Культ творческости и гениальности в большинстве спецсистем.
А в итоге потом единственное что интересует этих детишек - новые микро-ролики в ТикТоке.
...
Ребенка надо научить учиться и потом не мешать становится тем кем он хочет или может стать.
И тут черезвычайно важна роль первого учителя.
Поэтому считаю, что подготовка классных учителей и достойная оплата их труда - намного важнее нестандартных схем.
5 идей в воспитании, которые еще недавно казались передовыми, а сейчас взывают все больше вопросов
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос самым-самым, и большинство делает для этого все, что в их силах. Илон Маск, например, организовал частную школу Ad Astra, в которой нет стандартных школьных уроков и оценок, а программу переписывают каждый год вместе с учениками, и они сами выбирают себе около половины предметов.
К сожалению, не все обладают возможностями Маска, поэтому обращаются к уже готовым методикам, обещающим вырастить из ребенка настоящего интеллектуала. Мы в ADME изучили самые популярные и выяснили, что с ними надо быть очень осторожными.
Монтессори: мелкая моторика и никаких сказок
Методика, в основе которой лежит уважение к самостоятельности ребенка, быстро завоевала сердца родителей по всему миру. Дети непрерывно взаимодействуют с миром вокруг них: завязывают шнурки, перебирают крупы, переливают воду и т. д. В итоге они получают знания, сами не замечая, что учатся. Педагоги лишь обеспечивают необходимую среду и объясняют процессы, не давя на ребенка и не указывая ему, что делать. При этом детей учат уважать свободу других: не шуметь, ждать своей очереди и всегда убирать за собой.
Некоторые исследования подтверждают эффективность монтессори-педагогики. Исследование, проведенное в государственных школах Милуоки, показало, что дети, которые обучались по этой методике в возрасте от 3 до 6 лет, лучше читали и разбирались в математике, чем их одноклассники. К концу начальной школы 12-летние монтессори-дети писали более творческие эссе с использованием более сложных предложений.
В системе Монтессори нет места сказкам, творческим видам деятельности и сюжетно-ролевым играм вроде «дочки-матери». Воспитатель считала, что все это отрывает детей от реальности. Но в процессе дети учатся контролировать свое поведение и обогащают речь. А волшебные сказки помогают малышам не только познавать мир и знакомиться с системой человеческих взаимоотношений, но и справляться с тревогами.
В некоторых ситуациях родительский опыт противоречит исследованиям. Например, специалисты утверждают, что у детей, обучавшихся по методике Монтессори, надолго сохраняется любознательность и интерес к учебе. Но многие родители замечают обратное: дети не хотят учиться — они хотят играть в куклы, которые знаменитый педагог считала вредными для малышей.
- За год, проведенный в саду Монтессори, моя умная дочь перестала работать на занятиях, не проявляла никакого интереса к цифрам и буквам, а проявляла деструктивное рвение к кукольным коляскам и кроваткам. «Развитием» за этот год дочь перекормили так, что она единственная из моих детей к 1-му классу оказалась нечитающей. Все остальные читали к 6 годам сами, без обучения! © Изучаю людей / Яндекс. Дзен
Вальдорфская школа «магии»
Здесь, напротив, правят бал сюжетно-ролевые игры и волшебные сказки. Главный принцип вальдорфской школы можно сформулировать так: «Не отбирайте у ребенка детство». Первоочередная задача — вырастить не вундеркинда, а гармонично развитую личность. В процессе обучения детей занимают тем видом деятельности, который ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.
В вальдорфской школе нет оценок, домашних заданий и учебников. Детям предлагается не заучивать информацию, а самостоятельно проводить исследования и, находя закономерность, формулировать закон. Немецкие исследования показывают, что ученики таких школ по сравнению с «коллегами» из государственных учреждений с большим энтузиазмом относятся к учебе и меньше страдают от головной боли, боли в животе и нарушений сна.
Не обошлось и без минусов. Калифорнийские ученые обнаружили, что вальдорфские школы не соответствуют национальным стандартам естественно-научного образования. В изученных учебных программах преобладали многочисленные теории и идеи, которые были явно псевдонаучными и основывались на магическом мышлении. Крое того, дети, обучающиеся по такой методике, учатся читать и писать несколько позже — к 8–9 годам. Поэтому, если вы вдруг захотите перевести своего малыша из вальдорфской школы в обычную, это повлечет за собой очень много проблем.
- Качественное и обширное образование невозможно без слова «надо». Поэтому уровень образования в вальдорфской школе будет в большинстве случаев ниже, чем был бы в хорошей общеобразовательной школе. А ОГЭ и ЕГЭ сдавать всем... Ну, например, умный, но ленивый мальчик вряд ли достигнет большего в вальдорфской школе, чем в СОШ, ибо в обычной школе его будет заставлять работать учитель. © AlexAlpha / Pikabu
Карточки Глена Домана: заучивание вместо понимания
Врач-нейрофизиолог Гленн Доман призывал начинать развитие малыша буквально с рождения, поскольку, по его мнению, чем младше ребенок, тем легче его обучить. Специалист с восторгом встретил легендарную книгу о раннем развитии «После трех уже поздно» и в предисловии к англоязычному изданию назвал ее «одной из самых важных, написанных когда-то».
Доман рекомендует проводить обучение с помощью карточек с картинками, словами или цифрами. В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по категориям (например, в категорию «животные» входят кот, собака, корова и т. д.). Вначале достаточно просто показать картинку, а затем постепенно добавить информацию о том, что изображено или написано на карточке.
Методика Домана стал довольно популярной у родителей. Но, по данным Американской академии педиатрии, она основана на упрощенной теории развития мозга и ее эффективность не подтверждается доказательной медициной. Методику раннего чтения специалисты тоже критикуют, в частности за то, что с помощью карточек дети не учатся читать слова, а просто зазубривают их.
«После трех уже поздно»: эмоциональное обкрадывание ребенка
По мнению автора книги «После трех уже поздно» Масару Ибуки, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. В течение первых трех лет жизни у ребенка самый высокий потенциал к обучению, и главное — не опоздать и вовремя ввести новый опыт. Только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это «вовремя». Книга не дает четких практических инструментов, как заниматься развитием детей, но она отвечает на вопрос, зачем нужно ранее развитие.
Многие специалисты сейчас говорят о вреде раннего обучения. Дело в том, что мозг должен быть готов к получению навыка, и если задача, которая предлагается малышу, слишком сложна, то происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Это может сказаться на физическом состоянии ребенка и проявиться в склонности к частым заболеваниям, аллергическим явлениям, элементам логоневроза, дизартрии, тикам и навязчивым движениям.
Помимо этого, Масару Ибука допускает телесные наказания, а именно шлепки. Сам он объясняет так: «Шлепки приемлемы до 2 лет, так как с 2 до 3 лет у ребенка начинает формироваться чувство собственного достоинства, с этого момента применять телесные наказания нельзя».
- Логику «надо начать пораньше, и тогда к 6 годам мы оторвемся от конкурентов, а к 17 у нас будет гений» я сравниваю с логикой садовода, который в условиях средней полосы России в феврале садит картошку в открытый грунт, с тем чтобы к июню у него уже был невиданный урожай. Все хорошо в свое время, и в обучении «раньше» не значит «лучше». © Ольга Писарик Live / Livejournal
Методика Никитиных
Борис и Лена Никитины буквально взорвали советскую педагогику своими новаторскими методами воспитания, опробованными на собственных детях. В основе их системы лежало внимание к физическому развитию: обязательное грудное вскармливание, закаливание, минимум лекарств, максимальный доступ к природе, спорт и физкультура с раннего возраста.
Никитины с большим уважением относились к личности детей, всегда считались с их мнением. При этом они полагали, что развитием ребенка надо заниматься как можно раньше, а также как можно раньше прививать ему самостоятельность.
Многие постулаты этой системы воспитания звучат довольно спорно, например экстремальное закаливание босиком на морозе — потенциально опасная практика. Но главными критиками Никитина стали сами Никитины.
Почти через 30 лет в книге «Исповедь» Лена Алексеевна признала ошибку: «Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы не обращали на это внимания, не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли. Пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону — точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу воспитательную меру со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих».
Уделяя большое внимание интеллектуальному развитию, Никитин отдавал детей в школу сразу в старшие классы или переводил из класса в класс с опережением. Они не испытывали проблем с учебой, но разница в возрасте (от 1 до 3 лет) создавала сильное психологическое напряжение и негативно сказывалась на общении с одноклассниками. В итоге из младших Никитиных никто своих детей не отправлял в школу раньше.
А какую методику воспитания предпочитаете вы? Или, может, у вас есть свой подход?
Комментарии
Крамольную вещь скажу. Одни дети учатся хорошо, другие плохо, некоторые вообще учиться не хотят. И это вообще никак не связано с тем, занимались они по методике раннего развития или нет.
Первая статья без дизлайков)
Метод Марии Монтессори позволяет раскрыть потенциал ребёнка, не выращивая из него гения. Сама Мария не считала свой подход каким- то особенным "методом". Мария говорила о природе ребёнка.Она изучала этапы становления личности от рождения до 24 лет , описав их в своих научных трудах, Мария сформулировала, как взрослый может помочь ребёнку на этих этапах взросления.
Как здесь уже говорили, многое зависит от того, КТО занимается с ребёнком, качества личности взрослого сверхважны! Дети наблюдают за взрослым берут его модели.
Часто слышу о том, что Монтессори подходит для деток, которые любят заниматься самостоятельно, для интровертов, аутистрв и совсем не годится для деток, котррые любят компанию. Дело в том, что одной из характеристик возраста детишек от 2,5 до 5 лет это желание самому выполнить всю свою работу от начала и до конца. Но уже с 5 лет дети любят объединяться для работы в группе!!! И Монтессори классы обладают дидактическим материалом, удовлетворяющим такую потребность ребят. С 6 лет детки переходят в школьные классы где академическая работа ребят осуществляется в минигруппах.
Благодарна всем, кто высказал свои точки зрения и опасения. Именно так обсуждая, сомневаясь и задавая вопросы мы сможем прояснить ситуацию.
Воронова Радмила
Монтессори педагог (АMI диплом 2,5-6).
В общем, Каменского и Макаренко никто не переплюнул.