8 «почему» о самолетах, которые вы не решались задать

1 год назад

Почему окна в самолетах круглые? Зачем кончики крыльев загнуты вверх? И почему пассажиры заходят именно с левой стороны борта?

Все, что касается авиации, продумано до мельчайших деталей. Возможно, именно поэтому самолет — самый безопасный вид транспорта. И все же почему он устроен именно так?

ADME дает ответ на 8 самых популярных «почему» о самолетах.

1. Почему окна в самолете круглые?

В начале 1950-х годов компания de Havilland выпустила самолет под названием «Комета». Самолет, который считался настоящим чудом авиации. Однако спустя год он развалился на кусочки прямо в воздухе. Через несколько месяцев подобное произошло еще с двумя самолетами.

Инженеры провели диагностику каждого винтика самолета и нашли проблему. Причина катастрофы оказалась в окнах самолета — они были квадратные. Дело в том, что на углы окон приходится большая нагрузка, которая еще усиливается во время полета. Инженеры решили проблему, закруглив углы окон. Благодаря этому теперь летать стало в разы безопаснее.

2. Почему кончики крыльев загнуты вверх?

Во время полета давление снизу самолета выше, чем давление сверху. Поэтому воздух стремится к равновесию и пытается перейти из повышенной области в пониженную. А проще всего это сделать на крыльях самолета. Вот только достигая кончиков крыльев, воздух срывался и создавал сильную турбулентность.

Тогда ученые загнули кончики крыльев вверх, убрав срыв воздушного потока. Это понизило турбулентность, повысило долговечность крыла и сэкономило немало топлива. То есть благодаря такой особенности нас не трясет во время всего полета.

3. Почему у самолетов разная форма носа?

Нос военного истребителя острый. Чем острее форма, тем больше обтекаемость и тем быстрее самолет. Но из-за длинного носа плохо видно взлетную полосу, поэтому у обычных пассажирских самолетов носовая часть закругленная.

Но британские инженеры решили эту проблему и в 1969 году сделали один из самых быстрых пассажирских самолетов, нос которого может менять наклон. Во время взлета и приземления нос опускается, а во время полета приводится в вертикальное положение.

Такой странный дизайн сделан по одной-единственной причине: так во время взлета и приземления пилоты могут лучше видеть взлетную полосу.

4. Почему самолеты белые?

Большинство самолетов белого цвета, и это неспроста. Есть несколько причин:

  • Отражение тепла. Если самолет покрашен в белый цвет, он накапливает меньше тепла. Это лучше для пассажиров и экономичнее для авиакомпании.
  • Белая краска дешевле. Покрасить самолет в белый цвет обходится в разы дешевле, чем в какой-либо другой.
  • Предотвращение столкновения с птицами. Птицы лучше видят отражение от белых поверхностей и не сталкиваются с самолетом.
  • На белом проще увидеть трещины и вмятины. Белые детали проще распознать при крушении и проще заметить повреждение на корпусе.

5. Почему вход находится слева?

Не у всех, но у многих моделей самолетов главный пассажирский вход находится слева. Есть 3 версии, почему так заведено.

  • Версия 1. С правой стороны загружают багаж (багажные люки находятся справа), поэтому пускать пассажиров тоже справа небезопасно.
  • Версия 2. Есть предположение, что на самолеты это перекочевало от кораблей: пассажиры входили по трапу на левый борт корабля.
  • Версия 3. Раньше командир всегда сидел слева. Расположение пассажирской двери тоже слева давало ему лучший обзор и позволяло аккуратнее подгонять самолет к пассажирской зоне.

6. Почему некоторые самолеты такой странной формы?

Вы, наверное, слышали про самолет, который еще называют невидимкой. Такой необычной формы он по одной простой причине: он летит как один цельный объект. Благодаря этому он быстрее, может перевозить большее количество багажа и расходует меньше топлива.

Конструкция самолетов подсмотрена у птиц. Хищные птицы принимают подобную позу, чтобы увеличить дальность полета и быть менее заметными.

Однако производство самолета такой формы очень дорогостоящее, поэтому его не используют в гражданской авиации.

7. Почему самолеты кажутся просторными?

В дизайне самолетов используются психологические трюки, чтобы он казался больше и просторнее. Например, стены имеют особый рельеф, чтобы правильно отражать свет. А подсветка между потолком и отсеком для багажа делает потолок визуально выше. Благодаря таким уловкам людям с клаустрофобией легче переносить полет.

8. Зачем пепельницы в самолетах?

Курить в самолетах нельзя, это все знают. Но даже новые модели оборудованы пепельницами, которые находятся в кабинке туалета. Все потому, что, несмотря на запрет, некоторые полеты длятся по многу часов и заядлые курильщики все равно курят.

Поэтому авиакомпании решили оставить пепельницы в кабинках, чтобы такие пассажиры хотя бы не бросали окурки на пол или в унитаз самолета.

Бонус: почему в самолете нет стоячих мест?

Нет, но скоро будут. На недавней выставке Aircraft Interiors Expo итальянская компания представила модель кресел для ультралоукостеров. На таких креслах можно летать стоя, а стоимость билетов будет на 50 % ниже.

Это может показаться неудобным, но если вам нужно лететь меньше 2 часов и не хочется переплачивать, то стоячие места придутся очень даже кстати.

Фото на превью John Walton/Twitter

Комментарии

Уведомления

Стоячие места еще больше вопросов вызвали, чем их отсутствие. Судя по фото, они места в салоне занимают едва ли намного меньше, чем сидячие. Да, может, кому-то из пассажиров ради экономии в кайф лететь в условиях воздушной перегрузки на ногах - пусть даже час. Но авиакомпании в чем смысл устраивать такие места?

5
-
Ответить

Этот вопрос можно адресовать небезызвестной авиакомпании "Победа", которая всерьёз намерена оснастить свой воздушный парк подобными "стойлами".
Зная колоссальную жадность "Победы", полагаю, стоячие места для неё действительно выгодны...

5
-
Ответить

Не, ну так зная "Победу", они сделают этакую аэромаршрутку по принципам "потеснитесь, там еще 50 человек влезет" и "за проезд передавайте пилоту".))
А вот конкретно на фото изображены места, которые реально вполне сравнимы с пространством, в которое можно было бы уместить стандартные сидячие места.

11
-
Ответить

Сравнимы, да. Но всё же они меньше. В энторнэтах пишут, что при такой рассадке расстановке пассажиров пространство между рядами сокращается на 5", а число пассажиромест увеличивается на 20%.
А теперь минутка занимательной математики... ))) "Победа" сейчас летает на Боингах 737-800, значит, в среднем за один рейс сможет перевезти на 35 человек больше. К 2019 году она планирует увеличить свой воздушный парк до 30 самолётов. И даже если только треть судов будет переоснащена под стоячие рейсы, прирост пассажиропотока на них увеличится на 350 человек. А это вообще-то два полноценных самолёта! Получается, загнав на эти сёдла всех желающих улететь из точки А в точку Бэ, "Победа" сэкономит около 200 миллионов баксов на закупке двух новых судов и ещё до фига на их тех.обслуживании, ремонте, топливе, зарплате экипажей и проч... Вот Вам и незаметные 5 дюймов ))
.
Конечно, эти калькуляции учитывают идеальную для авиакомпании ситуацию, при которой самолёт загружен на все 100%. Что там получится по факту - хз. Лично я всеми руками-ногами (особенно ногами!) против стоячих мест и вообще всего, что значительно ухудшает комфорт в полёте. Эх, скорей бы уже изобрели телепортацию... ))))

2
-
Ответить

То, что показано - это вообще не стоячие, а какие-то полусидячие места. Еще чуть-чуть - и дойдут до идеи ставить не кресла, а кавалерийские седла, где можно будет сидеть верхом, свесив ноги, и занимать места куда меньше, чем в обычном кресле.
И-го-го!

13
-
Ответить

была тут на адми как-то трость-стульчик))) которая обычно трость, но если надо где-то подождать - превращается в небольшую сидушку)) вот такие всем выдавать да и все)

2
-
Ответить

Такой необычной формы он по одной постой причине: он летит как один цельный объект. - а другие летят как? частями?

10
-
Ответить

Про "невидимку" вообще написана чушь.
"...он быстрее, может перевозить большее количество багажа и расходует меньше топлива". Какой багаж?! "Невидимки" - сугубо военные самолеты, и даже не военно-транспортные.
Гляньте хоть в Википедию - там даны сравнительные характеристики B-2 (что на картинке АДМЕ) и других стратегических бомберов разных стран. B-2 уступает по всем параметрам; разве что по скорости и нагрузке слегка превосходит - и кого? "Старичков" ТУ-95 и B-52, которые летают уже по полвека с лишком!
Аэродинамика "невидимок" вообще не слишком совершенна, т.к. была принесена в жертву этой самой невидимости. Недаром в Югославии американцы потеряли один "Стелс" сбитым напрочь, и второй - поврежденным.

8
-
Ответить

Раз про багаж в военном самолёте уже раскрыто, мне осталось лишь дополнить:
________________________
Благодаря этому он быстрее, может перевозить большее количество багажа и расходует меньше топлива.
Однако производство самолета такой формы очень дорогостоящее, поэтому его не используют в гражданской авиации.
_________________________
Вот так вот, два взаимоисключающих посыла.

Интересно, адме купили генератор чуши или берут чушь голыми руками на чужих ресурсах?

1
-
Ответить

ага, я тоже слышала, что они именно для этого и сделаны - для невидимости)) странно их с пассажирскими сравнивать

-
-
Ответить

"Но британские инженеры решили эту проблему и в 1969 году сделали один из самых быстрых пассажирских самолетов, нос которого может менять наклон."
Позорище! Когда журналисты АДМЕ перепощивают зарубежные материалы, это надоедает, но в общем, не вызывает возмущения. Если есть оригинальный зарубежный материал, не конкурирующий с отечественным - пусть себе тешатся. Но в данном случае мы видим перед собой "Иванов, не помнящих родства"! Указанную проблему первыми решили не британские, а советские инженеры - ТУ-144 с отклоняемым носом взлетел на год раньше франко-британского "Конкорда", о котором идет речь в заметке.

17
1
Ответить

за что люблю читать комментарии, так это за то, что можно узнать много интересных вещей. Я серьезно.

6
-
Ответить

Хотел по тому же поводу высказаться. Благодарю за более развёрнутый комментарий.

1
-
Ответить

"Большинство самолетов белого цвета, и это неспроста".
Ага. Самолеты S7 - зеленые, "Red Wings" - красные, у многих российских авиакомпаний в окраске присутствуют полосы цветов российского флага. И птицам в небе куда легче заметить красный самолет, чем белый (особенно на фоне облаков).

7
-
Ответить

более того, курс самолета, в большей его части, пролегает в слоях атмосферы, не богатых кислородом. поэтому и птицы там - редкий гость

2
1
Ответить

Проблема птиц возникает при взлете-посадке. В аэропортах птиц специально распугивают разными способами. Но вообще, в статистике авиакатастроф столкновения с птицами реально роли не играют, если и были достоверно зафиксированные, то их по пальцам можно посчитать. А вот катастрофы из-за перегруза были - в Таджикистане, Анголе. Так что в самолет со стоячими местами я не сяду.

4
-
Ответить

В Эмиратах, например, в эконом классе на некоторых рейсах 46 кг багажа (раньше даже больше было) + кг 5-10 ручной клади (сколько утащишь, не особо проверяют, если правильно распихать) на человека. Если ограничить весь багаж до 5 кг (это ж лоукостер), то можно еще пассажиров впихнуть, вес общий не изменится.

1
-
Ответить

Могу предложить считать, что птицы хорошо слышат,
и им это У-У-У-У уже издали противно.

-
-
Ответить

Я не понял, какой смысл жертвовать аэродинамикой в пользу чуть лучшего обзора? Что мешает поставить внизу камеру, а в кабине экран, и заходить на посадку, или рулить по полосе по нему? Может конечно в 1969м году и было проще сделать движущуюся кабину, но сейчас?

1
-
Ответить

сейчас и камер не надо, все садятся на автопилоте, датчики показывают сантиметры до полосы.

-
-
Ответить

От души поржал над очередными благоглупостями ЭдМивских авторов. Даже и комментировать нечего. Повторяю диагноз (чужой): самоуверенность полузнаек. © Троечники без комплексов.

6
1
Ответить

"Поэтому авиакомпании решили оставить пепельницы в кабинках, чтобы такие пассажиры хотя бы не бросали окурки на пол или в унитаз самолета" - да и хрен бы с ним, с полом или унитазом. А вот окурок в мусорке, полной бумаги - это может стать проблемой.

А стоячие места ещё сертифицировать надо. Вполне вероятно, что такая толпа народу не успеет выбраться из самолета в случае эвакуации, и никто не даст добро на установку таких кресел.

-
-
Ответить

Похожее