30+ нюансов обучения в разных школах мира, которые доказывают, что будущее уже наступило

Семья
4 года назад

По данным статистики, от 2 до 5 % учащихся во всем мире страдают от дидаскалейнофобии (Didaskaleinophobia) — острого страха перед школой и процессом обучения. Возникает он по разным причинам, среди которых не последнюю роль играют атмосфера в классе, трудности с усвоением программы, боязнь провала и непосильная нагрузка.

Хотя в том, как устроены школы по всему миру, существует много общего, почти в каждом государстве есть свои представления о том, как сделать обучение максимально эффективным — где создать всяческий комфорт, а где поставить четкие рамки. Мы в AdMe.ru решили выяснить, каким образом мотивируют детей учиться, как распределяют нагрузку и какие требования предъявляют к детям в разных странах. А в бонусе расскажем, как школьники в Германии играют в «русскую рулетку».

Франция

  • Во Франции один из самых длинных учебных дней в мире. Дети приступают к занятиям около 8 утра и заканчивают примерно в 4 часа вечера. Зато у них и одни из самых длинных каникул — в общей сложности до 16 недель, больше отдыхают дети только в России. Также в некоторых регионах учебная неделя длится всего 4 дня.
  • Во французских школах перерыв на обед длится не менее 1,5 часов. Школьникам подают закуску, основное блюдо, десерт, а также свежие фрукты и сырное ассорти. Во время обеда детям прививают хорошие манеры, читают лекции о здоровом питании.
  • Существует закон, запрещающий мобильные телефоны в начальной и средней школе (до 8-го класса). Исключения делаются только для учащихся с особыми потребностями и для уроков, на которых учитель поощряет использование мобильных в учебных целях.
  • Пользователь из России Leoli пишет: «На собрании родительского комитета ругаюсь только я — на мягкотелость учителей и отсутствие у детей дисциплины. Французские учителя всех хвалят. Говорят, мол, да, эта ученица грубая, да, отвечает гадко, но как же не написать в характеристике, что она умница, если у нее 18 баллов средняя оценка? А я им: „Да просто написать нужно, что учится звездно, а ведет себя мерзко“. В результате похвалу они в табель не вписали, но и порицание — тоже».
  • Нет никаких дополнительных занятий и секций. Вот как пишут об этом сами ученики: «Нет вечеринок. Нет выпускных. Нет занятий по футболу или (вставьте сюда любой другой вид спорта). Ничего такого. Мы рады выйти из класса и провести время на свежем воздухе с друзьями». © Violette Lesieur / quora

Германия

  • В первый день учебы немецкий первоклассник получает огромный конус, почти с себя ростом. В нем находятся канцелярские принадлежности и сладости. Конус называется шультюте (Schultüte), и его вручение — старинная традиция, призванная «подсластить» первый школьный день.
  • Перед поступлением в 1-й класс все дети обязательно проходят тестирование — Einschulungsuntersuchung. Его цель состоит не в том, чтобы выяснить уровень знаний малышей, а в том, чтобы определить, дозрели ли они до школы физически и психологически.
  • «Моя свекровь преподает в немецкой школе. На мой вопрос, почему она не учит свою внучку читать, да просто даже буквы ей не показывает, она ответила, что если девочка все будет знать заранее, то ей будет просто скучно на уроках. Только позже, когда мой ребенок пошел учиться, я поняла, в чем смысл: они же одну букву целую неделю изучают, в основном раскрашивают ее» — так описывает основательность немецкого образования пользователь Dorit.
  • Данную мысль подтверждает в своем блоге blau_kraehe. Автор пишет: «Учить детей читать до школы в Германии не принято. Дети, которые научились читать в 4–5 лет, считаются высокоодаренными и требующими особого внимания в смысле хрупкости психики. Вообще, родители с детьми не занимаются, это считается каким-то моветоном, дескать, они мучают деточку из честолюбия. Но когда ребенок уже пошел в школу, тогда уроки с ним, разумеется, делать надо. А вот дальше начинается жесть. Уже примерно в 3-м классе начинается битва за оценки. Потому что к концу 4-го класса оценки будут определять, в какой именно школе ребенок сможет учиться дальше». © blau_kraehe / livejournal
  • После начальной школы немецкий ученик, ориентированный на рабочую профессию и не заинтересованный в получении высшего образования, может пойти в хауптшуле (Hauptschule) — школу, где обучение идет в более медленном темпе, требования к знаниям не так высоки и в расписании есть различные практические занятия, связанные с рабочими специальностями.
  • Полная противоположность хауптшуле — гимназии. В них после средней школы поступают дети, нацеленные на академическую карьеру. Они готовы изучать два иностранных языка, латынь, а также посещать углубленные курсы по ряду предметов (в зависимости от направления обучения).
  • «Мне нравится, что после начальной школы наши дети могут пойти в разные школы. Как человек, который учился и там и там, я могу сказать, что в гимназии общая атмосфера и желание детей получить знания способствуют тому, что они узнают больше и углубляются в детали», — вспоминает пользователь reddit Kopfbehindert.

Финляндия

  • В младшей школе финские дети проводят за учебой не более 4 часов в день, включая обеденный перерыв. Всего они занимаются около 20 часов в неделю, и это при том, что привычных домашних заданий им не задают.
  • До конца средней школы дети не пишут тесты, не сдают экзамены. В младших классах они могут вообще не получать никаких формальных оценок, все сводится к устным замечаниям от преподавателя. Учитель может спросить урок только у тех учеников, которые высказывают желание отвечать. Если ребенок не готов, его не вызывают.
  • Финские учителя никогда не вмешиваются в конфликты между учащимися. Считается, что дети таким образом сами научатся справляться с реальными жизненными ситуациями и будут в состоянии постоять за себя.
  • Еженедельное расписание является ориентировочным, а не точным. Учителя могут перетасовывать порядок занятий на свое усмотрение. Они также могут организовать несколько «специальных проектных недель» в течение четверти, например провести неделю, посвященную математике, а за ней неделю, посвященную искусству.
  • Пользователь Quora из Финляндии под ником Katja Kaila пишет: «Детям предлагается самим подобрать наиболее подходящие формы обучения. Некоторые учатся лучше традиционным способом, читая и сочиняя эссе, другие — когда делают что-то своими руками или ищут информацию в интернете и общаются с другими людьми. В процессе они также учатся извлекать пользу из той информации, которую они получают».

Нидерланды

  • В этой стране дети идут в первый класс не в начале учебного года, а на следующий день после своего четвертого дня рождения. Из-за этого в классе могут все время появляться новые ученики.
  • Пользователь Reddit под ником JoHeWe так вспоминает свои школьные годы в Амстердаме: «Первые два класса начальной школы были похожи на детский сад, но у нас не было времени на подгузники и мы учились писать свое имя».
  • Официальный язык страны — нидерландский, но голландцы считают изучение английского языка настолько важным, что большинство школ — двуязычные. В этих школах не менее 50 % предметов преподаются на английском языке. Дети говорят по-английски, например на уроках географии или истории или во время занятий физкультурой.
  • «На мой взгляд, в голландских школах задают очень мало. В старшей школе достаточно уделить 1,5 часа домашней работе, чтобы получать хорошие оценки. Социальные навыки и общественная деятельность считаются очень важными. Система образования заточена на то, чтобы выпустить юношей и девушек с головами на плечах, за которых можно не волноваться», — пишет на Quora пользователь Rogier van der Heide.

Великобритания

  • В учебных заведениях Великобритании в ходу не только школьная форма (где-то это может быть весь костюм, а где-то — только форменный блейзер), но и одинаковые тетради и обложки для учебников. Считается, что отсутствие индивидуальности в этих вопросах помогает детям сосредоточиться на учебе.
  • Британская школьная система — самая разнородная в мире: в ней больше всего частных школ, которым разрешено устанавливать свои правила. Кроме всемирно известных строгих школ-интернатов, в ней есть такие школы, как Саммерхилл — «самая старая детская демократия в мире». Дети в этой школе признаны равными учителям и сами решают, как им учиться.
  • Ожидается, что родители будут регулярно посещать школу, чтобы обсудить с учителем успехи ребенка. В более крупных школах даже есть специальные консультанты по поддержке родителей (PSA), отвечающие за то, чтобы они были постоянно в курсе того, что происходит с детьми, и получали необходимые консультации у преподавателей.
  • При этом пользователь Reddit под ником LadySkywalker, учившийся сначала в Америке, а затем в Англии, пишет следующее: " Британские школы делают вас более независимыми. Они не держат никого за руку. От ученика ожидают, что он что-то выполнит, и он либо делает это, либо терпит неудачу«.
  • А читательница AdMe.ru Лена По так комментирует на нашей странице в фейсбуке: «Мне нравится система начального образования в Англии. Мой ребенок с удовольствием идет в школу. Очень мало домашней работы — все делается в школе. Дети учатся разным бытовым мелочам, например, в прошлом году семилеток целую неделю учили готовить простые блюда. Родительские собрания один на один с учителем. Никакого стресса никому».

Швейцария

  • В этой стране 4 официальных языка. Уже в начальной школе, кроме родного, того, на котором они говорят в своем кантоне, дети начинают учить еще 2 языка: английский и, на выбор, еще один из государственных.
  • К детям относятся с большим уважением и деликатностью. Вот что пишет на одном из родительских форумов пользователь Окси: «Мне понравился вот еще какой момент — не каждый ребенок может при всех сказать, что он хочет в туалет, кто-то стесняется, поэтому учитель предусмотрел специальные „туалетные“ карточки. Так что можно тихонечко встать, взять карточку и пойти в туалет. Таким образом ребенок не объявляет всем о своей нужде, а учитель в свою очередь знает, куда вышел ребенок».
  • Обязательно только среднее образование. В возрасте 15-16 лет дети выбирают, продолжить ли учиться дальше, если аттестат позволяет, или поступить на программу ПОО (профессионального образования и обучения). В последнем случае они посещают школу лишь 2 дня в неделю, а в остальное время проходят стажировку на реальных рабочих местах.

Испания

  • В Испании дети учатся с длительным перерывом на обед. Они приходят в школу к 9:00, занимаются до 12:00, а затем начинается знаменитая испанская сиеста, которая длится 2,5 часа. В это время ребенок может пойти домой или остаться в школе, поесть и сходить на дополнительные занятия. После сиесты уроки, даже в младших классах, продолжаются. Учебный день заканчивается не раньше 5 вечера.
  • Дети идут в школу строго по возрасту. Согласно руководящим принципам испанского министерства образования, школа может задать на дом 5-летнему ребенку работу, которая не займет больше 10 минут. В следующем классе время возрастет до 20 минут — и так каждый год обучения.
  • «Вообще не обращают внимания на осанку. Писать полулежа и скрюченным — норма, делать уроки на коленках, лежа, криво, хоть вверх ногами — норма. Также не обращают внимания на почерк — писать как курица лапой, то микроскопическими буквами, то через строку гигантскими, писать „а“ как „е“, 5 без хвостика и т. п. — норма. Отношения между детьми и учителями уважительные, но дружеские, когда можно и тайну рассказать, и пообниматься, и пошутить», — так описывает учебу в испанской школе пользователь АленаИс.

Бонус: «русская рулетка» для школьников

  • Живем в Германии. Сын пришел из школы и рассказал, что они всем классом играли в «русскую рулетку». Я подумал: «Ну что за бред! Играли они всем классом в русскую рулетку...» Оказалось, что это выглядело так: как только учитель задает на уроке первый вопрос, весь класс дружно поднимает руки — на кого учитель указал, тот и проиграл. © YaroslavLada12 / pikabu

Как вы считаете, в какой стране подход к обучению самый правильный? В какую школу вы бы хотели отдать своих детей?

Фото на превью YaroslavLada12 / pikabu

Комментарии

Уведомления

Абсолютно согласна, что немецкая система образования очень странная, если выражаться мягко.

Они не учат ничего наизусть, художественные отрывки из произведений литературы заменены человеческим бредом. например, последний раз была история про незкмной красоты кошку, которую хотели другие кошки цитирую "мисс кошка" выбрать, но кошачья ведьма позавидовала и превратила ее в черепаху. Тогда она стала неземной красоты черепахой и ее опять хотели избрать мисс...и так по еще одному кругу. задания были связаны с метаморфозами кошки, волшебные слова и титул в текте? уже не говорю, про то,что дети с умножением скачут от 2 до 9. это только то, что я периодически с моей кузиной делаю. к счастью, меньшая часть бреда

7
1
Ответить

Хотелось бы сказать пару слов про американскую систему обучения (мои дети третий год по ней обучаются - я по работе в другой стране и эта школа - единственный вариант). Начну с того, что учеба - это роскошь, так как стоит невероятно дорого. И хотя у детей нет формы и приветствуется развитие общения и социальных навыков, должна отметить, что общий уровень знаний - так себе... Удивляет то, что при кажущейся свободе, у школьной администрации много мелких придирок. Например, меня вызвали, чтобы сообщить следующее: мой сын отстранен от участия в футбольных школьных матчах из-за того, что его видели в капюшоне. На вопрос "есть ли у них претензии к его успеваемости и поведению", ответ был "нет, НО! он задает слишком много вопросов, он слишком активный (ставит учителей в тупик своими вопросами, заступается за младших, а должен просто идти своей дорогой). Вам надо срочно отвести его к психологу и научить слепо следовать советам учителей и знать свое место". переспрашиваю: претензии к поведению есть? - Нет, но он ведет себя так, что другим бывает стыдно за их поведение. Занавес.

14
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.

После того, как я отметила, что не вижу логики между капюшоном и всеми остальными аргументами и прошу больше не отрывать меня от работы по пустякам, мне заявили "теперь понятно, в кого пошел ваш сын. вам тоже не помешает обратиться к психологу". Кстати, больше меня не вызывают.

14
-
Ответить
4 года назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.

я об этом и говорю. Почитала кое-какую литературу и выяснила, что у американцев отношение к капюшону на голове - из-за революционно настроенных афро-американцев. Но на прямой вопрос мне было сказано, что я просто должна довериться компетентности учителей и не углублять проблему.

6
-
Ответить
4 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
3 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
4 года назад
Уборщица тётя Маня случайно стёрла этот комментарий.

Это может быть спецификой данной школы, не обязательно всей системы в стране. И наши учителя после пререкания с ними гораздо более изобретательны в травле, чем не допустить до футбола...

3
-
Ответить

"пререкания" имелось в виду? за 3 года мои дети обучались в 2-х странах по одинаковой системе. В первой школе уровень был немного выше, но подход похожий. Меня срывали с работы на срочные встречи по поводу того, что один сын слишком спокойный (не ввязывается в конфликт), а другой - делает замечания девочкам (девочка использовала нецензурное выражение, а мой сын сказал ей использовать другое, приемлемое слово). В итоге моим детям запретили общаться друг с другом в школе.

8
-
Ответить

Возможно ваш младший подначивает, а когда начинается конфликт уходит в сторону, а "разборки" ложатся на старшего? Только так эта история имеет хоть какой-то смысл.

3
-
Ответить

да, как-то так. младший пытается вставить свои пять копеек, старшего призывают к разборкам, и это приводит к несоответствую инструкций школы с поведением учащихся. Был такой случай. На старшего ополчились одноклассники (булинг), но он просто пригласил всю эту группу на выходные к нам домой. В итоге все подружились, но школа осталась недовольна. Мне заявили, что моему сыну надо учиться давать отпор агрессорам. И (как всегда) посоветовали обратиться к психологу.

8
-
Ответить
4 года назад
А был ли комментарий?

к сожалению школа посчитала, что он замахнулся урвать у них авторитет. Его даже призвали признать свою ошибку (но он как всегда дипломатично ушел от ответа). Мы с детьми побывали на настоящей войне (так получилось), а мир всегда лучше любой войны. Именно это он директору школы и сказал.

9
-
Ответить

Молодец какой ваш сын! Вызывает уважение ??

Как обычно, комменты познавательнее самой статьи - пока ее читаешь, только и думаешь о том, как не повезло бедным моим детям, и хорошая ли я мать, если не ищу для них более гуманной системы образования. А вот так почитаешь отзывы очевидцев и понимаешь, что все школы (ну хорошо, не все - большинство) заточены на подавление индивидуальности, независимо от их местоположения.

Сил нашим детям - школа их, скорее всего, не убьет, а значит, сделает сильнее ??

4
-
Ответить
4 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
3 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.

Моя подруга преподает в США музыку в младших и средних классах. На уроках никто не слушает арии Баха в гробовой тишине, обучение вообще начинается с игры на несложных детских инструментах, только потом они учат ноты (прочем никаких до-ре-ми-фа....-до до посинения), все в игровой форме. Может и страдают "академические знания", но зато не страдает любовь к музыке.

8
-
Ответить

Не понимаю запрета носить телефоны в школу (у нас тоже часто об этом говорить стали). На уроке, да, доставать телефон нельзя, будет отвлекать (впрочем это касается не только телефона, а так же художественной книжки вместо учебника по физике, игры в крестики-нолики и задумчивых взглядов в окно, это все тоже запретить с собой приносить? А как быть с окнами?) Если в классе нет дисциплины, учитель не заинтересовал учеников, то запрет на телефоны не поможет, ученики найдут на что отвлечься и без него.

Но кому какая разница, что школьники делают на перемене, если это не вредит другим? Хотят, пусть телефон используют или книжку читают, это их дело.

Оговорюсь, что допускаю, что телефон в каких-то особых ситуациях на уроке может пригодитья, это уже на усмотрение учителя.

1
5
Ответить

А вы уверены, что ваш ребенок не будет пользоваться телефоном на уроке?

Я вот сама в среду на безумно скучном совещании, когда выступал очередной "знаток" с "улучшениями", сидела и спорила в адми в статье о многодетных семьях. Меня за это дело и оштрафовать могли, а ребенка в такой ситуации как наказать? Родителей в школу вызывать? Устанете бегать, и сами же на школу жаловаться начнёте.

4
-
Ответить

Так в том-то и дело, что если это скучный урок, то если у ребенка нет телефона он начнет отвлекаться на что-то другое (рисовать, болтать, изучать дерево за окном итп). Мы не сможем запретить ему носить в школу бумагу, ручку и окна заколотить. Все на входе в школу не отберешь, а вот проследить, что б дети смотрели на доску или в тетрадь, более реально.

-
2
Ответить

В тетрадь или телефон, который лежит рядом? И не забывайте, что дети быстро переключают внимание, а вот в телефон залипать могут сутками.

Мои дети до 12 лет ложили на ночь телефоны в специальные боксы, которые открывались только в7-00. Потому что если они читали книгу перед сном, то засыпали через полчаса, а если втыкали в телефон - не раньше полуночи, а потом просыпались утром с воем.

4
-
Ответить

Так же не понятно смотрит ли ученик в листочек с "морским-боем", который рядом лежит или в учебник.

Ну мы с вами не сойдемся во мнениях. Но я не против, что б все на урок сдавали телефоны куда-то учителю на стол итп. Но запрещать их приносить, на мой взгляд, лишнее.

-
1
Ответить

Ну вообще, есть вариант шкафчиков на входе в класс, куда каждый школьник перед уроком складывает свой выключенный телефон. Ключик кладёт себе в карман. И вопрос решён.

1
-
Ответить

Мои дети ходят в европейскую школу с 24 языковыми секциями. Интересно наблюдать различия в образовательных стандартах каждой секции: во французской секции реально детей и их родителей загружаю по чёрной. Я также поняла, что булинг во французской системе, это норма, так сказать часть французской культуры. У них также, как и у немцев/голландцев есть распределение детей по способностям для дальнейшего обучения (среднее профильное или grand exile); про немецкую секцию - наконец то я узнала, для чего нужны эти конусы :-))) потому что в первый учебный день, даже учителям их дарят; в голландской секции действительно дают мало домашней работы, так принцип голландского обучения - весь материал должен усваиваться в пределах школьных стен; в английской системе - хм, под давлением родителей из Индии, Китая учителя вынуждены преподавать чуть ли не высшую математику для детей 4-6 лет. Но это скорее не норма для традиционной школы в самой Англии.

2
-
Ответить

Мы во втором классе всё ещё учились писать своё имя и рисовали кружочки-квадратики. Настоящая работа вдруг (реально резко) началась в 3-тьем классе.

1
-
Ответить
4 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.
4 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!
4 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

В примере выше я рассказывала, как в США ноты учат почти 2 года, и нет это не скучно, это весело, интересно и не ломает психику детям, в отличие от нашего подобия детских тюрем, где детям эти знания вколачивают силой.

2
-
Ответить
4 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?
3 года назад
Сдаётся место для комментария.

6 класс это разве не средняя школа? Я говорила про младшую. И.е. к 6 классу они уже ноты должны знать.

1
-
Ответить

Живу и учусь в испании вот уже 7 лет, нет у нас никакой сьесты, дети младших классов ( с 1 по 6) учатся с 9 утра до 2 дня, средние и старшие (с 7 класса до 10 и потом 11 и 12) учатся с 8 утра до 3 дня, перемена только одна на 30 минут. Ну как минимум такой расклад в моем регионе (Андалусия)

5
-
Ответить

Тоже зашла поудивляться насчет сиесты в 2,5 часа.Бред.30 минут на перерыв и гоу гоу учиться дальше.

2
-
Ответить

Похожее