19 фактов о фильме «12 стульев», который даже спустя 50 лет остается актуальным

3 года назад

Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова даже спустя 92 года на редкость точно иллюстрирует некоторые стороны жизни нашего общества. Мы и сегодня можем встретить Эллочек-людоедок, отчаянно бегущих за модой, и Остапов, способных ради наживы на все. Поэтому неудивительно, что вышло множество экранизаций этого шедевра. Но сердцу нашего зрителя близки лишь две — от Леонида Гайдая (1971) и Марка Захарова (1976).

Коллектив AdMe.ru желает каждому читателю получить «ключи от квартиры, где деньги лежат» и раскрывает перед вами малоизвестные факты о двух легендарных фильмах.

12 стульев (1971, режиссер — Леонид Гайдай)

  • Изначально роман «Двенадцать стульев» собирался экранизировать Георгий Данелия. Но вскоре он перегорел и «подарил» съемки Леониду Гайдаю, который давно мечтал снять этот фильм, но не успел вовремя подать заявку в Госкино.
  • Получив должность режиссера, Гайдай развернул масштабный поиск своего Остапа Бендера. В списке претендентов были Андрей Миронов, Валентин Гафт, Муслим Магомаев и даже Владимир Высоцкий. Последний, судя по слухам, и предложил Гайдаю взять на роль Бендера малоизвестного грузинского актера Арчила Гомиашвили.
  • Кандидатура Гомиашвили сначала не устраивала студию, поскольку никто не хотел видеть Бендера грузином. Однако Гайдай, который готов был биться за актера до конца, сказал: «Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?»
  • На роль мадам Грицацуевой планировалось взять либо Галину Волчек, либо Нонну Мордюкову. Но Мордюковой роль показалась несмешной, да и Гайдай уже хотел взять Волчек, когда звукорежиссер фильма, Владимир Крачковский, привел на площадку свою жену Наталью. Гайдай увидел ее и сказал: «Вот она, мечта поэта!» И утвердил Крачковскую на роль.
  • Михаил Пуговкин почти без проб получил роль отца Федора. Но ждать его согласия пришлось около месяца. Дело том, что его мама была очень набожной женщиной, и актер беспокоился о ее реакции на такой спорный образ священнослужителя. В конце концов мама дала согласие.
  • Гайдаю никак не удавалось найти гамбсовский гарнитур для съемок. Когда его наконец разыскали, режиссера ждала еще одна неприятность: хозяйка наотрез отказалась продавать стулья. Разрешила только сфотографировать их и снять мерки. Режиссер не растерялся и заказал стулья у специалистов из далеких Арабских Эмиратов.
  • Гайдай очень долго снимал сцену того, как Киса и отец Федор пинали друг друга, держась за один стул. Ему не нравилось, как смотрелись пинки, да и ноги в кадре он хотел видеть подлиннее. Актеры чуть не поругались с режиссером из-за постоянных придирок. В конце концов Гайдай сам встал перед камерой, и именно его ноги мы видим в кадре.
  • Голос Арчила Гомиашвили никогда не звучал в фильме. Его дублировал другой актер — Юрий Саранцев. Слухи о причинах разнятся: одни говорят, что Гомиашвили был болен, другие — что Гайдая смущал грузинский акцент актера.
  • Арчил Михайлович был очень обижен на Гайдая за это. Он сказал: «Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме». На что режиссер ответил: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине». После этой перепалки они не общались несколько лет.
  • А помирила их экранизация от Марка Захарова. В день премьеры режиссер позвонил актеру и сказал: «Включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!»
  • Оба деятеля искусства называли версию Марка Захарова «опереточным фарсом», но зрителям, пусть и не сразу, все-таки понравилась новая картина.

12 стульев (1976, режиссер — Марк Захаров)

  • И Андрей Миронов, и Анатолий Папанов ранее пробовались на эти же роли в картине Гайдая, но не смогли убедить режиссера.
  • Сначала отношения у этих двух именитых актеров были не ахти. Вот как описывает их режиссер Марк Захаров: «Папанов говорил что-то в духе: „Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это черствое пирожное и остывший кофе!“ Но он быстро сменил гнев на милость и проникся к Андрею уважением».
  • Изначально песня «Белеет мой парус» даже не присутствовала в фильме. Ее предложил автор текстов Юлий Ким, и она неожиданно стала чуть ли не главной композицией картины.
  • На Лидию Федосееву-Шукшину, которая сыграла мадам Грицацуеву, в одной из сцен падал отнюдь не бутафорский карниз. Актриса старалась удачно выгнуться, чтобы не чувствовать боли за время съемок большого количества дублей.
  • Елена Шанина, которая сыграла Эллочку-людоедку, так хотела получить роль у Захарова, что выполнила его требования и сбросила больше 40 кг за 2 месяца до съемок. Но режиссера не устроил результат, и актриса похудела еще на 10 кг.
  • Для Любови Полищук этот фильм стал трамплином на большой экран, но, судя по слухам, цену она за это заплатила немалую. В знаменитой сцене танго с Мироновым, где актер эффектно ронял свою спутницу, Полищук часто падала мимо заготовленных матрасов.
  • Фильм был полностью снят на студии, включая сцены на открытых пространствах. Режиссер был не очень доволен декорациями и называл их «некачественными и фанерными».
  • Захаров всегда говорил, что не хотел снимать фильм как чистую экранизацию. Это музыкальная комедия. Но рискованный ход не сразу оправдал себя, и первый показ фильма на ТВ стал почти провальным. Актер Михаил Козаков сказал тогда Марку Анатольевичу, что картина просто опередила свое время. Так и случилось. Чуть позже она станет не менее почитаемой, чем работа Гайдая.

Самые известные цитаты неподражаемого Остапа Бендера

  • Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет.
  • Вы прямо герой труда. Вам памятник нерукотворный поставить надо!
  • Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница. (Воробьянинову. — Прим. ред.)
  • Утрите ваши глазки, гражданка. Каждая ваша слезинка — это молекула в космосе.
  • Мы чужие на этом празднике жизни.
  • Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
  • Скоро только кошки родятся.
  • Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
  • От мертвого осла уши, получишь у Пушкина...
  • Командовать парадом буду я!
  • Заграница нам поможет.
  • Ну, пока! Пишите письма!

А какая из экранизаций нравится вам больше? Какой момент из картин самый любимый?

Фото на превью 12 стульев / Мосфильм

Комментарии

Уведомления
3 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.

Я пыталась прошлой осенью пересмотреть творение Захарова - не осилила. К половине серий фильм стал немного утомлять. И вроде он хорош, и актеры замечательные, но досматривать не стала. Адми намекнул, что надо шедевр от Гайдая вспомнить)

7
-
Ответить

А у Гайдая наоборот, слишком сжато и слишком много пропущено. Фактически оставлено только основное действие, а все мелочи, составляющие атмосферу, благодаря которой книга и получилась такой интересной, не влезли.

13
1
Ответить

После "сбросила больше 40 кг за 2 месяца до съемок" невольно ожидаешь рецепт похудения.

17
-
Ответить

Причём я не нашла в интернете ни одной её молодой фотографии, где она была бы толстой, что пришлось для фильма 50 кг сбрасывать, на всех фото она стройняшка. Правдив ли этот "факт"? ?

14
-
Ответить
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
3 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
3 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.

А мне этот грузин в роли Бендера никогда не нравился. Он действительно никудышный актер. Зря Гайдай его взял, он перечеркивает всю картину

7
9
Ответить

"На дороге лежали деньги. Я их подобрал. Смотрите — они даже не запылились!"

вообще то это цитата из "золотого телёнка". момент продажи остапом рецепта самогона американским туристам.

4
-
Ответить

Песни во втором фильме хорошие, а вот фанерные декорации - и правда фуфло и халтура. Ну да тогда многие фильмы так делали ради экономии

10
-
Ответить

Насколько люблю Миронова, но какой же из него Остап, ну нет же! Бендер в исполнении Миронова настолько манерный, переигранный, жеманный, каким этот персонаж и в самых страшных снах авторов книги не мог быть. Хотя обожаю Миронова, но Бендера он позорно уничтожил как персонажа… Да и остальные персонажи. Ну какая из Федосеевой-Шукшиной мечта поэта?! Да пряааам… Знойнее Крачковской вряд ли кто смог бы. Вся история, острейшая сатира, горькая и убийственно смешная одновременно, превратилась у Захарова в неуместную оперетту с совершенно другими персонажами. А Бендер - Гомиашвили - это прямо ух какой сын турецкоподданного) Никакой манерности, зато - решительность, сила, ум, находчивость, наглость, тонна обаяния, смелость, физическая форма, маскулинность, уверенность в себе и всё то, что должно быть в Остапе. Короче так нежно люблю эту книгу и так сильно не люблю, как над надругался Захаров Т__Т

Кстати, если кому интересно - есть совершенно восхитительная аудиокнига "12 стульев" в исполнении Антона Кукушкина. Я, как большой ценитель и хороших чтецов, и Ильфа и Петрова, могу сказать, что круче Антона Кукушкина эту книгу не читал никто)))

14
2
Ответить

Я видел какую-то аудиокнигу. Не знаю, кто читает, читает то хорошо, но блин, зачем-то сокращённо раза в два. Там и так та книга не очень то и толстая, куда её ещё сокращать.

-
-
Ответить

Знаю, да, я даже лет десять назад покупала диск с этой книгой, и офонарела, когда поняла, что её действительно раза в два с половиной сократили. Хоть бы блин предупредили на обложке как-то. Не-не, версия Антона Кукушкина абсолютно полная)

-
-
Ответить

Оба фильма не идеальны. Гайдаевский сильно портит Гомиашвили, хотя все остальные актеры - 100% попадание цель. Захаровский очень портит неравномерное повествование - начало сильно растянуто, на события в уездном городе N и в Старгороде посвящено две серии (половина фильма), хотя это лишь треть книги, смакуются самые мелкие детали и фразы, и как результат - вторая половина фильма сумбурна и скомкана. К актерам тоже много претензий, в Гайдаровском фильме актеры убедительнее и лучше подобраны (эх , если бы Гомиашвили все не портил!), хотя конечно дуэт Миронова и Папанова прекрасен.

Мне кажется, что самый лучший фильм про Бендера это конечно же "Золотой теленок" Михаила Швейцера, самый лучший Бендер - это конечно же Сергей Юрский. Именно такого Бендера я представлял когда читал 12 стульев и теленка. Жаль что Швейцер не снял 12 стульев, мне кажется это был бы лучший фильм из всех трех.

4
1
Ответить

Интересно, а почему Вам кажется, что Гомиашвили прям аж портит фильм? Чем именно он Вам так не нравится в роли Бендера? Очень интересно как большой любительнице этой книги)

4
-
Ответить

По книге Остап - очаровательный пройдоха и мошенник. Ключевое слово - очаровательный. Гомиашвили же играет по большому счету просто мошенника, говорливого, ловкого делягу... но не очаровательного, ему не хочется подражать как настоящему Остапу. Чего греха таить, все мы будучи юношами (уж простите девушки:), играли в "Остапа".

1
1
Ответить

Пожалуй, не могу с Вами согласиться.) Мне кажется, Гомиашвили попал в копейку, поймав именно те самые черты, что были в книжном Остапе. Единственное, что могу отметить, возможно, именно это отличие и бросается Вам в глаза - Бендер-Гомиашвили кажется чуть более резким, перечить ему кажется делом гиблым)) Но в принципе, на это и в книге мало кто решался :)) Однако он обаятелен без меры, очарования в нём тонна, это я как девушка говорю %) Очень важна его самоуверенность и способность к экспромтам, а этого добра в Гайдаевском Остапе сколько угодно. Да и внешне он тютелька в тютельку. А вот Миронов сыграл кого угодно, но не Остапа... Чего в Бендере никогда не было, так это манерности и жеманства, которые Миронов зачем-то в этом фильме выкрутил на полную.

Но это, конечно, всегда дело вкуса :) А ещё очень любопытно, кто из современных молодых актёров смог бы сыграть идеального Остапа!

6
-
Ответить

Похожее