Астронавты ощущают в космосе невероятную эйфорию, и это серьезная проблема!

Разве в детстве вас не учили не играть с едой? Видимо, этих астронавтов не учили! Парящие по салону в невесомости кубики желе выглядят очень весело. Но это еще и потенциальная проблема под названием «космическая эйфория». Никто никогда не думал, что излишнее счастье в космосе может стать проблемой, но это действительно так! В течение многих лет на это не обращали внимания, хотя проблема находилась у всех на виду! Когда астронавт миссии «Аполлон-четырнадцать» Алан Шепард контрабандой доставил на Луну мячики для гольфа и попытался создать крошечную «луну» для Луны, пытаясь запустить мяч для гольфа на орбиту вокруг спутника, это показалось всем забавным.

Астронавт миссии «Аполлон-шестнадцать» Чарльз Дьюк подумал, что было бы забавно посоревноваться с олимпийскими спортсменами семьдесят второго года. Он попытался превзойти их и извлечь выгоду из одной шестой силы притяжения Луны. Дюк подпрыгнул так высоко, что перевернулся на спину и упал на систему жизнеобеспечения в своем рюкзаке. Это могло бы кончиться трагедией, если бы сумка треснула. Тогда командир Дюка, Джон Янг, не счел ту ситуацию смешной. Однако, когда астронавты миссии «Аполлон-семнадцать» начали танцевать и петь детские песенки, собирая образцы горных пород, все по-прежнему посчитали это милым. Космическая эйфория опять осталась незамеченной.

Еще в шестьдесят пятом году, когда Эд Уайт стал первым американцем, вышедшим в открытый космос, его космическая эйфория стала очевидной. Он пробыл в космосе гораздо дольше, чем это было необходимо, чтобы протестировать первый реактивный ранец или, как его официально называли, пилотируемую маневровую установку. Он сказал: «Я не вернусь... это весело.» Когда астронавт все-таки вернулся на космический корабль, он сказал, что это был самый печальный день в его жизни. Очевидно, с космической эйфорией связано что-то зловещее. Невесомость в сочетании с видом Земли вызывает возбуждение, которое подавляет чувство долга. В этом ее великая опасность.

Последствия космической эйфории можно было увидеть, когда астронавты миссии «Аполлон-семнадцать» отправились на луноходе на Луну. Они превысили рекомендуемый предел скорости, и было слышно, как они кричали, когда луноход раскачивался на двух колесах, иногда даже поднимаясь в воздух. Канадский астронавт Крис Хэдфилд работал в открытом космосе, когда остановился, чтобы взглянуть через плечо. Его поразила красота космоса! Он был так потрясен видом галактики Млечный Путь, что его глаза наполнились слезами. В космосе слезы не текут по щекам, а скапливаются в глазах. Хэдфилд ослеп от слез радости! Но, вопреки протоколу, он не стал сообщать об этом своему руководству на Землю.

Только после того, как он больше не смог работать, Хэдфилд произнес знаменитую цитату: «Хьюстон, у нас проблема.» Это был результат космической эйфории. Астронавту удалось вернуться в шаттл, но он не выполнил свою миссию. Вмешалась космическая эйфория! Есть еще один аспект, заслуживающий серьезного внимания. Это так называемый «эффект обзора». Невесомость в космосе влияет на все — от физического и психологического здоровья астронавтов до физики использования механического оборудования корабля. Но невесомость в космосе возникает не из-за отсутствия гравитации. Астронавты вращаются вокруг Земли на высоте четыреста восемьдесят километров на низкой околоземной орбите. Там достаточно гравитации! Гравитация Земли удерживает Луну на орбите, а расстояние до Луны составляет около четырехсот тысяч километров! На самом деле астронавт весом шестьдесят восемь килограммов весил бы на этой орбите всего шестьдесят три.

Невесомость в космосе обусловлена свободным падением, а не отсутствием гравитации. То, что поднимается вверх, должно опускаться вниз. Ракета взлетает, и через восемь минут двигатели выключаются! Затем космический корабль начинает падать обратно на Землю. Но к этому времени ракета достигает орбитальной скорости двадцать восемь тысяч километров в час. Так что она падает к Земле, но не ударяется о Землю, а продолжает падать по той же траектории, что и земная поверхность. Она находится на орбите. Это и есть свободное падение, но все называют это невесомостью! Если положить под ноги напольные весы при нахождении в свободном падении, они покажут ноль. Вы бы ничего не весили. Это потому, что весы тоже падают!

Самое интересное, что астронавты сохраняют свою мышечную силу — их масса остается прежней. Поэтому они могут поднимать в космосе тяжелое оборудование, которое на Земле весило бы сотни килограммов. В космосе астронавты становятся суперлюдьми! И это создает еще одну необычную ситуацию. Да, там возникает много необычных ситуаций. Во время первого полета на Луну астронавты миссии «Аполлон-восемь» не планировали оглядываться назад и фотографировать Землю. Они сделали совсем немного снимков. Это необычно и немного странно. Но «Восход Земли» с Луны стал, пожалуй, самой невероятной фотографией защитников окружающей среды двадцатого века, что совершенно не планировалось! Но это ключ к пониманию эффекта обзора: удивление неожиданному.

Даже сегодня почти все земные глобусы не похожи на Землю. Глобусы в школах и библиотеках показывают каждую страну разными цветами! В каждой стране, конечно же, есть звезда, но она обозначает ее столицу. Земля из космоса выглядит не так. Эти глобусы не являются глобусами планеты Земля. Найти глобус в виде Земли и правда нелегко. Прочтите надписи на школьных глобусах: «геополитический мир». Это глобусы места под названием «мир». Нет такой планеты под названием «мир». Мир не существует в космосе, а лишь на чьем-то столе или полке. Определение «космос» имеет геологическое происхождение. Космос определяется как «существующий до атмосферы Земли, но не входящий в нее». Земля даже не астрономический объект!

Это объясняет, почему самая первая миссия на Луну «Аполлон-восемь» не предусматривала никаких снимков Земли! Тогда еще не придумали «селфи»! Это также объясняет, почему психологическое воздействие наблюдения Восхода Земли с Луны было таким глубоким. Это было уникальное и совершенно новое восприятие, к которому все без исключения люди были совершенно не готовы! Взгляд на Землю из космоса стал неожиданностью. Представьте, что парите в космосе за пределами космического корабля. Вы окружены галактикой Млечный Путь, сверкающей миллионами звезд. Планета Земля — синий шарик под вашими ногами. Как бы вы на это отреагировали?

Астронавт миссии «Аполлон-девять» Рассел Швайкарт твердо верил, что он был «чувствительным элементом человечества». Это был эффект обзора! Швайкарт чувствовал, что связан со всеми людьми на Земле. Он сравнил это с рождением в новом существовании. Он не единственный, кто почувствовал подобное. Астронавт миссии «Аполлон-четырнадцать» Эдгар Митчелл сказал о пребывании в космосе следующее: «Это было скорее продолжением того же универсального процесса, который развил наши молекулы. И то, что я чувствовал, было необычайной и личной связью. Я испытал то, что было описано как экстаз единства. Я не только увидел эту связь, я прочувствовал ее на собственном опыте. Я был переполнен ощущением физического и ментального расширения космоса.»

Через несколько лет после возвращения из космоса Митчелл основал Институт для изучения мозговых волн людей, побывавших в космосе. И да, они разные! Согласно исследованиям института, эйфорическое ощущение единства со Вселенной создает те же мозговые волны, что и у медитирующих монахов. Исследования были такими значительными, что в девяносто восьмом году НАСА запустило специальную миссию для изучения воздействия космоса на мозг. «Миссия Нейролаб» изучала клетки мозга лабораторных животных и экипажа астронавтов, чтобы понять, как клетки адаптируются к свободному падению на низкой околоземной орбите. Не каждый может стать астронавтом, но можно получить доступ к виртуальной реальности того, что астронавты видели в космосе. Теперь с помощью интернета можно ощутить этот невероятный эффект обзора и почувствовать ту эйфорию, которую астронавты испытывают в космосе.