело собрав в прыжок,
Читаешь — черно в глазах! —
Как в черную полночь потом их сжег
На красном костре — монах.

-
-
Ответить

Следующей

Святая ль ты, иль нет тебя грешнее,
Вступаешь в жизнь, иль путь твой позади, —
О, лишь люби, люби его нежнее!
Как мальчика, баюкай на груди,
Не забывай, что ласки сон нужнее,
И вдруг от сна объятьем не буди.

Будь вечно с ним: пусть верности научат
Тебя печаль его и нежный взор.
Будь вечно с ним: его сомненья мучат,
Коснись его движением сестер.
Но, если сны безгрешностью наскучат,
Сумей зажечь чудовищный костер!

Ни с кем кивком не обменяйся смело,
В себе тоску о прошлом усыпи.
Будь той ему, кем быть я не посмела:
Его мечты боязнью не сгуби!
Будь той ему, кем быть я не сумела:
Люби без мер и до конца люби!

-
-
Ответить

Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе

…Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе,
Где вечные сумерки , и вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон старинных часов — словно капельки времени.
И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды —
Флейта,
И сам флейтист в окне,
И большие тюльпаны на окнах.
И, может быть, Вы бы даже меня не любили…

***

Посреди комнаты — огромная изразцовая печка,
На каждом изразце — картинка:
Роза — сердце — корабль. —
А в единственном окне —
Снег, снег, снег.

Вы бы лежали — каким я Вас люблю: ленивый,
Равнодушный, беспечный.
Изредка резкий треск
Спички.

Папироса горит и гаснет,
И долго-долго дрожит на ее краю
Серым коротким столбиком — пепел.
Вам даже лень его стряхивать —
И вся папироса летит в огонь.

-
-
Ответить

Похожее