AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

10+ мифов о субкультурах, из-за которых родители не понимали нас всю юность

В юности многие из нас относили себя к какой-нибудь субкультуре: одни засматривались аниме, другие красили волосы в черно-розовый, третьи отрывались на метал-концертах. К сожалению, социум не всегда благосклонно воспринимает такие увлечения, а молва транслирует небылицы на любой вкус.

Рассказать обо всех молодежных движениях в рамках одной статьи трудно. Но мы в AdMe.ru против шаблонов, поэтому решили развеять самые растиражированные мифы о субкультурах.

Миф № 1: до 50-х годов XX века субкультур не было

С точки зрения науки субкультура — очень широкое понятие. Она формируется не только на основе интереса к определенной музыке: объединяющими факторами могут быть профессия, этнос и т. д. Поэтому субкультуры существуют ровно столько, сколько само человечество: к ним можно отнести диаспоры, светские салоны или, например, некоторые профессиональные сообщества. У каждой из этих групп есть общность интересов, определенный лексикон и ценности.

В конце 40-х возникла первая субкультура в привычном нам смысле — битники. Они скептически относились к комфорту, много путешествовали, одевались нарочито небрежно. Истоки этого движения — в литературе бит-поколения. Так называли группу поэтов и прозаиков, куда входили, в частности, Уильям Берроуз, Джек Керуак и другие авторы.

В 50-х в Великобритании появились тедди-бои, а во Франции — блузон-нуары. Как правило, это были выходцы из небогатых семей, они обожали рок-н-ролл, а их стиль одежды (брюки-дудочки, узкие галстуки, криперы) был навеян образом денди. Девушки часто шили одежду сами: они стремились не столько произвести эффект, сколько выразить таким образом протест против послевоенного аскетизма.

Примерно в то же время зародился советский аналог тедди-боев — стиляги. Они страстно любили зарубежную музыку и предпочитали яркую иностранную одежду. На смену тедди-боям пришли моды (сокращение от англ. modernist — «модернист»). Субкультура также формировалась вокруг музыки (джаза, ска, ритм-энд-блюза) и стиля.

Миф № 2: хиппи — сторонники распутного образа жизни

Хиппи часто ассоциируют со свободной любовью, что справедливо лишь отчасти: представители этой субкультуры действительно не разделяли консервативных взглядов своих родителей. Но в это же время происходит раскрепощение нравов, а отношение к близости меняется в обществе в целом. И представители самых разных социальных групп (в том числе хиппи) начинают исследовать ранее запретные темы.

Несмотря на это, в среде хиппи чаще встречались традиционные моногамные отношения. По воспоминаниям одного из хиппи, даже нагота была редкостью. На вечеринках имели место эксперименты, но наутро участников ждали неприятные эмоциональные последствия.

Миф № 3: скинхеды агрессивны

Скинхеды тоже появились в 60-х годах как ответвление субкультуры модов (первых скинов называют также хард-модами). Скинхеды 1-й волны — это молодежь из рабочего класса. Они носили короткую стрижку, джинсы, прочные тяжелые ботинки Dr. Martens, подтяжки, из музыки предпочитали ска, регги, а десятилетием позже — панк-рок и его поджанр ой (Oi!).

Агрессия и расовые предрассудки возникли только у скинхедов 2-й волны из-за экономического кризиса, который царил в то время в Англии, и характерны лишь для узкой части субкультуры. Первоначально отношение к политике не было значимым элементом, поэтому скинхеды могут иметь различные взгляды. Существуют течения, выступающие против дискриминации, например шарп (Skinheads Against Racial Prejudice — «Скинхеды против расовых предрассудков»).

Миф № 4: панки пренебрегают гигиеной и охочи до излишеств

Ни то ни другое не относится к панк-культуре (она появилась в 70-х годах XX века): быть грязнулей и иметь склонность к распутству может любой человек вне зависимости от возраста, пола и принадлежности к субкультуре.

Именно в панке зародилось движение straight edge как реакция на ценности общества потребления и вседозволенность. Стрэйтэджеры не употребляют горячительное, никотин и запрещенные вещества, а также выступают против беспорядочных связей.

Помимо любви к панк-року (стрит-панку, анархо-панку и другим направлениям) и определенному имиджу представителям этой субкультуры не чужд принцип DIY (от англ. Do It Yourself — «сделай сам»). Они самостоятельно организуют не только концерты, но и всевозможные благотворительные мероприятия. Например, не так давно группа панков из Челябинска отремонтировала старую горку в одном из дворов. Позже ребята провели акцию Food not Bombs («Еда вместо бомб») и бесплатно накормили всех нуждающихся.

Миф № 5: готы — утонченные мрачные романтики

Гот-субкультура берет начало в панк-движении в начале 80-х, поэтому имеет с последней немало общего. Вопреки стереотипам, у готов нет никакой идеологии, как и стремления к депрессивным состояниям и меланхолии. Для любителей мрачной литературы, фильмов ужасов, печальных стихов и прочих таинственных вещей есть термин «дарклинг» (анг. darkly inclined). К сожалению, непосвященные то и дело путают готов и дарклингов.

Готом человека делают только 2 вещи: любовь к музыке (гот-року, дэт-року, гот-панку и не только) и соответствующий стиль одежды. Одна из главных гот-песен — «Bela Lugosi’s Dead» группы Bauhaus — и вовсе была написана как пародия на фильмы ужасов. Как и панки, многие готы предпочитают DIY и по возможности поддерживают музыкантов копеечкой.

Миф № 6: металлисты — дьяволопоклонники

Субкультура металлистов ведет свою историю с 70-х годов и тоже не имеет никакой идеологии (за исключением блэк-металлистов). Любителей метала объединяет разве что брутальный имидж. Тематика песен зависит от поджанра: пауэр-металлисты берут за основу фэнтези, в красте и грайндкоре (жанры на стыке метала и панка) поднимаются темы социальной несправедливости, атмосферик-блэк-метал повествует о красоте природы.

Тексты и музыка некоторых поджанров могут звучать пугающе для неподготовленного слушателя, однако все страшные вещи нужно воспринимать исключительно как художественные образы. И относиться к ним так же, как к фильмам ужасов: подобный материал очень помогает избавиться от накопленного негатива. Другими словами, музыка создает те же мистические образы, что и триллеры или ужастики, которые не являются руководством к действию.

Миф № 7: эмо — слезливые подростки, страдающие от неразделенной любви

Кто-то удивится, но субкультура эмо возникла задолго до 2007 года. Этот музыкальный жанр берет начало из хард-кор-панка и постхард-кора в середине 80-х. На эмо-культуру повлияли такие группы, как Black Flag и Minor Threat. Кстати, последняя вместе с лидером Иэном Маккеем записала песню «Straight Edge», ставшую знаковой для движения, о котором упоминалось выше.

Манеру исполнения отличает накал эмоций, отсюда и название «эмо» или «эмо-кор». Некоторые группы используют скримо — разновидность экстремального вокала, напоминающую крик. В лирике действительно могут подниматься темы несчастной любви и затрагиваться другие личные переживания, но все это не более чем художественный образ.

Миф № 8: ролевики и реконструкторы — одно и то же

Это родственные субкультуры, но у них есть существенное отличие. Ролевики появились в 80-х годах прошлого века. Участники движения устраивают ролевые игры по мотивам исторических событий или книг (например, произведений Дж. Р. Р. Толкина).

В отличие от ролевиков реконструкторы воссоздают события и их элементы. Для них намного важнее историческая достоверность: они очень внимательно относятся к материалам, которые используют для своего хобби.

Миф № 9: рэп — низкий жанр

Из-за непритязательного музыкального фона и грубого исполнения многие думают, что рэп — жанр для подростков с криминальными наклонностями. На деле рэп далеко не всегда рассказывает о хулиганских похождениях (для этого есть отдельный стиль — гангста-рэп). Рэперы, как и исполнители всех остальных направлений, читают обо всем: о социуме, политике, личных переживаниях и других проблемах.

Биты (то, подо что рэпер зачитывает текст) — лишь один из элементов стиля, это дополнение к лирике. Рэп — это нечто на стыке литературы и звукового сопровождения, по сути мелодекламация. Поэтому стихам уделяется больше внимания, а некоторые строки вполне можно спутать с принадлежащими поэтам серебряного века.

Миф № 10: других субкультур не существует

Субкультуры формируются не только вокруг музыкальных жанров. Часто людей объединяют общие интересы. Субкультурой можно назвать индустриальных туристов, которые обожают посещать заброшенные заводы, покинутые города и другие подобные объекты. Другой пример субкультуры — руферы, покорители крыш или других высотных объектов. Свои похождения они фиксируют на камеры, а особо рисковые даже выполняют акробатические трюки на высоте.

К субкультуре относятся и художники граффити. Их часто путают с малолетними хулиганами, которые пишут что-то невразумительное на стенах домов и заборах. С помощью своих картин граффитисты привлекают внимание к важным социальным темам, а их работы зачастую преображают городское пространство. Споры о том, является граффити искусством или вандализмом, не утихают, однако это не мешает проведению тематических фестивалей, например Mural или «Карт-бланш».

Миф № 11: субкультура — удел молодежи

Этот стереотип тоже далек от реальности. Действительно, с возрастом у нас становится все меньше времени, которое можно провести с друзьями. С другой стороны, любовь к музыке или искусству никуда не исчезает, а работа позволяет тратить на хобби больше средств. Поэтому среди посетителей фестивалей встречается множество людей возраста 30+. На некоторых мероприятиях именно они составляют большую часть гостей.

Миф № 12: новые субкультуры не появляются

Субкультуры живут и здравствуют по сей день: во всем мире проводятся концерты, фестивали, вечеринки, ролевые игры, исторические реконструкции, другие тематические мероприятия, приходят новые участники. Новые субкультуры появляются, но на данный момент не становятся настолько знаковыми, как несколько десятилетий или хотя бы лет назад.

Возможно, это связано с распространением интернета, благодаря которому у молодого поколения необходимость в общении и самовыражении офлайн ниже, чем у нас. А может быть, уже существует достаточно большое количество субкультур, и создать нечто принципиально новое трудно. Если обратиться к истории, топовые субкультуры возникли примерно в одно время: в 60–80-е годы прошлого столетия.

К какой субкультуре относили (или относите до сих пор) себя вы? Что вас привлекает или отталкивает в субкультурах?