30+ советских фильмов, которые зрители признали лучшими

4 года назад

В 1925 году на советские экраны вышел фильм «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна, который и по сей день считается одним из важнейших за всю историю кино и часто включается в списки лучших кинолент мира. Однако собственный рейтинг фильмов в СССР начали составлять только в 1958 году, когда в журнале «Советский экран» впервые опубликовали название лучшего по мнению читателей фильма прошедшего года, который они указали в своих письмах. Рейтинг просуществовал до 1992 года, а сам журнал был закрыт 6 лет спустя.

Мы в AdMe.ru уверены, что фильмы, снятые в СССР, достойны того, чтобы их не только пересматривали, но и показывали своим детям и внукам.

Высота, 1957 год

По сюжету бригада монтажников-высотников под руководством бригадира Николая Пасечника прибывает на строительство доменной печи. На стройке Николай встречает своенравную девушку Екатерину, за которой начинает ухаживать. Во время монтажа оборудования на большой высоте молодой человек срывается вниз и получает травму позвоночника.

В фильме была использована передовая для того времени техника «блуждающей маски», которая позволяла соединять кадры, снятые в павильоне и на натурных съемках. Сегодня эту технологию полностью вытеснил хромакей.

Идиот, 1958 год

Фильм снят по первой части одноименного романа Федора Михайловича Достоевского. Экранизация рассказывает о князе Льве Николаевиче Мышкине, который возвращается в Россию после лечения за границей и знакомится с Настасьей Филипповной — бывшей содержанкой богатого дворянина. Продолжение картины так и не было снято, поскольку Юрий Яковлев, исполнитель роли князя Мышкина, отказался от дальнейшей работы из-за тяжелого душевного состояния.

  • «КиноПоиск» — 8,0

Судьба человека, 1959 год

Режиссерский дебют Сергея Бондарчука. Снятый по одноименному рассказу Михаила Шолохова фильм повествует о шофере Андрее Соколове, который после ранения попал в концлагерь, а по возвращении на родину узнал, что его жена и две дочери погибли во время бомбежки. В живых остался только сын Андрея, однако он в последний день войны погибает на фронте. После войны Соколов уезжает далеко от дома и встречает мальчика Ваню, чья мать тоже была убита немецкими бомбами. Одинокий мужчина решает сказать Ване, что приходится ему родным отцом.

  • «КиноПоиск» — 8,4

Сережа, 1960 год

Дмитрий Коростелев женится на маме 5-летнего Сережи и становится мальчику настоящим другом. Сережа зовет отчима исключительно по фамилии, а тот серьезно относится ко всем его детским проблемам и помогает их решать. Через какое-то время в семье появляется еще один ребенок, и все внимание матери переключается на него. Сережа чувствует себя брошенным и одиноким, и вдобавок семья, которая собирается переезжать в другой город, где Коростелев получил работу, планирует оставить мальчика с соседкой.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Чистое небо, 1961 год

Во время войны советский летчик Алексей Астахов попадает в плен, из которого ему удается бежать. Уже после войны Астахова, как «человека, запятнавшего облик советского летчика», увольняют с работы, лишают наград и исключают из коммунистической партии. Из-за свалившихся на него бед мужчина начинает топить свое горе в алкоголе, но ему на помощь приходит девушка Саша, которая пронесла любовь к нему через всю войну.

  • «КиноПоиск» — 8,0

Девять дней одного года, 1962 год

Москва, 60-е годы. Физик-ядерщик Дмитрий Гусев в результате эксперимента получает большую дозу радиации, которая может угрожать его жизни. Несмотря на запрет врачей, он продолжает работу с радиоактивными веществами. Ученый обращается за помощью к своему другу Илье Куликову, которого просит помочь с созданием новой установки. Проведя новый, успешный опыт, Гусев опять получает гигантскую дозу облучения, которая приводит к серьезной болезни. Борясь за свою жизнь, молодой человек настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга.

За роль Дмитрия Гусева Алексей Баталов был признан лучшим актером года.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Оптимистическая трагедия, 1963 год

Фильм рассказывает об экипаже военного корабля «Громобой», на который в 1918 году большевики посылают женщину-комиссара. Она должна переформировать экипаж, где всем верховодят матросы-анархисты во главе с Вожаком, в Первый матросский полк. Однако моряки не желают подчиняться и пытаются запугать комиссара. Они предпринимают попытку изнасилования, но женщина убивает из пистолета одного из насильников со словами: «Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?» Один из матросов пытается уговорить Вожака убить представительницу новой власти, однако тот отказывается, надеясь перетянуть ее на свою сторону.

  • «КиноПоиск» — 7,3

Гамлет, 1964 год

Экранизация знаменитой пьесы Шекспира с Иннокентием Смоктуновским в роли датского принца. После смерти короля — отца Гамлета — на престол восходит брат короля Клавдий, который берет в жены его вдову Гертруду. Гамлет пребывает в тяжелых раздумьях, и в этот момент появляется его друг Горацио, который сообщает, что видел призрак бывшего властителя. Принц встречается с тенью отца и узнает, что тот погиб от руки Клавдия.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Председатель, 1965 год

После окончания войны фронтовик Егор Трубников возвращается в родной колхоз, чтобы восстановить разоренное хозяйство. Однако ему приходится не только заниматься хозяйственными вопросами, но и решать проблемы людей, измученных страшной войной. Фильм получился довольно тяжелым и показывающим послевоенную жизнь без прикрас. Из-за этого он был подвергнут жесткой цензуре и буквально в последние минуты снят с проката. Вместо 1964 года на экраны картина вышла только в 1965-м, и зрители приняли ее с восторгом: в первую же неделю ленту посмотрели около 7 млн человек.

  • «КиноПоиск» — 8,3

Никто не хотел умирать, 1966 год

Литва, первые годы после войны. Противники советской власти убивают председателя колхоза Локиса (пятого по счету за год), а на его место сажают своего ставленника. На похоронах Локиса четверо его сыновей клянутся отомстить убийцам отца, которыми руководит бандит по кличке Домовой.

  • «КиноПоиск» — 7,8

Журналист, 1967 год

Журналист из Москвы Юрий Алябьев приезжает в провинциальный городок Горноуральск. Его задача — разобраться с письмами в газету, в которых некая Аникина в числе прочего жалуется на девушку по имени Шура Окаёмова. Юрий знакомится с Шурой и, очаровавшись красотой и умом юной провинциалки, пытается склонить ее к близости, но та отказывает журналисту. Через какое-то время Алябьев уезжает в Европу, где знакомится со многими знаменитостями, однако Шура не выходит у него из головы.

  • «КиноПоиск» — 7,8

Доживем до понедельника, 1968 год

«Счастье — это когда тебя понимают» — эта фраза из сочинения, написанного 9-классником Геной Шестопалом, давно стала крылатой. Фильм рассказывает о 3 днях из жизни учителя истории Ильи Семеновича Мельникова, его бывшей ученицы Натальи Сергеевны Гореловой и нескольких учеников 9-го класса.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Братья Карамазовы, 1969 год

Экранизация последнего романа Федора Михайловича Достоевского и последняя же режиссерская работа Ивана Пырьева. Мастер скончался, не успев доснять заключительную часть фильма, и за него это сделали исполнители главных ролей Михаил Ульянов и Кирилл Лавров. Как и в романе, в фильме поднимаются вопросы о человеческой природе и корнях добра и зла.

  • «КиноПоиск» — 8,1

У озера, 1970 год

«У озера» — второй фильм дилогии Сергея Герасимова (первый — «Журналист»), посвященной людям, жившим в 1960-х. Действие разворачивается на берегу Байкала, где планируется открыть новый большой комбинат. Будущий директор Василий Черных приезжает для консультаций к профессору Бармину, изучающему озеро. Дочь профессора Лена, которая на тот момент оканчивала 10-й класс, несмотря на значительную разницу в возрасте начинает испытывать к нему чувства.

  • «КиноПоиск» — 7,5

Освобождение, 1971 год

Масштабная киноэпопея режиссера Юрия Озерова рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, начиная от Курской битвы и заканчивая последними ее днями. Эпопея включает в себя 5 фильмов, — «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин» и «Последний штурм» — которые снимались в период с 1967 по 1971 год.

  • «КиноПоиск» — 8,2

...А зори здесь тихие, 1972 год

Драма по одноименной повести Бориса Васильева рассказывает о небольшом отряде девушек-зенитчиц и старшине Федоте Васкове, которые вступили в неравный бой с немецкими диверсантами. Чтобы создать эффект документальных съемок, военные сцены режиссер Станислав Ростоцкий снимал на черно-белую пленку, тогда как послевоенные события и кадры с воспоминаниями девушек об их мирной жизни — на цветную.

  • «КиноПоиск» — 8,5

Мачеха, 1973 год

Фильм «Мачеха» с Татьяной Дорониной в главной роли — один из самых кассовых фильмов за всю историю советского кинематографа. В драме повествуется о женщине по имени Шура, которая узнает, что у ее мужа есть дочь Света, чья мать недавно умерла. Отец решает забрать Светлану к себе, несмотря на то, что у них с женой растут двое детей. Шура соглашается, и они вместе летят в другой город, чтобы привезти девочку к себе. Всем членам семьи предстоит привыкнуть друг к другу, однако сделать это оказывается непросто.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Калина красная, 1974 год

Егор Прокудин — вор-рецидивист, отбывающий тюремное наказание, — знакомится по переписке с Любой и после освобождения отправляется к ней. Знакомство с Любой и ее семьей заставляет Егора по-новому посмотреть на жизнь, и он решает завязать с уголовным прошлым. Однако у его бывших друзей-преступников свои планы.

«Калина красная» — последний фильм Василия Шукшина как режиссера и единственный, снятый им на цветную пленку.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Они сражались за Родину, 1975 год

Лето 1942 года. Советские войска, вынужденные отходить к Сталинграду, ведут тяжелые бои с превосходящими силами противника. Местные жители встречают солдат с презрением, ведь они фактически бросают их на произвол судьбы, отступая под натиском немецких войск. Впереди переправа через реку и одна из самых кровопролитных битв в истории войны, о которой солдатам, пытающимся сохранить силу духа, еще только предстоит узнать.

Василий Шукшин, исполнивший роль главного балагура и шутника Петра Лопахина, скончался во время съемок этого фильма. Поэтому вместо него в некоторых сценах с Нонной Мордюковой снимался другой актер.

  • «КиноПоиск» — 8,4

Ирония судьбы, или С легким паром!, 1976 год

Главный новогодний кинофильм последних 40 с лишним лет вышел на экраны 1 января 1976 года, и в этот же день только по телевидению его посмотрели около 100 млн человек по всему СССР. Сюжет фильма знаком, наверное, каждому жителю нашей страны и постсоветского пространства, и картина стала такой же неотъемлемой частью новогоднего застолья, как мандарины и салат оливье.

  • «КиноПоиск» — 8,2

Белый Бим Черное ухо, 1977 год

Одна из самых пронзительных драм отечественного кинематографа. Немолодой одинокий писатель Иван Иванович берет себе щенка по имени Бим, которого из-за неправильного окраса уха посчитали бракованным. Однажды мужчина попадает в больницу, и Бим, оказавшись на улице, отправляется его искать. Однако мир людей оказывается холодным и злым.

Сам Вячеслав Тихонов, сыгравший роль Ивана Ивановича, признавался, что так и не решился посмотреть этот фильм.

  • «КиноПоиск» — 8,4

Служебный роман, 1978 год

Еще одна кинокомедия Эльдара Рязанова, чьи работы чаще всего признавались лучшими фильмами года — в этом списке их 5. Рассказ о служебном романе не очень красивой и не очень молодой начальницы и рядового работника, в одиночку воспитывающего двоих детей, пришелся по вкусу советскому зрителю. Более того, фильм настолько понравился чиновникам из Госкино, что его сразу же выдвинули на государственную премию, которую он совершенно заслуженно и получил.

  • «КиноПоиск» — 8,3

Молодая жена, 1979 год

Володя и Маня влюбились друг в друга еще в школе, а когда юноша ушел в армию, девушка осталась его ждать. Однако из армии Володя вернулся с подругой, которую представил как свою невесту. В отчаянии Маня согласилась выйти замуж за Алексея — вдовца средних лет с маленьким ребенком. Молодая жена не сразу смогла полюбить мужа, который пытался отгородить ее от всего мира и отговорить от учебы в техникуме.

  • «КиноПоиск» — 8,0

Москва слезам не верит, 1980 год

Одна из немногих советских картин, удостоенная «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В год выхода в кинотеатрах фильм посмотрели около 84 млн человек, что сделало его вторым в списке самых кассовых кинолент в истории СССР (первое место занимает картина «Пираты XX века»). Драма о трех подругах и их поиске счастья была снята по сценарию Валентина Черных «Дважды солгавшая», созданному автором за 19 дней для конкурса сценаристов.

  • «КиноПоиск» — 8,4

Вам и не снилось..., 1981 год

Старшеклассница Катя Шевченко приходит в новую школу и знакомится с одноклассником Романом Лавочкиным, и их дружба постепенно перерастает в любовь. Однако мать Ромы, Вера, делает все, чтобы разлучить подростков, поскольку ненавидит маму девочки, в которую ее муж когда-то был влюблен. Она отправляет сына к якобы больной бабушке в другой город, чтобы оградить юношу от Кати, однако чувства молодых людей оказываются сильнее.

  • «КиноПоиск» — 8,2

Мужики!.., 1982 год

После долгих лет отсутствия Павел, работающий в далеком заполярном городе, приезжает в родное южное село, чтобы навестить заболевшего отца. Однако по приезде мужчина узнает, что отец на самом деле здоров. А вызвали его для того, чтобы познакомить с дочерью Полиной, о которой он не знал. Павел решает забрать дочь с собой, однако та отказывается уезжать с ним без своих братьев.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Вокзал для двоих, 1983 год

Картина рассказывает историю любви пианиста Платона, который взял на себя вину жены за аварию со смертельным исходом, и официантки привокзального кафе Веры, встретившихся при необычных обстоятельствах.

Интересно, что одной из первых режиссер Эльдар Рязанов снимал сцену поцелуя главных героев, и актеры, которые познакомились за 2 часа до съемок, стеснялись друг друга. Стихи к заглавной песне фильма, как и к знаменитой «У природы нет плохой погоды» из «Служебного романа», были написаны самим режиссером. Однако, отдавая их композитору Андрею Петрову, он постеснялся признаться в авторстве и выдал за чужие.

  • «КиноПоиск» — 7,9

Жестокий романс, 1984 год

Экранизация пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница», ставшая дебютной работой для Ларисы Гузеевой. Фильм был настолько же восторженно принят зрителями, насколько и холодно — критиками. Режиссера и фильм обвиняли в расхождении с первоисточником, а актрису — в плохой игре. В отместку главному критику Евгению Даниловичу Суркову Эльдар Рязанов «подарил» его имя отрицательному персонажу своей ленты «Забытая мелодия для флейты» Евгении Даниловне Суровой.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Законный брак, 1985 год

Ташкент, самое начало Великой Отечественной войны. Игорь — актер театра, эвакуированного из Москвы, — встречает работающую медсестрой учительницу музыки Ольгу. Местный климат девушке не подходит, она страдает от чахотки, но не может вернуться в столицу. Чтобы помочь с возвращением, молодой человек заключает с ней фиктивный брак, и они, преодолев трудности, приезжают домой. Уже в Москве они понимают, что не хотят расставаться друг с другом, но Игорю приходит повестка, и он отправляется на фронт.

  • «КиноПоиск» — 7,7

Иди и смотри, 1986 год

Один из самых тяжелых фильмов, снятых в СССР, повествует о подростке по имени Флёра, который становится свидетелем карательной операции нацистов. Всего за 2 дня юноша превращается в седого старика, ведь то, что ему пришлось увидеть собственными глазами, не способна выдержать ни одна живая душа. К созданию этой военной драмы режиссера Элема Климова подтолкнула история Хатыни — белорусской деревни, где каратели заживо сожгли 149 человек.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Курьер, 1987 год

Иван, окончивший школу и не поступивший в институт, в ожидании призыва в армию устраивается на работу курьером в научный журнал. Однажды юноше поручают отнести бумаги в дом профессора Кузнецова, где он знакомится с его дочерью Екатериной. Между молодыми людьми как будто вспыхивают чувства, но они живут в абсолютно разных мирах, которые вряд ли смогут пересечься.

  • «КиноПоиск» — 8,0

Холодное лето пятьдесят третьего..., 1988 год

1953 год. В результате амнистии, объявленной после смерти Сталина, на волю выходит большое количество преступников. Двое бывших политзаключенных, Николай Старобогатов и Сергей Басаргин, живущие в глухой северной деревне, вынуждены бороться с бандой, которая терроризирует поселение. Силы противников неравны, и Старобогатову и Басаргину придется заплатить высокую цену, чтобы защитить жителей. Эта роль стала последней для Анатолия Папанова, о чем и говорится во время финальных титров.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Интердевочка, 1989 год

Картина о медсестре Татьяне Зайцевой, которая в свободное от основной работы время занимается валютной проституцией, снята по одноименной повести Владимира Кунина, опубликованной в журнале «Аврора» годом раньше. Изначально у фильма был другой, менее мрачный финал, но чиновники от кинематографа решили, что героиню должна постигнуть расплата за аморальный образ жизни.

  • «КиноПоиск» — 7,3

Подземелье ведьм, 1990 год

В далеком будущем группа ученых с Земли высаживается на планете, где люди, находящиеся на стадии первобытно-общинного строя, соседствуют с динозаврами. Аборигены нападают на землян, и в живых остаются только два человека. Одного из них, Жана, уводят странные существа, а второй выживший, Андрей, с помощью местной девушки бежит из плена, и они отправляются в опасный путь, чтобы спасти Жана.

  • «КиноПоиск» — 6,4

Небеса обетованные, 1991 год

Последний из опубликованных рейтингов «Советского экрана» возглавляет трагикомедия Эльдара Рязанова. Фильм рассказывает о группе нищих, проживающих на городской свалке, которую им приходится защищать от непрошеных гостей. Все обитатели этого странного места живут единственной надеждой на то, что прилетят инопланетяне и заберут их с собой на «небеса обетованные». Знаком их пришествия, по словам одного из местных «жителей», будет голубой снег, который однажды появляется на самом деле.

  • «КиноПоиск» — 8,1

Автор статьи может бесконечно пересматривать «Они сражались за Родину». А у вас есть фильм, который вам никогда не надоедает? Кроме, конечно же, «Иронии судьбы, или С легким паром!»?

Комментарии

Уведомления
4 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
4 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.
4 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
4 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
4 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.
4 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

Да, страно.. и еще "В бой идут одни "старики"", "Девчата", "Белые росы", "Когда деревья были большими"... да сколько замечательных фильмов было снято!

18
-
Ответить

Да-а! «Девчата» замечательный фильм! У нас в семье одна фраза прижилась как родная: сначала моя молодая бабушка так чем-то недовольному деду ответила, потом мама подхватила, а теперь и я мужу говорю:

— У меня по борщам всегда одни пятерки были...©

В том ключе, что ешь давай, это вкусно))

А про «В бой идут одни «старики» уже ниже повозмущались (( Без этого фильма просто нет советского кинематографа, почему про него забыли?

5
-
Ответить

А где "Женя, Женечка и катюша", На войне как на войне, 17 мгновений весны, а Три тополя на Плющихе - шедевры!!!? Это я только любимые перечислила. Кто составлял эту фигню? У кого спрашивали?

1
-
Ответить

Не могу смотреть «Иронию судьбы». Для меня это фильм о безответственном алкаше, не смешно, не интересно, целиком ни разу не смогла посмотреть.

Ни один другой советский фильм таких эмоций не вызывает, многие люблю и смотрю в сотый раз.

31
13
Ответить

Честно говоря, не могу даже с натяжкой назвать алкашом человека, который выпивает раз в несколько лет. У него алкогольная непереносимость по сюжету, так-то.

Скорее уж друзья его алкаши)

11
-
Ответить
4 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.

Непереносимость была во втором фильме, у сына Лукашина (Хабенский играл). А в первом - его развезло после суточной смены в поликлинике (ну и с непривычки наверное, к тому же в бане, жарко...)

1
-
Ответить
4 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.

Да, очень тяжелый фильм. И особенно страшно было то, что нас, школьников начиная с 6-ых классов, гоняли этот фильм смотреть в добровольно-принудительном порядке!

У меня до сих пор волосы шевелятся, когда я вспоминаю об этом просмотре... Была видимо какая-то разнарядка - не выпускали даже в туалет: всем смотреть обязательно! Зато дежурила медсестра с нашатырем и требовался он регулярно: и плакали, и в обмороки падали...

Самое страшное воспоминание лично моего детства.

10
-
Ответить
4 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.

Не показывали, а учительница по русскому и литературе целый урок посвятила этой теме и попыталась наиболее трагично нам донести ситуацию с Чернобылем. И немного перестаралась.

-
-
Ответить

В реакции детей. Это, как возрастной ценз в фильме. Сериал про Чернобыль вряд ли имеет категорию 6+

-
-
Ответить

я как то чуть не упала в обморок на уроке ОБЖ, когда рассказывали как первую помощь оказывать и при различных травмах, тоже нашатырь помог, но это я так впечатлилась сама, а рассказывали нужные и правильные вещи. Может просто дети слишком впечатлительные были? в какой то мере хорошо, что они все так прочувствовали.

-
-
Ответить

А я в обморок упала, когда делала учебный укол однокурснице на уроках по гражданской обороне. Классная из меня получилась медсестра для боевых условий.

-
-
Ответить

Правильно делали, что заставляли смотреть. Я своему старшему сама показывала этот фильм, чтобы знал, что такое война, а не рубился в компе. Скоро покажу и младшему.

6
3
Ответить

чет вы рассказваете.. напоминает сценарий Американского фильма про страшную советскую Рашку, где делают из людей роботов. Прям напомнило, этот фильм стебанутый Красный воробей.

-
-
Ответить

а у меня странная ситуация- я помню, что нас в обязательном порядке вели в кинотеатр на просмотр "Иди и смотри", но сам фильм не запомнила совершенно- так, несколько расплывчатых кадров, вполне безобидных. Наверное, реакция психики- я была девочкой очень впечатлительной, вот мозг и решил меня защитить легкой диссоциативной амнезией.

-
-
Ответить

Хорошие фильмы (те ,что видел, но видел большинство), однако список можно и нужно расширять. Мало тридцати будет.

12
-
Ответить

Да, великие фильмы. "Белого Бима" смотреть не могу, потом долго себя собираю - эмоционально тяжёлый фильм. "Иди и смотри" тоже. И не 30, а больше фильмов, достойны занять место в этом списке.

18
-
Ответить
4 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.

Очэн замэчатэльный список! Многа душэвных фильмав. Список можна дополнять до бесконэчности. На мой взгляд савэтскые фыльмы ужэ врэмён пэрэстройки сигнализируют о расколах нашего обшэства. Кагда низы нэ хотат, а вэрхи нэ могут. И паэтаму я нахажу их нэмнога дэпрэссивними.

4
2
Ответить
4 года назад
Не шумите. Комментарий спит.

Наличие в списке "Освобождения" вызывает двоякие чувства.С одной стороны, фильм для своего времени в советском кино открыл новую страницу. Да и за рубежом, хотя фильмы-реконструкции для них не были чем-то новым, о таком уровне масштабности не мечтали. Но со временем, чем больше сам читаешь и узнаешь о показанных событиях, тем виднее становится масса пропагандистской лжи и недомолвок, которые на зрителя обрушиваются фактически с первого кадра. Так что для меня этот фильм лучшим среди фильмов о войне не является. Лучшие в моем личном списке - "Подвиг разведчика" (наивный, раздерганный на пародийные цитаты, но все равно прекрасный), "Живые и мертвые", "Балтийское небо" (не путать с "Чистым небом", оба хороши), "Весна на Одере", "На войне, как на войне", "День командира дивизии". И если допустить в этот список веселую лирическую комедию - "Небесный тихоход".

И те, что попали в список, помимо "Освобождения".

4
1
Ответить
4 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.

Для меня один из личных критериев "лучшести" - это моя готовность пересматривать фильм несколько раз. Вот почему-то "Стариков" видел, понравилось, но пересматривать не тянет. А "На войне, как на войне" - смотрю каждый раз, когда показывают по ТВ.

-
-
Ответить
4 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

Вот лжи я там не увидел. А что до недомолвок, то это ЭПОПЕЯ по жанру! Вы что там хотели увидеть - "всю правду" о войне? За этим на другой сеанс надо было идти. А эпопея великолепная. (Кстати, можно сравнить с озеровскими же сиквелами-приквелами и увидеть разницу в качестве.)

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.

Попаданцы из будущего обнаруживаются сплошь и рядом (вспомним, сколько открытий в "Трое"). Сталин сказал сомнительную по достоверности фразу про Якова? А как Толстой "переформатировал" Кутузова в своей эпопее, подчиняя его своей идеологической сверхзадаче! И, тем не менее, она считается великим творением.

Поэтому Освобождение - отличный фильм в своем жанре, предполагающем плавные обходы каких-то неоднозначных и неудобных моментов. Смотреть его не стыдно, даже когда знаешь, что многое было не совсем так.

-
-
Ответить

"Трою"-то с чего приплели? Гомеровский эпос изначально неправдоподобен, и искать историческую достоверность в "Трое" глупо. Мы это здесь не так давно обсуждали.

Сомнительная по достоверности фраза про Якова имела свою идеологическую сверхзадачу - показать ИВС гениальным руководителем и при этом - страдающим отцом, а то, что он ради великой цели не жалеет собственного сына - тихо двигало народ к мысли, что и всех остальных не пожалел именно ради великой цели. Как и то, что наш танк уже до Курской битвы наголову превосходит немецкий.

У каждого своя сверхзадача. Толстой писал не исторический труд, и Кутузов у него - далеко не главный герой, как и вообще вопросы стратегии и тактики Бородинского боя. Его гениальность - в показе психологии персонажей и нравственной, психологической, умственной, если угодно - философской - эволюции главных героев - Андрея, Пьера, Наташи.

А вот "Освобождение" - это чистая реконструкция событий. Не считать же главными героями Цветаева, Орлова или Зою. И если постановщик ставит цель - реконструировать и показать "как это было на самом деле", то он обязан давать факты, а не решать идеологическую сверхзадачу. И если он позволяет себе смещать акценты в сторону "Взятия Берлина" или других просталинских агиток 40-х и начала 50-х годов - то и я себе позволю не считать его фильм великим.

-
-
Ответить

"Троя" имелась в виду, разумеется, кино (с многими ляпами).

"Освобождение" не фильм-хроника с "чистой реконструкцией событий", а, повторю, эпопея. И главные герои там как раз Цветаев и К*. А фоном для них служат как батальные съемки, так и исторические реконструкции. В этом смысле там отклонения от реальной канвы не особо отличаются от толстовских. Вдобавок Толстой писал что хотел, а Озерову приходилось снимать в рамках утвержденной идеологии. Вы неправильно поняли жанр и начали спускать собак на фильм за то, что там нет того, чего бы вы хотели видеть.

-
-
Ответить

Мы обсуждаем не режиссера, а фильм. Озеров, конечно, мастер батальных реконструкций, но то, что его заставили снимать в определенных идеологических рамках, портит не его, как режиссера, а фильм, как таковой. Насчет героев "Освобождения" вы, полагаю, ошибаетесь. Уберите из фильма Цветаева и К* - и он не так уж много потеряет. Можете в разных сценах заменять Орлова Соколовым или Коршуновым - тоже ничего не утратите. А вот если оставить именно эту компанию, убрав масштабные батальные сцены, выйдет ерунда. Сравните второй фильм "Освобождения" и "Батальоны просят огня", или первый фильм и "Горячий снег". Это разные фильмы, у них разный настрой и разные цели. Если считать главной нитью второго фильма именно историю Орлова и Цветаева, то получится, что весь Лютежский плацдарм удержали одна батарея и один батальон. Я вообще считаю, сценарий второго фильма - чистая халтура Бондарева

-
-
Ответить

Вы очень правильно упомянули "Батальоны" по сценарию соавтора "Освобождения" Бондарева. Вот здесь и видна разница в жанрах. Я вообще не много припомню отечественных военных фильмов, где показывался бы серьезный негатив; вот в "Батальонах" он хитро запрятан. Потому что это не эпопея, а, что называется, фильм про войну.

А эпопея делается так: из истории берутся героические эпизоды (или сначала трагические, потом героические), показываются трудности, которые герои преодолели - и ура, мы всё-таки победили. И это общий закон. Возьмите американские военные фильмы - они тоже по таким лекалам сделаны.

Художественная ценность Освобождения 1) удалось показать феномен разворачивающегося стратегического наступления КА (и называется-то ОСВОБОЖДЕНИЕ), 2) хороший эффект присутствия из-за правдоподобно поставленных сцен. А больше и не надо.

Есть выдумки, а есть нелепые выдумки, которые смотреть стыдно. Вот в Освобождении последних почти нет, мифы (типа успешности превентивной артподготовки Рокоссовского, которой не было) встроены правдоподобно. А вот в "Горячем снеге" дичь про пьяного танкиста как раз смотреть стыдно.

-
-
Ответить

Бондарев хорошо начинал, но его романы, начиная с "Выбора", сильно меня от него отвратили. Писатель нравится мне, когда он пишет, а не проповедует или прямолинейно учит.

А "Освобождение" называют эпопеей в силу его масштабности. Но это не просто эпопея (эпопея, например - "Вечный зов", "Тихий Дон", "Хождение по мукам"), а реконструкция, как американские "Тора! Тора! Тора!", "Самый длинный день", "Битва за Англию" или "Битва за выступ" (в меньшей степени). Или международный проект "Ватерлоо", который ставил Бондарчук. Что-то вроде иллюстрированной истории. Поэтому личные истории и переживания персонажей играют там второстепенную роль, а вот достоверности хочется побольше, и мифов - поменьше. Вы сами упомянули про артподготовку Рокоссовского, можно еще добавить жуковские прожектора на Зееловских высотах, с которыми тоже не все однозначно. И пресловутое досрочное начало Висло-Одерской операции ,якобы предпринятое для спасения избиваемых в Арденнах союзников (они к тому моменту справились и сами, а вот ударить по Восточному фронту, пока немцы не привели в порядок и не вернули назад резервы, снятые с востока для организации контрнаступления в Арденнах, полагаю, было важно).

А уж показать "феномен разворачивающегося стратегического наступления КА" не совсем получилось. Показали отдельные важные эпизоды, не создающие цельной картины. Стратегическое наступление - это пресловутые "10 сталинских ударов", я бы с удовольствием посмотрел 10-серийную реконструкцию, в которую вошли бы и снятие блокады Ленинграда, и наступление на Украине, и освобождение Крыма (фильм об этом - "Третий удар" - существует, но он ближе к агиткам, а не к реконструкции).

К "Освобождению" можно присоединить не слишком известные (и не такие масштабные) "Контрудар" и "Если враг не сдается", в совокупности с второй серией они худо-бедно рисуют в целом картину военных действий на Украине между освобождением Киева и началом летнего наступления 1944 г.

-
-
Ответить

Ну вы привели параллели с известными американскими реконструкциями. Те ведь тоже, наверное, не без грехов против истины? Ну я и хочу сказать, что для меня О. - аналогичный отечественный продукт, вполне достойный занять место рядом с ними.

-
-
Ответить

Стоп. Мы, вообще-то, обсуждаем список 30 лучших советских фильмов. Я в самом первом посте ,с которого начался наш с вами диалог, отметил, что "О." - неплохой фильм, переплюнувший по масштабности западные реконструкции, но вот в число лучших я бы его не включал. С американскими реконструкциями, кстати, история та же - в число 100 лучших фильмов Голливуда 20 века ни один из них не попал.

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.

Книги часто бывают интереснее, вот наоборот "Собачье сердце" с Евстигнеевым фильм лучше, чем рассказ!

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
4 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
4 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
4 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
4 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».

На 90% состоит из одного-единственного нытья: как все отыгрываются на Ваньке-взводном. Один он воюет, а все, кто выше, оттягиваются в тылах. Причем не то, чтобы раз-два, а регулярно на протяжении всего повествования.

Автору не приходит в голову посмотреть хотя бы статистику. По которой даже полковники на фронте в среднем жили какие-то месяцы! Ну а про то, что и командование тоже воюет, только не в окопах, и речи быть не может.

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий съел енот.

Там есть интересные моменты, но их где-то на 10%. Остальное - нытье в диссидентском духе (пусть он и не был диссидентом).

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

Столько грязной ругани. Когда в первый раз смотрел, удивлялся, как советская доперестроечная цензура всё это пропустила.

-
-
Ответить
4 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.
4 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
4 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
4 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

ну, про "Иди и смотри" и говорить нечего.

а ещё "Сережа", "Судьба человека", "Белый Бим" - это такие трогательные фильмы.

А вообще, игровое кино - лучшее, во всех странах

-
-
Ответить

Любовь и голуби, Девчата, Обыкновенное чудо и многие другие фильмы не попали в этот список. Любовь и голуби вообще один из любимых фильмов

-
-
Ответить

"Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели…"

-
-
Ответить

фильмы, безусловно, лучшие. список можно еще продолжить... но мне из этой подбоки "судьба человека" больше всех, как говорится, в душу запала. каждый раз, как подходит тот момент, где Соколов спрашивает мальчика: а знаешь кто я? и пацаненок с таким одновеременно и пронзительным и тихим, полушепчащим, голосом (в совокупности со взглядом) спрашивает: ктооо? сейчас пишу и волной мурашек накрывает, ком сглотнуть не могу, рыдаю...

-
-
Ответить
4 года назад
Сдаётся место для комментария.
4 года назад
Это слишком секретные материалы.
4 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.
4 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.
4 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.

Всё не дает покоя вопрос: что заставило автора назвать пьесу (по которой поставят кино) Седьмой Спутник (на нём построено действие: шесть спутников Юпитера есть, а седьмого в природе нет)? Он что, не мог допустить, что седьмой могут открыть (и открыли вскоре после выхода фильма)?!

-
-
Ответить

Просто благодарю ADME за пост про Русское Кино! Это такая редкость на портале

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
4 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
4 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.

Все достойные фильмы здесь не уместить, конечно

Жаль, нет "Любовь и голуби" и "Они сражались за Родину", да и ни одной ленты Тарковского, но всё равно список обширный и интересный

-
-
Ответить

Высота, 1957 год

Доживем до понедельника, 1968 год

Калина красная, 1974 год

Они сражались за Родину, 1975 год

Ирония судьбы, или С легким паром!, 1976 год

Служебный роман, 1978 год

Молодая жена, 1979 год

Москва слезам не верит, 1980 год

Курьер, 1987 год

-
-
Ответить

Спасибо, напомнили столько замечательных фильмов.

Хотя, недавно пересматривала Интердевочку. Настолько разница восприятие тогда и сейчас. Тогда воспринимала главную героиню как бунтарку и бла-бла-бла. Сейчас осознаю, что это просто алчная Прости Господи. Ни капли сочувствия к ее так называемым страданиям.

И подземелье ведьм - весьма проходной фильм.

Но остальные ленты - цвет кинематографа

-
-
Ответить

Из списка могу пересматривать только "Мужики!" И "Небеса обетованные", хотя и они в последнее время тоже почти доводят до истерики. Добавила бы "Отцы и деды", "Белорусский вокзал", "Берегись автомобиля", "Белые росы", "Собачье сердце", "Дети Дон Кихота", "Тот самый Мюнхгаузен", "Звезда пленительного счастья", "Формула любви", "Ночные забавы".

-
-
Ответить

"Ключ без права передачи" мне понравился больше чем "доживём до понедельника". Как-то так получилось, что я их посмотрела подряд именно в этой последовательности. И после первого фильма "доживём до понедельника" показался через чур искусственным, наигранным и не живым. Саму очень сильно удивил такой эффект, персонажи в "ключе" оказались более живыми и естественными, в "понедельнике" и сюжет, и персонажи выверенными до миллиметра и из-за этого неживымм.

-
-
Ответить

А я не соглашусь с Вами. Я сначала посмотрела фильм, потом была книга. Фильм снят буква в букву с книгой, Бортко очень трепетно обращался с Булгаковым. Такое же отношение и к произведению "Мастер и Маргарита".

-
-
Ответить

Небеса обетованные и Мачеха - одни из лучших мировых картин.

-
-
Ответить

Советское наследие. Умели снимать, потому что мотивом были не деньги, как сейчас....

-
-
Ответить

Подземелье ведьм что делает в этом списке?

Книга еще туда-сюда, но вот экранизация (пусть даже с Жигуновым) - это попытка сделать видеоответ Конану-варвару, и она не удалась.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

"Сережа"- и книга замечательная и фильм необыкновенный. "Дядя Петя, ты дурак?" :))))

"Мимино"

"Кин-дза-дза"

"Служебный роман"

Обожаю эти фильмы, цитаты в ходу, от Сережи и Мимино -комок в горле. Смеешься и плачешь.

Мачеха, вокзал для двоих, когда я стану великаном- очень люблю.

Много замечательных фильмов собрали в подборке. спасибо.

Не люблю "Москва слезам не верит", раздражает Гоша...

-
-
Ответить

с чего бы фильм Небеса обетованные в лучшей 30-ке? говнище редкостное!

где Тегеран-43? трилогия про Резидента? 17 мгновений? Место встречи? матч состоиться в любую погоду? ТАСС уполномочен?

-
-
Ответить
4 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.
4 года назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.

Тарковскому подражали :-))) У того в "Солярисе" проезд по Токио (якобы городу будущего...) тоже длится черт-те сколько минут.

-
-
Ответить
4 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.

Понятно, вас интересует приключенческое кино. Но при чем тут ТРИЛОГИЯ про резидента, в которой первый фильм неплох, второй - уже так себе, а третий и четвертый просто попадают под вашу оценку "Небес"? Про "Тегеран" ничего не скажу - смотрел один раз, когда он вышел, но я не юная девица, чтобы западать на Делона, а в остальном фильм мне не приглянулся.

"17 мгновений" - хорошо, но про разведчиков я все-таки предпочту "Мертвый сезон".

А если говорить о приключенческом жанре вообще, то вершина - "Белое солнце пустыни" (на попавший в список). А еще есть "Седьмая пуля", "Поговорим, брат", "Свой среди чужих...". И более старые (но прекрасные, с учетом времени, когда их снимали) "Дети капитана Гранта", "Застава в горах", "Смелые люди".

И еще отдельно - "Александр Невский". Гениальный антиисторический (:-)) фильм, полностью удовлетворяющий моему личному критерию "лучшести" - не устаю пересматривать.

-
-
Ответить

Мой любимый советский фильм - "Место встречи изменить нельзя". А из комедий, не считая гайдаевских-рязановских - "Ищите женщину".

Да! Ещё замечательная экранизация "Сердца трех"! Очень удачно получилось, на мой взгляд, хотя концовка отличается

от Дж. Лондона

-
-
Ответить

"Дом, в котором я живу", "Весна на Заречной улице", "Место встречи изменить нельзя ".

"Д'Артаньян и три мушкетёра " и "Гардемарины" - очень красивые фильмы!

-
-
Ответить

"Дом, в котором я живу" - потрясающий фильм, да! Жаль, что поколение моложе 30 о нем практически не знает. А может, и моложе 40 тоже(

-
-
Ответить

Но "Место встречи...", "Место встречи"-то где? Почему его нет??? А "17 мгновений"? Очень странно...

-
-
Ответить

Похожее