Почему «Фантастические твари» не повторили успех фильмов о Гарри Поттере и даже не приблизились к нему

Кино
9 месяцев назад

Множество фанатов истории о Гарри Поттере зачитываются книгами и регулярно пересматривают фильмы о нем. Поэтому, когда стало известно, что снимут приквел под названием «Фантастические твари и где они обитают», поклонники саги о маленьком волшебнике замерли в ожидании. Однако ни 1-я часть, ни вышедшие потом еще 2 ленты о Ньюте Саламандере не завоевали такого же успеха, как франшиза о мальчике, который выжил.

Мы в ADME тоже любим мир магии, созданный Джоан Роулинг, и решили разобраться, почему же «Фантастические твари» не запали в душу фанатам так же, как история об избранном.

Предназначены для взрослых, а не для детей

Перед выходом франшизы о мальчике-волшебнике весь мир зачитывался книгами о нем. У читателей было время полюбить персонажа, была возможность взрослеть вместе с ним. И даже, несмотря на магию, видеть в нем себя. Ведь он столкнулся с такими близкими нам всем моментами: переход в новую школу, знакомство с одноклассниками, появление первых друзей, первых врагов, переживание влюбленности.

Повторить этот успех серия фильмов о Ньюте Саламандере не смогла, ведь он предстает перед нами уже взрослым. Мы не знаем, что сформировало характер героя, какими мотивами он руководствуется. У зрителей даже нет возможности заглянуть в книгу, чтобы что-то выяснить, ведь все, что в поттериане сказано о Ньюте, — это то, что он великий волшебник. Книга «Фантастические твари и где они обитают» оказалась энциклопедией животных, и из нее мы не можем почерпнуть никакой информации о Ньюте, что делает этого персонажа не таким узнаваемым, как Гарри Поттер.

  • Сага о Гарри Поттере — это сериал о детях и для детей. Зрители растут вместе с героями. Детская наивность постепенно становится героизмом. А в «Фантастических тварях» сразу же рвут с наивностью и показывают мрачную жестокость и неприглядную изнанку магического мира. © Kaki Olsen / Quora

История рассказана не с начала

Первые кадры поттерианы показывают нам, с чего все начинается: как мальчик, сам того не зная, сразил могущественного злого волшебника; как его оставляют в семье тети. И зритель понимает: дальше героя ждет непростое детство и долгожданное возвращение в магический мир. Ну а в финале 1-й части можно убедиться, что это не конец истории о храбром Гарри: он продолжит обучение в Хогвартсе, и его ждут новые приключения.

В 1-м фильме о фантастических тварях повествование начинается будто с середины. Зрителю нужно проявить терпение, чтобы понять, что происходит на экране, кто такой Ньют, почему он прибыл в Нью-Йорк, какая у него задача. Такой прием в кино, конечно же, популярен и держит в напряжении. Но в данном случае не оправдал себя: сюжет стал сложным и запутанным. И в момент, когда все наконец-то оказывается понятным, история заканчивается. Все становится как раньше, и развития событий нет.

  • Я считаю «Фантастические твари» длинным и немного скучным кино. Сюжет получился запутанным, было много моментов, за которыми нужно было следить. Я несколько раз пересматривала и все равно не люблю его. © Malika Krag Lund-Nielsen / Quora

Главный герой скучный

Названия фильмов и книг о Гарри Поттере сразу указывают на то, кто главный герой, кто движет сюжет вперед. Постепенно добавляются персонажи, раскрываются их характеры, но не больше, чем это необходимо. И пусть нам порой и хотелось бы узнать больше о его друзьях или врагах, мы все же знаем, что главная звезда — мальчик-волшебник. Именно он стал героем целого поколения читателей и зрителей.

А вот в «Фантастических тварях» все чуть сложнее. Ньют, конечно, центральное действующее лицо, но там и без него хватает персонажей. Они детально прописаны и появляются почти одновременно. Обычно чем больше зритель узнает о героях, тем больше он им сопереживает и проникается всей историей. Но в данном случае это не касается Ньюта Саламандера, ведь все персонажи настолько разные и самобытные, что на их фоне он просто теряется и вообще не цепляет.

  • Ньют показался мне скучным и странным. Тина — просто девушка, которая не может перестать лезть не в свое дело. Криденс — беспокойный подросток. Ну а Куини — настоящая жемчужина, лучший персонаж фильма. © Chelsea / Quora
  • Мой любимый герой в «Фантастических тварях» — это магл, потому что только он развивается как личность. О Саламандере мы ничего не знаем, но нам и не нужно. Он просто пополняет свою коллекцию животных. Честно говоря, Хагрид — лучшая версия Ньюта. Дайте Хагриду фильм. © Boundpalac E / Quora

Показан несправедливый мир

В 5-м фильме об избранном нам показывают, что у Гарри были проблемы с законом, его даже судили. Когда он спасал своего брата Дадли от дементоров, был вынужден колдовать в присутствии магла, нарушая тем самым главный закон магии. Но при этом Гарри предупредили об этом правиле, пригласили на судебное заседание, где можно было высказаться в свое оправдание, дали возможность доказать, что он применял волшебство ради спасения жизни, позволили прийти защитнику и свидетелю. И пусть там пытались засудить Гарри и исключить из Хогвартса, справедливость все равно восторжествовала.

У Ньюта тоже были непростые отношения с представителями закона. Он, сам того не зная, нарушил правило о таинстве магии, когда показал волшебных существ маглам. Но как же несправедливо выглядело то, что во время беседы с мракоборцами Ньюта и его друзей сразу же приговорили к высшей мере наказания! Не было ни защиты, ни свидетелей. Не предложили просмотреть воспоминания, чтобы узнать, что же произошло на самом деле. Просто сидели, разговаривали — и вот в следующую секунду Ньют уже осужден. Хорошо, что это недоразумение разрешилось.

Маглов называют другими словами

В поттериане нам достаточно быстро дали понять, что для называния людей, далеких от волшебства, есть свой термин — маглы. Не было ни одного намека на то, что это слово оскорбительно. Его употребляли все: от простых чародеев до представителей высшей власти. И зрители усвоили, что это просто обозначение.

Однако в «Фантастических тварях», видимо, решили, что так говорить некорректно. И несмотря на то что события этих двух историй разделяет около 60 лет и времена более строгого взгляда на обращения еще впереди, здесь используют другие термины. Просто «не маги» или «не волшебники». Это, конечно, по сути своей верно, но ведь есть конкретное название для таких людей. Почему бы не употреблять его?

  • Я не ненавижу фильмы о фантастических тварях, хотя есть вопросы к их создателям. Но самое главное: почему «не маги»? Какого черта? Они называются маглы, маглы! © Gem May Anderson / Quora

Действие происходит в скучных местах

Гарри Поттер — необычный ребенок, который провел первые 11 лет своей жизни в чулане под лестницей самого обыкновенного, скучного дома. Конечно, если не считать его первый год жизни с родителями, о котором он ничего не помнит. Поэтому, когда нам показывают восхищение мальчика при виде Косой аллеи, магазинчиков с магическими предметами, потом Хогвартс-экспресса и огромного, полного волшебства замка Хогвартс, мы верим его эмоциям и разделяем их.

А вот приключения Ньюта Саламандера развиваются в достаточно тривиальной и скучной обстановке: в крупных городах, таких как Нью-Йорк, Лондон, Париж. И даже то, что на некоторое время в кадре показывается волшебный зоопарк Ньюта, не спасает ситуацию, потому что выглядит слишком ненатурально и действия там никак не влияют на развитие сюжета. Зрители просто смотрят на красивые места и возвращаются к основной истории, происходящей в городах.

  • Почему они снимали в Нью-Йорке? Франшиза о Гарри Поттере — это самая британская вещь после фильмов о Джеймсе Бонде. Нельзя просто сменить место действия и ожидать, что зрителям понравится. © antoniokowatsch / IMDb

Допускается демонстрация магии маглам

Волшебный мир живет своей закрытой жизнью. Это с самого начала говорится очень четко и ясно. Чародеи ни в коем случае не должны открывать маглам существование магии. Поэтому Гарри Поттер вынужден терпеть плохое отношение родственников, ведь он не может просто взять палочку и заколдовать их. А когда нечто волшебное происходит на глазах обычных людей, на место инцидента отправляются специальные люди из министерства магии, которые приводят все в порядок и стирают память очевидцам. Зрителям показывают вполне действенную схему.

А вот в мире, который показали в «Фантастических тварях», все совсем не так. Волшебники должны скрывать свои способности, но они без зазрения совести колдуют прямо на глазах у маглов. 1-й фильм о Ньюте начинается с того, что он использует палочку в присутствии пекаря Ковальски, сотрудника банка, посетителей и охраны. Конечно, потом он готовится ликвидировать последствия и стереть память. Но почему-то только Якобу Ковальски, совершенно забыв о других растерянных людях в банке.

Много внимания уделено любовной линии

В любовной линии как таковой ничего плохого нет. И в фильмах о Гарри Поттере есть и первые влюбленности, и разочарования, и немного неловкие и трогательные отношения героев. Но этому не уделяется так много внимания. Главное в сюжете — это взросление Гарри и его друзей и борьба со злым Волан-де-Мортом.

А вот в «Фантастических тварях» отношения бурно развиваются буквально у всех героев. Ньют влюбляется в первую встречную девушку, параллельно рассказывая о своей несчастной любви к Лите Лестрейндж в прошлом. Якоб обретает вторую половинку в лице Куини. И на этих любовных приключениях во многом и строится сюжет. Но ведь и в этой истории важны эволюция персонажей и борьба со злом.

  • Мне не понравилось развитие романтических отношений. То есть, конечно, я люблю романтику, как и любая девушка. Но мне кажется, это не соответствует тяжелой атмосфере фильма. © mithzelluque / IMDb

Мотивы главного героя вызывают вопросы

Гарри показан самым настоящим героем и борцом за справедливость. Уже с малых лет он не может остаться в стороне, если видит непорядок. А потом благодаря пророчеству узнает о своей судьбе — сражаться с Волан-де-Мортом. И пусть не все ему дается легко, с этого пути он не сворачивает, демонстрируя последовательность своих решений. От первого и до последнего фильма его главная цель — победить злодея.

А вот Ньют оказывается случайным героем. Он не стремился ни во что влезать, просто оказался рядом. И хотя, увидев несправедливость, не остался в стороне, по прошествии всей нью-йоркской истории он задумывается о своих действиях. И когда его просят нарушить запрет на международные путешествия и отправиться в Париж искать Криденса, он колеблется и даже отказывается.

Решается же на приключение Ньют не из-за того, что осознал необходимость борьбы со злом, а потому, что его обиженная возлюбленная едет в Париж. Получается, если бы не Тина, он мог бы там и не оказаться. Но если подумать о том, с чего началась история в Париже и чем закончилась, то вообще неясно, как на развитие событий повлиял Ньют. Даже если бы он остался в Лондоне, глобально ничего не изменилось бы.

Выходит, если сравнивать франшизу «Фантастические твари» с фильмами о Гарри Поттере, то можно понять, почему она не получила такого признания зрителей. Однако если оценивать историю о Ньюте Саламандере как самостоятельную, то в ней можно увидеть свою прелесть.

А вам больше нравятся фильмы о Гарри Поттере или о Ньюте Саламандере?

Внимание: в июле 2023 года мы исправили фактические неточности в этой статье.

Комментарии

Уведомления

Эта история не работает, не привлекает и не цепляет, потому что она попросту не нужна: она не имеет никакой общей идеи, которая четко прослеживалась в Гарри Поттере; не поднимает никаких новых проблем, которые уже не были бы подняты и разобраны в ГП (например, превосходства одних над другими, магов над магглами или чистокровных над полукровками); не имеет четкой структуры и конфликта (с чего все конкретно началось, к чему все идёт, для чего вообще все это, какая-то дикая бесструктурная мешанина); не рассказывает толком ничего нового важного о мире и героях, в том смысле, что историю Дамблдора и Гриндевальда мы уже в целом знаем, самое главное в ней, а всё, что привносят фильмы либо по сути не важно, либо совершенно абсурдно и противоречит книгам. Я в целом считаю, фильм, в основе которого лежит история Дамблдора и Гриндевальда (один фильм!) следовало бы снимать только в том случае, если бы в целом в рамках канона нам рассказали бы что-то неожиданное, что-то, что не противоречило глобально событиям и характерам ГП, но резко меняло взгляд на эту историю, типа "все думали, что это так, но на самом деле...". А так нам нагромождают персонажей и детали из ниоткуда, которые либо вообще не нужны и не важны, либо противоречат книгам, но по факту все равно ничего не меняют, по крайней мере, пока. В итоге эта история не нужна ни миру, в котором происходит, ни зрителям. Это реально "что-нибудь" в сеттинге мира магии, поэтому это не работает.

28
1
Ответить

Потому что история ГП - это прекрасная книга. А в основе "Тварей" - книга, являющаяся списком магических существ с описанием. Поэтому сюжет высосан из пальца и цель его - максимальная зрелищность.

13
-
Ответить

и зарабатывание денег на франшизе ГП. Будем честными, поттериана существует сама по себе, потому что её придумала тётя Ро, и книги в основе. А "Твари" существуют благодаря поттериане, и если смотреть их без контекста - это вообще скучно и не понятно. :(

17
-
Ответить

Зарабатывание денег это само собой. Нынче это - основная цель всех "творческих людей". Никто не хочет создавать шедевры, пусть будет сиюминутная дрянь, которую через год никто не вспомнит, лишь бы коммерческий успех.

2
-
Ответить

Даже не буду смотреть, что вы там написали. 2 последних части серии фильмов провалились из-за дурного сценария, все остальное последствия. У Джоан только в Гарри Поттере получилось сохранить атмосферу волшебства и магии, не скатываясь полностью в дешевую драму и трагедию построенную на основе низменных человеческих пороков и чувств. В ГП она не могла себе позволить обилие таких сценарных моментов, потому что серия книг в первую очередь была для детей, зато потом она оторвалась (Кто-нибудь читал "Случайную вакансию"? Вы поймете о чем я). Ну, да, все беды даже в в волшебном мире из-за любви и страсти. Весь сюжет новых произведений в волшебном мире ГП построен на том, кто в кого был влюблен, кто чей ребенок и т.д. и т.п.. Убери все это и ничего не останется, кроме бледной картинки волшебного мира, которая была до смерти забита сценарием (в первом фильме еще было на что посмотреть, сценарий уже тогда был плох, но не смертелен для визуальной и атмосферной части). Еще эти попытки поддержать ЛГБТ и фемок забили последние гвозди в крышку гроба.

4
-
Ответить

Замечаю, что появление гомосексуальной темы в фильме является эдаким "мерилом" плохого качества. Не знаю, почему так, но если в фильме есть какие-то второстепенные персонажи-гомосексуалисты, то фильм оказывается посредственным.
Возможно, конечно, это наоборот происходит - в заведомо сомнительный фильм вставляются такие персонажи, чтобы из-за "повестки" немного поднять рейтинг.
Первые твари вышли более-менее нормальными при бюджете 180млн, принесли 800 (может, еще и сыграл имидж Поттерианы), вторые стали хуже (бюджет 200млн - сборы 650), а третьи вообще чуть ли не провалились (бюджет 200 - сборы 400).

2
1
Ответить
1 год назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.

Я думаю второе. Возьмите тех же Тварей и уберите Альбуса с Гриндевальтом, сюжет лучше не станет. Или новую "Красавица и чудовище". Мне кажется так в целом всегда, когда в рекламе упор делают на повестку, я сразу понимаю, что всё. Более, кроме актуальной темы, фильму нас порадовать нечем. А вот где авторы этим не кичатся, хоть там и будет что-то такое, может ещё быть годное кино.

1
-
Ответить

Ворнеры откровенно про...факапили полимеры переписыванием сценария, затягиванием и попыткой усидеть на всех стульях. кроме того, на мой взгляд, это попытка объединить две совершенно разные истории (великих - и маленького человека). Но в итоге получилась история о том, как страдающий интеллигент таскает недоумевающего Скамандера, как кота на прогулку, и все крайне нелепо. Про Якоба и Куини просто молчу (но в дарк!версии она шикарна, не поспоришь)! Костюмы хороши, сценарий мдэээ
Впрочем, меня порадовали и Треверс, и Тесей, они идеально выразили все, что лично я думаю о происходящем

3
-
Ответить

Придирки тут высосаны из пальца, а не сюжет. Раньше уже не раз писали, что Гарри Поттер как раз на героя не тянет - он постоянно куда-то влипает, особо не стараясь. Вокруг него что-то происходит, друзья активные, а он становится героем поневоле. В нём нет ничего особенного, и это подтвердилось в конце. Просто младенцем попал между двумя заклинаниями и случайно стал крестражем. Ньют тоже имеет талант влипать в истории. И мне он очень нравится как персонаж. И другие основные персонажи тоже. Все со своими характерами, историями. Где там любовная линия с первой встречной? Вообще там ничего про любовь не было в первом фильме. Да и втором Ньют всё ещё любил Лету.
Многое можно объяснить тем, что действие происходит в другое время и в другой стране. В Британии - маглы, а Америке - немаги. В Британии и США многие вещи называют разными словами, так что в плане терминологии хорошо отразили реальность.
Меня совершенно очаровал первый фильм, для меня это тот же самый магический мир, пусть в другое время и с другими героями.
И завязка фильма - это вовсе не завязка жизни, необязательно показывать жизнь героя с рождения. В первом фильме завязка сделана по всем правилам. Дальше развитие, осложнения, кульминация и развязка. И совсем там не то же самое, что было в начале. А общем, придирки необоснованы, просто обидки из-за обманутых субъективных ожиданий.
Мне второй фильмах в нескольких моментах не понравился, и я его плохо помню, но третий хочу посмотреть.

7
3
Ответить

Гарри изначально младенцем попал в это случайно, это нормальная завязка пути героя, а потом он каждый раз с 11 лет сознательно принимал решение становиться на пути зла и бороться с ним, рискуя своей жизнью. Да, в силу подросткового возраста он бывает импульсивным, не планирует, не взвешивает решения, но в нем есть отчаянная решимость и готовность защищать других и отстаивать справедливость, несмотря на угрозу для себя, ещё когда он совсем ребенок, и это восхищает. Не особо "активный" Гарри разве что в учебе, и то, он учится нормально, как большинство из нас в школе (кто реально в 14-15 был в восторге от учебы, учился отлично по всем предметам, не хотел скорее отделаться от заданий и побежать делать что-то другое?), просто какие-то предметы ему неинтересны, по каким-то, мягко говоря, специфические преподаватели, но при этом над тем, что он считает интересным и важным, он умеет работать и получать блестящий результат. Друзья важны, но они ни разу не более активны, чем Гарри, в абсолютном большинстве случаев он сам принимает решения и начинает действовать. Это если мы говорим о книге, само собой, в фильме Гарри несколько другой, но и там я бы уж никак не сказала, что он тупо вывозит на удаче и друзьях, а уж в книге почти все события с ним - следствие его характера и воли. Так что Гарри человек, со своим характером, особенностями, тараканами, но лично в моем понимании, то, что он делает, бросается с малых лет в бой со злом с осознанным риском для своей жизни, делает его именно героем, что совсем не синоним "идеала".

Персонаж Ньюта действительно приятный, вроде как никто не утверждал обратного. Но это не компенсирует все проблемы фильмов.

И к концу Вашего комментария стало понятно, что Вы необъективны, раз не видели ещё третий фильм и плохо помните второй. Первый действительно был неплохим, даже пожалуй хорошим, с атмосферой, завязкой и прочим, это было нормально, что он не раскрывает особо много в общем сюжете, он же первый, самое начало, все будет рассказанно дальше, его задача задать тон, поэтому да, он милый, очаровательный, особенно ничего не несущий, и воспринимается хорошо. Проблема в том, что следующие фильмы должны были становиться более целостными, сюжетными, но они этого не делают, именно в них проявляется весь тот ворох проблем, о которых я писала в своем комментарии: отсутствие общей идеи, отсутствие новой проблематики, отсутствие структуры. Во втором, а ещё больше в третьем фильма, нам вываливают мешанину событий, персонажей, деталей, которые либо не нужны, либо абсурдны, либо кроме этого ещё и прямо противоречат канону, но не в том смысле, что меняют его восприятие, а тупо идут поперёк. На экране "что-то" происходит, но зритель никак не может понять, а зачем же все это - в хороших произведениях так быть категорически не должно. Ну и да, столько плохо сляпанной мешанины событий и столько сюжетного бреда, как в третьем фильме, ещё надо постараться найти. Именно он разочаровал окончательно и показал, что ничего от этой истории не стоит ждать: прошло три фильма из пяти, а ни идеи, ни грамотного конфликта, ни общей канвы сюжета толковой так и не появилось.
Поэтому было бы неплохо посмотреть все вышедшие на данный момент фильмы, на основе которых люди составляют мнение, прежде чем делать вывод про чьи-то "обидки". Могу сказать за себя - у меня вообще не было конкретных ожиданий от этих фильмов, всем было ясно, что это не будет и не должно быть ГП номер 2. Но целостный, логичный и постепенно грамотно раскрытый сюжет я ждала, да. И его нет от слова совсем.

7
-
Ответить

Похожее