Нас не учили утешать своих детей

1 год назад

Ольга Нечаева — предприниматель, писатель и экс-вице-президент компании 20th Century Fox. А еще она — терпеливая, мудрая, чуткая, доверяющая и нежная мама. Ольга ведет популярный блог «Женщина с Марса», где пишет о своей жизни и воспитании детей.

ADME публикует важный текст Ольги о том, как общаться с ребенком, когда он расстроен.

Наши дети регулярно создают ситуации, в которых их нужно вытащить из эмоциональной ямы: когда они горюют, обижены, расстроены. Пришел с работы, нашел ребенка грустным. Спрашиваешь, что и как, он делится: «Девочка Х сказала, что я глупая и она не будет со мной дружить».

А дальше сложно. Нас этому не учили. Вернее, нас не учили правильно. Мы выучились сами на том, что слышали. А слышали мы всем известные варианты:

  • Обесценить: «Да ну, нашла из-за чего расстраиваться» (читай: «Твоя история не стоит выеденного яйца»), «Если ты на все слова будешь так реагировать, как ты будешь жить» (читай: «Ты неправильно реагируешь, с тобой что-то не так»).
  • Посоветовать: «Ты ей тоже скажи, что она глупая» (читай: «Ты не умеешь справляться с такими ситуациями»), «Наплюй и разотри» (читай: «Твои чувства — твоя проблема»).
  • Обвинить: «А я тебе говорила с ней не дружить» (читай: «Это все твоя вина»), «Она, наверное, не просто так это сказала» (читай: «Это все твоя вина»).
  • Покритиковать: «Ты всегда влезаешь в такие истории», «Вечно ты дружишь с такими врединами» (читай: «Ты глупая, недалекая, ты не умеешь выбирать друзей»).

Человек провалился в яму, а мы стоим сверху и говорим: «Ну и что ты там ноешь? Подумаешь, яма. Сам виноват. Надо было не падать. В следующий раз смотри под ноги». Это что, рука помощи?

И ведь это не со зла, это от невозможности выносить расстройство, от страха, что если не обвинить, не раскритиковать, не дать совета — то твой любимый ребенок не справится. Это от любви, как ни удивительно. Но оттого, что это от любви, это не становится менее токсичным и бесполезным.

А как тогда? А тогда — вытягивать из ямы.

Расскажу свой алгоритм. Простите мой сухой язык, но я действую достаточно осознанно, потому что наития в багаже мне тоже не досталось. Я просто научилась, как научилась говорить «пожалуйста», «спасибо», «до свидания».

  • Признать чувства. «Да, это очень обидно», «Вижу, как тебе больно». Дать поплакать, погладить, пожалеть. «Господи, ты упал в яму! Как глубоко! Как там страшно
  • Помочь объяснить произошедшее: почему он так чувствует. «Ты от нее этого не ждала, а она взяла и посмеялась», «Ты думала, что она тебе друг, а она тебя оттолкнула». Часто это еще больше раскручивает чувства и дает выплеск эмоций. Именно это и нужно. Мы очищаем рану. «Ты, наверное, шел, задумался и не заметил. А потом упал и испугался».
  • Использовать ситуацию для большего понимания себя и других: «Что тебя больше всего задело?», «Почему именно от нее тебе обидно было это услышать?» Мы уходим в размышления, тем самым отнимая силу у эмоций. Но нельзя делать это сразу, пропуская первую стадию. Потому что, не давая чувствам возможности вылиться, мы затыкаем их и они останутся внутри бродить плесенью, одиночеством и злостью. «Ты, наверное, думал о чем-то, что не обратил внимания на яму. О чем ты думал? Почему в яме так страшно? Что она тебе напомнила?»
  • Показать, что вы — одной крови. И у тебя такое бывало. И ты падал в ямы. И тебя обзывали и отвергали. Это залог того, что на следующей стадии тебя будут слушать. «Я тоже однажды упал в яму. И так сильно испугался». Важно, что мы еще не даем решений и советов. Мы строим доверие. Тут еще нет места историям успеха — «А вот я сто раз падал в яму и всегда прекрасно выбирался». Только опыт и такие же чувства. Именно это единение создает фундамент того, что раз с тобой было то же самое, то, возможно, ты знаешь, что делать.
  • Рассказать о возможных решениях в Я-сообщении: не «что тебе делать», а «что я делаю в таких ситуациях». Понимая, что решение может не подойти. «Хочешь, скажу, что я делала, когда упала в яму?» Этот запрос, разрешение на совет очень важны. Не «а вот я...», а «если хочешь, расскажу, как я справлялась». Мы не говорим: «Ну давай, выбирайся уже». Мы оставляем решение, чертеж лесенки из ямы, на краю, в вере, что он сможет.
  • Оставить с этим. Потому что он сможет. Посидит там немного, посмотрит на чертеж и выберется.

Вот какой разговор у меня случился с дочерью. Зачеркнуто то, что у меня автоматически всплывает в голове, то, что я научилась останавливать. Находить правильные слова — вовсе не небесный дар, в голове у меня все тот же «рупор эпохи».

— Мам, у меня сегодня что-то плохое в школе случилось.

— Ох, опять что-то случилось. Что такое? Расскажи?

— Я спросила у миссис Д., когда у нас будет контрольная по английскому. А она сказала: «Вечно ты не слушаешь! Надо было слушать!» Мне было так обидно, что я чуть не расплакалась.

— Ну и правильно сказала, ты никогда не слушаешь. Ничего ужасного она не сказала. Тебе было очень обидно, да?

— Да! Я больше не хочу идти в школу! И не хочу, чтобы она была моим учителем!

— Блин, чуть что, так не хочу идти в школу. Теперь мне еще нежелание идти в школу разруливать. Она так сильно тебя обидела. Ты мое любимое сердечко, девочка моя.

(Плачет. Глажу ее, говорю нежное.)

— Ок, надо покопать. Тебе было обидно, что она сказала, что ты никогда не слушаешь.

— Да...

— Тебе было больно, что она так свысока тебя отчитала.

(Плачет.)

— Как ты думаешь, почему тебе были обидны именно эти слова? Ведь учителя часто что-то говорят или ругают, но именно это заставило тебя плакать.

(Перестает плакать, смотрит на меня.)

— Она тебе как друг, а не учитель, а тут она внезапно на глазах перестала быть другом и стала училкой. Ты к ней шла с открытым сердцем, спросить как у друга, а она как будто оттолкнула тебя.

(Плачет, горько. Значит, я раскопала больное. Даю ей поплакать, глажу.) Это очень больно, как будто тебя немножко предали. Поэтому тебе так больно. Это всегда больно, когда тебя вот так оттолкнули. Выговорили как нерадивому ребенку.

— Почему учителя могут говорить обидное, а я не могу ответить: Сказать, что она меня обидела!

— Конечно, можешь сказать, что за ерунда! Потому что не всегда думают. Миссис Д. к тебе очень хорошо относится. Она мне говорила, что ты талантливая. Она тебя очень любит и ценит.

— А почему она так говорит? Она что, не понимает, как это обидно?

— Может, и не понимает. Или не задумывается. А может, не умеет по-другому. Может быть, когда она была маленькой девочкой, и ее высмеивали, поучали, обрывали.

— Но тогда она должна знать, что так говорить не надо?

— С некоторыми людьми в детстве общались словами «ты что, дурак? ты что, не понимаешь? сколько раз я тебе говорила!». И они выучивают, что так взрослые говорят с детьми. А потом они вырастают и сами так общаются с детьми. И нужна большая внутренняя сила, чтобы это изменить. Ведь я тоже иногда делаю вам больно. Иногда говорю зло, кричу.

— Но ты извиняешься, а они нет.

— Возможно, они не умеют по-другому. Для этого надо захотеть остановиться, решить сделать по-другому. Таких людей не очень много. А вот людей, которые говорят с пассивной агрессией, обижают, много. Я тоже с такими сталкиваюсь. Например, у меня на работе была одна женщина, ты бы ее слышала! Она постоянно говорила всем гадости и поучала. Позавчера она даже угрожала мне, про вас говорила: «Пусть так будет с вашими детьми!» А ты знаешь, я за такое убить могу. Так и хотелось ее ударить в ответ.

— И что ты сделала?

— Выгнала ее. Решила для себя, что я не буду такой, как она. Не стану отвечать тем же. Она потом еще гадости всем писала в мессенджере. Ты представляешь? Человек прощается и пишет: «Не могу вспомнить о вас ничего хорошего, кроме постоянного нытья и жалоб». Это она одной девушке писала. Это вообще нормальный человек?

— И тебе было обидно?

— Конечно. Хотелось обижаться и ругаться.

— Мне легко с собой справиться, когда я злюсь. А когда обидно — нелегко.

— И мне было нелегко. Когда говорят про моих детей, мне до слез обидно. Рассказать тебе, что я придумала?

— Что?

— Я потом ехала от нее в машине и представила, что вот она такая маленькая, злобная, бегает в моей голове и говорит гадости. И я еду и думаю о ней, и расстраиваюсь, и спорю с ней в голове. И я увидела возле дороги канаву. Знаешь такие канавы?

— Да.

— И я представила, что она миньон. Маленький такой, злой, фиолетовый.

(Улыбается.)

— Представила, как она летит из моей головы в эту канаву. А я еду дальше. Еду домой, к вам, а она там осталась, в канаве.

Лежит, думает о чем-то своем. Возможно, возьмет себе этот образ, этот маленький лайфхак визуализации выбрасывания из головы. Возможно, нет. Это ее жизнь, ей расти. Моя работа окончена. Мне не нужно убеждать ее не обижаться. Не нужно убеждать, что в школу идти надо. Что нужно простить и забыть, и забить. Мне больше ничего не нужно делать. Она справится сама. Да уже справилась.

— Мам, можно я порисую немного?

Комментарии

Уведомления

При всей продуманности и выстроенности текста (и ситуации) сильно напрягли два момента:
1 Странная аналогия со спасением из ямы - вот прямо представила, как один человек сидит в этой темной сырой яме, а другой (с наилучшими, заметьте, намерениями) о чем-то распинается, чего-то хочет то ли понять, то ли объяснить... Из ЯМЫ нужно или тащить, или оставить выбираться самостоятельно, уж никак не отвлекать разговорами...
2 Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы у него отсутствовало элементарное понятие субординации? Воспринимать учителя как подружку и обидеться на заслуженный "взрослый" выговор при полной поддержке мамы - имхо ненормально.

10
3
Ответить
5 лет назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.
5 лет назад
А был ли комментарий?

ВЕЧНО ТЫ НЕ СЛУШАЕШЬ - это нормальное поведение учителя? Самое что ни на есть оскорбление, а никакое не рабочее замечание. Могла бы она такое же сказать своему начальнику, директору? А почему она позволяет себе оскорблять того, кто слабее неё? То же самое можно было сказать по-другому - почему ты не слушала? Вот это было бы уже рабочее замечание, а не хамство...

7
2
Ответить

Вы это серьезно??? В чем Вы увидели оскорбление - в обычной констатации обычного факта, что ребенок не слушает указаний учительницы (рассчитывая, видимо, что она, как подружка, готова повторять свои реплики столько, сколько понадобится)? При том, что ребенок попросил не ОБЪЯСНИТЬ то, чего не понял, а всего лишь ПОВТОРИТЬ то, что, возможно,говорилось не один раз и даже под запись.
Вопрос "ПОЧЕМУ ты не слушала?" интересен тем, что предполагает несколько вариантов ответов. Ответ первый (и самый частый): "Не знаааююю.../ Так получилось..." - очень информативно )) Ответ второй (а вдруг, по чесноку)): "Я задумалась о мальчике с соседней парты/ о птичках за окном..." - тогда логично начать выяснять, о чем девочка думала в прошлый раз, и так до начала (времен) учебного года? А в результате что - таки ответить на вопрос невнимательной ученицы или все же дать ей понять, что ее отношение не во всем соответствует стандартам учебного процесса?
Что касается "сказать то же самое начальнику" - извините, но во всем мире действует принцип "что позволено Юпитеру, не позволено быку", т.е субординация и вертикаль власти. Директор имеет право указать подчиненному на ошибки и даже уволить, подчиненный то же самое сделать не может ))

8
5
Ответить

Да, я совершенно серьезно. Что люди обязаны быть вежливы со всеми вне зависимости от социального статуса. Вежливыми. Хамить нельзя никому. Начальник не имеет права хамить подчиненному. И утверждения "ты всегда", "ты никогда", "вечно ты" категорически недопустимы. А вопрос - почему ты не слушала, что же ты не слушала - вообще не предусматривает ответа.

13
3
Ответить

Где написано, что слова "всегда", "никогда" и "вечно" проходят по категории хамства?
И зачем задавать вопрос, ответ на который тебя совершенно не интересует?

5
3
Ответить

Именно к категории хамства. Потому что осуждается не конкретный поступок (не слушала в данный момент), а обесценивается сам человек: ведь не может быть такого, чтобы девочка действительно НИКОГДА не слушала.
Кстати, если подчиненные не будут указывать начальнику на его ошибки, такая фирма долго не проживет.

12
2
Ответить

То есть Вы не допускаете мысли, что девочка НИКОГДА не слушает внимательно в расчете на "особое отношение" учителя? На каких основаниях?
"если подчиненные не будут указывать начальнику на его ошибки, такая фирма долго не проживет." Для "фирмы" из 5 человек это, пожалуй, справедливо ). В более крупных организациях, во-первых, существуют установленные алгоритмы для жалоб и предложений, а во-вторых, представьте на минутку руководителя, сообщающего КАЖДОМУ сотруднику время следующего совещания, причину начисления премии именно в таком объеме, необходимость сделать в день 300 звонков (а не 299) - на много "профильной" работы у такого директора останется время?

9
3
Ответить
5 лет назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.
5 лет назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.

Но если ребенок постоянно отвлекается - не один, не два, не три раза, а действительно постоянно, то может хотя бы умеренно обидное замечание привлечет его внимание? Да, он может обидеться, но зато какое-то время последит за своим поведением? А может и поймет что-то? Не такая уж это большая жертва.

3
2
Ответить
5 лет назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
5 лет назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.

А это как, по-Вашему, ученик может "невежливо" дать отпор преподавателю? "Эй, овца, а ну-ка быстро ответила на вопрос, а то придет моя МАМА и уволит тут всех?" Или у Вас другой вариант?

-
-
Ответить
5 лет назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

В данном случае - мне просто интересен Ваш сценарий. Продолжите разговор от лица ученицы, пожалуйста

-
-
Ответить
5 лет назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

Заходим, значит, глобально и с козырей )) Хорошо, продолжим диалог.
Учитель: "Чем же, милая, я тебя расстроила?" Ученица: ... Продолжите?

1
1
Ответить
5 лет назад
Это слишком секретные материалы.

Это сколько лет должно быть ребёнку ,что бы он обижался на замечание учителя? Если автор указан правильно ,то можно сделать вывод,что ребёнок учится точно не в первом классе, так как английский язык преподают с 2 классов. Получается ,что ребёнок старше 6 лет неумеет правильно реагировать на замечания учителей,а вместо того, что бы объяснить дочке, что упрёки преподавателей это нормально,мама советует ей представить учителя в образе фиолетового миньона? Офигительная техника конечно...

9
1
Ответить

Если автор указан правильно, проживает она в Лондоне, уроки английского там, как у наших детей русского. И ребенку может быть от 5 (хотя в этом возрасте вряд ли пишут тесты) до 16 (когда к учителям разрешено обращаться просто по имени). И при той "вертикали власти", которая есть и поддерживается в британских школах (чем лучше школа, тем строже эта вертикаль) странной кажется и реакция ребенка, и отношение мамы...

9
1
Ответить
5 лет назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.

Прочитала. Шедеврально! Это явно следующий этап взросления, после обидок на учителя за не мгновенный и развернутый ответ на дурацкий вопрос ))
.................
А что касается "адекватной реакции на обратную связь с реальностью" - зачем, если образцом для подражания сделали вот это?

Комментарий с изображением на AdMe.Media
-
1
Ответить
5 лет назад
Красиво сказано… но не к месту.

Виноват-то по-любому окажется бык! (или начальник/ прохожий гопник/ одноклассники списочным составом)... А вот где окажется девочка - лучше не представлять ((

1
1
Ответить
5 лет назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
5 лет назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!
5 лет назад
Скрыто ради всеобщего блага.
5 лет назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.
5 лет назад
Это слишком личное, не можем показать.

Спасибо за ссылку. Сама почитала и с друзьями поделилась. Всем понравилось.
В случае с особенным девочками есть одна проблема. Однажды она встретит братьев и сестёр по разуму....
Как они будут взаимодействовать?
Да и вообще, во взрослом мире с ней миндальничать не будут.

-
-
Ответить
5 лет назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
5 лет назад
Сдаётся место для комментария.
5 лет назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.
5 лет назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.

Я в таких случаях говорю, что все люди, даже учителя допускают ошибку. Возможно, учительница устала, возможно, она думала о своем, возможно, это у нее привычка. Потом спрошу, а действительно ли это так? И разговор может закончится в зависимости от ответа ребенка. Если сильно расстроен, могу обнять.

9
1
Ответить

Печально, что фразу «вечно ты не слушаешь!» многие считают нормальной... гораздо корректнее сказать: «тебе следовало слушать меня. В следующий раз будь внимательней.» это было бы эффективнее и не вызвало бы обиды у ребёнка

7
2
Ответить
5 лет назад
На этот комментарий прилегла кошка.

Может, сформулировать надо как-то иначе, без занудства, но и обижать ученика все-таки неправильно. Ведь это известный в психологии факт, что общую критику ( ты никогда не..., ты всегда..., вечно ты... и т.п.) следует заменять на указание конкретной ошибки

7
-
Ответить

А что Вы посоветуете, если "конкретной ошибкой" как раз и является СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ нарушение правила, регулярное повторение ОДНОГО И ТОГО ЖЕ проступка? Напимер, ребенок профукал уже 3 ключа от квартиры... Подростка несколько раз поймали с сигаретой... Сотрудник за неделю ни разу не пришел на работу вовремя... Начинать разбирательство "каждый раз как в первый раз"? Или как-то дать понять человеку, что Вы наблюдаете СИСТЕМУ, и именно система вызывает Ваше недовольство?

7
4
Ответить

Любая общая критика на подсознательном уровне убивает веру в человеке в то, что он может измениться. Если ребёнку говорят, что он, например, рассеянный и вечно всё теряет, он так и начинает себя воспринимать и на подсознательном уровне стремится соответствовать этому образу. Хорошая критика должна указывать человеку на ошибку, но давать веру в то, что эту ошибку можно исправить, поэтому только конкретика: ты уже несколько раз совершил одну и ту же ошибку, ты должен её исправить и не делать так больше. Далее я бы все-таки разделила работодателей и родителей и педагогов, так как в задачи первых не входит воспитание и взаимодействуют они со сформировавшимися личностями. А родитель, если он действительно хочет, чтобы проблема была решена, может помочь ребёнку в этом: отвести своего подростка к наркологу, выбрать надежное место для ключа и потренироваться вместе с ребёнком убирать ключ туда и т.п.

6
-
Ответить

То есть Вы полагаете, что если бы учительница вместо "Ты НИКОГДА не слушаешь" сказала "Ты не слушала меня 7 раз (а учителя математики 5 раз, а ...) - реакция ребенка (таки не получившего сиюминутно нужного ответа на вопрос) была бы другой? Почему-то уверена, что если бы ответ на вопрос девочка получила, ей было бы все равно, каким было вступление ))
.......
Да и потом, если бы слова НА ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ были способны что-то изменять, тогда и колонии для малолетних были бы не нужны - знай повторяй каждому, какой он хороший. Или по некоему стечению обстоятельств влияние идет только в отрицательную сторону??

3
3
Ответить

Да, я думаю реакция девочки на конструктивную критику, высказанную в доброжелательном ключе, была бы более спокойной.
По поводу колоний:
если у каждого ребёнка будет свой взрослый, который будет его любить и правильно воспитывать (в том числе говорить ему, какой он хороший) и которого будет любить этот ребёнок, то колонии будут не нужны

5
1
Ответить
5 лет назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.

Я этого не делаю, я говорила именно о колониях для малолетних преступников. Но вообще родители несут большую ответственность за то, какими вырастут их дети, даже если у ребёнка есть какие-то негативные склонности, при грамотном воспитании, любви, поддержке специалистов можно предотвратить превращение ребёнка в преступника

4
-
Ответить

По поводу конструктивной критики: ситуация (и не столь уж редкая).
Написан тест. Объявлены результаты, разобраны ошибки, дано задание их проработать и, возможно, улучшить оценки... Учитель: "Вопросы есть?" Голос из класса: "Да! Почему у меня 3?" Учитель: "Подойди после урока, объясню".
После урока уже индивидуально проходишься по всем ошибкам, непонятым формулировкам, недописанным заданиям (уж конструктивней некуда!) Учитель: "Все понятно?" Ученик: "Да. А за что мне 3?" А за этим учеником уже стоит еще парочка с аналогичным вопросом... Следующей серией Марлезонского балета может быть визит одной или нескольких мам, которые, возможно, и готовы выслушать про ошибки, недочеты и способы их исправления, но интересует-то их один вопрос: "Почему у ребенка 3?"
Получается, среднестатистический человек слышит только то, что ему надо в данный момент (сформулированный в собственной голове вопрос). Остальная информация идет мимо - что уж говорить об отдельных словах )) Хотя при необходимости, да с помощью грамотного "психолога", возможно вспомнить не только слова, но и знаки препинания между ними. ))

-
-
Ответить
5 лет назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.

Среди них есть те, кто по оценкам судит о знаниях. В 9 из 10 случаев, она вполне их отражает.

-
-
Ответить
5 лет назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.

На "долгосрочную перспективу" имхо работает еще одна фраза: "снизили оценку". Это уже не детская, а родительская формулировка: "учитель постоянно снижает оценки". То есть по умолчанию ученику полагается 5, а дальше - произвол учителя.
Что мне сильно напоминает последние "тенденции" отношения к подаркам - эмоции не от подарка по факту, а разочарование от того, что подарок не совпал с запросами и представлениях о достойном и заслуженном ))

-
-
Ответить
5 лет назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
5 лет назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.
5 лет назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
5 лет назад
Мы забрали этот комментарий в музей комментариев.

Только для мамы это ни разу не шантаж - всего лишь настойчивое требование неукоснительного соблюдения прав ребеночка :-(

-
-
Ответить

Снизить - это вполне законно.
Занизить - злоупотребить властью.
Формулировка может быть чьей угодно. Но я смотрю, у ребёнка не может быть собственного мнения, только перенятая от родителей формулировка))
У меня для вас открытие, любое мнение где-то вами взято, вопрос лишь в том, разделяете ли вы его.

-
-
Ответить
5 лет назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
5 лет назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.

Не всегда. Как раз с возрастом, ребёнок все чаще знакомится с альтернативными источниками мнения и информации. В их жизни появляются новые авторитеты. Любимые авторы, педагоги, блоггеры, друзья. Но речь же не об отправной точке. А о последующем самостоятельно сформированном, отличном от родительского, мнении.

-
-
Ответить
5 лет назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?

Вопрос " почему" имеет целью своей узнать, за какие ошибки оценка была снижена - объективные или нет. Учитель тоже человек, может быть предвзят, именно это и хочет исключить родитель. Когда тот спрашивает, он либо работу не видел, либо видел и сомневается в объективности проверки.
Безразличие родителей несколько страшнее, чем вечное " почему".

-
-
Ответить
5 лет назад
Комментарий отправился на поиски пропавшей строчки кода.

Для этого существуют стандарты. Если родитель ознакомится с ним, то ему лишь останется убедиться, что его соблюдает учитель.

-
-
Ответить

Да, Вы правы: такой эффект, при котором человек охотнее воспринимает информацию, которая совпадает с его мнением, существует. Но и его можно преодолеть, нужно разговаривать, использовать определеные психологические приёмы (про них даже на Адме писали). Все это возможно преодолеть. Вопрос в том, хотите ли Вы этого

-
-
Ответить

Похожее