8 картин, которые вызывают необъяснимое беспокойство даже у людей со стальными нервами

10 месяцев назад

Среди работ художников встречаются жутковатые картины, от которых сложно оторвать взгляд. Казалось бы, ничего страшного на них не происходит, но при этом зритель погружается в тревожную атмосферу. А все потому, что живописцы мастерски управляют нашим восприятием: добавляют мистические образы, цветами передают мрачность сцены, или акцентируют внимание на деталях, искаженных намеренно.

Лавиния Фонтана, «Портрет Антониетты Гонсалес» (между XVI и XVII веками)

Лавиния изобразила Антониетту, младшую дочь Педро Гонсалеса. Его называли «лесной человек», поскольку он тоже страдал от чрезмерного роста волос. Это врожденное заболевание, известное как «синдром Амбраса» или «синдром оборотня». Антониетта, ее отец и еще трое братьев и сестер страдали от того же недуга. Их случай считается первым задокументированным в Европе.

Каспар Давид Фридрих, «Аббатство в дубовом лесу» (1810)

Эта жуткая картина создает атмосферу холода и запустения. А черные фигуры, идущие в аббатство, придают пейзажу еще больше обреченности. Художник будто высказывает свою мысль, что все в этом мире временно. Люди и их творения рано или поздно исчезнут. А природа вокруг и луна переживут их всех. И будут также безучастно наблюдать за суетой жизни вокруг.

Генрих Вейсенгоф, «Предчувствие» (1893)

О Генрихе Вейсенгофе и его творчестве известно не так уж и много, к тому же его работы мало изучены искусствоведами. На картине изображен Мрачный Жнец, стоящий в центре тихой деревни. На полотне также присутствуют две собаки, которые воют, будто предчувствуя неотвратимое.

Франсиско де Гойя, «Заколдованный человек» (1798)

Благодаря пляшущим теням и свету лампы картина производит жутковатое впечатление. Сначала наш взгляд падает на Дьявола, предлагающего лампу священнику. А сам герой боязливо наполняет ее маслом. Герой верит, что околдован и его жизнь зависит от того, чтобы она горела. Кстати, Гойя написал целую серию мрачных полотен: они украшали стены поместья знатного герцога и, видимо, в то время никого особенно не пугали.

Эдвард Мунк, «Убийца» (1910)

У этой работы настолько гнетущая атмосфера, что кажется, будто художник пытался воспроизвести свой ночной кошмар. Особенно интересен выбор цвета кожи лица человека. Ведь зеленый обычно ассоциируется с природой и самой жизнью, что противоречит названию произведения.

Эдвард Мунк, «Тревога» (1894)

В «Тревоге» Мунк повторяет многие элементы «Крика». Снова появляется тот же причал, озеро вдали, две лодки, только цвета ярче. «Крик» посвящен ужасу, переживаемому в полной изоляции одиноким существом. А вот «Тревога» — показывает коллективное отчаяние. Страх здесь не такой надрывный как в «Крике». Он скорее более привычный, бытовой — поскольку отчаяние испытывает группа людей, а не одинокий человек.

Здзислав Бексиньский, Без названия (1978)

Бексиньский никогда не давал названий своим работам. Его творчество можно назвать достаточно мрачным, хотя сам художник был вполне общительным и жизнерадостным. Если долго всматриваться в детали, то начинает казаться, будто восприятие реальности расслаивается. Сначала в глаза бросается ясно небо с солнцем. Но потом внимание привлекает странные красные наслоения, похожие на грибы. И чем больше деталей вы замечаете, тем тревожнее вам становится.

Янис Розенталь, «Смерть» (1897)

Янис Розенталь — один из самых популярных художников Латвии. На картине он изобразил встречу со Смертью — будничной, но неотвратимой. Мать смотрит на женщину в белом хмуро. Похоже, она на первых этапах принятия смерти — это отрицание и гнев. Но, кажется, она уже готова разжать пальцы и отдать малыша. Ребенок уже не в мире живых, ведь он тоже в белых одеждах. С этим цветов, видимо, у художника ассоциируется смерть.
Тощая женщина с серпом производит впечатление очень высокой. Если она выпрямится — не поместится на полотне. Как не помещаются на картине и деревья на заднем фоне. Смерть, безусловно, страшна, особенно когда является за своей жертвой преждевременно. Но все же она неотъемлемая часть природы.

Если же вам больше по душе мистический символизм в живописи, то посмотрите на еще одну нашу подборку полотен, в которой есть другой, более мрачный портрет девушки с картины «Девочка с персиками».

Комментарии

Уведомления

Ну вот, а я-то понадеялась, что мне тоже сон отобьет ) Но нет, картины как картины

Кстати. Мне понравилось, что ребенка с первой картины (и остальных детей в семье) растили как нормальных детей, а не заперли куда-нибудь с глаз долой. Вон, даже портреты рисовали )

20
-
Ответить

Все не так.. Королева женила Гонсалеса на дочке купца, чтобы получить волосатых детей, которых она дарила как диковинки другим королям(( А самого Гонсалеса, которого, кстати вывезли в малолетнем возрасте с Тенерифе, французский король подарил как игрушку)) Его изучали - человек ли он или животное, и есть ли у него вообще душа. При этом он был очень одаренным, изучал языки, философию. Считается, что история Педро Гонсалеса и его жены легла в основу сказки "Красавица и чудовище". В Вики очень сладенькая статейка, типа король и королева "усыновили его" и что он считался чуть ли не принцем. Но при этом его дочь - та, портрет которой приведён в статье, была отправлена в Испанию в качестве подарка.
Как-то так...

44
-
Ответить

И, кстати, у таких детей было только два варианта судьбы - либо умереть в младенчестве/быть убитыми как дьяволово отродье, либо оказаться игрушкой, как карлики и другие уродцы.
Судьба к семье Гонсалеса в этом смысле была более благораспоьоженной, по меркам того времени, но, например, не сохранилось данных о смерти Педро, о месте его похорон, о отпеваниии его в Италии. Известно что умер и когда , возможно, что его даже не похоронили по католическим христианским обрядам, так как считали не до конца человеком.
А портреты детей и семьи Гонсалеса были очень популярны в Европе того времени, как уродцев, полу-людей, полу-животных.

26
1
Ответить
10 месяцев назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
10 месяцев назад
Не шумите. Комментарий спит.
10 месяцев назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

Ну, Мунк он такой. Тут дискомфорт не от контента, а от техники скорее.
Меня лично, пугает картина "Мир Кристины" Уайета. А если прочитать историю появления, еще больше пугает.

7
-
Ответить

Не пугает ничего. Мунк просто не нравится - мазня мазней. А вот Бексиньский наоборот - красотища, тайна, фантастический мир. Чем-то мне напомнило мои любимые компьютерные игры. Очень теплые ощущения от картины))

17
1
Ответить
10 месяцев назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
10 месяцев назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.

Самое поразительное в картинах Гойи для меня -- то, как он переключался со своего излюбленного шизоидного стиля на "нормальный" и обратно.

В Прадо видел написанный им портрет, который Гойя начинал делать на заказ, а заканчивал уже "для себя", так как заказчик отказался. Стоит на этом портрете мужчина, нарисованный по всем канонам портретной живописи, а за ним его лошадь с лицом -- именно что лицом -- на котором застыл немой вопрос ХОЗЯИН ЧО ТЫ МНЕ ДАЛ ЭТО БЫЛО НЕ СЕНО Я ЩА ПОСКАЧУ СКВОЗЬ ХОЛСТ

17
1
Ответить
9 месяцев назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.
10 месяцев назад
Красиво сказано… но не к месту.

Это все основано на широко распространенном в индоевропейских и других культурах и очень древнем представлении о Смерти как о дуалистичном божестве, которое одним своим воплощением дарует жизнь, а другим - отнимает. Связано это в первую очередь с чрезвычайно высокой смертностью рожениц и младенцев, но также распростнанено и на циклы природы и на общее понимание жестокой сущности бытия: чтобы что-то новое началось, что-то другое должно закончиться. Я - смерть и рождение..."
Также древние часто воспринимали смерть как избавление от мук. Во времена, когда не было даже анальгетиков, это было куда актуальнее, но и сейчас рано или поздно каждый понимает, как в действительности смерть может быть прекрасной. Просто мы привыкли не думать об этом.

Эти представления живы в нашем представлении и сейчас. Навскидку могу вспомнить девочку-Смерть из очаровательных книг Михаила Успенского о Жихаре, конечно, из Ведьмака. "Я просто прихожу и беру человека за руку, чтобы никто не был одинок в такой час".

15
-
Ответить
10 месяцев назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.
9 месяцев назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.

У нас сейчас ясный солнечный день. Прочитала ваш коммент – замерзла от страха, пока дочитала. Чистый саспенс. Умеете вы. 😁👍

8
-
Ответить
10 месяцев назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
10 месяцев назад
На этот комментарий прилегла кошка.

у Марининой такого не читала, жаль, что вы не вспомнили название. могу посоветовать Акунина "Там...". Интересно. ну мне было )

2
-
Ответить
9 месяцев назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.

спасибо, надо посмотреть, я тоже когда-то Маринину читала с удовольствием, надо тряхнуть стариной )). и с Акуниным у меня так же, как у вас сложились. ждала очередной книги с нетерпением, потом как-то случился перерыв у него и я уже охладела. а потом наткнулась на небольшую распродажу книг, там и Акунин был из последнего, я решила купить по случаю, мне понравилось

3
-
Ответить
7 месяцев назад
Сдаётся место для комментария.
7 месяцев назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
7 месяцев назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
7 месяцев назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.

мой комент потерли с адресом телеги. ладно, пока если что пишите сюда, если нужна будет консультация по городу где-куда-что, найдемся )). забьем стрелку на время и спишемся. маякните, если что )

2
-
Ответить
7 месяцев назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
7 месяцев назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
7 месяцев назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.
7 месяцев назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
7 месяцев назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
7 месяцев назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

Прикольно! То есть изобретаешь новый ликёр?
Или рецептура связана не со вкусом, а с тем чтобы он из конфеты не убежал? Вязкость и т.д.?

-
-
Ответить
7 месяцев назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

Тогда "прозит" ))
Я вчера тоже бухал во время работы: ехал в поезде из командировки, работал и пил пиво. Кстати вчера был "день пива" ))

1
-
Ответить
7 месяцев назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!
7 месяцев назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
7 месяцев назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
7 месяцев назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
7 месяцев назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

Про Фандорина последнюю книгу можешь не дочитывать - особо ничего не потеряешь.
Ни о чём.
Как я взахлёб стопицот раз перечитывал первые книги, так же я плевался от последней

-
-
Ответить
9 месяцев назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.
9 месяцев назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.
9 месяцев назад
Это слишком личное, не можем показать.

,,Если она выпрямится- не поместится на полотне...,,! Так и женщина с ребенком, если встанет, не поместится на полотне))). Да не вызывают у меня картины Мунка те чувства, что описывают искусствоведы. Ощущение,что они это специально навязывают. Нет никакой тревоги от их созерцания.

-
-
Ответить

Меня тоже картины не пугают. Но есть люди, которым реально страшно становится от увиденного. У них что-то в мозгу переключается. Самым страшным мультфильмом для моей дочери стал "Ёжик в тумане". Ей уже больше тридцати, но она до сих пор не может смотреть этот мультик спокойно. А мне этот мультик просто не нравится.

-
-
Ответить

Не хватает ещё картин Михаила Нестерова, например «Видение отроку Варфоломею» и «Юность преподобного Сергия Радонежского». Знаю, что со мной многие не согласятся, кому-то его картины кажутся возвышенными и умиротворяющими, но не мне.

-
-
Ответить

Были мы в музее Мунка в Осло, картин кот наплакал, и большинство вызывали у меня гадливое чувство, и художественных достоинств я особо не вижу. Чисто мое мнение.
Бексиньский мощный чувак, вот как ему удавалось жить со всем этим в голове, вот в чем вопрос.
А у Гойи и пострашнее есть работы.

-
-
Ответить

Гойю я увидела еще в школе, тогда мало было инфы и никто мне не объяснял, что к чему, поэтому впечатление сильное осталось. А пострашнее я написала к выбранной в статье работе Гойи, а не в сравнении с Бексиньским). Мне тоже Бексиньский кажется страшнее, аж до мозга костей пробирает).

-
-
Ответить

>>На картине он изобразил встречу со Смертью — будничной, но неотвратимой. Мать смотрит на женщину в белом хмуро...
Концовка клипа Rammstein - Zeit.
Там, правда, не Смерть, а Время, но передано очень похоже.

-
-
Ответить

>>Художник будто высказывает свою мысль, что все в этом мире временно. Люди и их творения рано или поздно исчезнут. А природа вокруг и луна переживут их всех. И будут также безучастно наблюдать за суетой жизни вокруг...
Меня однажды так же накрыло. Встретил рассвет, сидя на стене Выборгском Замка.
Я сижу на камнях здания, построенного 800 (!) лет назад.
*закурил сигарету, рассеянно глядя вперёд*
800 лет назад руки какого-то парня положили вот этот камень, который трогаю я своей рукой. Возможно, это происходило ровно в тот же момент, в те же 3 или 4 часа июньского утра, просто на 800 лет раньше. Возможно, он так же зябко поёживался в этот момент, как и, я, и так же поднял воротник (у них были воротники?), после прошедшего только что дождя.
Возможно, он хотел бы сейчас посидеть в таверне, долбануть пивка с друзьями, или вообще поспать. А возможно он со своим коллегой-каменщиком-корешем подкалывал соседнюю бригаду... не знаю... столяров.
800 лет... У меня за 20-то лет (на тот момент) столько всего напроисходило: эмоции, чувства, радость, печаль, ситуации, мысли, умения, знакомства - на несколько книжек хватит, если детально всё расписывать. А сколько всякого успело напроисходить за 20 лет в моей семье? Во всём моём доме? В моём городе? Стране? Вообще, планете?
*запалил ещё одну сигарету*
А за 800 лет? Хотя бы пределах семейного древа, если брать хотя бы по одному человеку за поколение? Что уж говорить о целой стране. Уж молчу про планету. Да, некоторые континенты были тогда ещё не изучены Старым Светом, но люди-то на них всё равно жили.
Ладно, 800 лет - непонятно. Но если сказать, что татаро-монголы примерно тогда же пришли? Становится понятнее - давно. Очень давно.
*закурил ещё одну сигарету*
Татаро-монголы.
Крестовые походы. Хм, не, они тогда уже закончились.
Инквизиция.
Междоусобица.
Князья.
Короли.
Цари.
Иван Грозный.
Архангельск.
Лжедмитрий.
Французы, шведы, немцы.
Пётр I.
Санкт-Петербург.
Пушкин, Лермонтов.
Менделеев, Ломоносов.
Пишущая машинка.
Кинематограф, самолёты.
Революция, Ленин.
Мои дедушки и бабушки.
Великая Отечественная.
Мой родной город основали.
Кукуруза.
...
Один переворот, второй, третий, бунт, второй, третий, чума, холера, Пугачёв, Разин, сожжения на костре, гильотина, пытки, пираты, пожары, наводнения, неурожаи...
Замок - стоит. А я сижу и трогаю камень.
*ещё одна сигарета*
А вон там, прямо, во всю ширину горизонта, от края до края - залив, и там такое количество воды, что я просто не понимаю. И он появился гораздо раньше, чем этот замок И вода там течёт гораздо дольше, чем стоит этот замок. Пёс его знает, насколько, но очевидно - дольше. Там рыбы плавают. Та же корюшка, что я ел месяц назад. Для них особо ничего не поменялось: замок-то ветшает под солнцем и снегом, камни обветриваются, а рыбы как плавали, таки и плавают. Сколько? Тыщи две лет? Хз. Да больше, наверное. Да не наверное, точно больше. Три? Пять?
Пять тыщ лет. По отдельности, оторванно - это несложно: я знаю цифру 5, я знаю цифру тыща, я знаю, что такое год. Но вот под таким соусом... е#ануться - пять тыщ лет.
А замок стоит. И речка течёт.
И в этот момент из-за горизонта начало подниматься солнце.
*ещё одна сигарета*
Образно говоря, я сижу на не очень большом камушке, которому 4 (!) *с половиной* МИЛЛИАРДА (!!!) лет.
Который летит с бешеной скоростью там, где нет ничего. Час дороги вперёд - я на даче у друзей. Час дороги вверх - я там, где нет ничего.
Земля. Зелёная планета. Голубая планета.
Это просто булыжник. Ему не то, что плевать, как мы его тут называем, ему вообще - никак.
А мы ведь здесь не так уж и давно. По вселенским-то масштабам. И скоро нас не будет. Динозавры, вон, в сотни раз дольше нас тут жили, и где теперь эти динозавры?
А Солнце светит.
Die Sonne scheint.

-
-
Ответить

*криво улыбнулся, достал ещё одну сигарету*
И будет светить, когда нас не станет.
Хотя тоже вот - "светит". Светить - это я пару часов назад в туалете для себя светил, чтоб мимо писсуара не промахнуться.
А оно ж просто шар газа, который постепенно сгорает. Как и миллионы миллионов других звёзд. Ни для кого.
Просто горят.
И просто сгорают. Кто заметит?
Никто не заметит.
Но пока что оно здесь.
*ещё одна сигарета*
Ещё долго будет светить. Меня уже не будет, а оно будет светить.
И вода будет течь.
И замок стоять.
А я сижу и трогаю ка...
- Мишель, ты чего, так и не ложился, что ли? Мы ж сказали: концерт закончится, иди к нам в палатку.
- Да я... засиделся чего-то =]]
----------------
Ладно, я ещё под пивом тогда хорошо так был =]]

-
-
Ответить

Меня так кроет, когда валяюсь в кресле на веранде - оно большое, и можно разместиться полулежа, перекинув ноги через подлокотник - и под чем-то вкусным начинаю размышлять: окей. Мы находимся на шарообразной фигнюшке, которая вертится вокруг своей оси, и еще движется по орбите, а наша система движется вокруг центра Галактики, и все вот это великолепие, весь этот многоярусный закрут с ужасающей скоростью несется по невероятно огромному пространству, где нельзя жить - куда? А что будет, когда донесется? Донесется ли? Да я даже не понимаю до конца, что есть космос, куда мне представить Ничто. А что такое Большой Взрыв? Что-то родилось из ничто - это как? Весь этот водород - откуда он нафиг? Ну и так далее.

-
-
Ответить
10 месяцев назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.

Кроме последней картины со смертью ничего пугающего не увидела. Если честно, была уверена, что тут будет та самая картина с испуганным ребенком, от которой, по легенде, дома горят.

-
-
Ответить

последняя картина "Смерть" мне очень нравится. всё гармонично и просто. я бы даже повесила такую дома.

-
-
Ответить
9 месяцев назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.

Самая страшная - это последняя картина. В ней ведь действительно нет визуально ничего ужасающего, например, как в картинах Гойя, но ощущение ужаса пробирает. Пугает не визуальный ряд, а суть происходящего. И это несоответсвие: вполне эстетическое изображение поистине чудовищного события, и даёт этот поразительный, пугающий эффект.

-
-
Ответить

Похожее