20+ доказательств того, что на съемках старых легендарных фильмов работали гениальные реквизиторы
Когда мы смотрим фильм, воспринимаем его целиком: это мир, в котором разворачивается какая-либо история. Атмосферу кино художники-постановщики продумывают скрупулезно, обращая внимание на декорации, реквизит и костюмы. Мы пересмотрели культовые фильмы и пригляделись к тому, какой вклад в эти ленты внесли декораторы и реквизиторы. Ведь во времена, когда снимались эти кинокартины, еще не умели создавать спецэффекты и на прилавках магазинов не было такого изобилия вещей и материалов, как сейчас.
Москва слезам не верит
- В любимом многими фильме у трех подружек разные не только характеры и мечты, но и стили одежды. Художник по костюмам с помощью нарядов помогал создавать образы героинь. Например, гардероб Людмилы отражает модные тенденции тех лет, Катерины — ее ум и то, как она меняется. А вещи Антонины словно говорят, что это персонаж вне времени, навсегда застывший в роли мамы и жены.
- Образ Катерины в начале картины, когда девушка живет в столичном общежитии, несет дополнительный смысл. На ней надеты белая блуза и сарафан ручной работы. Костюм словно передает информацию о том, что рукодельница-героиня сшила его сама, живя в провинции. Но уже с мыслями о Москве, о том, чтобы быть достойной этого города. Кстати, ткань для сарафана специально состарили, а уже после сделали вышивку.
- Для платья Людмилы использовался дорогой шелк. Но в фильме его не видно. Ведь из него сшили только нижнюю юбку, а верхние скроили из обычного ситца. Людмила — модница, и силуэт ее наряда выбран неслучайно. Подобные фасоны были тогда на пике моды, так как после выхода «Карнавальной ночи» женщины сходили с ума от Людмилы Гурченко.
- Художникам по костюмам приходилось идти на хитрости, чтобы одеть актрис достойно. Например, платье Людмилы, в котором она приезжает на дачу, сшили из обивки матрасов. Их привезли на «Мосфильм», выпотрошили, а из ткани скроили одежду. А наряд, в котором героиня пришла в Ленинскую библиотеку, сделали из полотна для галстуков.
Иван Васильевич меняет профессию
- Во рту Жоржа Милославского в исполнении Леонида Куравлева блестит золотой зуб. Как рассказал сам актер, это не накладка для съемок, а его собственный зуб. В других картинах он не виден, так как его закрашивали гримеры. А для роли квартирного вора золото пришлось кстати.
Белое солнце пустыни
- Натуральная черная икра мелькала не только в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», но и в «Белом солнце пустыни». Там была сцена, в которой Верещагин нехотя ест черную икру, так как видеть ее больше не может: переел. И Павел Луспекаев проглатывает изысканную еду по-настоящему без аппетита: за время съемок эпизода она ему порядком надоела. Актер возненавидел этот продукт и после последнего дубля даже выплюнул его.
- Съемочной группе дорогого дефицитного товара не досталось. Его не разрешили есть сразу: вдруг понадобится, если что-то придется переснимать. Однако пленку так долго проявляли, что икра попросту испортилась.
Война и мир
- Это один из самых дорогих фильмов для того времени. Сложно представить, что около 50 предприятий создавали костюмы и декорации. Хрустальный завод, например, получил заказ на изготовление вазы по образцам XVII века. А фарфоровый завод сделал копию обеденного сервиза XVIII века на 100 человек.
- Те, кто видел картину, наверное, помнят яркую сцену, где Наташа Ростова идет на свой первый бал. Для съемок бала на «Мосфильме» построили павильон площадью 1 400 кв. м, что можно приравнять к размерам почти 9 волейбольных площадок.
- Антураж для бала — люстры, мебель, костюмы — предоставили крупнейшие музеи, например Государственная Третьяковская галерея и музеи Московского Кремля. Чтобы снять героев, которые кружатся в вальсе, оператору пришлось надеть роликовые коньки. А ассистенты катали его по павильону.
- Для съемок сцены пожара в Москве подожгли настоящие здания. Для этого в Московской области построили 11 деревянных домов и копию Сухаревской башни. 4 часа пиротехники готовились к тому, чтобы декорации запылали. Использовали керосин, гранаты и дымовые шашки, а снимали происходящее 5 камер в огнеупорных чехлах. Операторы были одеты в асбестовые костюмы.
- Пожалуй, самый впечатляющий факт, демонстрирующий исключительность работы постановщиков фильма, связан со съемками Бородинской битвы. В массовке задействовали около 16 тыс. человек. Притом, что в 1967 году еще не умели создавать спецэффекты, съемочной группе удалось сделать так, словно в сражении участвовали 120 тыс. солдат. Чтобы снять эту батальную сцену, потребовались вертолеты.
Андрей Рублев
- «Андрей Рублев» — работа 1966 года режиссера Андрея Тарковского. В одной из сцен был использован колокол весом 5 т, который специально для съемок отлили из железобетона. Его пришлось распилить, чтобы доставить на съемочную площадку, так как из-за размеров он не влезал ни в одну машину.
Бриллиантовая рука
- В любимой многими комедии нет люстр, балов и сражений, как в «Войне и мире». Но и здесь можно увидеть немало профессиональных находок декораторов и реквизиторов. Например, в сцене рыбалки. Напомним, что картина снята в 1969 году, тогда еще не было подводных камер. Поэтому оператор смастерил колбу для техники, чтобы снимать в воде.
- Для эпизода, где Лелик уплывает на подводном аппарате, изготовили латексные фигуры Анатолия Папанова и Андрея Миронова.
- Также был сделан манекен Юрия Никулина. Он нужен был для съемок момента, как Семен Семенович Горбунков падает из багажника взлетевшей машины. Кстати, эта кукла стала причиной слухов о том, что Юрий Никулин ушел из жизни, так как ее нашли в гостинице Адлера, в которой разместилась съемочная группа.
- Оператор картины Игорь Черных изобрел механизм, который двигал специальные стекла в разные стороны. Так удалось добиться эффекта бликов в кадрах, где Горбунков отключается в гостиничном номере.
- Также Игорь Черных смастерил шкатулку с сюрпризом, которую Горбунков дарит управдому Варваре Сергеевне Плющ.
- Стоит также рассказать про светящийся нимб идущего по воде мальчика. Реквизит был сделан из проволоки и битых елочных игрушек. А сняли эпизод с помощью специальных световых фильтров. Так круг засиял.
Настоятельно рекомендуем заглянуть и в другие наши статьи:
Комментарии
Спрашивает Штирлиц у Шелленберга "А что это такое тут стоит?" а тот отвечает "Да это Новосельцев принёс, щас крылья отпилим, может Горбунков купит"
Фильмы любимые поколениями. Столько в них вложено труда, так сняты здорово, что хочется пересматривать снова и снова
Хорошая статья, спасибо автору.
Сколько труда и изобретательности было вложено в съемки в докомпьютерную эпоху! В компьютерную тоже, конечно, но уже другого рода)
Было интересно почитать про костюмы из "Москвы" подробно, перейдя по ссылке.
на моей улице есть старый дом, раньше там было общежитие нескольких организаций - больницы, еще каких-то, двух вроде. Сейчас обычный муниципальный многоквартирный дом.
в том доме, о котором я написала, в 70-х было и вроде в начале 80-х(
По-моему, никак не объясняется. Вроде говорится, что там жили сначала девушки, потом стали селить семейных и молодых специалистов. А, и общага была в Химках.
Насколько я поняла из книги, тогда в Москву допускались люди "по лимиту" на черные работы, и общежития были не только от производств, но и общего типа. Как написано в книге "женское общежитие". Возможно, лучше знающие историю Москвы поправят меня)
Здорово! Умели же снимать! Вот, научиться у кого надо современным режиссёрам, костюмерам и прочим киноделам!
мне нравится Человек-амфибия. красивый. даже не верится, что сняли в СССР.
"Вся еда во время застолья у царя была настоящая: красная, баклажанная и даже черная икра. Но съесть ее после съемок не удалось никому. Дело в том, что пробовать яства было запрещено. Но члены съемочной группы все же могли щипать кушанья на столе. Поэтому всю пищу полили керосином"
А ведь какой-то хитрец мог полить что-то из еды водой, а не керосином, а после съемок захомячить в одни щеки. Я бы попробовала провернуть этот финт - яства жалко.
Не понимаю, почему нельзя было позволить съёмочной группе после работы все съесть? Проще деликатесы выкинуть? Жалко продукты).
А я не понимаю, зачем надо было использовать именно настоящую еду. Можно было сделать муляжи, крупных кадров не было - все бы хорошо смотрелось. А если уж так захотелось именно настоящую, то ту же красную и черную икру - так уж ли надо было полную миску накладывать? Заполнили какой-нибудь бутафорией, сверху - тонкий слой настоящей икры - все прекрасно смотрится, плюс экономия бюджета.
Это большой вопрос: что проще и дешевле: накрыть стол с настоящей едой или сделать качественные реалистичные декорации. Повар по-любому быстрее приготовит рыбу, чем ее вылепит скульптор. А с черной икрой наверняка так и было, как вы описали.
Там проблема была в том, что съемочная группа втихарика пощипывала деликатесы. А вокруг стола крутились с два десятка человек.
А мне вот всегда было интересно как героиня Ирины Муравьевой работающая на хлебозаводе, умудрялась покупать такие платья. На какие средства? Ну или шить? Материал вроде был тоже недешевый.
Тогда все понятно. Спасибо! 🙂
Нет, всё было не так. Книга написана позже, чем снят фильм.
Корытце с черной икрой перед Луспекаевым сделано из бруска и икра по нему размазан, т.к. в таком количестве заполнить его икрой было очень накладно. Выемка есть только посередине, куда можно было ложку вставить)))
самые лучшие, самые любимые фильмы! Профессионализм в каждом кадре всей съемочной группы. не то, что сейчас - нарисуют на компьютере и "Оскары" получают
Американские киноакадемики говорили, что один знаменитый советский фильм мог отхватить сразу 4 "Оскара": как лучший фильм, лучший иностранный фильм, лучшая режиссура и за спецэффекты. Проблема в том, что не было ещё такой кинопремии в 1925 году...
А советские зрители аплодировали стоя, когда на чёрно-белом экране на мачте броненосца "Князь Потемкин Таврический" появлялся ярко-красный флаг. Сергей Эйзенштейн сам раскрасил каждый кадр. И хотя тогда снимали на 70-миллиметровую кинопленку, представьте, какой это был труд - вручную раскрасить почти 1500 кадров. Эпизод длится около минуты, скорость - 24 кадра в секунду...
Едва ли первый советский фильм-катастрофа: "Экипаж". Не раз и не два писали, сколько декораций пришлось сделать, сколько списаных самолётов привести в "божеский" вид для сцены грандиозного пожара в аэропорту, охваченных огнём гор, селевого потока, снесшего нефтеперерабатывающий завод.
До того с подобным столкнулись американские кинематографисты за 40 лет до "Экипажа", когда снимали самый яркий - в прямом и переносном смысле - эпизод фильма "Унесённые ветром": грандиозный пожар в Атланте. Собрали старые декорации, постро или из них "город". Предупредили все пожарные команды в Голливуде и Лос-Анджелесе.Понятнт, что ТАКОЕ можно было снять только с одного дубля.А для съёмки использовали тогдашнюю новинку техники: цвет. В отличие от более поздних вариантов с использованием специальной цветной плёнки здесь съёмка шла на три чёрно-белые через разные светофильтры. Делать это можно было только на специальных камерах фирмы "Техниколор", которые стоили не просто безумных - астрономических денег. (Не забудем - Америка только-только из Великой Депрессии выбралась). Камеры собирали по всему Голливуду. Нашли аж целых семь! И все пустили в дело.
Результат, как известно, того стоил. Фильм по роману Маргарет Митчелл получил 10 "Оскаров", и этот рекогд держался 60 лет - до "Титаника", взявшего 11 золотых статуэток