Гениальный скрипач решил притвориться обычным музыкантом в метро. Реакция людей многое говорит о нашем обществе

Музыка
1 год назад

Джошуа Белл (Joshua Bell) — одаренный американский скрипач, творчество которого было отмечено Премией Эвери Фишера — престижной наградой, которая вручается музыкантам с 1975 года. За то, чтобы наслаждаться игрой Джошуа с первого ряда, люди готовы платить $ 415. Но оценили бы те же слушатели мастерство музыканта вне стен филармонии?

Мы в ADME нашли ответ на этот вопрос в социальном эксперименте The Washington Post. Его результаты показывают суть современного мира.

В 2007 году американское издание предложило Джошуа Беллу эксперимент. Журналисты попросили скрипача притвориться уличным музыкантом и сыграть несколько сложных произведений на станции метро. Эксперты думали, что, несмотря на час пик (выступление запланировали на утро, многие люди как раз добирались на работу), возле Джошуа соберется целая толпа почитателей классической музыки. Сам Белл признается, что волновался перед игрой в метро. Он привык выступать в концертных залах, туда приходят люди, которые уже восхищаются его творчеством. Здесь же нужно было играть для мужчин и женщин, которым может не понравиться Бах и Шуберт.

Несмотря на сомнения, и журналистам, и самому скрипачу было интересно: смогут ли люди заметить искусство в неожиданном для него месте. Или, напротив, окажется, что восхищаться картинами Ван Гога мы можем только в музее, а увидев одно из его полотен, например, в недорогом кафе, даже бы и не заметили.

Джошуа Белл играет на старинной скрипке, которую сделал сам Страдивари. Для выступления на станции метро музыкант не сделал исключение и взял с собой уникальный инструмент. Тем контрастнее он выглядел на фоне контейнеров для мусора, которые стояли в нескольких шагах от него.

В 7:51 утра Джошуа начал играть. Первой композицией стала чакона из Партиты для скрипки № 2 ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Именно эту композицию называют вершиной скрипичного репертуара и одной из самых сложных с технической и музыкальной точек зрения пьес. Для того чтобы ее сыграть, Беллу нужно 14 минут. В первые минуты выступления ничего не происходило, десятки людей просто проходили мимо, не замечая великого скрипача. Только на третьей минуте один прохожий повернул голову и посмотрел на Джошуа. После беглого взгляда мужчина продолжил идти по своим делам, но и такая крупица внимания была приятна исполнителю. Еще через полминуты уличному музыканту дали первые деньги. За все выступление только 7 человек забыли о своих делах и остановились, чтобы насладиться талантливой игрой.

43-минутное выступление Белла снимали на скрытую камеру, поэтому можно точно сказать, сколько именно людей не обратили никакого внимания на скрипача, — их было 1070. Заработал Джошуа тоже относительно немного — $ 52 (и то $ 20 бросила единственная узнавшая музыканта прохожая). За такой же концерт в филармонии можно было рассчитывать на тысячи долларов от благодарных ценителей классики.

Как признается сам скрипач, в ходе эксперимента его удивляло безразличие людей, он чувствовал, будто его игнорируют. Позже журналисты из The Washington Post пообщались с некоторыми посетителями метро. Хоть среди них оказался и мужчина, который восхищался услышанной игрой и рассказывал, что и сам мечтал стать скрипачом; были и люди, которые даже не помнили, что в метро был какой-то музыкант.

Получается, что большинство людей не находит даже минуты, чтобы остановиться и послушать великие произведения в исполнении одного из лучших скрипачей в мире. Если мы упускаем это, то какие еще важные в жизни вещи мы можем не заметить?

Комментарии

Уведомления

Получается, что большинство людей не находит даже минуты, чтобы остановиться и послушать великие произведения в исполнении одного из лучших скрипачей в мире. - И что вот в этом такого удивительного и неожиданного? Когда ты едешь на работу в 8 утра одним и тем же маршрутов в стомилиооный раз, то последнее, что хочется - это смотреть по сторонам и слушать окружение. Такое чувство, что это прям открытие для авторов эксперимента, будто они сами на метро катаются только по праздникам в качестве развлечения и поэтому не совсем понимают настроение толпы в этот час.

58
-
Ответить

То, что человек с утра погружен в себя (возможно досыпает на ходу, возможно уже работает мысленно, слушает музыку или книгу, составляет список дел) и не настроен на изучение окружающего мира, не делает его его _глубоко_ несчастливым. Рутина не делает людей глобально несчастными, у них в жизни есть не только дорога на работу с утра.

1
-
Ответить

Счастье именно в том, чтобы оторваться от рутины хоть на минуту и заметить нечто необычное и прнкрасное))

-
-
Ответить

Вот только мы не можем утверждать, что все участники эксперимента именно такие люди, а потому и жалеть их, как глубоко (!) несчастных, - брать на себя лишнее, как мне кажется.

-
-
Ответить

Получается, что не все люди любят скрипку. В метро тем более, я в таких местах любую музыку пропускаю мимо ушей

18
1
Ответить

На мой взгляд очень неудачные условия эксперимента. Ну кто остановится послушать даже самую прекрасную музыку, когда торопится на работу?
Если бы в парке в выходной день - был бы совсем другой результат. Ну или вечером, когда люди уже возвращаются с работы.
Я уверена, что люди с удовольствием бы останавливались и слушали.

48
-
Ответить

Подозреваю, что такие условия были заданы намеренно, чтобы потом с полным правом сказать людям ай-яй-яй.
Наши звезды, по-моему, выступали в московском метро ночью - публика у них была.

9
-
Ответить

Большинству людей в метро в час пик просто не до скрипача. А бОльшая часть людей вообще не интересуется скрипкой или классической музыкой, никогда в жизни не слышали об этом музыканте. Эксперимент полезен только для того, чтобы показать Беллу (при всем уважении к нему) , что он не центр вселенной, и что его знают далеко не все. Вот и все.

35
-
Ответить
2 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.

Когда я утром еду на работу я хочу тишины, хоть Паганини бы играл, плевать. Они бы еще ночью под окнами играли бы и возмущались, что люди матерят их из окон.
Ну и в принципе собирать толпу в переходе как-то не очень, мало ли.

11
-
Ответить

С самого начала этот соцэксперимент поставили неудачно. Время выбрали часпик, когда у пассажиров одна мысль - не опоздать на работу, естественно, они не могли постоять и послушать музыку. Другое дело, если бы этот эксперимент провели в парке в выходной день. Народу было бы больше и денег.

19
-
Ответить
2 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?

Вы написали мои мысли!)))
Люди, которые идут на концерт/в театр/оперу выбирают удобное для себя время - когда и сколько они хотят/могут/готовы потратить.
Поэтому метро, ещё и в час пик - абсолютно провальная идея.
А вот парк, в выходной день - как раз то, что нужно.

4
-
Ответить

У нас в переходе одно время играл пожилой аккордионист, просто играл, никакой тары для денег при нем не было. Играл замечательно, проходящих детишек встречал детскими песенками, для чем то заинтересовавших его людей подбирал подходящую по его мнению мелодию. И все это без остановки, такое своеобразное пупурри, вперемешку, и классика, и эстрада. Я однажды удостоилась la paloma, голубки, и весь день ходила и улыбалась). И сейчас с улыбкой до ушей пишу. Хороший был человек, дарил людям радость и настроение.

23
-
Ответить

у нас рядом с домом ТРЦ и около него иногда скрипач пилит. писк этот до окон долетает. неприятно.
не понимаю многих уличных музыкантов - люди бегут по делам и музыка только мешает и раздражает. а музыканты ещё и место на тротуаре занимают - обходи их. подают им из милости в основном, ради собственной кармы. любая навязанная музыка может раздражать. мы всей семьёй не ходим в магазин, в котором фоном включают современную попсу. ужасно раздражает. в магазине, если уж включили что-то, то пусть будет нейтральное и спокойное.
и по теме: всё с обществом нормально. это гениальный скрипач слегка неумный какой-то.

2
-
Ответить

Сто лет назад читала об этом эксперименте и еще тогда удивлялась, чего ожидали организаторы? Не могут все люди быть тонкими ценителями скрипки и классической музыки, тем более в таком неподходящем месте, как метро утром в час пик, их концентрация вряд ли особо высока.
А соответственный антураж и создает ценность. Если в туристическом центре города, на уличном вернисаже, среди сотен обычных картин обычных неизвестных художников, разместить неизвестную широкой публике картину любого именитого художника, то мало кто обратит на нее особое внимание. Верно и обратное: можно взять практически любую картину, подобрать ей достойную раму, вывесить ее в галерее на отдельной стене и тщательно осветить - и большинство людей увидит в ней множество достоинств (зачастую вполне заслуженных).
Могу привести пример из личного опыта: есть у нас в семье старый сервиз. Мне он никогда особо не нравился: мелкий орнамент, золотой ободочек, местами потертости, ну, так себе. Когда я в достаточно зрелом возрасте увидела на нем клеймо мейсенского фарфора позапрошлого века, то все эти изгибы, цветочки и ободочки моментально стали восприниматься иначе, и позолота стала благородной и рисунок изящным) мне самой было смешно)

28
-
Ответить

Ужасащее общество, быдло, сволочи нетонкочувствующие! Так бы всех смычком, смычком, смычком!

12
-
Ответить

«Не находят даже минуты, чтобы послушать великие произведения в исполнении великого музыканта»
Надо было дать объявление, что великий музыкант тут исполняет, тогда кто-то и нашёл бы минуту.

5
-
Ответить

Я так подозреваю, что люди в наушниках в метро авторов эксперимента вообще шокируют до глубины души

8
-
Ответить

Метро у нас нет, а вот в подземных переходах музыканты время от времени попадаются, хотя, по субъективным ощущениям, всё реже и реже в последние годы. Присоединяюсь к тем, кого эта внезапная музыка скорее раздражает, чем радует. Профессионального музыканта за всё время я видела ровно один раз - девушку с флейтой, в переходе рядом с местным театром музыкальной комедии, что характерно )))) А вот мальчики с гитарой и сомнительным репертуаром (и качеством исполнения) как-то вообще не вдохновляют.
С одной стороны, такие выступления помогают начинающему музыканту побороть страх перед публикой, но с другой - если из каждого перехода будут доноситься вопли юных дарований, жить в таком городе я бы не хотела ))))

5
-
Ответить

К сожалению многие вещи ценятся людьми только в контексте. Не совсем корректный эксперимент, лучше бы так, привести в другую страну, где его не знают, представить талантливым самоучкой, организовать выступление и предложить дать столько денег, насколько оценивают мастерство. В концертном зале ценители готовы заплатить круглую сумму, а здесь уверен, результат был бы скромный. То же с картинами, да со многими вещами. Сейчас смотрю фудблогеров, ходят в дорогие рестораны, заказывают дорогущие блюда и восторгаются. Хочу эксперимент, взять дорогие блюда из лучших ресторанов разместить в обычной кулинарии, предложить посетить а потом попросить оценить их. Уверен на сто процентов отзывы были бы куда скромнее. И наоборот, дать попробовать блюда из кулинарии в крутом ресторане.
Ценители..

5
-
Ответить

В метро, в 8 утра, по дороге на работу мне тоже было бы глубоко фиолетово кто и что и на чём играет.

-
-
Ответить

99% людей не способны оценить ни техническую сложность играемого, ни очароваться мелодией. Для первого нужно хотя бы закончить музыкальную школу, а для второго интересоваться чем-то посложнее хип-хопа, панк-рока и поп-музыки.
Результат был ожидаем.

1
-
Ответить

лично у меня в транспорте в ушах наушники. и не волнует вообще ничего. к этому прилагается опыт, говорящий о том, что именно "метровые" музыканты никогда не играют ничего, мне интересного. итого - без шансов. правда, на скрипичный концерт я тоже пошла бы в очень исключительных случаях.

1
-
Ответить

Эксперимент сомнительный. Утром люди едут на работу и по делам, и мало кто может потратить время, чтобы отвлечься. Более справедливо было бы играть днем или, может быть, вечером.

1
-
Ответить

Похожее