17 фактов о русских царевнах, которые жили вовсе не так роскошно, как показывают в исторических фильмах

1 год назад

Сегодня нам иногда кажется, что родиться в царской семье и называть императора «папой» — это событие, подобное счастливому билету. Но на деле все не так просто и однозначно. Ведь дети в столь высокопоставленных семьях зачастую росли с осознанием колоссальной ответственности, которую дает им происхождение, а времени для детских шалостей у них практически никогда не находилось.

Мы в ADME решили рассказать о противоречивых жизненных тонкостях, с которыми царские дочки сталкивались с самого рождения.

  • Быть ребенком в царской семье означало смириться с большим количеством гласных и негласных правил. Например, дети не могли как-либо участвовать в приеме послов других государств. Когда подобное мероприятие проходило, царица вместе с детьми только наблюдала за торжеством через решетчатое окошко в двери.
  • Царские дочки, как писали зарубежные авторы, часто находились в изоляции и были лишены каких-либо «внешних развлечений».
  • Дети в монарших семьях уже с 1,5 лет принимали участие в богомольных поездках и были вынуждены много времени проводить вне дома.
  • Девочки не могли позволить себе купаться в роскоши и менять наряды, когда им заблагорассудится. Например, в тяжелые для всей страны времена новая одежда попросту не шилась.
  • Дети рано начинали учиться, а помимо учебы они должны были совершать визиты и участвовать в благотворительных мероприятиях. Поэтому количество свободного времени, которое ребенок мог бы потратить на какие-нибудь игры, было очень небольшим.
  • У детей в монарших семьях воспитатели иногда были иностранцами, и это имело разные последствия. Например, Александра Николаевна, дочка Николая I, настолько редко использовала русский язык, что плохо его знала и до конца жизни так и не смогла научиться свободно на нем говорить. А вот у ее брата Константина, в отличие от сестры, было гораздо больше достижений в академическом мире: он стал почетным членом Академии наук.
  • Строгая регламентация монаршей жизни приводила к тому, что детей окружало множество запретов и ограничений. Например, когда ребенок покидал свои покои, он был обязан двигаться медленно и торжественно. И конечно, о том, чтобы бегать или шуметь, не шло и речи.
  • Образованию женщин прежде уделялось не так много внимания. Царские дочери не были исключением, и рассчитывать на получение каких-либо фундаментальных знаний им приходилось редко. Так, по словам публициста Михаила Михайловича Щербатова, Елизавета Петровна, дочь Петра I, даже в зрелом возрасте «не знала, что Великобритания есть остров». Педантично и последовательно наследницу обучали лишь французскому языку и навыкам каллиграфии.
  • Дети в царской семье всегда были под пристальным наблюдением окружающих. И это часто лишало их возможности с детской непосредственностью и увлеченностью изучать жизнь. Ведь вскоре после рождения у ребенка появлялась свита из многочисленных слуг и нянек.
  • Девушки иногда чувствовали разобщенность с окружающими людьми, так как близкое общение у них было лишь с членами семьи.
  • Царевны изначально находились в более зависимом и уязвимом положении. Например, девочки обычно заканчивали учиться к 10 годам. Исключением стала царевна Софья Алексеевна, которая буквально выпросила разрешение продолжать учебу вместе с братьями. Потомкам Софья известна по нескольким портретам. Так, царевна у Репина выглядит весьма устрашающе. Хотя существует еще одно изображение Софьи, и у другого художника она предстает в совершенно ином виде. Данный портрет анонимный.
  • Когда в царской семье рождался сын, то за этой благой вестью следовала премия всем государственным служащим в двойном размере. Но если рождалась дочь, то премия была половинной.
  • После появления на свет детям в царской семье отводились специальные покои из нескольких комнат. Наследники проводили много времени с няньками и прислугой, а вот собственных родителей видеть им удавалось редко.
  • Рождению девочки семья не всегда была рада. Например, когда у Павла I родилась дочь Александра, ее бабушка, императрица Екатерина II, была не в восторге и написала в дневнике, что больше любит мальчиков, чем девочек.
  • За 5 лет до рождения первой внучки Екатерина II описывала будущее, которое ждет девочек в царской семье: «Дочери все будут плохо выданы замуж. Они не сумеют ни к чему примениться».
  • Императрица постоянно критиковала внучку Александру и говорила, что она «ни рыба ни мясо». А еще поначалу Екатерина II называла свою внучку очень некрасивым существом и говорила, что девочка готова на все, чтобы угодить бабушке.
  • Екатерина II сравнивала старшую внучку с младшей. И это сравнение было не в пользу Александры. Ведь Екатерина считала, что полугодовалая Елена умная и живая, чем превосходит 2-летнюю Александру.

Какие факты о жизни и воспитании царских дочерей стали для вас открытием?

Комментарии

Уведомления
2 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
2 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
2 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.

Если это фемкины рассказы о злобном патриархате-то да
Если просто освещение или тем более научный труд - дурость и дно.

7
-
Ответить
2 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.

Читала как-то статью, почему европейские короли дочерей замуж выдавали, в том числе и за своих подданных, а русские цари нет. И главная мысль там была - король первый дворянин среди других дворян, а царь - помазанник божий, а все остальные дворяне холопы его, негоже царскую кровь за холопа отдавать. (примерно так)

8
-
Ответить
2 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

Короли Речи Посполитой выбирались на сейме) и чисто теоретически любой дворянин мог быть избран.
Романовы тоже были выбраны на царствование, но они "помазанники божьи", а остальные - слуги царевы)

2
-
Ответить
2 года назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.

"А я не хочу не хочу по расчету
А я по любви, по любви хочу
Свободу, свободу, мне дайте свободу
Я птицею ввысь улечу!"

Надо пересмотреть мультик.

23
-
Ответить
2 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.

По сути до Софьи царевны на Руси жили как в тюрьме строгого режима. Женская половина дома практически без контактов с противоположным полом, образования ноль, только рукоделие. Если не найдут подходящего прынца за которого по статусу можно выйти замуж и если он ещё не помрёт до этой свадьбы, то оставшийся вариант - монастырь.
Потом стало поспокойнее, но и монархи стали русскими лишь номинально. Не удивительно, что и на русском не говорили. Александр III при всем своём патриотизме тоже говорил на русском с акцентом.

13
-
Ответить
2 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
2 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.
2 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
2 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
2 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.
2 года назад
Красиво сказано… но не к месту.

Строго говоря, в монастырь отправлялись не в 10-12 лет. Обычно постриг принимали в уже среднем или даже пожилом возрасте.

5
-
Ответить
2 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.
2 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
2 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
2 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

Николай, наверное, поставил условие: "Или Аликс, или - никто", они и сдались. Александр был уже плох, да и думали, наверное, что - авось, пронесет.

10
-
Ответить

Ну дык! Начиная с Софьи образованием девочек очень даже занимались. Даже Анна Иоановна, одна из самых малообразованных императриц была весьма образована по меркам того времени. Елисавет Петровна, конечно, не получила систематического образования, что не удивительно, поскольку то война, то смерть родителей, то положение полу-пленницы при Анне Иоановне. Не до академиев. Тем не менее, она знала помимо русского французский, немецкий и шведский и вполне успешно вела сама сложные переговоры с посланниками Швеции и Франции, а также аккуратно переманивала на свою сторону гвардию. А насчет незнания географического положения Британии, я как-то ну очень сомневаюсь. В то время была серьезная интрига политическая Англии (Питтов) против России. И Елисавет Петровна крайне активно этим вопросом была занята. Интригу, кстати, выиграла.
Ну и устранение внутренних таможен, что то привело к оживлению торговли и росту доходов казны, Дворянский заёмный банк, первый в России и один из первых в Европе, учреждение Московского университета, гимназии при нем, начало разработки законодательных реформ о вольности дворянства, секуляризации церковных земель (реализованных уже про Екатерине) и прочее, говорит о ней как о даме весьма посвященной, хотя и не энциклопедически образованой

21
-
Ответить

Насчет образования для царевен - я смотрю сейчас сериал "Корона", про Елизавету II. Понятно, что это сериал, отчасти вымысел, но, полагаю, что реалии он отражает более или менее правдиво. Так вот, Елизавета тоже в сущности не получила нормального образования. Обучалась она дома, изучала в основном историю, конституционное право, литературу. Ни точных, ни естественных наук, только гуманитарные. А ведь двадцатый век.

2
-
Ответить

-Пожалеть их что ли?- сказал нищий крепостной, дети которого всю зиму сидели дома, потому что ни одежды, ни обуви у них не было. Драная рубаха, да портки.

11
-
Ответить

Почётный член АН - так себе АКАДЕМИЧЕСКОЕ достижение))
До XVI века дочек великих князей, (которые, конечно, не царевны, но почти), вполне себе выдавали замуж

1
-
Ответить

Большое спасибо комментаторам за хороший материал, поданный с душой. Познавательно и нормальным языком. Они б у вас заказывали статьи, девочки...
И, дорогая редакция! Если имеется хоть плохонький портрет с натуры, лепить фото артистов как-то не комильфо.

8
-
Ответить

Похожее