9 хитростей, к которым приходилось прибегать придворным дамам, чтобы не отстать от моды

1 год назад

Мы часто восхищаемся роскошными нарядами знатных дам прошлых веков. А ведь им приходилось прибегать к различным уловкам, чтобы соответствовать моде своего времени. Вот нам и захотелось выяснить, какие же особенности были у одежды женщин из предыдущих столетий.

Поперечная складка на платье позволяла корректировать его длину

В эпоху Ренессанса испанский женский костюм имел одну особенность — поперечную складку на подоле платья, расположенную ниже колена, но выше щиколотки. Такой элемент встречается на портретах испанских сеньор XVI века. Также он был характерен для платьев, которые носила дочь Филиппа II Изабелла Клара Евгения, будучи ребенком и взрослой девушкой. Считается, что с помощью этого запаса ткани меняли длину юбки в соответствии с ростом носившей ее девочки или женщины.

Секретные зажимы для юбки позволяли беспрепятственно передвигаться в платье со шлейфом

В конце XIX века на пике популярности были платья со шлейфом, которые выглядели великолепно, но сковывали движения носивших их дам. Чтобы избежать неудобств, использовались специальные зажимы, расположенные по бокам платья под баской. Они позволяли приподнять длинную юбку и зафиксировать ее незаметно, создавая дополнительную драпировку и не нарушая общий образ. Безусловно, такой хитрый прием значительно облегчал жизнь дамам.

Душистые перчатки спасали от нестерпимой вони

В свое время Екатерина Медичи представила миру особые перчатки, которые могли позволить себе только богатые люди. Перчатки использовались не для того, чтобы греть руки в холодное время года, и не для красоты, а для борьбы с неприятными запахами. Гранат, флердоранж, жасмин и фиалку смешивали с животным жиром и варили, затем окунали в эту смесь перчатки и давали им высохнуть. Этот ароматный аксессуар быстро вошел в моду в высшем обществе. Некоторые производители, включая известный модный дом Guerlain, продолжают выпускать душистые перчатки по сей день.

Широкий каркас юбки визуально уменьшал талию

В XVIII веке, на пике популярности стиля рококо, каркас снова стал модным. Его новая разновидность, названная фижмой, имела облегченные формы. Под ним носили длинные сорочки и корсет, а сверху — широкие юбки со складками.

Еще один вид каркаса, называемый панье, помогал женщинам достичь модного силуэта «перевернутой рюмочки». Тонкая талия, прямые плечи и юбка, напоминающая бокал, создавали такой образ.

Контраст между талией и юбкой имел большое значение по 2 причинам. Во-первых, он подчеркивал стройность дамы и скрывал излишнюю полноту, что было актуально в эпоху рококо. Корсеты того времени не подчеркивали формы, а скрывали их, подтягивая живот и поддерживая спину. Таким образом, утянутая талия выглядела еще тоньше на фоне объемного панье. Во-вторых, чем шире была юбка, тем зажиточнее считалась ее обладательница. В то время бедные женщины носили накрахмаленные юбки.

В рукава вставляли подушечки, чтобы подчеркнуть талию

В XIX веке платья с пышными рукавами были неотъемлемой частью гардероба модниц. Внутрь рукавов через пройму помещали пуховые подушечки, которые затем привязывали к платью. Они помогали скрыть истинный размер талии: на их фоне она казалась тоньше. Большие рукава были особенно популярны среди придворных модниц, так как помогали создать эффектную и элегантную фигуру.

Уровень линии талии мог рассказать о том, насколько дама следит за модными тенденциями

В 1815 году Англия подверглась влиянию французской моды, и в итоге платья с высокой талией стали новым трендом. В 1816–1817 годах линия талии достигла своей максимальной точки и стала располагаться прямо под грудью. Однако уже в 1818-м она начала постепенно опускаться вниз. В итоге к 1825 году талия вернулась к своему обычному положению.

Жакет спенсер

Спенсер — практичный жакет с длинными рукавами, который изначально носили мужчины поверх верхней одежды. Легенда гласит, что этот предмет гардероба придумал граф Спенсер, после того как случайно опалил полы своего пальто, не заметив пламя.

Однако в период с 1790-х по 1820-е годы спенсер стал популярен среди дам. Он отлично дополнял модные на тот момент платья из тонкого муслина, защищая свою владелицу от холода. Длина жакета зависела от высоты юбки, так как было важно, чтобы он заканчивался на уровне талии. Юбка же крепилась к спенсеру с помощью небольших крючков на его внутренней стороне.

Использовали ленты-подвязки

Дамы предпочитали носить чулки, длина которых была выше колена. Они были сделаны из шерсти, хлопка, шелка или их сочетания. В районе лодыжки чулки часто украшались вышивкой, а для их фиксации использовали атласные ленты, которые завязывали над коленом. А если предстоял долгий променад или танцы, ленты закрепляли под коленом.

Носили панталоны

В 1800-х годах дамы носили мягкие платья из муслина, которые облегали их тела и показывали естественные очертания. По сути эти платья были ночными рубашками, поэтому женщины должны были надевать теплое нижнее белье, чтобы не замерзнуть. И тут им на помощь пришли панталоны, которые уже носили мужчины.

Сначала панталоны были длиной до щиколоток или чуть ниже колена, а главной их особенностью являлись раздельные штанины. Они присоединялись к поясу на талии и не были сшиты вместе. Панталоны делали из легкого трикотажа телесного цвета. Возможно, поэтому на картинах того времени дамы в муслиновых платьях часто изображались без нижнего белья.

Внимание: в апреле 2023 года мы исправили фактические неточности в этой статье.

Комментарии

Уведомления
1 год назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.

не совсем так. все зависело от моды на силуэт.
например, мода на греческие силуэты в конце 18 - начале 19 вв отринула парики и пышные юбки. и даже корсеты служили для формирования силуэта "колонна". В моде были платья рубашечного кроя с завышенной талией и рукавами-фонариками. поэтому не было смысла делать акцент на естественную талию. корсеты доходили до середины беред, при этом не утягивая среднюю часть тела.

-
-
Ответить
1 год назад
Красиво сказано… но не к месту.

ну там не было именно утяжки "настоящей" талии, под грудью утянуть тело довольно сложно)))
во время Позднего Средневековья утягивали грудь)) а пузо должно было торчать)
а 19 век да, был жесток к талиям. особенно в 1860-70х годах. были смертельные исходы, когда ребра, сломанные корсетом, протыкали внутренние органы.
так что радуемся джинсам и толстовкам)

-
-
Ответить
1 год назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.

Силуэты 1910-20х, жуть и ужас - ни груди, ни талии, девочка-как-мальчик, еще и длина до середины икры, укорачивающая самые длинные ноги. Не могу понять, как выживала такая некомплиментарная к женской фигуре мода.

1
-
Ответить

“Панталоны изготавливали из легкого трикотажа телесного цвета.” На самом деле вязальный станок для трикотажа, пригодного для нижнего белья, был изобретён только через 100 лет, в 1908, а до этого трикотажным (причём вязаным исключительно вручную) было лишь тёплое бельё, а летнее шили из хлопковой или льняной ткани. Но в моде в тот период действительно был телесный цвет, это правда.

1
-
Ответить

То есть дама надевала панталоны с разрезом, тонкую сорочку плюс тонкое платье. Пардон, волосистая часть промежности должна была просвечивать.

-
-
Ответить

Во-первых, посмотрите на фотках из Интернета, как выглядели панталоны: они были непрозрачными, пышными и разрез в стоячем виде был абсолютно незаметен. Во-вторых, «тонкое платье» делалось из кисеи в пять слоёв плюс сорочка. Всё там нормально было.

-
-
Ответить

Верить верю, панталоны видела, но карикатуры тех времен как бы намекают. Все-таки логичнее делать не просто разрез, а накладывающиеся стороны. Понять все нюансы можно, только когда померяешь аутентичные платья с аутентичным бельем и пройдешься по аутентичным местам. Смотрела тут хроники 18ХХ каких-то последних лет - просто улица, народу достаточно, конки и извозчики туда-сюда плюс первые автомобили, и тут же через дорогу шныряют мальчишки в картузах и переходят парами дамы в шляпах со здоровенными перьями и в платьях до земли. Я почему-то не представляла, что такие шляпы носила каждая вторая, а поди ж ты.

-
-
Ответить

ну неплохо, но все же стоит проявить больше внимания к деталям и подробностям. Например, завышенные талии появились в Англии гораздо раньше 1815 года.
или как заметила предыдущий комментатор - трикотажа еще не было. Было трико - плотно облегающая тело одежда. Но шилось дамское трико чаще всего из фуляра (особого вида шелка)

-
-
Ответить

Похожее