Новый телескоп НАСА за $ 10 млрд обнаружил на Проксиме b свет искусственного происхождения!

Сотни дипломатических космических кораблей взлетают с Земли и отправляются в космос. В месте назначения их встречают сотни инопланетных судов. Это наш первый контакт с внеземной цивилизацией. Недавно ее удалось обнаружить очень близко к нам в звездной системе. Это Проксима Центавра. Красная карликовая звезда находится ближе всего к нашей Солнечной системе. Она в семь раз меньше Солнца и на пятьдесят процентов больше Юпитера. А еще она в восемь раз легче Солнца.

Звездная система находится от нас на расстоянии четырех целых двух десятых светового года. Столько времени требуется фотону света, чтобы добраться от нее до Земли. А солнечному свету нужно всего восемь минут, чтобы достичь нашей планеты. Если отправиться на Проксиму Центавра на обычной ракете, потребуется около семидесяти трех тысяч лет. Это дольше, чем существует наша разумная цивилизация. Но нас интересует планета, которая вращается вокруг звезды. Это Проксима Центавра би. Она на семнадцать процентов больше Земли и на десять тяжелее. Она вращается вокруг своей звезды на расстоянии почти семи с половиной миллионов километров. Земля находится на расстоянии ста пятидесяти миллионов километров от Солнца — в двадцать раз дальше.

Но главная звезда, Проксима Центавра — это красный карлик. Он не такой горячий и яркий, как наше Солнце. Планета Проксима Центавра би находится в обитаемой зоне своей звезды. Она расположена на таком идеальном расстоянии от нее, что не становится слишком горячей и не замерзает. Другими словами, температура там позволяет воде существовать в жидком состоянии. А значит, там может быть жизнь.

Но наблюдения за планетой ставят это под сомнение. Ее звезда очень нестабильна — ее яркость меняется слишком часто. В две тысячи семнадцатом году астрономы стали свидетелями ужасной вспышки. Звезда увеличила яркость в тысячу раз за десять секунд. Перед этим была еще одна, более слабая вспышка. Планета получила огромное количество радиации. Если бы там была жизнь, эта вспышка ее полностью бы уничтожила. Проксима Центавра би получает примерно в четыреста раз больше рентгеновских лучей, чем Земля. Сложные живые организмы не могут жить в таких условиях. И даже если бы на Проксиме Центавра би были атмосфера и океан, излучение сдуло бы их с планеты.

Проксима Центавра би находится так близко к своей звезде, что гравитационно к ней привязана. А значит, планета всегда повернута к звезде только одной стороной. Точно так же, как Луна повернута к Земле. Получается, излучение получает только одна сторона планеты, и кто-то разумный может жить на ночной стороне планеты. Быть может, именно эта цивилизация послала нам сигнал, который астрономы уловили в две тысячи девятнадцатом году. Ученые описали его как «длительную оптическую вспышку, сопровождаемую серией интенсивных когерентных радиовсплесков». Она наблюдалась в течение тридцати дней одним из земных радиотелескопов. Ученые считали, что сигнал был искусственным и мог быть послан внеземной цивилизацией. Предположительно, сигнал исходил от Проксимы Центавра би или одного из спутников, который может находиться в той звездной системе.

Но дальнейшие наблюдения не позволили обнаружить сигнал. Возможно, этот сигнал просто помеха от какой-то технологии на Земле. Но что, если он и правда был послан с темной стороны Проксимы Центавра би? Возможно, скоро мы узнаем это наверняка. Космический телескоп «Джеймс Уэбб» был запущен в космос в конце две тысячи двадцать первого года. Ракета-носитель взлетела с Земли и достигла орбиты. Затем она доставила телескоп в определенную точку между нашей планетой и Солнцем, где их гравитация примерно равна. В космосе нет светового загрязнения — в отличие от поверхности Земли. Там нет и облаков и других погодных условий, которые могут мешать работе телескопа.

Новый телескоп заменит «Хаббл», который работает в космосе с тысяча девятьсот девяностого года. Новый телескоп стоит почти десять миллиардов долларов — и вот почему. Для него понадобилось зеркало размером с боксерский ринг. Оно позволит заглядывать так далеко, что свет от некоторых событий, происходящих там, еще не достигнет Земли. Это означает, что мы сможем буквально оглянуться назад во времени. Космический телескоп «Джеймс Уэбб» увидит Вселенную после Большого взрыва. Мы увидим рождение первых звезд и узнаем, как Вселенная превратилась в то, что мы знаем сегодня. Но телескоп можно использовать и для исследования Проксимы Центавра би. Астрономы будут искать там искусственный свет, подобный земным светодиодным лампам.

Если на Проксиме Центавра би и правда есть жизнь на темной стороне, то ее жители должны как-то переносить тепло и свет с дневной стороны планеты. Также им нужно использовать искусственный свет, чтобы выживать на своей стороне. «Джеймс Уэбб» достаточно мощный, чтобы отличать свет звезды от того, что может исходить с темной стороны планеты. И если мы обнаружим искусственный свет, то получим первое в истории подтверждение того, что разумная цивилизация может существовать за пределами Солнечной системы. Но всегда бывают ошибки в расчетах и интерпретации данных. Поэтому можно отправить туда космический зонд, и тогда мы получим реальные снимки планеты.

Главная проблема — это расстояние. Хотя Проксима Центавра — ближайшая к Земле звездная система, чтобы добраться туда, требуются десятки тысяч лет. «Вояджеру-один» понадобилось около сорока четырех лет только для того, чтобы покинуть Солнечную систему! И это лишь небольшой шаг по сравнению с расстоянием до ближайшей звезды. Нужны другие способы передвижения — намного быстрее! Ученые хотят отправить на Проксиму Центавра би микрозонды не тяжелее швейной иглы. Ракета-носитель выведет на орбиту около тысячи таких зондов, и они развернут космический парус, который будет использовать силу света для создания тяги.

Когда парус будет развернут, на него направят мощный лазерный луч. Это ускорит зонды примерно до двадцати процентов скорости света. Но этим зондам все равно потребуется около двадцати одного года, чтобы добраться до места назначения. И придется подождать еще четыре года, чтобы получить от цивилизации первый сигнал. Система Проксима Центавра не единственный мир, где может быть жизнь. И одна из задач «Джеймса Уэбба» — поиск новых миров. Мощные приборы позволят ему находить относительно холодные планеты, где температура близка к земной. Можно будет детально изучить около двух десятков близлежащих звездных систем и тщательно исследовать не только планеты, но и их спутники. Ученые ожидают настоящего бума в открытии экзопланет. После запуска телескопа в полную эксплуатацию в двадцать втором году мы будем узнавать намного больше о новых и уже открытых мирах.

«Джеймс Уэбб» также позволит нам лучше изучить нашу Солнечную систему. Например, спутник Юпитера, Европу. Ученые полагают, что там может быть вода. Хотя Европа выглядит как глыба льда, гравитационное взаимодействие Луны с Юпитером нагревает ее ядро. Из-за этого лед глубоко под ее поверхностью может таять, и значит, под ледяной коркой находится океан. Аналогичные условия могут быть на Энцеладе, спутнике Сатурна. Он геологически активен. На нем есть гейзеры, которые вырываются из трещин на поверхности. Инфракрасные приборы нового телескопа смогут исследовать Европу и Энцелад в поисках биосигналов. Это следы жизнедеятельности живых организмов или бактерий.

Телескоп планируется эксплуатировать около шести лет. Но в будущем ожидается еще более масштабный проект. Он называется LUVOIR — большой ультрафиолетовый оптический инфракрасный исследователь. Его зеркало будет в два раза больше, чем у «Джеймса Уэбба», и почти в семь раз больше, чем у «Хаббла». Запуск телескопа запланирован на тридцать девятый год. На орбиту его доставит сверхтяжелая ракета. Затем придется отправить телескоп на расстояние полутора миллионов километров от Земли: оттуда он начнет свою работу. Может быть, тогда мы научимся путешествовать быстрее скорости света. И если телескоп найдет потенциально обитаемую планету, мы сможем отправить туда космический зонд или даже команду исследователей. И тогда дипломатическая встреча с внеземной цивилизацией станет реальностью!