За многими великими поэтами и писателями стоят очаровательные дамы, которые воодушевляли или помогали, вынуждали страдать или несли невиданное счастье. Творцы не могут жить без муз, и в их роли выступали неординарные женщины, чьи судьбы интересны нам и сейчас.
Мы в AdMe.ru заинтересовались, кем были женщины, которые покорили великих литераторов, и как они повлияли на их творчество.
Русская графиня польского происхождения Эвелина Ганская вошла в жизнь Бальзака совершенно загадочным образом. Она писала ему восхищенные послания под именем Чужестранка, прозаик поддался игре, и у них начался роман в письмах. Когда они наконец встретились, писатель был покорен красотой Эвелины, а он показался ей просто «маленьким и кругленьким» человечком. Но его обаяние быстро заставило ее забыть о его внешности.
Графиня была замужем. На протяжении 17 лет Ганская и Бальзак редко встречались, но продолжали романтическую переписку. Когда муж Эвелины умер, Бальзак сделал ей предложение, но дело осложняли политические отношения России с Францией. Ганская не захотела лишиться имущества и титулов.
В конце концов паре удалось пожениться, но уже тогда, когда Бальзак был тяжело болен. Эвелина ухаживала за ним. В браке до смерти писателя они прожили всего несколько месяцев. После кончины Бальзака ей пришлось оплачивать его долги, она содержала его мать и издавала его незавершенные романы.
Саломея Андроникова была настоящей классической красавицей и в Петербурге Серебряного века была известна как женщина, личностью которой вдохновлялись многие поэты и художники. Она держала литературный салон и сама формировала интересное для себя общество. Не смог остаться равнодушным к чарам грузинской красавицы и Осип Мандельштам. Но любовь его осталась безответной, для Саломеи Осип был просто одним из друзей. Позже она не раз отмечала, что окружающие слишком преувеличивали любовь Мандельштама к ней.
Поэт посвятил ей стихотворение «Соломинка», которое она назвала «божественной музыкой», а также «Мадригал» и «Я потеряла нежную камею».
«Русская княжна с непростым характером» — так называли Наталью Палей. Современники отмечали ее красоту, ум, обаяние. Она родилась во Франции и всю жизнь прожила в Европе. Ремарк так описывал знакомство с ней: «Плавное начало, какие-то слова, легкий флирт, нежная кожа лица и губы, неожиданно требовательные...» Они познакомились в 1940 году в США, и этот роман продлится 11 лет. Влюбленные встречались и расставались, война развела их по разным городам, они писали друг другу трогательные письма, полные любви и нежности. В 1947 году они вернулись в Европу, но Ремарка не прельщали постоянные разъезды, без которых не могла жить Наталья. Их роман понемногу угас.
Считается, что их встреча очень ярко описана в романе «Тени в раю». Немецкий эмигрант-антифашист, спасаясь от преследования нацистов, оказывается в Нью-Йорке, где знакомится с Натальей Петровой, русской манекенщицей.
Фекла была простой девушкой, к тому же младше дворянина Некрасова на 25 лет, но, когда они познакомились, очаровала его непосредственностью и легким характером. Они быстро стали жить вместе, обаятельная девушка мгновенно училась всему, вошла в круг литераторов, которые с удовольствием приняли «милую Зиночку». Но почему же Зиночку? Некрасов решил, что у молодой жены есть недостаток. Она удивилась, когда он решил переименовать ее и устранить этот недостаток — неблагозвучное имя.
Девушка глубоко и искренне привязалась к Некрасову и была рядом с ним до самой смерти поэта. Для него эта любовь стала наградой за все страдания и обиды. Для нее — единственной на всю жизнь. Зина была и подругой, и помощницей, и музой, и сиделкой. Ей Некрасов посвятил несколько стихотворений, поэму «Дедушка». Когда поэт умер, она отказалась от наследства и больше не вышла замуж, говоря, что навсегда останется женой Некрасова.
Лермонтов познакомился с Варенькой, когда ему было 18 лет, а ей — 16. Они признались друг другу в любви, но родители девушки были против брака. И когда поэт уехал в Петербург, быстро выдали ее замуж за богатого помещика Бахметева, который был намного старше. Варвара поверила слухам о том, что Лермонтов женится.
Всю жизнь поэт помнил свою первую любовь, посвящал ей стихи: «Она не гордой красотою...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Валерик» и другие, а также третью редакцию поэмы «Демон», поэму «Измаил-Бей». Его знакомые даже считали, что и в прозе он зашифровывал личность Лопухиной, хотя Лермонтов никогда напрямую не подтверждал этого. Муж Варвары страшно ревновал ее к поэту.
Один из современников писал: «Недалекому Бахметеву все казалось, что все, решительно все, читавшие «Героя нашего времени», узнавали его жену и его... Нам известен случай, когда старик Бахметев на вопрос, был ли он с женой на Кавказских водах, пришел в негодование и воскликнул: «Никогда я не был на Кавказе с женою! Это все изобрели глупые мальчишки. Я был с нею больною на водах за границей, а никогда не был в Пятигорске или там в дурацком Кисловодске». Он заставил жену уничтожить все письма и рисунки Лермонтова.
Свой знаменитый роман «Улисс» Джеймс Джойс писал 7 лет. При этом в книге идет речь об одном дне — 16 июня 1904 года. Он решил увековечить именно эту дату, потому что 16 июня встретил любовь всей своей жизни и будущую жену Нору.
Девушка работала горничной, писатель встретил ее, когда она выходила из отеля, и влюбился с первого взгляда в рыжеволосую девушку. Они стали жить вместе, но не оформили брак официально. Жить приходилось скромно, перебиваясь буквально с хлеба на воду, даже когда родились дети. Джеймс старался обеспечивать семью, но получалось не очень. Много позже, когда писатель уже стал знаменитым, Норе было трудно привыкнуть к деньгам и славе, которые на него обрушились. Барнакл была не только женой и музой, но порой выступала и в роли соавтора. По заведенной традиции, жена рассказывала Джеймсу свои сновидения, и тот нередко описывал их в книгах.
Знаменитый писатель был очень любвеобильным, ему приписывают большое количество связей, но вот музой смогла стать только одна женщина. Именно она стала прекрасной розой в его романе «Маленький принц».
Литературоведы рассказывают романтичную историю про девушку, севшую в кабину к быстрому молодому летчику, который потребовал поцелуй за снижение высоты. Их отношения были очень непростыми, были измены, расставания и страдания, и получилось так, что «Маленький принц» стал прощальным признанием в любви, ведь вскоре писатель погиб. Возлюбленная Сент-Экзюпери долго не могла поверить в то, что его действительно нет, писала ему письма и считала, что он может вернуться. Она пережила Экзюпери на 35 лет.
Виктор Гюго считался страстным поклонником женщин, но лишь одну любил больше 50 лет. Актриса Жюльетта Друэ действительно стала музой писателя, пробудила в нем романтику, желание писать о любви. Друэ всю жизнь поддерживала Гюго, практически отказалась от личной судьбы. И это несмотря на то, что он был женат, разводиться не собирался, да еще и постоянно увлекался другими женщинами.
Он любил беседовать с ней, по ее рассказам были созданы некоторые сюжетные ходы «Отверженных». Она была верна ему в течение 50 лет, полностью посвятив себя его делу, копируя рукописи, прощая ему измены. Полвека их отношений отражены примерно в 20 000 писем, которыми они обменялись.
Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, когда она пришла на его лекцию. Девушка восхищалась писателем, и они быстро сблизились. В то время Достоевский был женат, и жена умирала от туберкулеза. Однако как наличие жены, так и ее диагноз не стали препятствиями для развития романтических отношений между Достоевским и Сусловой. Но когда Мария скончалась, Суслова отказалась выходить замуж за писателя.
Их отношения нельзя было назвать простыми, как и романы Достоевского, в которых он не раз описывал характер своей возлюбленной. Как утверждают литературоведы, именно Аполлинария стала прототипом героинь по крайней мере 2 произведений писателя. Ее образ проглядывается в Настасье Филипповне из романа «Идиот» и в Полине из «Игрока».
Габриэль Гарсиа Маркес был женат только один раз и прожил со своей женой Мерседес Барча 56 лет. Она стала писателю настоящей опорой, и неизвестно, написал бы он без ее поддержки свой знаменитый роман «Сто лет одиночества», который снискал Нобелевскую премию.
Супруги всегда жили довольно скромно, и когда Маркес на 18 месяцев заперся в своей комнате, чтобы писать роман, то именно Мерседес пришлось выкручиваться, чтобы у семьи были хоть какие-то деньги.
Чтобы Габриэль Гарсиа Маркес смог издать свой роман, его жена взяла фен, миксер и заложила их. Когда книга была закончена, им не хватало небольшой суммы, чтобы послать ее издателю. «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим», — говорила Мерседес. Роман оказался гениальным. Мерседес достойно делила с Габриэлем бедность и так же достойно разделила бремя мировой славы, обрушившееся на него после выхода из печати этой книги.
Нас тронули такие разные истории любви наших любимых писателей. А какая больше всего понравилась вам?