12 секретов метро, которые все это время были у нас под носом

Наука
1 год назад

Метро — один из самых популярных видов транспорта в мире. Ежедневно подземкой пользуется более 150 млн человек, что в десятки раз превышает, например, количество авиапассажиров.

Мы в ADME тоже регулярно проходим через турникеты, проталкиваемся к выходу в час пик, оттого и знаем некоторые секреты метрополитена.

12. По платформе можно понять, где откроется дверь

Для желающих заходить в вагон в числе первых есть простой способ сделать это. Как правило, поезд всегда останавливается в одном месте, а участки края перрона, где открывается дверь, отполированы ногами миллионов пассажиров. Соответственно, они будут чище, чем весь остальной пол.

Впрочем, этот лайфхак нужен не всегда. Все чаще встречаются станции с дополнительными дверями на перроне или со специальной разметкой. Посмотрите, как удобно все сделано в Сингапуре.

Двери и разметка нужны не только для удобства, но и для лучшей пассажиропропускаемости. Подобное можно встретить во многих метрополитенах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

11. Не стоит придерживать двери вагона опаздывающим

Многие пассажиры считают вежливостью придержанную дверь в метро, однако такая услуга влияет на график всех поездов, отчего количество рейсов уменьшается. Соответственно, в следующих вагонах будет теснее обычного.

Каждая придержанная дверь отнимает примерно 10 секунд от графика, и если учесть, что в пиковое время вагоны могут приходить каждые 2 минуты, то это становится проблемой и для машинистов.

10. В час пик поезда могут останавливаться в тоннелях

Поезда порой замедляют ход, а то и вовсе останавливаются в тоннелях, однако это не повод для волнения. Основная причина таких остановок — выровнять график, который сбивается из-за того, что в час пик пассажиры дольше выходят и заходят в вагон.

К слову, люди, придерживающие дверь, из предыдущего пункта в особенности способствуют таким остановкам. Равно как и желающие запрыгнуть в закрывающийся вагон. Не делайте так.

9. Сиденья расположены боком только в самых загруженных метро

Это отличительное расположение сидений в метро нужно для экономии места и удобства. Сидения занимают довольно много пространства, а поскольку убирать их полностью нельзя, то количество сократили и расположили так, чтобы в проходе было максимально свободно. К тому же так легче встать, чтобы выйти на нужной остановке.

Есть еще один способ расположения, который используется в городах с меньшей загруженностью метрополитена.

Сидения располагаются напротив, и люди сидят лицом друг к другу. Так проще выйти, если вы сидите у окна, и пассажиру рядом не придется вставать, чтобы пропустить вас. Конечно, в проходе становится теснее, но так как пассажиров меньше, дискомфорта не чувствуется.

8. В некоторых странах есть вагоны только для женщин

Подобные меры нужны для того, чтобы избежать возможных домогательств со стороны мужчин, которые довольно часто встречаются в ряде стран. Так, в Японии вагоны для женщин — обычное дело, в них запрещается ездить мужчинам в часы пик; в остальное время вагон открыт для всех.

7. Турникеты и жетоны есть не в каждом метрополитене

Для многих турникеты и жетоны — это визитная карточка метро, однако встречаются подземки с другой системой пропуска. Например, в Вене отсутствует контроль на входе и на выходе, работает все практически на полном доверии — проход свободный. Однако если без билета вас застанет контролер, то готовьтесь выплатить кругленькую сумму штрафа.

Подобный принцип действует еще в некоторых городах, и он значительно упрощает жизнь людям, которые пользуются метро.

6. Лучшие места находятся в середине вагона

Это нельзя считать за правило, но по статистике в углах люди чаще мусорят, потому что чувствуют меньше взглядов со стороны. А когда вы стоите у дверей, мимо вас постоянно кто-то проходит, что не всегда комфортно.

К тому же места у входа самые опасные: у вас могут вырвать из рук телефон или сумку при закрытии дверей.

5. Двери на входе в вестибюль подземки тяжелее обычных

При входе в метро порой приходится наваливаться на дверь, чтобы ее открыть. Действительно, они гораздо тяжелее тех, что установлены в офисах, магазинах, квартирах. Это объясняется тем, что в метро гуляют потоки воздуха, генерируемые движением поездов, которые с легкостью могут распахнуть стандартную дверь.

И есть небольшой секрет. Так как давление воздуха внутри выше, то при открытии дверей воздух рвется наружу. Соответственно, заходя в метро, проще открывать двери на себя, а при выходе — от себя.

4. Туалеты в метро не редкость

Есть ряд причин, по которым в метро может отсутствовать столь необходимая вещь, как уборная. Это и сложность размещения под землей, и ограниченное пространство некоторых станций, и большое количество пассажиров. К тому же, по нормативам, если время поездки занимает менее 60 минут, то можно обойтись и без туалета.

Впрочем, во многих европейских городах в подземках можно легко найти туалеты. Появились они и на большинстве кольцевых станций в Москве и являются платными. К тому же, на случай острой необходимости, всегда можно обратиться к сотруднику метрополитена, который проведет вас в служебный туалет. Они есть на каждой станции, но закрыты для пассажиров.

3. Ветер на станциях поднимают проходящие поезда

Легкий сквозняк и регулярные порывы ветра создаются системой вентиляции, частью которой являются тоннели и поезда, играющие роль поршней.

Вентиляционные шахты удаляют из метро различные газы и подают свежий воздух. Когда же в тоннеле идет состав, то перед ним образуется избыточное давление. Таким образом поезд выталкивает перед собой скопившийся воздух, проветривает тоннель и поднимает ветер, который мы с вами и ощущаем.

2. Особый запах метро уходит в прошлое

Самый узнаваемый и любимый многими запах подземки постепенно начинают скрывать специальными средствами. Так, в метро Нью-Йорка, Лондона, Амстердама рядом с вентиляцией установлены аромамашины, которые создают приятный аромат. Но в московском, киевском и некоторых других метро все еще можно услышать запах старой доброй подземки.

Это целый спектр запахов: и креозот, которым обрабатывают старые деревянные шпалы; и запах металлической стружки с маслом, возникающий при торможении состава; и отделочные материалы, долго выветривающиеся под землей; и, конечно же, запах всех пассажиров, вместе взятых.

1. Эффективнее, если оба ряда на эскалаторе стоят

Все мы знаем негласное правило: стоять на эскалаторе надо справа, а идти — слева. Однако, как доказали исследователи из Лондона, такой способ нисколько не уменьшает пассажиропоток, а наоборот, увеличивает его на 31 %.

Лучшее решение, которое и прописано в правилах метрополитена, — стоять на эскалаторе в 2 ряда.

Ну что, теперь вы перестанете ходить по эскалаторам в час пик?

Фото на превью Schöning / ullstein bild / Getty Images

Комментарии

Уведомления

В правилах московского метро написано, что на эскалаторе слева идут, справа - стоят. Только если работники призывают занимать обе стороны, тога все стоят.

6
1
Ответить

в МСК это вполне оправдано) После МСК в Спб очень сложно привыкнуть,что стоят с обеих сторон,учитывая,что эскалатор намного длиннее и никакой возможности ускориться нет. Бесит)

1
1
Ответить
4 года назад
Не шумите. Комментарий спит.

чесслово, на выход всегда эскалатор стоит.Я жертва м.Лесная и м.Черная речка (не могу выбрать, где я больше страдала). Ну да, немножко понаехала, но по уважительной причине ( замуж за коренного живчика Спб)

-
-
Ответить

В СПб стоят с двух сторон только на подъем, потому что станции глубокие, и наверх подняться могут только очень спортивные граждане. А вниз наоборот, летят как умалишенные все, кому не лень

10
-
Ответить
4 года назад
Комментарий взял перерыв на кофе. Или два.
4 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.

В Москве туалеты есть на нескольких станциях, но там оплата только "Тройкой" (я никогда не пользовалась: вдруг зайду, а обратно не выйду)). Еще есть в поездах, ходящих по МЦК и МЦД.

-
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
4 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.
4 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
4 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».
4 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
4 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.

Почти в тему: раньше в Питере была тьма общественных туалетов с соответствующим амбре. А теперь на их местах - сплошные кафе и пирожковые. Люди едят, там где раньше...

1
-
Ответить

ну не правда- это другие здания) а туалетики есть: маленькие и синие кабинки (двойные) - а посередине сидит продавец...

-
-
Ответить

Правда, правда )) Часто под эти цели использовался подвальный этаж. Могу список привезти. У меня тетя на Невском жила раньше, я часто к ней ездила.

2
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий съел енот.

Про такое фуфуфу знают только старожилы :-)) В Москве тоже есть подобные места - сама знаю несколько.

Хотя на самом деле это просто эмоции - ремонт сделали, начинку убрали - и вуаля, это уже просто пирожковая :-)) Вы таким пирожком побрезгуете, а новый человек с незамутнённым взглядом - пожалуйста!

1
-
Ответить

Ну, я - дева не юная, все помню )) И никакой ремонт не убьет ассоциации. А еще знаю кафе в помещении бывшего морга )

2
-
Ответить
4 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.
4 года назад
Комментарий был признан слишком крутым для этой планеты.

О! В Праге прямо внизу у входа на Карлов мост есть кафе, использующее помещение бывшего морга. Так и называется "Marnice" Они безмерно довольны собой, подают блюда "утопленник", мороженое "зелёный труп" и пирожное в виде гробика с крестиком.

Не вздумайте соблазниться на креатив - кухня у них очень средняя, хоть и дорогая не по-пражски. На крайняк - зайти, чтоб заказать кофе с пироженкой-гробиком, сфоткать и гордо удалиться :-))

Комментарий с изображением на AdMe.Media
3
-
Ответить

Жуть какая то )

У них в Праге прямо таки нездоровая любовь к извращениям. Скульптор этот кошмарный Давид Черный. Одни младенцы на башне чего стоят.

2
-
Ответить

Да, младенцы у меня тоже вызвали какое-то тошнотворное чувство. А кафе-морг - нет. Просто прикол :-))

Комментарий с изображением на AdMe.Media
2
-
Ответить

и черепа. Фотографию пирожного в виде могилки с крестом не нашла, а ведь точно фотографировала (

Комментарий с изображением на AdMe.Media
2
-
Ответить

Но это у них религия такая, а не прикол.

P,S, сразу и не вспомнила этот ужас ) много времени прошло.

1
-
Ответить
4 года назад
Сдаётся место для комментария.

Да там пока добежишь до Галереи, пока по эскалатору вверх и до туалета, а еще и очереди там частенько... Немудрено и в штанишки набудонить))))

1
-
Ответить
4 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

хм..я тоже это читала. Насколько помню, во избежании угрозы теракта (ну по той же причине,почему мусорок нет и не будет)

2
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.
4 года назад
Это слишком личное, не можем показать.
4 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.
4 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
4 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
4 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.
4 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.

очень полезная статья. Но не все будут придерживаться данных правил - это и так понятно. По поводу входа в метро на доверии, ну в странах СНГ платить почти никто не будет это и так понятно. Все играет менталитет.

-
3
Ответить

В Будапеште тоже на доверии. В смысле: доверяй, но проверяй. Орды контролеров внезапно появляются ниоткуда прямо в переходе и начинают повальные проверки.

3
-
Ответить

Какое там "на доверии"... Только этим летом были: постоянно у воротец, которые компостируют талончики, стоят контролёры, причём, несколько человек. И ещё контролёры постоянно ездят в метро, автобусах и электричках, причём, все крепкие дядьки - явно никому не доверяют. Плюс многие станции, "однонаправленные", т.е. если ты проехал свою остановку или зашёл не с той стороны, пересесть на поезд в обратную сторону можно только выйдя из метро на поверхность и спустившись обратно через другой вход. А обратно нужно новый талончик, потому что там стоят недобрые дяди, и их вообще не волнует, что на талончике пропечатано время 5 минут назад. Билет на одну поездку? На одну. Вышел из метро? Вышел. Ну всё, одна поездка закончилась, покупай новый билет. Не на всех ветках и станциях, но в окрестностях центра на многих, особенно конечные на жёлтой ветке хороши. Муж, выросший в Киеве и многократно бывавший в Москве был крайне удивлён системой метро, где вообще невозможно пересесть, даже на обратный поезд. Я как человек с диких европейских окраин, где метро никогда не было и не будет, в силу природного пиетета перед метрополитеном сразу просекла эту тему, а он мне поначалу не верил.

3
-
Ответить

Так и я о том )) Но формально турникетов нет. Уж лучше бы были ))

Однонаправленные станции тоже напрягают главным образом из-за лишней хотьбы. Я обычно проездной покупаю.

P.S. чем больше путешествую, тем больше люблю московское метро. Купил билет и независимо от расстояния катись себе к... куда надо вообщем )) И радует, что мцк в эту же систему включили.

2
-
Ответить

Дополнение: в Петербурге вход и выход в метро на некоторых станциях друг с другом не связаны. Я как то пропустила свою станцию, доехала до конечной. Чтобы вернуться, пришлось выйти из метро и снова в него войти, еще раз заплатив

2
-
Ответить
4 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

Контролёры и штрафы - это больше для "понаехавших". Свои и так обычно всегда платят.

-
-
Ответить
4 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.

Во всех поездках обязательно изучаю систему транспорта - метро и т.д.

Зачастую, если едешь на 2-3 дня выгоднее взять какой-нибудь групповой или одно-трех-пятидневный проездной, чем платить за каждую поездку отдельно.

В Праге тоже вроде как на "доверии", билеты продаются на определённое время - либо на 30 минут, либо на 90, либо на день (24 часа) с момента первого компостирования или покупки (если в вагоне трамвая). Действительны на все виды транспорта в течении указанного времени.

Мюнхен - тоже "на доверии", есть много разных вариантов групповых билетов и билетов на 2-3 дня, но там по зонам следить надо, чтобы ненароком не заехать в "неоплаченную" зону.

В Лондоне контроль на входе и выходе, но есть плюс - с карточкой Ойстерс за день больше определённой суммы не заплатишь, хоть искатайся весь (сумма зависит от зон, по которым катался - для метро - и от вида транспорта).

В Вене тоже можно взять билет на один или несколько дней и кататься сколько хочешь на всех видах транспорта (на сутки 8 евро). Время считается от первого компостирования. Недорого, учитывая, что разовая поездка стоит 2,40.

В Берлине на транспорте не ездили. :)

В родном городе метро нет.

-
-
Ответить

У вас хорошая память. А у меня смешались люди, кони... Помню только нерядовые ситуации.

Но что в Берлине, как в Мюнхене еще помню. В прошлом году на рождественские ярмарки гуляла.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
4 года назад
Комментарий был не про авокадо. Пришлось удалить.
4 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.
4 года назад
Комментарий закрыт на реставрацию.
4 года назад
А был ли комментарий?

В Киеве в час пик если заходить в метро в центре, то нереально нормально стать на 1 ряд эскалатора, такая толпень, что в основном в 2 ряда едут, но некоторые уникумы пхаются идти пешком. Не понимаю я таких, типо 30секунд сиграют какую-то роль? И это стоит того, чтобы всех распихивать и бежать куда-то сломя голову? Может эти люди, когда едут на транспорте еще и ногой отталкиваются от дороги, чтобы быстрее было?

-
-
Ответить

30 секунд иногда играют роль )) Если, например, надо к электричке успеть на определенное время. Летишь как комета.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.

Утром как раз время рассчитано до секунды. А вот в течении дня и вечером бывают нюансы.

-
-
Ответить
4 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.
4 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
4 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.

Терпеть ненавижу бегущих по эскалатору. Всегда стою, ибо несколько раз довелось наблюдать эпические падения людей- и тех, кто торопился ради 30 секунд, и тех, кого толкнули вот такие торопыги.

-
-
Ответить

Барьеры с дверями удобны только для пассажиров. Для самого метро это головная боль. Поэтому их после ленингрвдского опыта нигде у нас и не делали.

Хотя барьеры вполне возможны. Если только проходы в них не привязывать к расположению дверей вагонов (по типу входных турникетов)!

-
-
Ответить

С точки зрения удобства посадки сиденья в вагонах должны быть как на дрожках: спиной к спине. А двери во всю стену.

Комментарий с изображением на AdMe.Media
-
-
Ответить

Я не москвич, но всегда бесят эти торопыги, которые бегут по левому ряду эскалатора. Так и хочется в спину пнуть. Ну куда ты бежишь, дурачок? Что тебе эта 1 минута даст? Это так же как в городе пытаться гнать на машине. Все-равно светофоры всех сравняют, специально проверяли.

-
-
Ответить

вообще, эта минута даст очень много. Вот он побежит и успеет на этот поезд, а не следующий - считайте, 3 минуты в плюс. потом успеет на переход, там тоже на поезд пораньше сядет - еще минут пять. Если от метро еше на чем-то ехать - то тоже успеет вскочить в автобус, а следующий может и через 15-20 минут быть. Проводились эксперименты (в питерском метро, не московском, но думаю, там цифры еще более впечатляющие): если везде бежать (по эскалаторам, на переходах, вдоль перрона, чтобы заскочить в ближайший к выходу вагон), можно легко сэкономить до получаса. Это прилично.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.

по правилам метрополитена "стойте справа, проходите слева". Хочет человек на полчаса дольше поспать, а потом бежать - его дело, не ваше.

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.

"порядок вечен, порядок свят: Те кто справа всегда стоят! А те что идут всегда должны держаться левой стороны..." Б.Ш.Окуджава

Ходить по эскалатору, придерживать двери спешащему на поезд, желать здоровья чихнувшему незнакомцу, здороваться с продавцами и соседями - это элемент культуры! И пытаться перекроить эти привычки под современные замеры скорости и прочие показатели - это насилие над обществом!

Увы, все чаще я слышу "питерские" реплики о просьбе занимать обе стороны эскалатора... Но пока есть силы я буду ходить по эскалатору и вниз, и вверх... Независимо от его длины... Это не только попытка сэкономить 30 секунд (копейка рубль бережет, а секунда - час), это и физкультура, и нежелание тратить время в пустую, и просто традиция... Дедушка с первых дней в Москве (в конце 30х) и почти до самой смерти в 2000 ходил по эскалатору... И редко занимал сидячие места в общественном транспорте, чтобы ими могли воспользоваться те, кому это нужнее....

Ну а реплики некоторых комментаторов о желании подтолкнуть идущих по эскалатору и прочие возмущения неторопливых пассажиров, весьма живописно рисуют нам их портреты...

Туалеты же.... Не пользовался и не хочу... Цена неадекватно завышена+половина туалетов находится на исторических станциях, где их не должно быть по существующему законодательству (они даже не парились с местом установки, а просто втыкали их в интерьеры станций!!! В колонный зал Семёновской(лучше бы они поставили их в конце зала на партизанской), в Сокольниках, на Маяковской (Тверскую и то не так жалко, она из 70-х)и т.д...

А уж этот варварский процесс по замене оригинальной мраморной облицовки, который московский метрополитен системно проводит последние годы - это совсем откровенное варварство, которое никто не в силах остановить, увы... Подземный бизнес;((

-
-
Ответить