20+ малоизвестных фактов о том, что творилось на съемках фильмов Марка Захарова

Кино
5 месяцев назад

За свою творческую жизнь режиссер Марк Захаров снял 28 фильмов. Абсолютно каждый из них может похвастаться высокой художественной ценностью, ведь режиссер привлекал к работе лучших мастеров своего дела. Мы решили собрать факты о 4 культовых картинах Марка Анатольевича, которые каждый из нас хоть раз смотрел, а может, даже и неоднократно пересматривал.

Что происходило на съемках «12 стульев»

  • Свою экранизацию романа «12 стульев» Ильфа и Петрова Марк Захаров представил в 1976 году, через 5 лет после того, как на экраны вышли «12 стульев» Леонида Гайдая. Это одно из любимых произведений Марка Захарова, он его часто перечитывал и давно вынашивал идею снять по нему фильм. Кстати, Гайдаю настолько не понравилась экранизация Захарова, что он даже назвал ее «уголовным преступлением».
  • Уже с самого начала Марк Анатольевич знал, что его Остапа Бендера будет играть Андрей Миронов, забракованный Леонидом Гайдаем, а Кису Воробьянинова — Анатолий Папанов, который также не прошел пробы у Гайдая. Захаров вспоминал: «Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно: мы вместе долго работали в театре».
  • Одного из самых колоритных женских персонажей в «12 стульях» — мадам Грицацуеву сыграла Лидия Федосеева-Шукшина. Незадолго до съемок она потеряла мужа Василия Шукшина, а во время съемочного процесса — отца. На съемку самой веселой сцены — свадьбу Грицацуевой с Бендером — актриса приехала прямо с похорон. В кадре она все время улыбается, а в перерывах между съемками уходила плакать. По этой же причине Федосеева-Шукшина отказалась петь самостоятельно, ведь ей было очень тяжело. Многие помнят сцену с падающим на мадам Грицацуеву карнизом. Так вот сам карниз был настоящим, а актрисе эпизод за эпизодом приходилось от него уворачиваться.
  • Роль Эллочки-людоедки досталась Елена Шаниной. Перед пробами чуть более чем за 2 месяца она похудела на 41 кг, а потом по просьбе Марка Захарова за 3 недели до съемок сбросила еще 10 кг. В конечном итоге актриса весила 50 кг.
  • В сцене собрания «Союза меча и орала» должен был присутствовать говорящий попугай. Дрессировщик, представляя свою подопечную птицу, произнес: «Мой попугай — самый умный и самый говорящий попугай. Сейчас мы вам попробуем продемонстрировать лишь малую часть того, что он умеет». Однако питомец не слушался команд хозяина и все время молчал. Потом дрессировщик захотел продемонстрировать смех птицы, но тот снова молчал. Наконец, после команды «Мотор!» попугай резко встрепенулся и заразительно захохотал. За ним начала смеяться вся съемочная группа.

Как снимали «Обыкновенное чудо»

  • Пьеса Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» уже была экранизирована, однако версия 1964 года не пользовалась успехом. Марку Захарову предложили вновь переложить ее на киноязык. Режиссер был полон сомнений, но все равно решился на это, сделав из пьесы музыкальную сказку с любимыми актерами.
  • Андрей Миронов исполнял песни сам, а за остальных пели Лариса Долина и Леонид Серебренников. Кстати, в начальных титрах внимательные зрители могут услышать чуть переделанную композицию из фильмов о Джеймсе Бонде. Все дело в том, что Захаров — горячий поклонник композитора Джона Барри, автора музыки к 11 частям о спецагенте.
  • Изначально на роль Медведя Захаров планировал взять Александра Збруева, но тот не горел желанием играть в картине. Режиссер рассматривал кандидатуру Александра Курепова, но тот переехал за границу. Тогда он предложил роль Александру Абдулову. Актер сказал: «С удовольствием, потому что все равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский».
  • Перед съемками у Евгения Леонова был намечен отпуск за границу, которым он не хотел жертвовать. Актер сказал режиссеру, что готов сниматься сколько угодно, но лишь на протяжении 10 дней. Евгений Павлович не успевал заучивать реплики своего героя и знакомился с ними прямо в съемочные дни или же импровизировал.
  • Перед самым началом съемок Олег Янковский попал в больницу с сердечным приступом. Рабочий процесс пришлось приостановить, так как Захаров видел в роли Волшебника лишь Янковского. Кстати, чтобы добиться создания образа домашнего и уютного персонажа, актер перемерил несметное число костюмов. Потом костюмеры надели на него видавшую жизнь вязаную кофту, под которой была рубашка с кружевами и водолазка. Борода Янковского — это результат трудов гримеров.
  • Во время отработки одной из сцен, которая развивалась на песчаном карьере с бездонной лужей на дне, Евгению Симонову начал засасывать мокрый песок. Абдулов пытался помочь актрисе, но и сам уходил все глубже и глубже. Симонову уже засосало по пояс, когда на помощь подоспели пожарные, которые и спасли актеров.
  • Александру Абдулову пришлось выполнить большое количество трюков, так как от дублеров он наотрез отказывался. Во время съемки сцены, когда его персонаж, должен был сидя на лошади на скаку проскочить под аркой, зацепиться за нее, подтянуться и залезть в окно, Абдулов, зацепившись за арку, забыл вытащить ноги из стремян. Лошадь некоторое время тащила его по земле. Но трюк удался со второй попытки.

Что происходило на съемках фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

  • Изначально Захаров планировал взять на роль барона Андрея Миронова, но тот отказался, так как был занят. Тогда режиссер остановил свой выбор на Янковском, хотя его мало кто считал подходящим для этой роли. Ведь в театральной постановке Мюнхгаузена играл Владимир Зельдин, которому на тот момент исполнилось 60, что соответствовало литературному источнику, а Олегу Ивановичу было всего лишь 35. Григорий Горин вспоминал: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей <...>. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»
  • Многие помнят сцену, когда Марта и пастор (Владимир Долинский) сидят за богато накрытым столом. Долинский вспоминал о съемке этого эпизода так: «Я намеренно с утра ничего не ел и сразу накинулся на еду. Когда еды совсем не осталось, Захаров решил переснять эпизод, велел ассистентам заново накрыть на стол и скомандовал: „Мотор!“ А я уже на деликатесы смотреть не могу. В итоге мне дали целлофановый пакетик, куда я сплевывал еду. Так и снимали: камера смотрит на меня — жую, камеру отводят — сплевываю».
  • Непросто киношникам дался эпизод с выходящим из леса оленем с вишневыми ветками на голове. Вообще для съемок планировали взять оленя из зоопарка, но выяснилось, что в это время года они уже сбросили рога. Подумали, что нужно взять чучело, но его выдавали стеклянные глаза. Тогда решили снимать марала. Он долго не слушался команд и лишь валялся на земле. Тогда не без помощи лакомства марала удалось направить по нужному маршруту. А что касается вишневого дерева на голове, то с ним ходил балетмейстер, который, изучив заранее проход марала, старался попасть в его такт. На монтаже все это склеили и получили желаемый результат.
  • Некоторые актеры на съемках часто импровизировали. Так, например, Леонид Броневой придумал сцену, где его герой сантиметровой лентой измеряет расстояние по карте от Англии до немецкого княжества, а потом радостно восклицает: «Это же совсем рядом!» Были и случайные оговорки, которые вошли в финальную версию фильма. Олег Янковский вместо того, чтобы сказать: «Серьезное лицо еще не признак ума...», промолвил: «Умное лицо еще не признак ума...» Марку Захарову эта версия очень понравилась, и он ее оставил, невзирая на все протесты Григория Горина.
  • В финальном эпизоде Олег Янковский взбирается по веревочной лестнице. Марк Захаров рассказывал, что пробовал сам подняться по ней, но ему было очень страшно, так как ступеньки уходили из-под ног. Но актер смог сам, без дублера и страховки, подняться на довольно приличную высоту.

В чем состоят секреты картины «Формула любви»

  • Сценарий «Формулы любви» был основан на новелле Алексея Толстого «Граф Калиостро». Это довольно мрачное произведение, но после его серьезной переработки Гориным оно приобрело совсем другой характер. Так что если бы картину снимали только лишь по новелле Толстого, то мы бы смотрели триллер или же и вовсе ужастик.
  • Григорий Горин видел в роли графа Калиостро лишь Олега Янковского, но тот отказался играть, так как не хотел связываться с мистикой. Совершенно случайно Марк Захаров посетил спектакль с участием грузинского актера Нодара Мгалоблишвили. Режиссер сразу увидел в нем Калиостро. Однако сам актер сомневался, что справится, так как его смущал собственный грузинский акцент. Но режиссер настоял на своем, сказав, что его переозвучат. Свой голос Мгалоблишвили подарил Армен Джигарханян.
  • В разгар съемочного процесса Мгалоблишвили совершенно нелепым образом сломал ногу. Он сидел на подоконнике у открытого настежь окна и громко пел. Прямо под окнами остановилась незнакомка, на которую Нодар засмотрелся — и тотчас вывалился из окна. В результате актера снимали так: он садился верхом на рабочего, а тот на четвереньках плавно нес его. Мгалоблишвили показывали лишь до пояса, ну а если возникала необходимость показать его ноги, то снимали ноги композитора Гладкова.
  • Дочь помещика Машу сыграла Елена Валюшкина, которая сначала отклонила предложение режисеера, но потом все же приняла его. И не зря, ведь эта роль по-настоящему прославила ее. В фильме снялась и дочь Марка Захарова — Александра. Отец долго не признавал ее таланта и все время заставлял дочь играть в массовке. Но он остался доволен ее работой в «Формуле любви». Кстати, во время съемок она сломала большой палец на ноге, а в одной из сцен ей предстояло танцевать. Но, превозмогая боль, она отлично двигалась в кадре.
  • Во время съемки одной из сцен карета, запряженная лошадьми, которой управлял Александр Абдулов, перевернулась и упала прямо в овраг. На съемочной площадке повисла тишина. Режиссер спросил в рупор: «Саша, вы живы?» Абдулов, выбираясь из кустов, подал голос: «Жив!» Вожжи для актера оказались слишком длинными, они на ходу намотались на его сапог, и лошади побежали вперед, не слушаясь поводьев. Актер снял ботинок, что, возможно, и уберегло его от возможных печальных последствий.
  • Кстати, персонажа Жакоба, которого играл Александр Абдулов, не было в первоначальном сценарии. Однако актер так хотел сняться в фильме, что Захарову и Горину пришлось включить в сценарий нового персонажа. Абдулову принадлежит множество импровизаций в фильме. Так, именно он придумал сцену со снятием парика.
  • Многие помнят песенку «Уно моменто» в исполнении Фарады и Абдулова. Актеры уговорили композитора Гладкова написать для них отдельную композицию. Музыкант вспоминал: «Попросил знакомую преподавательницу иняза написать итальянские слова. Потом их зарифмовал, получилась незатейливая песенка. <...> Времени было в обрез — а у Семена никак не получалось. Тогда я спел с Абдуловым вместо Фарады <...>. При приеме фильма худсовет попросил меня сделать перевод итальянских слов: мол, нет ли в них чего неприличного. Спросили: кто автор текста? Я честно ответил, что это просто набор итальянских слов. Тогда решено было написать в титрах так: музыка — Гладкова, слова — Гладкова и народные». Перевод, который Захаров предоставил худсовету, выглядел так:
    «Прекрасная женщина, море.
    Верить и петь.
    Подари мне мгновение
    Самое прекрасное».
  • Ассистентку Калиостро сыграла Елена Аминова. К ней неровно дышали Фарада и Абдулов, которые однажды решили сделать актрисе сюрприз и устлали ее кровать цветами, сорванными с местной клумбы.
  • Однажды Фарада решил прокатиться с Еленой на своей машине. От нечего делать актриса взяла куколку с лобового стекла и украсила ее цветочками. По возвращении домой жена Фарады чуть было не подала на развод, ведь когда она села в машину, то увидела ту самую куклу и сказала супругу: «Ты здесь возил женщину!» Семен Львович вспоминал: «Я уж было подумал, что у нее открылось ясновидение. Пришлось подтвердить: мол, был грешок — покатал на машине красивую барышню». Позже супруга сама объяснила мужу: «Какое ясновидение? Только женщина могла так украсить ту куклу!»"

Один из любимых актеров Марка Захарова Александр Абдулов не раз перевоплощался в очень разных персонажей. Так, в «Грех. Истории страсти» он стал священником, а в «Золоте» — австрийским воином.

Комментарии

Уведомления
5 месяцев назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.
5 месяцев назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
5 месяцев назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
5 месяцев назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.

У меня спагетти (аль денте, как душа бывшего), с выходных холодец остался... и салат греческий, всё крупно нарезано, как я люблю, с жирными турецкими оливками😋

6
-
Ответить
5 месяцев назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.

Не моё выражение, вычитала у Арефьевой)
Мне пока шоколад нельзя. А йогурты перестала есть, кажутся сладкими. Беру катык в стаканах, термостатный, офигенная вещь👍 Это типа ряженки)

4
-
Ответить
5 месяцев назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.
5 месяцев назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!
5 месяцев назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.
5 месяцев назад
Это слишком секретные материалы.
5 месяцев назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.
5 месяцев назад
Этот комментарий съел енот.

Мои любимые для работы
"Тут помощник нужен, хомо сапиенс"
"Мерзавец, а мерзавец, ты здесь вместо работы латынь изучаешь?"
"Либерасьон эст перпетуум мобиле."

7
-
Ответить
5 месяцев назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.
5 месяцев назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.
5 месяцев назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
4 месяца назад
Сдаётся место для комментария.
4 месяца назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.

Во-первых, разве это цитата из Библии? Эдак можно любую фразу объявить христианской и запретить употреблять ее всуе. А то и в суд подать, за оскорбление чувств-с, это сейчас модно. Во-вторых, не понимаю, почему вы воспринимаете это как стёб над "глубокой мыслью" и уж тем более как приглашение поржать над ней. Вообще-то там речь идет совершенно о другом, о том, что не надо смиряться с этой ситуацией и придумывать себе всякие несуществующие препятствия. В-третьих, даже если бы это была цитата из Библии, так это было бы вполне естественно для образованных людей того времени употреблять подобные цитаты к месту и нет. К стебу над религией это не имеет ни малейшего отношения.

5
-
Ответить

во-первых, я не утверждала, что это цитата из Библии, во-вторых, мне всегда интересно, как люди ухитряются читать что-то между строк и потом долго спорят сами с собой

-
-
Ответить

А что именно я прочитала между строк? По-моему, ничего. Вы же объявили эту фразу христианской/православной. Я и поинтересовалась на каком основании, почему вы вдруг считаете ее христианской. И дальше я спорила только с вашими тезисами, а не с собой, как вы утверждаете столь же обоснованно, как и насчет православности этой мысли.
Кстати, если уж на то пошло, то мысль эта не глубокая, а вполне банальная.

5
-
Ответить

вы не в курсе, как в христианстве / православии относятся к страданию? думаю, что в курсе :( чтение между строк началось, когда вы завели разговор о цитате из Библии :( не надо подмены понятий, это как рассуждать о тёплом, а иметь в виду мягкое

-
-
Ответить

О, простите, но мне казалось, что это вы начали заниматься подменой понятий, когда заявили, что в фильме идет стеб над христианской фразой. Вы же понимаете, что это звучит так, как будто вы считает, что там идет стеб над самим христианством.
А вообще, в христианстве / православии есть множество всяких постулатов, множество теологов высказывало множество самых различных мыслей. Использование их в ироническом ключе - нормально, воспринимать это как вы - мягко говоря, странно. Может, стоит вспомнить слова Мюнхгаузена в финале фильма?

4
-
Ответить
4 месяца назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.

Эта фраза про "Страданиями душа совершенствуется" - вроде из Достоевского изначально? Или я что-то путаю? Достоевский далеко не является моим любимым писателем, но я его читала, и мне кажется, что это его фраза...

2
-
Ответить

*прощаю* а) я НЕ утверждала, что «в фильме идёт стеб над христианской фразой»; б) «это звучит так, как будто вы считаете, что там идёт стёб над самим христианством» – «это» звучит совершенно иначе, а «так» звучит только для тех, кому не хватает написанного и _до _смерти_хочется_ включить фантазию; в) «мягкое» не равно «тёплое».

-
-
Ответить

Вот это да... "вот никогда не понимала стёба над этой вполне серьёзной христианской / православной фразой" - вообще не утверждали. Вот чего терпеть не могу, так это лицемерия. Разочарована.

2
-
Ответить

*терпеливо:* "вот никогда не понимала стёба над этой вполне серьёзной христианской / православной фразой" НЕ РАВНО «В ФИЛЬМЕ идёт стёб над христианской фразой». Речь шла о выражениях из фильма, которые «ушли в народ», и вот там-то, «в народе», в самых разных ситуациях и на самых разных площадках, именно эту реплику цитировали с ехидцей. Так что лицемерие – это не про меня, можете очаровываться обратно :( Что касается реплики В ФИЛЬМЕ, то я не настолько наивна, чтобы ждать чего-либо, кроме иронии, в фильме 1986 года выпуска. Не съёмок, а именно премьеры на ТВ летом 1986 года.

-
-
Ответить
5 месяцев назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.

О, ну наконец-то статья на хорошую тему. Написано, правда, так себе, но факты подобраны интересные. Правда, создается впечатление, что автор фильм не смотрел или смотрел не очень внимательно. Герцог в Мюнхгаузене вовсе не радостно восклицает "да это же совсем рядом", а возмущенно. Чему тут радоваться, когда барон самовольно объявил войну Англии, а она еще и рядом!
Кстати, насчет оговорки Янковского про умное лицо, соглашусь с Гориным. Стоило переозвучить, серьезное лицо гораздо точнее. Хотя бы потому, что ко второй части этого высказывания "все глупости на земле делаются именно с этим выражением" слово "умное" никак не подходит.

18
-
Ответить

Тоже хотел написать про "Это же рядом!".
А вот "умное лицо" мне нравится больше "серьезного". Парадокс сильнее выпячивается. "Все глупости делаются с умным выражением лица" - это же афоризм!

7
-
Ответить

Ну надо же, он правда говорит «умное» А я всю жизнь была уверена, что «серьезное». Даже хотела вам писать, мол давно переозвучили. Хорошо, что решила проверить) Наверное такое мнение сложилось, потому что предыдущая фраза: Вы слишком серьезны.

-
-
Ответить

Обожаю эти фильмы! Как печально, что многие великие творцы, причастные к их созданию, уже не с нами! Я была ребёнком, когда не стало Миронова и Папанова, но помню свои чувства - этого не может быть, это же несправедливо, как же без них?! И да, хороших фильмов становилось всё меньше и меньше, а постперестроечные вообще смотреть не могу.

-
-
Ответить
5 месяцев назад
Не шумите. Комментарий спит.
5 месяцев назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.

А я так люблю "Обыкновенное чудо"- не передать! Я была совсем маленькая, когда его показывали впервые (хотя, может, это был повтор, и я уже знала чего хочу). Это было поздно, я должна была спать. Но я выплакала себе право посмотреть его! )

-
-
Ответить
5 месяцев назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.

Гайдаевский 12 стульев раздражает, вроде и актеры именитые и к первоисточнику ближе, но как гвоздем по стеклу. А у Захарова - не фильм, а огурчик!

-
-
Ответить
5 месяцев назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
4 месяца назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.

если между фильмом и фильмом, то у Захарова интереснее :) но Миронов всё-таки недостаточно "огненный" *надо бы придумать другое слово* для Бендера, темперамент совсем не тот :-| а вот песни все шедевральны

-
-
Ответить

От меня плюсик. Наверное, дело в Гомиашвили. Ну не Бендер он. А Филлипов великолепен, ИМО, намного лучше Папанова в этой роли, при всем уважении и любви к последнему.

-
-
Ответить
5 месяцев назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
5 месяцев назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

Для меня Гайдаевский фильм - прям в точку, а Захаровский - вообще не тот. ИМХО из Миронова Бендер вообще никакой - уж слишком меланхоличен, лиричен. Не хватает в нем какой-то жесткости, местами даже цинизма. Плюс бесконечные песни, павильонные съемки, ощущение какой-то самодеятельности.

-
-
Ответить
5 месяцев назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.

И тем не менее. Когда Гомиашвили творит на экране то, что творил Бендер - это выглядит органично. Когда Миронов, интеллигентный, непрерывно рефлексирующий - хочется спросить - вы серьезно?

-
-
Ответить

Так я на вашей стороне, мне тоже захаровский фильм не нравится, несмотря на любимого режиссера, актеров, композитора. Гайдаевский на голову выше.
Впрочем, насчет рефлексирующего Бендера не соглашусь - вполне себе вероятная трактовка образа, просто сам фильм не удался, динамики не хватает.

-
-
Ответить

"Роль Эллочки-людоедки досталась Елена Шаниной. Перед пробами чуть более чем за 2 месяца она похудела на 41 кг, а потом по просьбе Марка Захарова за 3 недели до съемок сбросила еще 10 кг. " - офигеть! Как?

-
-
Ответить
4 месяца назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.

Все фильмы - шедевры. Но вот 12 стульев смотреть не могу. Один раз целиком посмотрела от и до. Было скучно и казалось очень затянуто. А Гайдаевский могу пересматривать 20 раз подряд и просто залипаю в него.

-
-
Ответить

Похожее