История финской художницы, которая создала бренд ценой € 400 млн в год (А началось все с рисунка в туалете)

Писатели
1 год назад

Вряд ли в нашем мире есть много людей, которые не слышали о приключениях муми-троллей. А их создательница известна далеко за пределами своей родины. Однако Туве Янссон была не только самой известной финской сказочницей. Она была успешным иллюстратором, графиком, художницей по костюмам, драматургом, поэтессой, автором карикатур и комиксов.

Мы в ADME восхищаемся этой великой женщиной и спешим поделиться ее жизненной историей.

Туве родилась в семье финского скульптора Виктора Янссона и шведской художницы Сигне Хаммарштен-Янссон в 1914 году. Финансовое положение Янссонов было шатким, и семья жила скромно. Однако Сигне удавалось поддерживать в доме обстановку тепла и уюта, а Туве в буквальном смысле выучилась рисовать на руках у матери.

Отношения с отцом у девочки были далеко не такими безоблачными, как с матерью. Ссоры Виктора и Туве были нередки, так как у них были настолько разные устойчивые политические и общественные воззрения, что часто им было абсолютно невозможно принять и понять ценности друг друга. Несмотря на это, связь между отцом и дочерью никогда не прерывалась.

В творческой семье девочка начала рисовать очень рано, а впервые рисунок Туве был напечатан, когда ей едва исполнилось 14 лет. Спустя год она иллюстрировала уже несколько печатных изданий, а с конца 1930-х годов являлась ведущим иллюстратором журнала «Гарм». Художественное образование Янссон получила в Стокгольме, а после продолжила учебу в Финляндии.

Туве Янссон, "Мистический пейзаж", 1930-е годы.

К середине 1930-х годов Туве стала узнаваемой художницей и даже принимала участие в выставках академии искусств. Ее карьера казалась более чем многообещающей, а сама Туве заявляла: «Я подумала, что это так смешно, когда говорят, будто счастливым быть трудно». Однако мир в одночасье изменился — началась война.

Постоянный заработок во время войны Туве приносило иллюстрирование. В 1941–1942 годах она выполняла для Центра художественных открыток рождественские, новогодние и пасхальные заказы. В 1943 году в престижном Салоне искусств прошла ее первая персональная выставка.

Военные годы тяжело сказывались на населении Финляндии, будущее выглядело мрачным и безнадежным, и именно в это трудное время Туве придумала муми-мир, в котором она сама как писательница могла укрыться от происходящего вокруг. Еще девочкой Туве нарисовала на стене дачного туалета первую фигурку, напоминающую муми-тролля, как ответ в споре с братом про Иммануила Канта. Опубликовать первую книгу о муми-троллях помог ее жених Атос Виртанен, ставший прототипом Снусмумрика и Ондатра.

Книга «Маленькие тролли и большое наводнение» вышла в 1945 году и сразу же вызвала много споров о том, как тролли, которые беззаботно пьют пальмовое вино, курят и подчас даже бранятся, вписываются в модель воспитания будущих достойных граждан своей страны. Туве не раз приходилось повторять, что книги она пишет, чтобы веселить, а не для того, чтобы воспитывать.

Война накрыла своей мрачной тенью и вторую книгу «Муми-тролль и комета», которую Туве дописывала в 1945 году. В «Шляпе волшебника» же, увидевшей свет в 1948 году, героям больше не грозят никакие катастрофы и им нет нужды спасаться бегством. В этой же книге появляются 3 новых персонажа: Тофсла и Вифсла, а также Морра.

Туве писала «Шляпу волшебника» в тяжелый период своей жизни: помолвка с Атосом была расторгнута, а в жизни писательницы появилась новая возлюбленная — театральный режиссер Вивика Бандлер, ставшая прототипом Вифслы.

Однополые отношения в то время в Финляндии сильно порицались обществом и были вне закона, поэтому в книге Тофсла, прототипом которой была сама Туве, и Вифсла говорят на странном языке и везде носят с собой чемоданчик, в котором спрятан огромный рубин, являющийся олицетворением любви Вивики и Туве. Морра же символизирует грозящую руку закона, которая вот-вот настигнет маленьких Тофслу и Вифслу и отнимет у них рубин.

Несмотря на работу над книгами о муми-троллях, Туве всегда считала себя в первую очередь художницей и с радостью принялась за работу над заказом по росписи столовой в здании городской мэрии Хельсинки в 1947 году. Закончив работу для мэрии, она начала подготовку к первой пьесе о муми-троллях на сцене Шведского театра в Хельсинки, после которой в 1949 году была запущена настоящая муми-промышленность.

Туве тяжело переживала свалившуюся на нее известность, но ее финансовое положение все еще было нестабильно, поэтому художница согласилась рисовать комиксы про муми-троллей для Evening News, что гарантировало ей регулярный доход.

Фрагмент комикса по книге «Опасное лето». Фрёкен Снорк укладывает волосы Мисе и дает ей советы: «А теперь запомни! Уверенная в себе, счастливая, беззаботная. Время от времени нужно притворяться».

По окончании 7-летнего контракта Туве ушла из газеты. Свои отношения с муми-троллями она видела как исчерпавший себя брак и говорила, что хочет развода. К счастью, именно в этот период художница встретилась с Тууликки Пиетиля, которая вновь дала Туве вдохновение писать сказки о муми-троллях, а на свет появилась «Волшебная зима», где читатель знакомится с Туу-тикки, прототипом которой стала Тууликки (на фото внизу).

Тууликки Пиетиля и Туве Янссон.

Туве вновь решила заняться карьерой живописца, хотя сосредоточиться исключительно на живописи у нее не получалось из-за заказов по иллюстрации и написанию книг про муми-троллей и других текстов. Кроме того, в 1958 году из жизни ушел отец Туве. Дочь написала для него своеобразный некролог — книгу «Муми-папа и море». Повесть, окрашенная воспоминаниями детства, дышит меланхолией, рассказывает о тоскующем отце и вместе с тем о тоске по отцу, о печали дочери. Вскоре Туве напишет «Дочь скульптора» — свою первую книгу исключительно для взрослых.

Трагедии в жизни Туве на этом не закончились: в 1970 году умерла ее мать, и Туве потеряла самого любимого человека в мире. «В конце ноября» стала последней книгой о муми-троллях, прощанием с Муми-долом и его обитателями, но в первую очередь это было прощание с матерью.

После смерти матери Туве взяла тайм-аут от всей работы, кроме живописи, и переехала на остров Кловахарун с Тууликки. Популярность муми-троллей, однако, не давала ей покоя. Вместе с Тууликки Янссон много путешествовала по другим странам, где ее встречали как голливудскую звезду. Появились радиопьесы, постановки и первые телесериалы про муми-троллей. Кроме того, на все письма поклонников Туве отвечала сама, что отнимало у нее массу времени.

Способность творить Туве не утратила до самого конца жизни. Последний сборник ее новелл «Послания. 1977–1997» был издан в 1998 году. На момент его публикации писательнице было 84 года. Ее творческая карьера длилась уже 70 лет. Вскоре у Туве диагностировали рак. На встрече с пастором на вопрос: «Задумывались ли вы о вечном?» — Туве ответила в характерном для нее стиле: «Да. Я с любопытством жду этого и надеюсь, что это будет веселый сюрприз».

Многосторонняя личность этой сказочницы, мечтавшей быть только художницей, никого не оставляет равнодушным и сейчас. На ее родине есть музей и парк, посвященные муми-троллям, ее полотна можно посмотреть в нескольких музеях в Хельсинки. Также ее фрески украшают несколько детских школ, садов и церквей в столице Финляндии.

Узнали ли вы для себя что-то новое про Туве Янссон? Любите ли вы ее только как писательницу или вас привлекают и ее работы в качестве художницы?

Фото на превью wikipedia, wikipedia

Комментарии

Уведомления

Пыталась почитать детям про муми-троллей, не осилила даже первую главу. То ли перевод плохой, то ли просто не моё

5
-
Ответить
4 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.

А я обожала Алису, и Зазеркалье тоже, читала раза три лет с десяти.
Мумитроллей только мультики смотрела. Нравились, хотя и заунывные, в разряд самых любимых не попали.

3
-
Ответить
4 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!

Диснеевскую не смотрела, советская нравилась. Вообще, трудно найти мультики, которые мне совсем не нравились. )

3
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.

Ну, я бы так могла сказать только про какие- нибудь явные страшилки или убойный сюрреализм.

-
-
Ответить
4 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.

Слушала передачу про переводчицу шведских и скандинавских детских авторов: признавалась, что очень сложно подобрать русские слова- аналоги и вообще понять и проникнуться их мироощущением.

11
-
Ответить

Линдгрен настолько жизнерадостна была и оптимистична, ее темперамент мало напоминает северный морской. Вряд ли есть кто- то, кому трудно было бы читать ее тексты.
Переводчица муми- троллей и современных сказочных финских вроде стихов для детей рассказывала о трудностях перевода.

1
-
Ответить

Очень люблю первые истории про муми-троллей, но читать книги Туве Янссон для взрослых не смогла категорически.

5
-
Ответить

Миллион раз читала Муми-троллей, одна из любимых книг. Но Тофслу и Вифслу всю жизнь считала братьями, а оно вон как 0_0
___
И теперь стало понятно, почему "Муми-папа и море" и "В конце ноября" такие грустные..

21
-
Ответить

Обожаю муми! Но, имхо, товары с изображениями героев слишком дороги. Такое ощущение, что ВВП Финляндии состоит исключительно из этого бренда.

12
-
Ответить

А мне эти товары все глаза намозолили. Уже с десяток лет Эстония ими завалена, другой посуды и полотенчиков для ребёнка не купишь. Ну, еще только если Эльза-Анна и Cars :(

1
-
Ответить

судя по фото, они действительно похожи на своих муми- персонажей.

1
-
Ответить

Статья очень интересная, но есть некоторые вещи, которые лучше не знать... Ну вот нафига мне знание, что и кого символизируют Тофсла, Вифсла и рубин? Пусть бы они и дальше оставались просто забавными чудаками... :(

6
7
Ответить

Ну в детстве определенно не понравилась бы такая инфа. Теперь уже не важно " из какого сора растут стихи, не ведая стыда".

4
-
Ответить
4 года назад
Этот комментарий отрастил ножки и убежал.

"волшебная зима", "муми-папа и море" и "в конце ноября" особенно нравятся, но они уже скорее для взрослых, муми-тролль там уже тоже скорее подросток.
"летняя книга" очень понравилась. Прототипами были её племянница София и мать Сигне.
Вообще сильная баба эта Сигне.

-
-
Ответить

Муми с детства вызывают у меня чувство беспокойства, одинокости и грусти и оставляет неприятный осадок, особенно книги. До сих пор не смогла понять почему такое странное воздействие. Оказывается, точно такое же восприятие у моего брата.

7
-
Ответить

Даже первые книги?
У меня такие чувства вызывали только поздние - Волшебная зима, В конце ноября. Там так всё депрессивно и мрачно, что это детям, по-моему, вообще противопоказано читать, особенно подросткам. А в первых книжках как-то всё повеселее, хотя Волшебник из Шляпы волшебника всегда пугал.
Моя любимая - Опасное лето, особенно момент, когда они ставят пьесу )) там всё очень смешно получается ))

6
-
Ответить

Ну, не знаю, мне нравятся все, первые повеселее, вторые грустные, философичные, но я бы не сказала, что мрачные. Никто же не умер) даже бельчонок в "Волшебной зиме". Мне последние, может быть, даже больше нравятся.

-
-
Ответить

Я думаю, всё от конкретного ребенка зависит: я в детстве была очень одинокой и тревожной (многие знания - многие печали), и эти книги меня вгоняли в еще большую тревожность. Возможно, более веселые от природы дети не так мрачно их воспринимают, не знаю )) Но это не только мое впечатление от этих книг!
Никто не умер, да, но чувство безысходности и тоски исходит от этих книг, увы.

1
-
Ответить

Похожее