Мама 11-классника рассказала, как современная школа влияет на здоровье детей и их желание учиться

1 год назад

Мой сын — 11-классник и сейчас готовится сдавать ЕГЭ. Он учится в хорошем лицее, у него отличная классная руководительница и прекрасные отношения с одноклассниками, но если бы я могла повернуть время вспять, то всерьез задумалась бы о домашнем образовании.

Все эти годы я периодически отмечала для себя недостатки нашей системы образования и к 11-му классу с удивлением обнаружила, что неоспоримое достоинство у школы только одно, и о нем я расскажу в конце. А пока мне бы хотелось поделиться с читателями ADME причинами, по которым я считаю школу не лучшим местом для своего ребенка.

Огромное количество сложных теоретических знаний, которые никогда не пригодятся в жизни

Моя подруга живет в Азии, ее сын, ровесник моего, учится там в международной школе. Он понятия не имеет, как выглядит интеграл, и не знает, как записать структурную формулу органического соединения. Зато умеет планировать свой бюджет, знает симптомы распространенных заболеваний, разбирается в принципах правильного питания и выращивает листовой салат у себя в комнате. Всему этому его научили на уроках по основам здоровья и гигиены, садоводству, домашней экономике.

Одна из моих главных претензий к системе образования — огромное количество абстрактных знаний, которыми пичкают детей в школе, но при этом не объясняют, как эти знания помогут им в будущем и помогут ли вообще. Я бы предпочла, например, чтобы вместо никому не нужных морфологических и фонетических разборов в начальной школе и среднем звене моего сына научили тому, что ему действительно пригодится в жизни. Да хотя бы составлять список покупок и правильно питаться.

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, что важнее: пресловутые интегралы, бесконечные дискуссии об Анне Карениной, квантовая физика или умение заботиться о собственном здоровье, планировать расходы и выращивать еду. Однако я уверена, что у составителей школьной программы есть повод серьезно об этом задуматься.

Форма важнее содержания

Когда я училась в школе, меня всегда возмущало, что оценку снижали за наличие исправлений. Пишешь диктант без ошибок, вдруг рука соскользнула — и вместо «м» получается «л». Мелочь, но исправление — значит, пятерки не видать. Мой сын — левша. Писать аккуратно — это практически недоступный для него навык.

В начальной школе и среднем звене, даже если ответы были даны правильно, он редко получал пятерки за письменные задания «из-за грязи в тетради». Однажды он получил четверку за контрольную по математике лишь потому, что его работа, по мнению учительницы, была неаккуратной. А соседке, которая у него списывала, поставили пять. И это серьезно пошатнуло его мотивацию.

Слишком много бессмысленной зубрежки

Почему-то правила нужно до сих пор учить наизусть и запрещено рассказывать своими словами. Но ведь именно так учитель может быть уверен, что ученик понял материал. Бессмысленная зубрежка давно уже не используется в прогрессивных школах, а у нас продолжают снижать оценки, если ребенок немного перепутал порядок слов.

В программе любого предмета обязательно найдется что-нибудь для зазубривания. Учить наизусть стихи или неправильные глаголы — это еще можно понять. Но запоминать даты разных исторических событий или атомный вес химических элементов и потом писать по ним диктанты — процесс совершенно бессмысленный. Все это забывается сразу после диктанта. Не важнее ли вызвать (или не отбить) у ребенка интерес к предмету — так, чтобы он сам захотел почитать, разобраться, глубже вникнуть в тему?

Оценки не отражают знаний и создают неправильную мотивацию

Оценки — другая проблема современного образования. Существующую пятибалльную (а по сути — четырехбалльную) систему я считаю пережитком прошлого. Оценки часто бывают субъективны даже по точным предметам. Одному ученику за 2 ошибки ставят тройку, другому — четверку. Почему? Просто первый — бездельник, а второй — отличник. А чтение стихов наизусть у доски? Ведь актерские способности и хорошая дикция есть далеко не у каждого. И получается, что за одну и ту же работу один ученик может получить пятерку, другой — тройку.

Оценка практически всегда связана с психологическим давлением. За плохие оценки ругают родители. Учителя и одноклассники по-разному относятся к отличникам и двоечникам. Таким образом, именно оценка, а не знание, становится целью для ученика и средством манипуляции для учителя.

Двойками и вовсе пользуются не для оценки знаний, а для поддержания дисциплины, как розгами в былые времена: «Кто посмеет пикнуть на контрольной — сразу получит два в журнал!». Забыл тетрадку, прогулял урок, плохо себя вел — какое отношение все это имеет к знаниям? Как будто бы никакого, но двойки за это ставят.

Классе в 5-м мой сын потерял учебник по французскому, нам ничего не сказал, потому что как раз накануне посеял 2 комплекта физкультурной формы и телефон, боялся, что будем ругать. На уроки ходил только с тетрадью. Учительница сказала: «Придешь еще раз без учебника — получишь двойку». Но так как мы приучили ребенка не переживать из-за оценок, такая перспектива его не испугала, и он продолжал упорно молчать. В итоге схватил 2 или 3 двойки, меня вызвали в школу. Учебник мы, конечно, купили, а двойки пришлось исправлять.

Иностранные языки преподаются очень плохо

Когда сын учился в 9-м классе, я с удивлением узнала, что некоторые его одноклассники понятия не имеют о неправильных глаголах в английском языке, а домашнюю работу делают так: пишут текст на русском языке в Google.Translate, а потом списывают из окошка перевода, иногда полную белиберду, и получают за это хорошие оценки — четверки и пятерки. Об устном общении не идет и речи, старшеклассники даже читают на английском языке с трудом.

Те, кто хочет овладеть языком, записываются на курсы или ходят к репетиторам. Почему-то в школе иностранный язык превратили во второстепенный предмет вроде музыки или технологии, хотя, казалось бы, куда сейчас без него. И это не только в нашем лицее. Более-менее сносно английский преподают только в школах с углубленным изучением языков.

Предполагается, что к 11-му классу ученики должны владеть английским языком на уверенном уровне B1 (хотя, положа руку на сердце, за 11 лет можно было бы дойти до B2). На деле большинство не дотягивает даже до A2. Ситуация с изучением этого предмета столь катастрофическая, что уровень владения английским языком россиян за последние годы упал, и мы перешли в группу стран, где плохо говорят по-английски.

Другие языки — французский, немецкий — вообще практически нигде не изучаются, потому что на них нет спроса, да и специалистов днем с огнем не сыщешь.

Родители слишком вовлечены в школьную жизнь детей

Когда я пошла в 1-й класс, моя мама приходила в школу только на родительские собрания. Когда в ту же школу поступил мой сын, первые несколько лет мы с мужем бывали там по нескольку раз в месяц: то ярмарка, то поход, то день именинника, то конкурс рисунков, то «Мама, папа, я — спортивная семья». Я не знаю, как энное количество лет назад мы делали примерно то же самое без участия родителей.

Сейчас они так вовлечены в учебный процесс и разнообразную внеклассную деятельность, что, не будь их, вся система просто рухнет. Мне кажется нездоровой ситуация, когда мамы в первом часу ночи обсуждают задачки по математике для 3-го класса или бегут в школу по первому зову, потому что любимое чадо забыло цветную бумагу на урок технологии.

И вообще, родители всегда наготове: класс украсить, срочно напечь пирожных для ярмарки, соорудить костюм Ихтиандра за вечер. Учителями это горячо приветствуется, и их можно понять: времени на организацию всех этих мероприятий у них нет, а если не вовлекать родителей, делать все силами детей, то праздники получатся совсем не те.

Школа поощряет «гонку вооружений»

В 90-е было как: костюмы мастерили из подручных средств, сценарий писали сами ученики (иногда с помощью учителя), репетировали в актовом зале после уроков, потом выступали. Теперь школьная самодеятельность в больших городах вышла на новый уровень, и это настоящее безумие.

В нашей школе объявили ежегодный конкурс талантов. Одна мамочка по блату выбивает костюмы в театре, мы скидываемся на услуги сценариста и хореографа, нанимаем оператора и фотографа. В соседней школе родительский комитет 4-го класса пошел еще дальше. Они решили поставить мюзикл, наняли театрального режиссера, пошили профессиональные костюмы, а репетировать ездили в городскую филармонию, потому что школьный актовый зал оказался слишком мал для такого размаха.

По-моему, участие детей таким образом минимизируется и обесценивается. Мне бы хотелось, чтобы школьная самодеятельность так и оставалась само-деятельностью, а не деятельностью мам, пап и кучи нанятого персонала. В стремлении к эффектному шоу как-то забылось, для чего все это было нужно.

Линейка

Первосентябрьские линейки в наших школах давно уже делаются не для детей и их родителей. Я помню линейку, когда мой сын пошел во 2-й класс: в тот день неожиданно похолодало, но мы, дети и родители, около 2 часов были вынуждены слушать поздравительные речи. Дети устали и замерзли. Вопрос: для кого этот «праздник» и зачем?

Если разобраться, детям линейка в таком формате уж точно не нужна. Равно как не нужны учителям те десятки букетов, которые мы втридорога покупаем накануне. Однако любые мои попытки даже обсудить эту тему на собраниях воспринимались в штыки: «Такая традиция, так положено».

Школьная форма

Как бы мы, взрослые, отнеслись к требованию работодателя ходить всем в одинаковой одежде без каких-либо практических причин, а просто потому, что ему, работодателю, нравится, когда все выглядят одинаково? Наверняка взбунтовались бы. Но заставлять детей ходить в школу в форме почему-то считается нормальным. Причем, как выяснилось в ходе различных исследований, школьная форма не нивелирует социальные различия между учениками и не способствует снижению преступности среди школьников.

Ни нам с мужем, ни сыну, ни его одноклассникам не нравится школьная форма установленного образца. Кроме того, что она не соответствует нашим представлениям о прекрасном, качество формы оставляет желать лучшего: через полгода носки брюки протираются, на жилетке появляются катышки, а ребенку в этой одежде просто некомфортно.

ЕГЭ

Глядя на своего сына-одиннадцатиклассника, а также на детей знакомых, которые недавно поступили в вузы, я прихожу к выводу, что школа в 11-м классе только мешает, потому что весь последний год посвящен исключительно подготовке ЕГЭ по 3–4 выбранным предметам. А готовятся дети с кем? Правильно, с репетиторами.

Другая беда заключается в следующем: если мой ребенок решил сдавать русский язык, физику и математику, других предметов для него не существует. Так как у нас лицей с математическим уклоном, по биологии, географии, истории, литературе, иностранному языку оценки детям просто рисуют, ведь их практически никто не сдает, значит, и ответственности у педагога никакой. Пришел на урок и принес конспект в тетради — держи четверку или даже пятерку.

В то же время знания, которые дети получают у репетиторов, заточены исключительно на сдачу ЕГЭ. Если какая-то интересная задача, теория, лингвистическое явление лежит за пределами тестов, его никто не будет рассматривать, потому что на это нет времени. Кроме того, формат ЕГЭ не предполагает никакого креатива. Даже эссе по русскому языку должно быть максимально обезличенным.

На собрании нам сказали: «Объясните своим детям, что их мнение никого не интересует. Они всегда, всегда должны соглашаться с позицией автора». Я спросила, что плохого, если ребенок не согласен и аргументированно выражает свое мнение. Учительница русского языка сказала: «А вот не соглашаться не рекомендую никому. Могут посчитать, что ребенок неверно понял текст, и снизить балл».

10 минут на обед

В начальной школе сын приходил домой голодным, несмотря на то что обед у них был перед предпоследним уроком. Ребенком он был довольно медлительным и в 10 минут уложиться никак не мог. Став старше, он, конечно, начал успевать, но представьте, с какой скоростью нужно заглатывать пищу, чтобы за 10 минут успеть добежать до столовой, все съесть, убрать за собой и рвануть на следующий урок?

Это никак не вяжется с рекомендациями специалистов, хотя и 20 минут, как мне кажется, для приема пищи мало. Например, в Великобритании перемены на обед менее 55 минут — уже повод для беспокойства. Другой вопрос — качество питания. Рацион школьников в основном состоит из простых углеводов: на гарнир предлагаются макароны, картофельное пюре, рис. Клетчатки и сложных углеводов школьники потребляют очень мало. Так же мало опций у тех, кто придерживается особой диеты — вегетарианской или безглютеновой.

Отсутствие душа

Школа моего сына находится в получасе езды от дома. В четверг последним уроком у него физкультура. Недалеко от школы живет репетитор по математике, и всем было бы удобно, если бы сын сразу после уроков шел к репетитору. Но вместо этого ребенок едет домой — чтобы принять душ, потому что в школе душа нет. К сожалению, эта проблема не объяснима и никак не решаема.

Я помню, как мы, девчонки, в старших классах были вынуждены после спаренного урока физкультуры идти на остальные уроки и ароматизировать там до конца дня. Класса с 10-го именно по этой причине я уроки физкультуры прогуливала — ну не могла я ходить и, простите, вонять весь день. С 90-х практически ничего не изменилось.

Когда в середине нулевых около школ стали строить ФОКи (физкультурно-оздоровительные комплексы), в них предусмотрели души, но всего несколько штук на раздевалку. При этом физкультура в ФОКе может проходить одновременно у 2–3 классов. Много ли учеников успеет принять душ за 10 минут? Вот и приходится детям надевать одежду на потное тело, а это чревато не только неприятным запахом, но и кожными заболеваниями, такими как дерматит или потница.

Единственное, за что я благодарна школе без каких-либо оговорок, это за то, что у сына появились настоящие друзья, многие из которых, я уверена, останутся в его жизни надолго, может быть, навсегда.

Комментарии

Уведомления

Лично я согласна по всем пунктам, действительно эти вещи присущи нашим школам. Но другие мнения всегда найдутся 🤷‍♂️

24
1
Ответить
3 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
3 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
3 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.
3 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

Так автор же прямо сказала, что интегралы и Каренина - по боку, а вот правильно составить список продуктов и вырастить салат - школа обязана обучить.

4
-
Ответить
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

Запреты - это не про образование, а про конкретных учителей.
А невостребованность. Потребителями управлять проще.
В школе я думала, нафига мне физра я же ж в математики собираюсь. Или в учителя. или еще куда-то. А теперь думаю: как же я была не права!

-
-
Ответить

даже писать ничего не хочу подробно что так, а что не так. я училась - было плохо, школу ненавидела лютой ненавистью. попадались учителя - моральные уроды, которых за километр нельзя было подпускать к детям. мои дети учатся - в плане знаний стало в чём-то даже ещё хуже. ну, хоть комфорта добавилось за родительские деньги - и на том спасибо нам, не школе.

1
-
Ответить
3 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.
3 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
3 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
3 года назад
Это слишком секретные материалы.
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
3 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.

У нас были и право, и экономика. Я несколько раз участвовала в олимпиадах по этим предметам, тесты были на знание элементарных правовых законов. Так что не надо тут

5
-
Ответить

В школе проходят уже Толстого в старших классах и основы квантовой физики. Ну тут что могу сказать. Два аргумента. Физкультурой заниматься- это хорошо, это развивает, хотя в жизни не пригодится. А физика - это бред, мозги же не надо развивать, к чему? Второй мой аргумент: все эти ученики - будущие избиратели. И да, они не будут строить ядерные электростанции, но было бы не плохо, если бы они знали, что такое радиоактивность, откуда берется энергия в электросети и какие это имеет последствия.

7
-
Ответить
3 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.

Я проходила «Войну и мир», в других школах вместо этой книги проходили «Анну Каренину». Я её после того, как мне тридцать уже исполнилось, прочитала. Не думаю, что в 15 лет поняла бы, о чем книга.

4
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
3 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.
3 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.
3 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
3 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
3 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.
3 года назад
А был ли комментарий?
3 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.
3 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.
3 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.
3 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.
3 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.
3 года назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.
3 года назад
Сдаётся место для комментария.
3 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
3 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
3 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.
3 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.

Тетенька или основательно забыла, чему учили её ребёнка в начальной школе или просто не интересовалась. У сына в третьем классе по окружающему миру были темы: бюджет, здоровое питание и выращивание салата. Обычная стандартная программа "Школа России". Я, откровенно говоря, не в большом восторге от таких тем, лучше бы нормально основы природоведения прошли, но для таких фанатов, как тётя-автор, они есть. Правда, она не в курсе, что многое говорит о её знании школьной жизни

8
-
Ответить

И что бы вы сейчас сказали, лучше что-то другое проходили, или в принципе, для общего образования неплохо?

-
-
Ответить

Фишка в том, что человек, который освоил интегралы и квантовую физику, легко разберется как вырастить салат и сделать перевязку, а вот наоборот это нифига не действует, к сожалению. Школа, как и универ, учат учиться, мыслить и обрабатывать информацию.

39
6
Ответить
3 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
3 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.

К сожалению, нет, в школах учат все ещё зубрить, а не уметь обрабатывать информацию. Хоть в некоторых вещах зубрёжка тоже нужна, никуда без этого не денешься.

8
-
Ответить

Это от каждого конкретного преподавателя зависит. У нас в школе никогда не возбранялось пересказывать правила своими словами, лишь бы суть была передана верно. Училки были всякие, и молодые, и пожилые с заскоками, и толковые, и не очень (я школу закончила в 2004 году).
И зубрить не заставляли, кто может запомнить сам - молодец, кто берёт попой - пусть зубрит.
А чтение стихов наизусть - это не про дикцию и не про исполнительский талант (как это подаёт автор), это про тренировку памяти.
Опять же, у нас было - бубнишь ты себе стих под нос, но правильно, получишь ты свою пять, ну, может, ещё замечание, что надо читать громче и чётче.

10
-
Ответить
3 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?
3 года назад
Это слишком личное, не можем показать.
3 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
3 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
3 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
3 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.
3 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
3 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.

да, будет как в фильме идиократия: "мы поливаем поля газировкой, потому что в ней электролиты". Если человека просто научить что-то механически делать, но не объяснить принцип и основы.

-
-
Ответить

Конечно, школьные программы нужно адаптировать. У нас еще в 2001 году ввели 12 баллов. Хотя все-равно ее можно по старинке переводить в привычную четырехбальную, так как реально единицы давно никто не ставил: "5" - 10, 11, 12; "4" - 7, 8, 9 и т.д.
Мне нравится американский вариант, когда ученик сам выбирает для себя интересные предметы в старших классах, с учетом дальнейших планов.
А домашнее обучение для всех - не вариант. Ребенок сам учиться не сможет, да и не все родители способны грамотно обучать. А если и способны, то где взять время? Разве что нанимать частного учителя, как раньше нанимали гувернанток. Но это совершенно неподъемные расходы для большинства.
Меня несколько удивляет подход людей, которые ратуют за домашнее обучение и возмущаются, что в школе не учат составлять список покупок. Алё, мамочка, если ты не можешь сама научить ребенка бытовым основам и хочешь переложить это на школу, то как ты собираешься справиться с любой из наук?

-
-
Ответить

Ну, если оба родителя работают с 9 до 6 + в большом городе около часа добираются на работу (в одну сторону) = они аняты с 8 до 7. После этого нужно ещё приготовить/убрать/отдохнуть/пообщатся просто с ребёнком. Не так уж и много времени остаётся на обучение. Поэтому да, лучше чтобы ребёнка обучили этому професионалы.

-
-
Ответить
3 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.

Конфуз, подруга в Англии живет. Так вот, там уровень родительского "пусть научат в школе" у многих просто запредельный. Школа должна от памперсов отучить, например. А ещё, когда они на домашнем обучении сидели, родители были крайне возмущены, что школа не развозит еду по домам. Мол, как, они ещё обеды должны готовить детям?

-
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.
3 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.

Гы, мне это напомнило дискуссию про удаленную работу у нас. Одно дамо возмущалась, что она теперь должна днем отапливать квартиру и покупать себе кофе и печеньки, а до этого это все днем на работе было бесплатно.

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.

Абсолютно! Я тоже сначала подумала, что стёб. Она налоговую декларацию заполнила, где внесла эти расходы в статью, снижающую подоходный налог.

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.

А мне не хотелось бы, чтобы моих детей в школе учили выращивать салат вместо изучения интегралов. Со многими пунктами согласна, ЕГЭ, уровень преподавания языков - боль, безумные мероприятия в ущерб учебе, нелогичные требования. Но не учить стихи? 20 минут мало на обед? Если работодатель заставит ходить в одинаковой одежде, вы взбунтуетесь? (дружный смех офисных и банковских работников)

-
-
Ответить

Если у хотя бы пяти классов обед в одно время, мало 20 минут. А уж если всей школы одновременно...
Про форму правда смешно. У нас на заводе даже директор в спецовке фирменной ходит.

-
-
Ответить
3 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.
3 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

Ужаааасно... И кто же эти группы определил. Я общалась с множеством коллег, специализирующихся на обучении английском в разных странах. Так вот - очень они хвалили рост знания языка в России. Конечно, по сравнению с Нигерией или Ганой, где английский - государственный, у нас таки не очень, но вопить об уровне английского по стране, если у тебя ленивый ребёнок и его окружение - глупо

-
-
Ответить

Согласна, причем по всем пунктам. Один только вопрос- вы вообще представляете себе домашнее обучение? Ну хоть немножко? Если денег валом, то не вопрос, набрал репетиторов, оплатил, все чудно) а вот всем остальным это будет означать , что мама сидит дома и учит сама свое дитё ( хорошо если одно). Ладно если знаний для этого хватает. Так ещё и терпения сколько надо, это полноценная работа 24/7. Причем за бесплатно. На что жить то? Опять же ребенок дома сутками напару с мамой-учителем с ума сходит.
Так что не надо тут развозить про домашнее обучение, ничего хорошего в нем нет.

-
-
Ответить

Вы не правы. Есть плюсы домашего обучения. Я со своим ребенком работаю на знания, а не оценки. Наше время ни чем не ограничено, история 20 минут, алгебра 1,5 часа обед час и т.д. Минус это ребенок оторван от коллектива.

-
-
Ответить

Про домашнее обучение: некоторым нравится, и справляются. Зависит от ребенка и степени занятости родителей. Нынешний карантин показал лично мне, что мы свихнемся)
Конечно, программа большей частью одинаковая в школах, и у нее есть недостатки, но многое также зависит от самой школы, директора, учителей и степени адекватности родителей (это про мюзиклы, костюмы, и прочее). У дочери сейчас школа хорошая, учителя тоже большей частью адекватные. Поэтому меня все устраивает. Школа-не только знания, но и адаптация к коллективу, приучение к труду, получение навыков общения с "вышестоящими" в лице учителей. Модель общества, к которому, хошь не хошь, нужно адаптироваться. Конечно, хотелось бы более адекватных программ, например, тот же салат и домашняя экономика могли бы преподаваться на уроках труда, притом и мальчикам, и девочкам (давно считаю, что труды должны быть совместными). Но этому вполне могут научить и родители.

-
-
Ответить
3 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».
3 года назад
Этот комментарий съел енот.
3 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.
3 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
3 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
3 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.
3 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

Классное (т.е. хорошее) отечественное образование, которое было в нашей стране до перестройки развалили полностью и (что особенно плохо) безвозвратно. Так зачем все эти статейки писать? У нас даже самый последний двоечник знал, кто такой Пушкин и как выглядит интеграл, а здесь салат на окошке учат рОстить. =) Кстати, нас в немецкой спецшколе тоже этому учили в третьем классе...=)

-
-
Ответить

Парадокс : мантру про "лучшее в мире советское образование" чаще всего повторяют люди, которые сами нормального образования не получили) Это я не конкретно про вас, просто наблюдение.

-
-
Ответить

Ну я была отличницей в советской школе. Большая часть полученной там информации до сих пор пригодилась только при разгадывании кроссвордов. Начиная со средних классов, необходимо давать возможность часть предметов выбирать по своим интересам и изучать их нормально, а не по верхам скакать. Пусть учат основы всех привычных предметов, а углубляются в несколько, и будет всем счастье. Не может человек одинаково качественно изучать 20 предметов.

-
-
Ответить

ох уж это сферическое в вакууме "советское образование", где его плоды, где эти толпы мудрых образованных людей 45-50-60-70 лет, почему оно классное? потому что за железным занавесом не было видно и сравнить было не с чем? я с радостью приму хоть один аргумент, кроме ностальгии тоскующих по совку библиотекарей (которые в СССР были почти что элита, серьезно чтоб поступить на факультет "библиотечное дело", нужно было иметь связи, золотые медали или деньги, да-да, взятки и тогда были), учителей, жен офицеров и мелких партийных чинуш, мне правда интересно.

Кто такой Пушкин, сейчас знает самый последний двоечник, а вот кто такие Стругацкие, и тогда не все знали, и сейчас. Немецкую спецшколу все-таки нельзя отнести к типичному советскому образованию.

-
-
Ответить
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

так погодите, получается СОВЕТСКОЕ образование самое лучше, но СОВЕТСКАЯ власть сама уничтожала и отправила по лагерям (здесь учим в какие года советской власти был бум "отправление по лагерям"). Парадокс, мда...

-
-
Ответить

Люди, получившие "лучшее в мире образование" слушали Кашпировского, заряжали банки с водой от Чумака, а сейчас верят в то, что вакцинация чипирует, а ковид распространяется от 5G...

-
-
Ответить

Все эти бредни (вроде Чумака и пр.) к уровню образованности отношения не имеют. =) Хотя все-таки что-то в этих "Кашпировских" было. Хотите верьте, хотите нет, но после просмотра одной из таких передач (за компанию с соседкой - отказаться было неловко) у меня потемнели волосы и я из светло-русой стала темно-русой. Причем навсегда. =) =) Муж ахнул, когда меня увидел. =)

-
-
Ответить
3 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.

"Я бы предпочла, например, чтобы вместо никому не нужных морфологических и фонетических разборов в начальной школе и среднем звене моего сына научили тому, что ему действительно пригодится в жизни. Да хотя бы составлять список покупок и правильно питаться."
А мама, в этот момент, будет статейки на разные сайты писать, да? Это же так удобно - свалить на школу не только образование чада, но и его воспитание. И, главное, что всегда будет кого обвинить в случае провала.)

-
-
Ответить

В обшем, я с Вами согласна. Но в обычной школе, зачастую, учатся дети не только из нормальных, социально благополучных семей. Есть дети из неполных семей, из социально неадаптированных семей, дети из детдомов, социальные сироты и т.д. И вот им такие бытовые знания очень и очень не помешали бы...

-
-
Ответить

а вот если все-таки ребенка научили правильно питаться он приходит домой и: мама ты зачем на масле так много жаришь? а почему мы так мало клетчатки едим? а ты почему перед телевизором ешь бутерброд?)))

кстати в 6-7 классе в 90-е годы на уроках биологии мы проходили общие понятия о витаминах, белках/жирах/углеводах и здоровом образе жизни.

-
-
Ответить

В том-то и дело, что все эти знания пройдут абсолютно мимо, если в семье принято иначе.)
Я почему отнесла примеры автора именно к воспитанию - культура, еда, базовые навыки гигиены, порядок дома и т.д., это то, чему ребёнок учится у родителей и на примере родителей. Бесполезно учить кого-то питаться правильно, если в семье сало майонезом запивают под жаренную в угли картошечку. А если семья питается относительно правильно, то навыки у ребёнка уже будут, тем более к 11-му классу.

-
-
Ответить

Иностранные языки сейчас это просто боль. У подруги сын учится в 6 классе, в школе безо всяких уклонов. Биология преподаётся на английском. Выглядит это так - учитель даёт урок на русском, переписывают в тетрадь параграф на английском. Всё! Как соотнести понятия, новые слова. Да они английский через гугл делают. В 7 классе ещё один предмет на английском будет, видимо, по той же схеме. Показуха одна. А с изоляцией дети и математику, и русский, все предметы запустили.

-
-
Ответить

седьмой год дочка учит английский, третий год - польский. В классе многие даже читать нормально до сих пор не научились((

-
-
Ответить
3 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
3 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
3 года назад
Это слишком секретные материалы.

вот по последнем пункту. есть же школы с бассейном, и просто секции по плаванию. моются же как-то в общем душе и терпят.
этот момент действительно в школе бесил - чуть живые после лыж, мокрые, вонючие дети пишут контрольную по химии.

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.

есть рядом с домом 2 школы с бассейнами, самые обычные по образованию. В них физкультура для всех классов раз в неделю в бассейне, раз в зале. Бассейн-то совсем не большой - 10 на 12 м, если не ошибаюсь.

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
3 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.

Я учился еще до ЕГЭ , успел, пронесло, слава богу. И даже школа была частная, а все то же самое, со всеми пунктами согласен. Много лишнего, по литературе высосанные из пальца сочинения, по русскому ни одного правила не знал, но вот пишу же, математика мимо вся. Нравились биология, история, география и физра. Ну а кому-то нравилась математика, а он на историю время терял, рисовал контурные карты по 13 веку или строения червя зубрил. Я бы сказал, что наше образование слишком общее, не учитывает способности и интересы учеников. Например, я бы с удовольствием ходил на биологию каждый день, но она была раз в неделю. Зато тот же русский и математика почти каждый день. Родители при СССР учились, тоже плюются..Через год уже мой ребенок в школу пойдет, посмотрим, что это будет. Хорошо, что сейчас много вариантов и можно найти всю информацию , лучше заранее быть готовым к возможным проблемам.

-
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
3 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.

очередное выступление "я не педагог и не знаю, как надо, но вы все делаете неправильно".

Учить морфологические разборы и алгебраические многочлены в начальной и средней школе нужно для того, чтобы в старшей ребенок мог выбрать, что ему нравится, и спокойно поступить в вуз, не нагоняя спешно от самых основ. А то и передумать через годик и поступить в другой, так же спокойно.

теоремы и аксиомы нельзя рассказывать своими словами, "как понял", потому что там каждое слово выверенно и важно - как в Конституции и Кодексах.

Оформление важно, потому что у учителя нет ни времени, ни возможности разбираться в творческих самовыражениях каждого из 100500 учеников и искать, где и как он записал решение и ответ. Сюрприз-сюрприз, во взрослой жизни тоже так будет: ни налоговую декларацию, ни заявление на загранпаспорт нельзя заполнить "как хочется" - даже из-за неправильного цвета ручки придется переделывать с нуля.

Да, 2 ошибки у двоечника - это шаг вперед, и это надо поощрять, а у отличника - шаг назад.

Да, двойка иногда используется как административная мера наказания - а что делать, если других нет. Кругом одни права детей, и никаких обязанностей - ни к дисциплине, ни к чему.

-
-
Ответить

Не слишком ли преувеличивает вонючесть школьников эта мама? И это в наше-то время засилья дезодорантов на любой запах и вкус!
У меня была более чем обычная школа, у нас и воды-то горячей в туалетах не было, а физ-ра частенько была в середине дня. И ещё такое бывало, что мы по 3 км бегали под палящим солнцем на стадионе, обливаясь пОтом - и ничего, не воняло!
Чтобы души принимать не дома, надо за собой целый мешок дополнительных причиндалов тащить (полотенце, тапки, мыло-шмыло и так далее). И мыться как пуля. Взрослые-то в спортзале не всегда обучены культуре и трещат под душем по полчаса вместо того, чтобы свалить, а что будет, если пойдёт мыться табун школьников?
Представила, как мальчики ради шутки запихивают какого-нибудь ботаника в женский душ... Не-не-не.

-
-
Ответить
3 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

кстати, снижение оценки за исправления - не просто придирки. Это приучение ученика сначала думать, а потом писать, а не наоборот. В начальной школе учитель по каким-то своим регламентам имеет право снижать оценки именно за почеркушки

-
-
Ответить

Общие знания по всем предметам нанесли неизлечимую интеллектуальную травму бедному ребенку?

-
-
Ответить
3 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.

Насчёт душа согласна только с основной идеей - да, плохо, что его нет.

Но что касается репетитора после физкультуры - а нельзя ли попросить этого самого репетитора, чтобы разрешил принять душ?

Да и день для занятий, в принципе, можно выбрать другой.

Хотя определенное неудобство есть, да.

Как я сама ходила на физкультуру... Не помню. В старших классах было освобождение по состоянию здоровья.

-
-
Ответить

Похожее