Вот про выдру Сережу интересно))
11 крутых примеров того, как советские костюмеры могли сделать конфетку буквально из ничего
Обычно зрители легко могут вспомнить имя режиссера и актеров, когда слышат знакомое название фильма. А вот другие профессионалы, которые трудятся над созданием кино, зачастую незаслуженно остаются в тени. Многие ленты запоминаются нам в том числе и благодаря ярким и нестандартным костюмам и украшениям. Хотя производство таких вещей требует не только умения, но и фантазии.
Мы в AdMe.ru решили исправить эту несправедливость и выяснить, каким же образом советские художники по костюмам создавали запоминающиеся ювелирные изделия и наряды в прошлом веке. А в бонусе расскажем, как они добивались исторической достоверности костюмов.
Подвески королевы Анны Австрийской в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»
Художником-постановщиком по костюмам в известной ленте была Татьяна Острогорская. На съемки фильма был выделен ограниченный бюджет, поэтому некоторые костюмы и реквизит приходилось создавать, используя подручные средства. Знаменитое украшение — подвески Анны Австрийской, которые королева дарит герцогу Бэкингему, — режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич сделал самостоятельно за одну ночь. Бижутерию для этой детали туалета он купил на Одесском рынке. Поэтому все камни, украшающие бантик, выглядят немного по-разному.
Вставка на груди в бархатном платье Дианы де Бельфлор в фильме «Собака на сене»
Найти подходящие материалы для создания пышных исторических костюмов в 70-х годах прошлого века было настоящим вызовом. Дорогие ткани были на вес золота, а интересные и яркие детали, украшавшие туалеты, приходилось искать буквально повсюду. Иногда художник по костюмам мог даже разместить объявление на радио с просьбой ко всем желающим принести какие-то антикварные вещи из дома. Вставка на груди, которая украшает синее бархатное платье Дианы, нашлась на складе «Ленфильма». Есть 2 версии происхождения этой детали туалета. Согласно первой, она изначально была шапкой. По другой, ее перекроили из старинного кокошника.
Головной убор Феи-крестной из фильма «Золушка»
Фильм-сказка «Золушка» снимался в Ленинграде в 1945–1946 годах. У создателей картины было множество проблем, среди которых пошив ярких, фантазийных нарядов. Подходящих материалов было не достать. Члены съемочной группы приносили художнику по костюмам Татьяне Левицкой все, что они могли отыскать у себя дома. В ход шли и занавески, и портьеры. Исполнительница роли Мачехи, Фаина Раневская, привезла со съемок фильма «Весна», которые проходили в Праге, настенное бра. Изделие было украшено небольшими кристаллами. Именно их и пустили на создание головного убора Феи-крестной.
Украшения и наряд царицы из «Сказки о царе Салтане»
Костюмы для ленты «Сказка о царе Салтане» создавала Ольга Кручинина. В те времена найти подходящие образы для вдохновения было непросто. Для того чтобы отрисовать эскизы, требовалось изучить много библиотечной литературы. Именно в старинных книгах отыскивались подходящие мотивы и узоры. Одеяния царя и царицы были навеяны византийскими одеждами. Для создания лилового платья Кручинина использовала парчу со вставками из вышитого шелка. Наряд вручную украсили искусственными жемчужинами и камнями. Сложная многоуровневая фактура туалета создает удивительный эффект на экране.
Костюм Людмилы из фильма «Руслан и Людмила»
Ольга Кручинина работала и над производством костюмов для другого фильма-сказки — «Руслан и Людмила». Нежный наряд Людмилы, в котором героиня появляется во дворце Черномора, делали из подручных средств. Серебряные нити для вышивки аккуратно вытягивали из других платьев, распуская их. Искусственный жемчуг окрашивали в нужные тона с помощью лака. Сложнее всего было достать искусственные камни, имитирующие драгоценные. В продаже таких не было. Но съемочной группе повезло купить балетную юбку с рук. С изделия спороли все украшения и перешили их на наряд Людмилы.
Колье, которое Паратов подарил Ларисе на день рождения
Создание нарядов для Ларисы и ее маменьки Хариты Игнатьевны потребовало от художника по костюмам Натальи Ивановой немало усилий. Из материалов можно было найти только простейшие крепы, ничего другого в продаже не было. Поэтому ткани окрашивали в нежные и мягкие оттенки прямо в студии. В качестве фурнитуры использовали простые синтетические ленты, из которых сплетали сложную отделку. Знаменитое украшение, которым Паратов обвивает шею Ларисы, — это обычная чешская бижутерия. Дешевые стразы в свете софитов иногда выглядят не менее выигрышно, чем подлинные драгоценные камни.
Меха в фильме «Принц и нищий»
Часто для создания костюмов в кино используются не самые дорогие и роскошные материалы. Основная задача одеяния — это выигрышно выглядеть на экране. Поэтому вместо подлинных тканей и отделки художники по костюму подбирают варианты на замену. Платье Елизаветы из ленты «Принц и нищий» оторочено не горностаем, а мехом кролика.
Но иногда даже меховой отрез было сложно раздобыть. В фильмах режиссера Александра Птушко роль боярского воротника играла живая выдра Сережа. На момент съемок она застывала, обвившись вокруг шеи актера, а потом по команде возвращалась к дрессировщику.
Костюм Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия»
Костюмы, созданные для ленты, поражали яркостью красок и изысканностью. Не последнюю роль в создании художественных образов сыграл Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который прошел в 1957 году, и показ в Москве моделей Кристиана Диора в 1959 году.
Самым фантазийным кажется подводный наряд Ихтиандра. Трико сшили из плотной и эластичной ткани, которая использовалась для пошива женских колготок. Чешуйки вырезали из старой белой кинопленки. Потом каждую покрыли перламутровой краской и пришили вручную к костюму. Всего было создано 4 таких наряда.
Цепочка Нади из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Иногда наряды и реквизит кочуют из одного фильма в другой. Причем мастерство художника по костюмам проявляется и в том, чтобы правильно подогнать вещи под новый образ. Знаменитое платье Нади и цепочка, обвивающая ее шею, впервые появились на экране в ленте «Опасный поворот». Но никакого восторга у публики не вызвали.
Художник по костюмам Ольга Кручинина специально для фильма «Ирония судьбы» переделала этот наряд. Платье подрезали и заменили на нем пуговицы. Украшение тоже сделали короче, чтобы оно плотно обвивало шею, а не лежало свободно на груди, как в предыдущем фильме. И это сработало: подобный туалет обрел невероятную популярность.
Наряды мушкетеров из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»
Татьяна Острогорская тщательно продумывала образы каждого из трех мушкетеров. Для Атоса создали сдержанные и аристократичные наряды. Туалеты Арамиса были вышиты изящными розетками. А в одежде Портоса доминировала золотая отделка. Чтобы сделать последнего героя настоящим щеголем, в его волосы повязали бантик.
Знаменитые голубые плащи украсили простой фольгой. Материал стоил 5 копеек за метр, так что такое решение вполне укладывалось в скромный бюджет ленты.
Бонус: для придания нарядам нужного вида художники по костюмам шли на всевозможные ухищрения
Костюмы не только должны выглядеть в духе исторической эпохи, но и передавать атмосферу фильма. Если речь идет о Средневековье, актеры, изображающие простой люд, не могут сверкать в новых, только что с иголочки, нарядах. Так что после пошива костюмов их обрабатывают, искусственно состаривая. Сейчас для этого существуют современные технологии, а раньше швы специально простукивали молотком, края нарядов обрабатывались наждачкой, чтобы придать им нужную потертость. Эффект засаливания достигался таким путем: ткань натирали хозяйственным мылом, а потом гладили.
А вам какое украшение или костюм из старых фильмов запомнился лучше всего?
Комментарии
Ага)) Жаль, что в статье не прикрепили фото))
Хотя, возможно, готовится отдельная подборка "10+ образов выдры Сережи, которые ярче солнечного света", которую я бы с удовольствием посмотрела)))
Увы, даже в источнике по ссылке, где я прочитала много подробностей о костюмах, Сережа тоже не проиллюстрирован, а ссылка на первоисточник нерабочая. Но факт забавный) За одно это плюс статье.
У тети жила кошка Люська. Я вообще не котоориентированная личность, и сильно с котами не тискаюсь, но Люську любила, и клала себе на шею, когда писала что-нибудь по учебе. Она вообще совершенно спокойно лежала, свесив лапки)
Да хотя бы написали бы, в каких конкретно фильмах можно увидеть мохнатого каскадера Сережу))
Сказка о царе Солтане
Самой стало интересно, посмотреть фильм нет возможности. Искала среди картинок, нашла вот это. Врзможно, это и есть Серёжа)
а я нашла отрывок из книги "Своя ноша не тянет" Норы Аргуновой про выдру Сережу) там написано про дрессировщика, у которого "брали" животных для съемок советского кино)
Полагаю, просто речь идет о дешевой чешской бижутерии, которая продавалась в СССР. А не о дорогой, вот и все.
Не так уж она в СССР и продавалась. Это был дефицит. У моей свекрови было несколько чешских наборов из жемчуга, бисера и страз. Я у неё когда просила, а когда и без спросу брала из шкатулки на разные выходы, и была примой на всех днях рожденья и свадьбах подруг. )
Бижутерия любая была в дефиците, даже пластмассовая. А на витринах лежали украшения из полудрагоценных камней, недорогие, добротные, но совершенно немодные.
Ну нет, не любая бижутерия была в дефиците. Я помню прекрасно прилавок с ней в нашей галантерее. Купить ее можно было запросто. А чешская, вы правы, была дефицитом, за ней гонялись. По цене я просто предположила, что все-таки не стоила она как Сваровски, поэтому была сравнительно недорогой.
Автор, спасибо за работу! На фоне статьи об ошибках в ношении колготок это просто отличный материал)
Меня с первого же показа "Иронии судьбы" удивляло платье Нади, которое она называет праздничным. На мой взгляд - просто приличное повседневное платье, никакой "изюминки". Если бы хоть цвет другой, поярче, а то бежевый.
Это очень модный в то время стиль, ничего лишнего
Перестрались с отсутствием "лишнего", на мой вкус. Можно шить платья без лишнего, но нарядные при этом.
Посмотрите журналы мод того времени. Это было модно, такой полуделовой стиль. Мне тоже сшили подобное платье (по польскому журналу мод!), более яркое, ну, и я помоложе была. А бусы - это такой модный шикарный аксессуар, сложно было купить))
Мне во время премьеры Иронии 1 января 1977 г. было 19 лет. Что-то не особо помню этот стиль, может 30-летние и старше так и одевались, мои ровесницы одевались поинтереснее. Да и, судя по словам самой Брыльской, это была линялая тряпка. Ничего лишнего - это может и хорошо, но во всем надо знать меру. А о бусах я и не писала, они там как раз к месту. У самой было немало всяких бус тогда.
Мне было 15))) Я жила рядом с границей. Читала польские журналы.
Не от большого ума...куриные мозги. Её тоже не шибко любили за высокомерие и чванство.
Не согласна с Вами. Во-первых, платье это - из дорогой тонкой шерстяной ткани, и Надя явно шила его на заказ у портнихи, т.е. оно совсем не дешёвое. А бежевый цвет придаёт ему ещё больше изысканности и деликатности.
А что делает его праздничным?
Я согласна с тем, что вы написали: деликатное, не дешёвое, даже сказала бы элегантное, но праздничность и нарядность–это немного другое)
Я написала о своем восприятии, на мой взгляд оно не нарядное. В школу носить, где Надя преподает, отличное платье, элегантное и к месту. Я согласна с мнением ALternative.
Очень интересно, только непонятно, почему в стране, продающей на экспорт меха, не нашлось хотя бы обрезков для кинопроизводства. На звероферме какой-нибудь, к примеру
Тоже удивилась. В 60-70-е годы (когда снимал Птушко) в магазинах были и меха и разнообразные ткани. Да и киностудия могла заключить договор с текстильными фабриками и зверофермами (даже в условиях советской экономики это было возможно). В конце концов, бюджет фильма вполне позволил бы приобрести в обычном магазине пару ондатровых или нутриевых меховых шапок - и не надо мучить Сережу дублями. Серьезные "ресурсные" проблемы у кино начались в 80-е годы - тогда и дефицит усугубился и денег стали меньше давать.
Надя была одета по тем временам очень стильно, пальто с капюшоном, эта лисья папаха, сапоги...ммм. цимес!
меня даже в детстве не впечатляли подвески королевы. какой-то неубедительный бантик с камушками. и это те самые подвески из-за которых чуть война не началась?
В общем, художник по костюмам в эпоху СССР – профессия героическая. Серьезно, как ни начнёшь читать о каком-то известном фильме той эпохи, почти всегда всё начинается с фразы «Бюджет картины был ограниченный».
Это вы ржете над боярским воротником. А каково было мне: я с первого раза прочел "роль Боярского играла выдра Сережа"! :)
У слова "выдра", как и у слова "лошадь", как и у слова "белка", нет мужского рода. Видимо, автор статьи просто не стал(а?) ломать голову над более изящным выражением. А вообще эта история с выдрой Серёжей, мне кажется, сильно смахивает на байку: фото нигде нет, а источник - устный рассказ дочери режиссёра.
У слова "ондатра" тоже нет мужского рода. Что абсолютно не помешало переводчику книг про муми-троллей дать персонажу имя Ондатр! :)
Так то для оперного театра, там прочность ткани и отделки важна, т.к. эксплуатация наряда повышенная.
Подозреваю, что да. В кино - несколько репетиций, несколько дублей - и на вешалку. А в театре - на каждое представление, иногда и не на одно в день...
Вы не видели из чего шьют костюмы для балета. Сама в шоке после одного фильма
Адме, спасибо за статью. С удовольствием прочитала. Вы как-то в эту сторону двигайтесь, а?
Интересно, конечно. Но сложность добычи тканей, камней, мехов и прочей бижутерии, сдается мне, сильно завышена. Особенно для кино. Придумать да, придумать как все это должно выглядеть, чтобы создавать впечатление, соответствовать замыслу и все такое действительно сложно. Но найти ткани и камушки??? Блестки???
Разве только режиссеры говорили что-то типа "на костюмы денег не дам, создавай царские наряды из говна и палок". Но сомнительно... сомнительно...