Почему в космосе нельзя пользоваться карандашами и еще 9 забавных фактов от астронавтов

На Луне может быть много карманов с водой. На ее поверхности есть нечто, называемое холодными ловушками. Это области, которые находятся в постоянной тени. Если оказаться рядом с одним из полюсов Луны, особенно с южным, такие тени можно увидеть повсюду на площади тридцать девять тысяч квадратных километров. Есть крошечные холодные ловушки шириной всего сантиметр, а есть сотни и тысячи более крупных. Эти места находятся в вечной темноте, без солнечного света, в течение миллиардов лет. Ученые полагают, что там скрывается гораздо больше интересного, чем считалось раньше, включая кусочки льда размером с монеты. Их можно использовать для питья или создания ракетного топлива.

На поверхности Луны большая часть воды может быть в стекле или в крупицах почвы. Одна из теорий гласит, что сорок тысяч квадратных километров лунной поверхности могут накапливать воду. Но чтобы это доказать, нужно туда слетать или послать луноходы, которые раскопают поверхность. Луна не совсем белая или бесцветная. Астронавты «Аполлона», приземлившиеся там в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году, сказали, что Луна оказалась коричневатой. Позднее в некоторых темных областях Луны обнаружили оттенки коричневого и синего.

Высокогорные районы желтоватые со следами розового. Цвета не везде одинаковы из-за разного содержания металлов, таких как титан или железо, в поверхностных минералах. Мы этого не видим с такого огромного расстояния. Большая часть лунной поверхности состоит из минералов естественного серого цвета — и именно этот цвет мы наблюдаем с Земли.

Будучи в космосе, нельзя просто ходить. Там нет гравитации, и обувь можно не носить. Астронавты обычно надевают носки и добавляют вторую пару, если становится холодно.

Но в космосе с вашими ногами может случиться кое-то странное. Если у вас есть мозоли, они могут исчезнуть. Один астронавт рассказывал, что подошвы его ступней стали очень мягкими, а кожа на верхней части ступней — очень грубой, как кожа аллигатора. Он задействовал верхнюю часть стоп, чтобы передвигаться, используя подножки на космической станции. В космосе нелегко: астронавтам на Международной космической станции приходится использовать подножки и петли, чтобы делать обычные вещи, например бриться. Когда они хотят тренироваться, они могут надеть кроссовки.

В космосе нужно тренироваться больше, чем на Земле, — около двух часов каждый день! Ведь человеческое тело не привыкло находиться вне гравитации, которая держит нас на месте. Кроме того, если долго находиться в космосе, можно потерять большую часть костной и мышечной массы. Например, вы потеряете до двадцати процентов мышечной массы, если проведете всего одиннадцать дней в условиях невесомости. В космосе нет никакого смысла использовать гири, ведь на них тоже влияет невесомость. Вместо этого астронавты используют устройство с двумя небольшими канистрами, которое создает вакуум и позволяет им тянуть за длинный стержень. Еще на МКС можно воспользоваться велотренажером и беговой дорожкой.

А вы знали, что НАСА потратило миллионы долларов на ручку, которая может писать в условиях невесомости? Карандаши — не лучшее решение для космоса. Они могут ломаться, а от этого появляется графитовая пыль. Кроме того, они деревянные, что создает риск возгорания в капсуле под давлением, богатой кислородом. Вот почему такая обычная вещь, как карандаш, может быть в космосе опасна для жизни. Пришлось разработать космическую ручку. Она пишет четко и чисто, и ей не нужна гравитация. В ней используется сжатый азот для вытеснения чернил из сопла. Так что можно писать, болтаясь вверх ногами или даже под водой.

В космосе, как и на земле, лицо может внезапно зачесаться. Но в скафандре не получится просто его почесать. Астронавтам приходится импровизировать, поэтому иногда они чешут это место микрофоном, который находится в шлеме. А иногда для таких вещей они прикрепляют изнутри шлема куски липучки.

Одна из главных проблем в космосе — это радиация. Эволюция не подготовила нас к тому, чтобы справляться с протонными бурями и космическими лучами, исходящими от Солнца. Поэтому нужно всегда использовать скафандры и другое оборудование. Исследования показали, что богатое антиоксидантами меню, которое включает в себя разные овощи — шпинат, помидоры и свеклу, уменьшает вредные последствия радиации.

Астронавты не всегда носили белые скафандры. Во время первой пилотируемой космической программы НАСА под названием «Меркурий» у них были серебристые костюмы. Но тогда никто из астронавтов не выходил в открытый космос. Серебристый цвет для этого не подходит, потому что скафандры должны быть максимально отражающими. Именно белый цвет лучше всего отражает излучения. Земная атмосфера подобна щиту, который защищает нас от семидесяти семи процентов излучения Солнца. Но у астронавтов в космосе нет такой защиты, а значит, они очень уязвимы к солнечным ожогам и высоким температурам. Белый скафандр работает почти так же, как белая краска на стенах, которая помогает сохранять прохладу во всей комнате. Более светлый цвет поглощает на тридцать пять процентов меньше тепла.

Впрочем, белый — не единственный цвет скафандров. Отправляясь в космос или прилетая на Землю, астронавты иногда надевают ярко-оранжевые костюмы. Этот цвет привлекает внимание, поэтому, если что-то пойдет не так во время посадки и людям придется покинуть корабль, спасательной команде будет легче их обнаружить. Но времена меняются, и сегодня есть более эффективные инструменты для поиска астронавтов в случае ЧП — GPS-трекеры и транспондеры.

Вы парите в космосе. Всё спокойно, и вы любуетесь темной и тихой бесконечностью с миллиардами звезд, планет, комет, солнц, спутников и других вещей, которые мы, вероятно, никогда не откроем. Девяносто пять процентов нашей Вселенной всё еще остаются для нас загадкой, и вид тут просто потрясающий!

К счастью, вы привязаны. Но что, если что-то пойдет не так во время вашего выхода в открытый космос и вы отсоединитесь? Вся сцена за секунду превратится из прекрасного сна в кошмар. Но не волнуйтесь. НАСА разработало специальный реактивный ранец «Сэйфер», что расшифровывается как ранцевая система спасения. Он запускает сжатый азот из двадцати четырех двигателей и может вернуть астронавта обратно. Теоретически можно выпустить немного кислорода из костюма или бросить инструмент в противоположном направлении и так продвинуться вперед. Но это сложно, потому что бросать нужно точно в соответствии с вашим центром массы. Иначе можно начать бесконтрольно вращаться и потерять представление, куда двигаться. Ранец же обнаружит вращение и использует свои двигатели, чтобы помочь вам придерживаться курса.

Ученым понадобилось десять дней, чтобы научить золотую рыбку водить машину. Они учили ее перемещать свой аквариум к определенной цели, а взамен рыбка получала угощение. Это исследование может помочь нам ориентироваться в космосе. В наших умах должно произойти своего рода картографирование, чтобы мы могли связать части нашего тела и их движения с перемещениями в космосе. Похожим образом мы узнаём, на сколько нужно протянуть руку, чтобы взять чашку кофе и не опрокинуть ее. Управление движением может различаться при разной силе тяжести, и ученым было важно узнать, работают ли «карты» в мозгу одинаково под водой и на суше. Когда они учили рыбку «водить машину», она, видя цель, прикасалась к стенке аквариума, глядя в нужном направлении. А люди разворачивали колеса, и сосуд ехал туда, куда хотелось рыбке.