17 нюансов жизни крестьян, которые на раз-два перевернут представления о нравах прошлого

2 года назад

Традиции и старинный уклад жизни сохранялись в крестьянских семьях чуть ли не до середины XX века. Известно, что знаменитые деревенские лапти использовались крестьянами аж до 50-х годов прошлого столетия, а печи, которые зачастую топились по-черному, до сих пор можно найти в заброшенных деревнях и селениях.

Мы в AdMe.ru решили с головой погрузиться в быт крестьян XVIII–XIX веков. Оказалось, что даже самые повседневные вещи из их жизни способны на на шутку выбить из колеи современного человека.

Об образе жизни, «бабьем угле» и печках

  • Быт нашего современника разительно отличается от быта среднестатистического крестьянина XIX века, который то и дело вынужден был подстраиваться под природу. Так, например, из-за банального отсутствия электричества жителям деревень приходилось ложиться спать едва ли не сразу после заката.
  • Спали крестьяне при этом где угодно: из-за того, что кровати в деревнях появились лишь в XX веке, за спальное место для удалого деревенского парня или красной девицы могли сойти и сеновал, и телега, и даже обычный сундук. В самом теплом же месте избы — на печи — спали обычно старики и дети.
  • Печь, к слову, считалась спасением для всей семьи. Для того чтобы сложить печь-кормилицу, которая и грела, и кормила, и лечила, крестьяне не скупились на деньги и старались приглашать исключительно признанных мастеров.
  • Во многих семьях печку любили практически как члена семьи: ее украшали цветами, колосьями и листьями, раскрашивали красками. Печи использовали даже для стирки: хозяйки складывали белье в специальный горшок с водой, сыпали туда вместо порошка золу и ставили в печь. После такой процедуры белье становилось не только белоснежным, но и более прочным.
  • Рядом с печью часто располагался «бабий угол», или «бабий кут», в котором находилась домашняя утварь и лавка с посудой. В это сакральное место старались не заходить мужчины.
  • Во время сватовства невеста обычно пряталась за кутной занавеской, откуда выходила к жениху и его родственникам в нарядных одеждах. За эту же занавеску женщину помещали и при родах, и для кормления уже новорожденного младенца.

О сватовстве и свадьбах

  • По достижении 16-летнего возраста девушка из крестьянской семьи становилась по-настоящему взрослой и готовой к замужеству. Родственники девицы на выданье назначали день смотрин, созывали родню потенциального жениха и выводили к ним дочь, наряженную в свою лучшую одежду. Будущий свекор задавал девушке несколько вопросов и, если она отвечала на все правильно, целовал сноху в обе щеки. Лишь после этого к невесте подходил и сам жених — зачастую в этот момент парень видел девушку впервые.
  • Некрасивые невесты приводили на смотрины симпатичных подруг вместо себя. Обман раскрывался только после венчания, и тогда у мужа было 2 пути: принять жену «как есть» или отдать ее на постриг в монастырь.

Свадьба, 1913 год.

  • Часто потенциальные невесты прибегали и к своеобразным лайфхакам, которые позволяли обойтись без совсем уж радикальных мер на пути к замужеству. Чтобы жидкие волосы выглядели презентабельнее, красавицы вплетали в косы конские волосы и тканевые ленты. А чтобы шевелюра росла быстрее, девушки использовали «магические средства»: бегали под дождем с непокрытой головой и спали с веревками под подушкой.
  • По-настоящему подготовленной к замужеству девушкой считалась только та особа, которая за время своего девичества усвоила все обязанности замужней женщины: она должна была уметь готовить, прясть, шить и вышивать.

О праздниках и делах повседневных

«Праздники в то время отмечали по-иному. К празднику готовились. Что-то новенькое одеть разрешат только в праздник. Тогда пекли ватрушки, варили суп (мяса было мало, только по праздникам варили мясной суп). Начинали собирать стол, стелили чистую скатерть, на стол ставили все угощения и сваренный квас. Вся семья садилась за стол. Отец играл в гармонь-однорядку, пели песни, иногда плясали. Большие праздники отмечали всем селом. Народ шел в село со всех сторон. Звонили колокола в церкви, на утренней заре было слышно далеко».
  • В будние дни крестьяне питались гораздо скуднее. «Пища крестьян состоит из хлеба, огородных овощей, молока, мяса, грибов и ягод. Вот реестр крестьянской стряпухи: щи, картофельная похлебка, каша, молоко, блины, лепешки, кисель, горох, жареный картофель, жареные и вареные грибы», — так рассказывал о рационе крестьян В. А. Преображенский в своем «Описании Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении».
  • В баню люди ходили раз в неделю, во все же остальное время гигиену крестьяне блюсти особенно не стремились: после посещения уборной земледелец пользовался обычно растущим у дома лопушком или пучком соломы. Туалетной бумаги тогда еще не существовало: первые ее аналоги — пипифаксы — появились лишь в середине XIX века.

О женской гигиене

  • Во многих местах Российской империи совсем еще юным девочкам было запрещено носить красную одежду. Все дело в том, что красный цвет на Руси ассоциировался именно со способностью к деторождению и указывал на достижение девушкой фертильного возраста.
  • Впрочем, порой «правило красной одежды» затрагивало и мальчиков: часто их суеверные бабушки были категорически против ношения внуками красных штанишек и рубашек.
  • Первый выход девочки в красной одежде был настоящим событием: часто женщины деревни одаривали юную особу угощениями и красными бусами. Мать же чаще всего оставалась от происходящего в стороне: обязанность рассказать секреты гигиены лежала не на ней, а на крестной девушки.
  • Для защиты одежды в критические дни девушкам приходилось пользоваться специальным пояском, при помощи которого они прикрепляли к ноге старую рубашку или полотенце. Все эти предметы гигиены были многоразовыми и их старались прятать от чужих глаз.

А какой из фактов о жизни русских крестьян поразил вас больше всего?

Комментарии

Уведомления

Интересная статья, в кои-то веки.
Один вопрос только заинтересовал - почему мяса было мало у крестьян.
У моей бабушки (которая застала своей жизни работу за трудодни), был полный двор животины. Неужели за 50-100 лет до этого крестьянам она не полагалась?
Возможно, представленное описание кухни было про время поста.

4
-
Ответить

Насчет мяса - смотря в каком регионе. Мои дед и бабушка родом с севера Нижегородской области. Там с мясом всегда было бедновато, только по праздникам. Корова принесет бычка раз в год, его и забивали к большому событию. Свиней держали мало, потому что с кормами там было не густо, зерно дорого обходилось (не знаю, как сейчас). Кур держали в основном на яйца. Гуси были вроде, их вот как раз на мясо. Но тоже не часто. Поэтому на каждый день из еды была каша, яйца, молочные продукты, капуста, огурцы...Картошку, как бабушка рассказывала, и то начали выращивать довольно поздно, не приучены к ней были. Ели чаще репу и брюкву. Но какие там пекли пироги! Я в детстве успела попробовать пироги из настоящей русской печи. Это что-то! С ягодами, с грибами, со сметаной, с капустой... Открытые, закрытые, большие, маленькие... Ничего вкуснее в своей жизни я больше не ела.

6
-
Ответить

Да, возможно от региона и возможности самих крестьян к труду/посевным площадям. Мои, в Курской губернии, кормили тем, что вырастили на своём огороде. А днём выгоняли на леваду/луг, в том числе свиней, они там корешки себе всякие рыли.

Насчет пирогов - у меня было открытие в виде ресторана Тестовъ (testov.com.ua) в Харькове. Жалко, что далековато от него живу, но в прошлый короткий визит удалось пару кусков пирога/кулебяки (не помню точное название) умять. Еще, там вкусный яблочный сбитень на травках подают, правда не всегда. Рекомендую посетить, если будете путешествовать неподалёку - пироги прямо та самая классика! В самом Харькове тоже много чего посмотреть можно.

1
-
Ответить

Конечно, и в 19 веке в том числе. О машине времени, чтобы перескочить век, вроде ничего пока не известно. :)

Быт людей не особо изменялся на протяжении нескольких поколений. Это сейчас прорывы в бытовых технологиях каждые несколько лет возникают.

-
-
Ответить

Вы так и не ответили, Вы писали сейчас про тех, которые жили в 19 веке или они жили в другое время, а ваши предположения строятся на том, что быт особо не менялся?))

-
-
Ответить

>> В будние дни крестьяне питались гораздо скуднее. «Пища крестьян состоит из хлеба, огородных овощей, молока, мяса, грибов и ягод.

А ничё так.

10
-
Ответить

>> Впрочем, порой «правило красной одежды» затрагивало и мальчиков: часто их суеверные бабушки были категорически против ношения внуками красных штанишек и рубашек.

Правильно! А то ещё чего мальчики достигнут фертильного возраста.

Кстати, вот только в другой статье вспомнили о прокладках. Реакторы нас читают!

1
-
Ответить

и тут от прокладок нет покоя! может, у кого-то скорбь по ушедшей фертильности, вот и пихают её символы куда попало?

4
-
Ответить
2 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.

Красный краситель был не просто дорог, а АДСКИ дорог. Как правило, дело ограничивалось красной ниткой, в нижней части подола сарафана или рубахи (если говорить о мальчиках). Красная линия выполняла роль оберега самого дорогого (детородных органов), являясь разделом между миром духов (по повериям, часто агрессивно настроенных к людям) и живых.

8
-
Ответить

Описан быт крестьян после крестьянских войн, в период христианства, время когда кругом царили бедность и нищета.

2
-
Ответить

И современные тетеньки еще имеют наглость жаловаться, как выматываются! Тепло, светло, удобства не на улице, воду таскать не надо, магазины круглосуточные рядом с домом и всю работу по дому делает техника. Рожать по 10 детей опять же не надо, чтобы выжила из них хотя бы половина. Почитаешь посты о жизни крестьян и думаешь: блин, да я как в раю живу

1
-
Ответить
2 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.

Нет, я изучаю славянскую культуру и историю, так что жить во времена вашей бабки мне не обязательно 😉
А Вы похоже дальше своего носа ничего не изучаете))

-
-
Ответить
2 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.

Похожее