10 советов по воспитанию, которые помогут вырастить миллионера

4 года назад

Илон Маск, Ларри Пейдж, Марк Цукерберг, Опра Уинфри — мир полон историй о том, как сегодняшние миллиардеры начинали с нуля и добились невероятных успехов. Какой родитель не желает в глубине души, чтобы его ребенок стал одним из сильных мира сего. Главный вопрос — как воспитать заведомо успешного человека.

Мы в AdMe.ru перелопатили весь интернет в поисках ответа на него. Единого рецепта нет. Но есть кое-что, что можно сделать для любого ребенка прямо сейчас.

1. Говорить с детьми о деньгах можно и нужно

Это не запретная тема. С малых лет ребенок должен понимать, откуда берутся деньги, зачем они нужны и как их можно заработать.

  • В магазине обращаем внимание на цены. Ребенок будет рад стать активным участником процесса, если подскажет, сколько стоит тот или иной продукт, выберет что-то из списка и между делом поймет, почему, к примеру, макароны за 300 рублей можно оставить на полке в супермаркете, а аналогичные за 80 рублей купить.
  • Объясняем, что мама и папа делают на работе, почему ходят туда и что такое зарплата.
  • Смело за ужином обсуждаем большие покупки и путешествия и с финансовой точки зрения.

2. Отправьте ребенка за покупками

Необязательно его отпускать одного в магазин. Можно стоять рядом и наблюдать. Младшие школьники легко справляются с такими задачами. А тем, кто еще не умеет читать, безусловно, можно помочь.

  • У ребенка — список, цель и деньги.
  • Задача — выбрать продукты, не отвлечься на соблазны, посчитать, сколько денег понадобится, расплатиться на кассе.
  • Понятное дело, начинать лучше с меньшего. Отправлять чадо за покупками для всей семьи на неделю можно только в том случае, если близкие морально готовы 7 дней подряд лопать шоколадки.

Такой метод финансового воспитания практикуется в школах Монтессори по всему миру. Дежурные идут в магазин, чтобы купить продукты для одноклассников — например фрукты для второго завтрака или ингредиенты для будущей выпечки.

Для родителей это отличный тренинг по невмешательству. Постарайтесь не подсказывать и не поправлять. Идеальный опыт — полученный самостоятельно.

3. Играйте в финансовые игры

  • «Монополия» и «Денежный поток» — увлекательные настолки, после которых любой участник легко разберется в том, что такое инвестиции, активы, пассивы и налоги.
  • С детьми помладше можно регулярно играть в «банк», в «магазин», в «семью» и в любые другие игры, которые дают представление о том, как устроен финансовый мир.
  • Музеи профессий помогут вывести эти виды игр на новый уровень. Там можно «поработать» кассиром, инкассатором, менеджером в банке, «заработать» и «потратить» местные деньги.

4. Теория 3 копилок — первый шаг к финансовому планированию

Идею продвигают в своих книгах Роберт Кийосаки («Богатый папа, бедный папа») и Марк Аллен ("Курс миллионера). Нужно завести 3 или 4 копилки. Их предназначение можно выбрать на свой вкус, например:

  • Накопления. Постепенно можно накопить ощутимую сумму на мечту. Считается, что умение копить — это неплохая профилактика кредитов в будущем.
  • Траты. Долго ждать умеет не каждый взрослый, а уж тем более это сложно делать детям. Пусть малыш поймет, как приятно побаловать себя из карманных денег.
  • Инвестиции. У детей не так много возможностей для создания активов, но можно завести пластиковую карту с возможностью начисления процентов.
  • Благотворительность — такая копилка нужна, чтобы научить ребенка не только получать, но и отдавать. Например, можно кормить бездомного котенка или участвовать в программах зооволонтерства.

Ребенок сам решает, на что тратить (или копить) свои деньги.

Если этот метод вам близок, можно давать ребенку, скажем, по $ 3 в неделю, чтобы постепенно копилки заполнялись.

5. Ни под каким предлогом не говорите «У нас нет денег»

Некоторые родители так делают, чтобы не потакать капризам малышей. Злополучная фраза так и хочет слететь с языка, когда уже стоишь посреди магазина, а малыш схватил огромную игрушку и смотрит на нее восхищенным взглядом. Почему так делать нельзя?

  • Негатив. Когда звучит фраза «Мы не можем себе это позволить», ребенок понимает: родители недовольны тем, что имеют, деньги вызывают отрицательные эмоции.
  • Пассивность. Формулировка сообщает ребенку, что вы не контролируете свою жизнь. Акитивная позиция — это принять решение, покупать или нет ту или иную вещь, а не давать количеству денег в кошельке управлять вами.

6. Как в таком случае правильно отказать

  • «Мы пришли в магазин не за этим». Тут и планирование, и расстановка приоритетов, и родительская твердость.
  • «Я запомню, что тебе это нравится, и, когда мы будем выбирать подарок на день рождения (Новый год, 8 Марта, День знаний, День города (мало ли!)), обязательно учтем твои пожелания».
  • «Давай договоримся, что подарки будем покупать раз в неделю» (например, в выходные). Это если просьба не масштабная и до субботы не трудно дотерпеть. Очень важно учиться ждать и мечтать, ставить цели (в том числе финансовые) и идти к ним.
  • «Это стоит дороже, чем я планировал потратить». Тоже неплохой ответ, который дает понять, что взрослый планирует свои расходы.
  • «Если ты найдешь то же самое по более выгодной цене, мы это купим». Во-первых, такой подход поможет ребенку понять, что одна и та же вещь может иметь разную цену. Во-вторых, позволит не делать эксцентричных покупок. Небольшая отсрочка поможет увидеть, так ли вещь на самом деле нужна.

7. Пеките с ребенком один пирог в неделю

Ничто не подарит ребенку такой спектр навыков и возможностей, как кулинарные эксперименты на собственной кухне вместе с мамой. В этом процессе развиваются:

  • самостоятельность и уверенность в себе;
  • умение доводить дело до конца, способность увидеть результат и насладиться им;
  • умение рисковать и нести ответственность.

8. Создайте для ребенка уникальную атмосферу обучения из вкусов, запахов и звуков

«Мотивационное поле» (или просто «поле») — понятие, которое придумал в 1951 году Курт Левин. Он изучал влияние окружающих предметов на развитие и жизнь человека. Этот термин активно используют в маркетинге. А многие педагоги и психологи говорят о создании особого мотивационного поля во время обучения. Например, психолог Любовь Сгонник учит родителей узнавать, какие у детей любимые вкусы и запахи, и окружать ими ребенка во время обучения. Например, принести любимое яблочко в качестве перекуса во время решения трудной задачи.

9. Разрешите ребенку прогулять школу

Успеха добиваются не отличники, а люди гибкие, умеющие учиться, искать новые возможности и знающие, где можно отступить от системы. Иногда вместо школы лучше провести день в тишине или, наоборот, придумать себе культурную программу.

Прогул может быть полезен для того, чтобы:

  • Подумать о психологическом здоровье. Такую практику вводят некоторые компании. Для детей это может быть не менее важно, когда нужно просто «выдохнуть».
  • Оставаться физически крепким. Чтобы не включились механизмы психосоматики (когда организм заболевает, чтобы отдохнуть), лучше пропустить пару дней безо всякого чувства вины.
  • Воскресить внутреннюю мотивацию. В ее основе, по мнению ученых Эдварда Дечи и Ричарда Райана, лежат: компетентность, автономия и контакт с педагогом. Компетенция («я могу») и автономия (самостоятельность) — качества, которые не приветствуются в школе, и просто «ждут», когда на них найдется время.
  • Показать свою любовь. Педагог и писатель Дима Зицер не устает напоминать, что за всей пользой, которую родители пытаются «причинить» своим детям, они забывают о главном — о любви. А прогул, инициированный родителями, — это ее проявление. Когда ученик знает, что родители в «его команде», ему все беды по плечу.
  • Расставить приоритеты. Что будет, если пропустишь урок труда или итоговую контрольную по математике? В любой свободе появляется ответственность.
  • Брать на себя риски. Умение сделать смелый шаг — черта всех миллионеров. Достойный пример — Говард Шульц. Он не побоялся открыть сеть кофейных баров, вопреки желанию руководства Starbucks. Поставив на карту все, Шульц начал бизнес с нуля. Позже компания Starbucks объединилась с его делом и стала одной из крупнейших кофейных сетей мира.

10. Позвольте себе быть иногда ленивыми родителями

Возможно, когда вы не отправитесь по расписанию готовить завтрак или делать с ребенком уроки, для него откроются новые возможности в плане самостоятельности и инициативности. Даже забота хороша в меру. Чем старше ребенок, тем больше он может сделать сам. Покормить кота, помыть ботинки (да-да, и ваши заодно тоже), постирать одежду и разобрать посудомойку сможет любой первоклассник. Просто не все знают, что так можно.

Секрет в том, что самостоятельность — одна из важнейших составляющих успеха. И финансового в том числе.

Бонус: список книг о финансах для детей

Книги:

Какими секретами воспитания пользуетесь вы, чтобы ребенок вырос успешным?

Комментарии

Уведомления
4 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
4 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.

"Говорите с детьми о деньгах".

"Нельзя говорить "У нас нет денег".

Первый признак шизофрении?

8
4
Ответить

Говорить о деньгах - это одно, а говорить, что у Вас нет денег - это показывать Вашу финансовую несостоятельность. Последний вариант станет для ребенка нормой. Ведь живёте Вы как-то "без денег", значит, такая модель нормальная.

Статья о том, что ребенка нужно научить планировать те деньги, что имеются в наличии, а не указывать на их полное отсутствие.

12
1
Ответить

Когда мне родители говорили, что денег нет, я прекрасно понимала что они есть, просто эта покупка не входит в бюджет, и за эти деньги мы можем купить что-то более необходимое. И со мной эта фраза срабатывала, т. к. я понимала подтекст. Мне кажется, другие дети это тоже способны понимать

4
-
Ответить

Возможно, Вы этого не помните, но когда-то Вам родители объяснили, что значит бюджет. Ниоткуда у детей не возникают знания. Просто иногда нам кажется, что оно "само прилетело".

1
1
Ответить

Так никто и не говорит, что родители не должны говорить с детьми о деньгах) Просто я не могу понять, почему ты не можешь сказать своему ребёнку "У нас нет денег на это", если это действительно так.

2
-
Ответить

Потому что тогда нужно объяснить ребенку, почему. Зачастую родители не объясняют. Просто ставят перед фактом, что денег нет.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
4 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

Отличники хорошо умеют учиться, но не значит, что оказываются готовыми к практическому применению этих знаний. И уж тем более зубрёжка ничего не даёт, только понимание и практика. Те, кто не старался ради красивых оценок, не рассчитывают на то, что им всё сразу дадут за заслуженную корочку, поэтому более гибки, хватки и чутки на практике, ближе к реальности и не ограничивают себя рамками теории, когда-то вычитанной в книжках и, зачастую, не совсем актуальной.

6
-
Ответить

К счастью, отличникам тоже никто не мешает научиться распоряжаться своими мозгами, а не только зубрить :)

2
-
Ответить

да, да ? простота хуже воровства. не учитесь, все верно, и детям это же вдалбливайте, что учиться - плохо. меньше конкурентов для адекватных людей

3
4
Ответить

Не все отличники теряют в своей жизни ориентиры. Я, конечно, не миллионер, но работаю на любимой работе по специальности с хорошей зарплатой и постоянным повышением должности. При этом карьерный рост практически не ограничен в перспективе. Плюс могу дополнительно получать хорошую грантовую поддержку для выполнения своих проектов от государства и не только. Конечно, это не так легко, но вполне возможно. Я получала и получаю.

7
-
Ответить

Я вообще думаю, что вся эта «магия» уже давно в прошлом. В моем поколении ничего полобного нет (ну среди моих знакомых как минимум).

Ниже в комментарии есть подробный пример :)

1
-
Ответить
4 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

почему вы ровняете людей по успеваемости? это, как по гороскопу судьбу определять, примерно. шанс попасть пальцем в небо, не более.

4
-
Ответить
4 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.

Ещё раз повторю, что отличники все разные. И "полочки" у них разные. И кто-то вполне умеет рисковать;)

3
-
Ответить

Мне кажется, это давно уже не так, и вообще это байка про выпускников советских школ...

Что касается моей группы Универа, например: одна отличница сейчас в штатах, преподавала какое-то время в хорошем ВУЗе, сейчас работает в какой-то крутой международной фирме. Вторая отличница - в Швейцарии. В одном из лучших ВУЗов преподавала недолго, теперь - удивительно - тоже в крутой компании.

А двоечница? А двоечница макияжи свадебные делает в родном Зажопинске.

10
-
Ответить

В целом, Вы правы)) но проигравший в этой ситуации - декан, которого девушка без конца мучила заявками на пересдачу.. преподы, которым приходилось с ней работать... и даже некоторые однокурсники, ибо поведение у дамы было то ещё хамское.. (и в интеллигентный математический факультет она ну никак не вписывалась)...

1
-
Ответить

Не знаю двоечников-миллионеров, можно пример? А то, кажется, эта магия работает только в вашей голове. Отличников на стройке тоже не знаю, там одни мигранты сейчас, в основном

2
2
Ответить

Насчёт двоечников - миллионеров не знаю, но был у меня знакомый с красным дипломом и высшим педагогическим образованием, который вполне себе работал на стройке, ибо будучи учителем на дом и семью не заработать

-
-
Ответить
4 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
4 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.

Нет в жизни ничего идеального и однозначного. И в этой статье действительно есть полезные советы родителям.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
4 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
4 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.
4 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.

>> «Монополия» и «Денежный поток» — увлекательные настолки, после которых любой участник легко разберется в том, что такое инвестиции, активы, пассивы и налоги.

Насчет второй не знаю, но монополия учит нас:

1. Что налоги - это такие внезапные расходы, когда тебе очень не повезет их "проскочить".

2. Что феерическое богатство будет у тех, кто лучше всех обдерет до нитки других.

3. Удача важна не меньше, чем планирование, а то и больше.

Ну а что, очень правильные и полезные знания. Главное - жизненные. Но почему-то никто не хочет сказать это своему ребенку вслух.

16
-
Ответить

Согласна, что нельзя говорить детям "У нас нет денег". Сама через это прошла. Все детство слышала от матери. Хотя я прекрасно знала, что деньги есть. Теперь ненавижу эту фразу.

-
-
Ответить

Странно, что у статьи столько минусов. Ну да, название не очень подходит, но способы отличные, на мой взгляд, перечислены. Лично я и для себя, 28летней "лошадки" кое-что возьму на вооружение?

-
-
Ответить

Похожее