Понимаю, конечно, что личный опыт - ничто перед статистикой.
Но с возрастом прихожу к выводу, что генетика сильнее воспитания.
У меня есть младший брат. Воспитывались одинаково, но мы - разные.
У меня два сына. Воспитывались одинаково, но они - абсолютно разные.
Люди, у которых было тяжелое детство, имеют 5 преимуществ перед другими
«Тяжелое детство» — это словосочетание воспринимается всеми как нечто априори ужасное. Большинство психологов всегда обращали внимание только на негативные последствия непростого детства: психологические травмы, неуверенность в себе и прочие малоприятные вещи. Однако ряд ученых решил по-другому взглянуть на эту проблему, и в результате исследований выяснилось, что люди, пережившие трудное взросление, обладают рядом преимуществ перед теми, кто рос в благоприятной среде.
Мы в AdMe.ru изучили выводы ученых и спешим обнадежить всех, кто считает свое детство трудным: не все так плохо! Если вы будете знать и использовать свои преимущества, то сможете прожить жизнь как успешный человек, а не как вечная жертва.
1. Отличные способности к творчеству
Всем хорошо известны многочисленные истории о людях, переживших тяжелое детство и затем ставших знаменитыми благодаря своему творчеству. Ученые из Калифорнии решили изучить эту взаимосвязь. Они расспросили 234 человека творческих профессией (музыканты, танцоры, актеры, дизайнеры, певцы) об их детстве и затем разделили опрошенных на три группы в зависимости от того, насколько оно было тяжелым. Оказалось, что люди из третьей группы, назвавшие свое детство очень сложным, были чаще других склонны к тревогам и стыду. Но при этом они же умели всецело отдаваться искусству, с головой погружаясь в творческий процесс. Творчество давало им силы менять свою жизнь к лучшему.
Хорошо развитая фантазия может помочь таким людям придумать такое, до чего другие никогда бы не додумались. «Тот, кто никогда в жизни по-настоящему не страдал, интересен в такой же степени, как и куст», — утверждает психотерапевт Ян Морган Крон. Он считает, что из общения с людьми, не пережившими негативного опыта, нельзя почерпнуть ничего ценного.
2. Выбор в пользу «быстрой стратегии»
По наблюдениям ученых, люди, пережившие в раннем возрасте значительные потрясения, часто живут по «быстрой стратегии». То есть по принципу «дают — бери, бьют — беги». Выбирают сиюминутную выгоду здесь и сейчас, не думая о том, что если подождать, то можно было бы получить гораздо больше.
Наглядный пример здесь — широко известный «зефирный эксперимент». Перед ребенком кладут зефирку и говорят, что если он подождет 15 минут, то получит еще одну зефирку, а если съест ее сейчас, то больше не получит ничего. Обычно ребенок, выросший в стабильной благожелательной среде, готов ждать, и это кажется единственно мудрым решением. Но с точки зрения ребенка, растущего в непредсказуемых условиях, лучше съесть зефир сейчас, пока взрослые не передумали, кто-нибудь не отобрал его или не случилась еще какая-то неприятная неожиданность. И он по-своему прав.
«Быстрая стратегия» часто толкает подростков на раннее вступление в половую связь, они обычно раньше становятся родителями, и их будущее кажется более тревожным, чем у детей из благополучных семей. Но в нестабильных условиях именно «быстрая стратегия» может помочь не растеряться и не спасовать перед неприятностями.
3. Высокая адаптивность
Когда ребенок растет в неблагоприятных условиях, его психика начинает быстро адаптироваться к стрессу. В результате вырабатываются навыки, благодаря которым он легко приспосабливается к переменам и способен найти выход из любой ситуации. Профессор психологии Брюс Эллис (Университет штата Юта) отметил наличие у таких людей когнитивной гибкости — способности четко разделять важное и неважное — и умения концентрироваться только на важном.
Жан Мари Бьянки, коллега доктора Эллиса, считает, что у людей, выросших в условиях непредсказуемости, отлично развито ассоциативное мышление: они легко видят взаимосвязь между различными объектами и событиями и всегда просчитывают различные варианты событий.
Можно привести такой пример: два игрока получили неверную инструкцию к компьютерной игре. Первый, выросший в благоприятный условиях, долго будет пытаться действовать по инструкции и недоумевать, ведь он привык, что правила всегда работают. Второй, выросший в нестабильной среде, не побоится идти на риск и находить новые решения. Он знает, что правила могут меняться в зависимости от ситуации.
4. Мгновенное распознавание угроз
Идентифицировать опасность нам помогает гормон норадреналин. Он вырабатывается, когда мы сталкиваемся с чем-то неожиданным или пугающим. Согласно исследованиям клинического психолога и нейробиолога Яна Робертсона, в умеренных дозах норадреналин оказывает положительное влияние на мозг — значительно улучшает память и способность к обучению. Люди с непростым детством быстрее других чувствуют опасность и сразу начинают думать, как ее избежать.
Таким образом, средний (но не высокий!) уровень стресса бывает даже полезен для организма. Кроме того, благодаря стрессу девочки-подростки быстрее взрослеют — к такому выводу пришла группа ученых Стэнфордского университета. Интересно, что у мальчиков такой связи не выявлено.
5. Хорошая память и способность к эмпатии
Ученый Чирааг Миттал из Техасского университета пришел к следующему выводу: у детей, выросших в стрессовых условиях, хорошо развита память. Причем она очень быстро обновляется: бесполезная и устаревшая информация легко забывается и сменяется новой, полезной. Но помнят такие дети прежде всего негативные события и людей, которые плохо с ними обращались. Это помогает им обезопасить себя в будущем.
Многие из людей, переживших тяжелое детство, обладают высокоразвитой эмпатией — способностью прочитать и понять чувства и эмоции другого человека. Они отличные психологи и по одному только взгляду способны понять, что творится в душе у другого, чего от него ждать.
Бонус: как перестать зацикливаться на негативных моментах из детства
Мы не можем изменить свое прошлое, но мы можем взглянуть на него под другим углом. Одна из опасностей, которая подстерегает тех, у кого было трудное детство, — это все время ждать чего-то плохого и не верить в лучшее. Вместо того чтобы жалеть себя и винить в своих неудачах детские психологические травмы, лучше попробовать сосредоточиться на хорошем, и в этом поможет упражнение психотерапевта Яна Моргана Крона.
Однажды он попросил пациента на групповой терапии рассказать историю своей жизни за 5 минут так, чтобы все поняли, что рассказчик — жертва. После окончания рассказа Крон попросил снова поведать ту же историю, но так, чтобы все поняли, что рассказчик — герой. Пациент сначала не поверил: «Разве так можно?» «Конечно!» — ответил Крон.
Таким образом, не отрицая прошлый опыт, можно акцентировать свое сознание на светлых сторонах жизни.
А какое влияние на вас оказало ваше детство?
Комментарии
Двухмесячные котята из одного помета тоже все разные! Один храбрый, другой трусливый, один неторопливый, другой исследователь. Просто поражаешься, насколько они разные.
Мой кот, например, никогда не укусит и не оцарапает человека. Мы его купаем без перчаток, уколы и что угодно тоже без защитных средств делаем. Зато его сестра в 3,5 месячном возрасте цапнула моего мужа, прокусила ему ладонь, а на меня шипела как пантера.
Разница начинает проявляться прямо при рождении. У нас был котенок-исследователь. Он уже с первых дней после рождения все время ползал туда-сюда по своей маме, пока другие сосали молоко. Когда у них открылись глазки, он первым стал выбираться из гнезда и бегать по квартире. Вырос самым мелким. Видимо сказалось недостаточное питание в самом начале: ползал, пока другие ели))
Ага. Все свои педагогические таланты родители выплёскивают на старшего, в итоге младший ребёнок вырастает гораздо более свободной и гармоничной личностью :)
За свободу многое бы отдала... Я как раз старшая, так что знаю, о чём говорю :) То ,что в моём случае воспринималось в штыки у сестры прокатывало - ей позволялось больше, так как уже не так пугало родителей :)
Заинтересовывать... Тут тоже варианты. Мы старшую тоже заинтересовывали, в итоге ребёнок сам практически ничем не интересуется, ждёт, когда предложат что-то. И сама информацию чуть похуже ищет, чем младшая. А вот младшая - вполне активна, сама всё найдёт и попросит. Так что это палка о двух концах.
П.С. Бразильские сериалы не смотрим :)))
Вы видимо достаточно хорошо себя вели)) Моя старшая сестра такое творила в подростковом возрасте - страшно вспомнить... И мне потребовалось много сил и времени, чтобы они на меня не проецировали поведение сестры и стали доверять.
Обыкновенно я себя вела. Ничего особо экстраординарного. :)
у нас наоборот было)) то, что старшему разрешалось - мне запрещали, ибо младшие для родителей всегда дети)
почему-то в нашей семье было иначе: все вкусности сжирались братом, при том, что это как раз он был тем, кому всё давалось по первому писку и без писка - сам брал. При этом, какую-то особую вкусность, которую предполагалось съесть всем вместе за чаем - он жрал в одно горло и не думал о том, что другим тоже бы хотелось. А я из той же семьи - но всегда росла другой.
Если человек уже в детстве жадный обжора и эгоист, не думаю, что дальше будет сильно лучше
Хорошо бы дать вначале определение этого тяжелого детства. Где-то да, гора игрушек может и заблокировать фантазию и находчивость, а где-то нищета, в которой рос в детстве может к такиииим последствиям во взрослой жизни привести, что о-ё-ё-й. Неизбалованное, благополучное детство и тяжелое - разные вещи. Но это мой взгляд, я не претендую на объективность.
Статья очень сложная и тема очень спорная...
я не писала, что гора игрушек - это благополучное детство
ок:)
вот вот, в одних пунктах фигурирует тяжелое детство (я восприняла как голод, побои), в других - непредсказуемые условия и вот это не всегда означает плохо. Оптимальный ли это вариант- другое дело, но не сравнимо с побоями и пьяными родителями, например.
И да, классика:
Если в детстве у тебя не было велосипеда, а теперь у тебя Бентли, то все равно в детстве у тебя велосипеда не было.
хорошее дополнение:)))
Всегда, когда мы ведем речь об абстрактных людях, это в чистом виде теория вероятностей. Это бесконечное число очень разных людей, случайностей, реакций на эти случайности и как писали выше, безусловно, генетическая предрасположенность. Если мы берем в пример одну среду: тяжелое детство, то описываемые 5 преимуществ - это достижения конкретной выборки людей с конкретными качествами, условиями и так далее. А если мы вводим еще одно условие, поясняя, что значит тяжелое детство, то представьте, сколько еще множественных вариантов вылезает?
Хорошая, в принципе, мотивирующая статья, что в чем-то плохом нужно пытаться искать обратную сторону. Просто это опять таки для определенной категории людей, которая умеет жить таким принципом.
Я что-то не поняла - каких взрослых опрашивали/изучали? Я так понимаю, что вполне благополучных. Вряд ли что-то узнавали у алкоголиков, бомжей и прочих. Да даже и у простых рабочих с заводов и фабрик. Вот их опрашивали? Изучали? И что там результаты показали?
И это тоже, да.
да сомнительная статья, очень... вроде читаешь - выводы и логичные вроде... но ёлы-палы, вопросов больше чем ответов возникает
Ай, тут сплошные странные выводы - тяжелое детство - значит, можешь понять, как другому тяжело, посочувствовать, помочь. А почему не наоборот? "Мне было тяжело - и ничего, вырос. И ты не развалишься, нечего тут переживать." И второй вариант очень даже часто встречается.
да, и чаще скорее ведь человек черствеет или воспринимает как норму такие вот страдания и т.д.
вообще эмпатия - великая вещь!
короче, АДМЕ нарыло тему, в которой будет много комментариев и споров:))) рада за них.......
Из серии:
- Специалисты говорят, что уровень жизни в России повысился во много раз.
- Странно, а народ утверждает обратное.
- Но они же не специалисты!
Согласна со статьей в том, что "из общения с людьми, не пережившими негативного опыта, нельзя почерпнуть ничего ценного". Напрягает общение с такими беззаботными людьми. Как дети они.
хоть бы раз встретить беззаботного человека, ни разу не пережившего негативного опыта
Ну может они и пережили, наверняка даже. Но вот эта беззаботность не стерлась. К примеру, когда мы гуляем с подругой, она просто идет, куда глаза глядят. Подходим к дороге - я должна ее остановить, иначе она так и пойдет на красный. А, когда загорится зеленый, я говорю "пойдем", иначе с места не сдвинется. Не привыкла включать голову, зная, что все и так будет хорошо. Или другой пример - я с вечера наготовила себе на завтра еды, потому что утром на работу, готовить некогда. Сестра смотрит - еда лежит, взяла и съела. Она просто не думает о том, что я буду есть завтра. Не потому, что эгоистка, а потому что она привыкла, что хочешь поесть - протяни руку.
Потому что в их радужном мире так принято. Не понимают люди, что мир вокруг них не вращается. У них все просто.
Ууу, так это совсем другая история! Тут на мой взгляд не беззаботность от благополучия, а: 1.безответственность за свою безопасность (как она вообще дожила до взрослого возраста???), 2. нерасставленные границы своё/чужое (капец не терплю такое!) - тоже не беззаботность, а просто мол - а чё такого, у нас всё общее же, завтра ты моё возьми (только чаще всего у таких людей и взять нечего, ага, проходили уже,у меня так и деньги из кошелька брали без спросу!).
Согласна - с не расставленными границами в отношении с близкими людьми...
Это мало с негативным опытом связано, ну или с тяжёлым/лёгким детством. Это воспитание и.. как бы это сказать... простота. Ну или как сейчас принято говорить - особенности развития.
"наготовила себе на завтра еды" - ???
--- А кто и откуда ЗНАЕТ, что это себе и на завтра ???
Большая и заметная записка об этом -- есть ?
Иначе еда -- явно выставленная для любого желающего.
на завтра, себе на работе поесть - это еда в контейнере на одну порцию. Тут и дураку понятно, что и зачем.
Вы такую актуальную тему затронули.. У меня есть парочка таких в окружении, и мне бы хотелось перестать думать за них, учить их жизни. По двум причинам, я иногда загоняюсь и они обижаются, и иногда очень бесит их безответственность, а такие эмоции мне не нужны. Но я не знаю, как это сделать. Еще ситуацию усугубляет пример моего папы (а скорее наследственность), он терпеть не может дезорганизованных и тормознутых людей и всегда пытается их исправить. Цель сего действия - избавить себя от будущих проблем, ну и помощь товарищу конечно, хотя возможно она ему не нужна. С некоторыми людьми это срабатывает. Но я все равно хочу избавиться от этой черты.
Есть люди, на которых вы можете повлиять - когда есть обратная связь - ваши дети, близкие, если это друг или подруга, который слушает вас- он может от вас перенять некоторые положительные качества. Учитесь показывать людям как думать, а не думать за них...лучше это делать на личных примерах...это срабатывает - проверено...Если это не работает в отношении ваших знакомых, то как только вы перестанете за них думать они либо начнут это делать сами, либо оставят вас...Выбор за вами...
ой да как же моё общение с другим человеком и без ваших комментариев обошлось бы, не представляю!
расслабилась. выдохнула. просто по ветке совершенно не пойму, что это не мне было, от сюда и выводы.
если это было Шумелке, то соглашусь с вашем высказыванием.
спасибо за проявленное терпение!
Желая вам по жизни общаться только с такими людьми, у которых горизонт чист и ясен, и полон радужных картин)
А как у вас было с финансами? Пели романсы? Потому что в понятие "тяжелое детство" АдМе и просто малообеспеченные семьи включает...
ой как знакомо:) семья военного, мда. тяжело было бросать друзей:(
Переезд тоже способствует адаптивности. Ведь каждый раз приходится приспосабливаться к новому месту и новым людям.
Есть люди, которые голодали в детстве, и в настоящем всегда тратят деньги с умом, осторожно, чтоб снова голодать не пришлось. Есть люди, которые голодали в детстве, и тратят все деньги сразу же, как они у них появляются (согласно упомянутой в статье "быстрой стратегии").
Есть знакомые девушки с тяжелым детством - еще те оторвы, ничего не боятся. А есть девушки с благополучным детством, которые позже 10 вечера из дома выходить опасаются.
Так что выводы, сделанные в статье, весьма и весьма притянуты за уши.
Иногда забавляет, иногда раздражает склонность людей объяснить/оправдывать поведение окружающих их тяжелым детством.. Хочется им напомнить анекдот про Фрейда: иногда столб это просто столб. С таким же скепсисом отношусь к ссылкам на бедность, здоровье и т.д. У человека есть свобода воли, как ему отвечать на жизненные обстоятельства. Почему об этом не помнит большинство жалельщиков?
Тысячи лет прошло, куча религий пасется на этой теме, миллионы книг написаны- но песня все та же- Тварь ли я дрожащая или право имею?
Теперь правда, подводится теоретическое обоснование. Однако они стесняются указать на предыдущих исследователей. Чем плоха теория Карла Цейса, блестяще доказанная опытными данными по призывникам Германии и статистически значимыми исследованиями в степях Забайкалья?
Может быть, тем, что эта теория легла фундаментом в идеологию нацизма? И теперь слово "евгеника" в приличном обществе не произносится. А ведь как популярно было,среди всех просвещенных людей больше 100 лет!
70 миллионов погибших поставило крест на этой науке.
Похоже, что это статья не для широкой аудитории, а для работы психолога с конкретным человеком, у которого есть такие-то и такие-то проблемы и нужно помочь их осознать и преодолеть.
Судя по комментариям, сейчас польются минусы.
Статья довольно сумбурная, но мысль выражает правильно. В детстве закладываются наши основные черты личности, впоследствии они только корректируются внешней средой и самоконтролем или отсутствием такового. Так вот, если у человека было трудное детство, то навыки выживания (если можно так выразиться), у него отточены более остро - потому что на тот момент память очень податлива. И это все переносится во взрослую жизнь в том или ином обличии. Человек УЖЕ умеет делать то, чему другие только учатся. Это жестокий урок, но полезный.
Не хочу говорить, что Фрейд прав во всем, но я лично согласна во многом с ним. Наши комплексы, фетиши, мании, стремления - все из детства. Просто не все могут (или хотят) находить первопричину их. Склонность к рефлексии, все дела.
Вы из Красноярска?:))) я родилась там, жила до 5 лет)))
да, я из Красноярска ))
Очень поверхностно. Татьяна Наволоцкая сделала верный комментарий. Вы же не правы, как и автор статьи. Ничего полезного нет в тяжелом детстве, это бред сивой кобылы и самоуспокоение выживших в тяжелом детстве.
папа военный, мы всей семьей в Ростов-на-Дону переехали
Красноярочек плохо помню, 5 лет было всё-таки... В Ростове девушки очень красивые - тут много кровей намешалось.
"Дождики всю землю поливают,
Льдины тают каждую весну.
Девушки хорошими бывают
Не в одном Ростове-на-Дону!
Но играть не стану я в молчанку,
Безо всякой лишней суеты
Я признаю честно,
Ростовчанки — люди всесоюзной красоты!"(с)
Но на мой лично вкус - слишком яркая красота, у нас ещё любят так прям подчеркнуть это... Опять же мне больше блондинки по душе, а у нас тут врата Кавказа, и турчанок много донские казаки себе в жёны привозили, брюнетки в основном.
"Тяжёлое детство" - это какое? То, в котором ребёнку редко покупают игрушки? Или то, в котором 5летнего насилует собственный отец и в 14 он живёт на вокзале?
Если первое, то у автора проблемы с терминологией, если второе... ну, тут дело в том, что подобные условия переживет (то есть, ребёнок успешно социализируется, не отстаёт в развитии, не становится наркоманом и так далее) меньшинство. Меньшинство, которому повезло с особенностями психики, нервной системы или кому встретились нормальные взрослые, которые не были им родственниками. И у этого меньшинства тоже куча проблем, просто в лучшем случае они чисто психологические: тревожные расстройства, депрессии, неспособность выстраивать отношение, боязнь близости и так далее. Никакие т.н. "преимущества" этого не компенсируют, даже вот в этом меньшинстве, которых подобные условия не убили, а "сделали сильнее". И жёстче, равнодушнее: да, реакций типа "да у меня было в 100 раз хуже, что это ничтожество разнылось" гораздо больше, чем той самой эмпатии, о которой написано.
И это лучший вариант, не забывайте. Это сильное выжившее меньшинство, с хорошим доходом, хорошим уровнем жизни и так далее. А большинство - это ранние беременности, зависимости, проституция, зависимые отношения, это попытки суицида, отставание в развитии, коррекционные школы и тюрьмы. Расскажете этим ребятам про преимущества?
У вас было тяжёлое детство? :D
БРАВО!
Если использовать шкалу 0-10, где 0 - ад, 10 - счастливое детство, то свое оцениваю примерно на 3-4. И теперь по пунктам из статьи:
1. Творческие способности. Да, в определенной мере есть. Хотя, вероятно, больше сказалась наследственность и окружение.
2. Быстрая стратегия. Ммм... сложно ответить. В каких-то ситуациях выжидаю, в каких-то - действую моментально.
3. Высокая адаптивность. Однозначно, да. Минус - привыкаешь приспосабливаться ко всему и ко всем. В итоге нет тебя самой, нет характера. Только со временем и сознательно начинаешь становиться личностью.
4. Мгновенное распознавание угроз. Нет. Наверное, зависит от того насколько улица влияет на развитие ребенка. В моем детстве улицы было мало, и неимоверно доверчивой и наивной я оставалась гораздо дольше сверстников.
5. Хорошая память и способность к эмпатии. Лишь отчасти. Память ниже среднего, но действительно "быстрая" - что не используется около месяца, то уходит на дальнюю полку. Эмпатия также снижена: часто я понимаю, что с человеком что-то не так, но очень редко могу проникнуться чувствами, а не испытать поверхностно. Например, если у кого-то близкого горе, то я ему сочувствую, но при этом у меня сердце не болит.
Когда у человека не самое безоблачное детство, то его развитие, я думаю, идет по принципу адаптации и активации компенсаторных механизмов. Результат может быть в итоге любой: и маньяк-педофил, и мать Тереза.
Выводы про творческие способности и эмпатию странны
У близкого человека было как раз тяжелое детство (отец сильно пил, родители долго ругались вплоть до рукоприкладства, потом развелись). Из преимуществ: сильное чувство опасности. Например: "Что-то я не хочу здесь купаться" (место выглядит приличным, запрещающей таблички нет). Потом в Вики читаем, что в этот водоем чуть ли не ядерные отходы сливают...
Или работает он в лаборатории. Стоит ему захотеть сделать внеплановую проверку прибора - обязательно обнаруживает какую-нибудь неполадку. И хорошо, что он ее обнаружил и устранил сам, а не работа из-за этого запоролась.
Профессор психологии Брюс Эллис (Университет штата Юта) отметил наличие у таких людей когнитивной гибкости — способности четко разделять важное и неважное — и умения концентрироваться только на важном.
Понятно. Универ штата Юта = британские ученые