Психолог дал характеристику 10 известным киногероям, и оказалось, что мы ничего о них не знаем

Кино
1 год назад

При просмотре любимых сериалов или фильмов мы, естественно, обращаем повышенное внимание на героев, которые нам очень симпатичны. Причины бывают разные: кто-то видит в персонаже себя, кому-то нравится гениальность и целеустремленность протагониста. Или типаж действующего лица настолько забавный и ламповый, что он становится своим. Однако если присмотреться к этим потрясающим героям повнимательнее, то можно увидеть просто обычных людей, у которых есть свои комплексы, страхи и неосознанные причины такого нетипичного поведения.

Меня зовут Валерия, и я как психолог специально для ADME решила составить небольшой психологический портрет некоторых известных киноперсонажей. В этой статье я попыталась найти возможные мотивы определенного поведения героев и предположить, почему же они стали именно такими, какими их нам показывают в кино.

Моника Геллер

Первое, что бросается в глаза, когда мы знакомимся с Моникой, — это ее любовь к чистоте. Ей необходимо быть победителем в чем бы то ни было, а еще она трудолюбивая и целеустремленная. Как ни удивительно, но такие черты характера присущи нарциссическому типу личности. Моника — младший ребенок в семье, но при этом больше любви и поддержки от родителей доставалось именно Россу. Кроме того, в детстве она была полной, и это тоже сказалось на ее самооценке.

И чтобы занять первенство в борьбе за родительскую любовь, Монике пришлось взять ситуацию под контроль и все изменить. Поэтому она похудела и стала высококлассным профессионалом. Из-за того, что ей необходимо все контролировать, страсть Моники к уборке и желание всегда побеждать служат способом достижения собственного психологического комфорта. Тут работает установка: лучше сделать все самой, но зато идеально.

Чендлер Бинг

Как и в случае с Моникой, большинство комплексов у Чендлера появилось еще в детстве из-за сложных семейных взаимоотношений. Он очень не уверен в себе и не знает точно, чего хочет. Его шутки и сарказм — это не что иное, как самозащита, попытка показать своим собеседникам, что он очень даже уверен в себе. Кстати, Чендлер сам признается в этом, объясняя это тем, что большинство комплексов появилось у него после развода родителей (3-й сезон 17-я серия). Несмотря на это, Чендлер пользуется уважением коллег и начальства. С подчиненными он может проявить твердость характера. Но при этом наш герой скорее ведомый, нежели ведущий, и он вряд ли сможет стать настоящим лидером.

К тому же у него хорошо развита самоирония, что указывает на его аналитичный склад ума, умение видеть и принимать свои недостатки. И главное — желание работать над собой и становиться лучшей версией себя. Например, брак с Моникой положительно повлиял на Чендлера, и он стал вести себя более уверенно и отстаивать свою позицию.

Анна Каренина

Анна — довольно неоднозначный персонаж. Можно где-то ей посочувствовать, за что-то ее осудить, а в некоторых ситуациях ее мотивы и вовсе непонятны. Для Анны, вышедшей замуж совсем юной, любовь к Вронскому стала глотком свежего воздуха. Ведь брак ее не был по любви, да и муж попался немолодой. Анну при этом не мучило чувство вины по отношению к Каренину. Учитывая мысли и поведение нашей героини, можно сказать, что она, скорее всего, имеет истероидно-астеничный тип личности.

Уверенность в том, что супруг повинен во всех ее несчастьях, породила постоянную жалость к себе и в конце концов отсутствие смысла жизни. Анна так и не нашла его для себя: ни в любви к сыну, ни в страсти к Вронскому, ни даже в себе самой. В итоге у нее началась тяжелая депрессия. А чем все закончилось, мы с вами знаем.

Серсея Ланнистер

Серсея действительно чем-то похожа на львицу (лев изображен на гербе Ланнистеров): с одной стороны, она жестока и безжалостна, с другой, очень преданна некоторым членам своей семьи. Она виртуозный манипулятор и социопат. Ей присущи многие черты асоциального типа личности: умение и желание обманывать, склонность к аморальным поступкам, стремление к власти, равнодушие к чувствам других и готовность использовать их в угоду себе. Однако Серсея скорее нарциссический тип, нежели социопатический.

Такой она стала, вероятно, благодаря семейным взаимоотношениям. Когда родители относятся к ребенку непредсказуемо (сегодня ты хороший, а завтра плохой), отвергают его или игнорируют, он перестает понимать правила игры под названием «социализация». И может придумать свои, что и сделала Серсея. Она поделила всех на чужих и своих. Свои — это брат и дети, а чужие — остальные. Но для людей такого склада мало просто кого-то обожать, нужно для баланса кого-нибудь ненавидеть. Серсея считала своего брата Тириона причиной всех ее невзгод и ненавидела его с присущей ей страстью.

Дейенерис Таргариен

Дейенерис, как и Серсея, — неоднозначный персонаж. Она сочетает в себе много качеств: справедливость и жестокость, устойчивость и гибкость, чувствительность и целеустремленность. Опять же, корни этого всего идут из детства. Отец бурерожденной был безумен и жесток, а «воспитывал» ее брат, которого интересовал только он сам. К сестре же относился как к вещи.
С Дейенерис жестоко обращались, игнорировали ее потребности и желания. Немудрено, что с таким детством у ребенка сформируется психология жертвы. Но наша героиня не застряла в этой ловушке подсознания.

Есть такое понятие, как «треугольник Карпмана». Он формируется, когда люди во взаимоотношениях могут играть 3 роли (жертва, агрессор, спасатель), иногда все поочередно. Именно так и случилось у Дейенерис. Сначала она была жертвой, затем она спасала всех угнетенных, а в конце настолько убедилась в правоте своего взгляда на мир и людей, что стала агрессором.

Доктор Хаус

Доктор Хаус — гениальный, прямолинейный, язвительный и живет по своим правилам. На самом деле персонаж Хауса создан на основе образа Шерлока Холмса, в чем признался сам создатель сериала Дэвид Шор. Многие считают доктора социопатом, хотя это не так. Конечно, некоторые черты социопатии присущи Грегори, такие как пренебрежение нормами, нежелание строить близкие отношения, безответственность, манипулирование.

Однако, несмотря на его циничность и саркастичность, Хаусу небезразличны окружающие его люди. Он способен испытывать сильные положительные чувства к другим. А ведь именно отсутствие эмпатии и невозможность испытывать эмоции и является главной отличительной чертой социопатии. И все это показушное отрицание норм и правил, хамство и скептичность — не что иное, как проявление черт нарциссически-истероидного типа личности. Такому типу жизненно необходимо внимание, и неважно, каким именно способом оно будет получено.

Миранда Пристли

Миранда Пристли — начальник-перфекционист, которая требует от всех невозможного и совершенного. Работать с таким руководителем непросто, это создает много стрессовых ситуаций. Но почему же тогда работающие под ее железным командованием не идут повально увольняться, а наоборот, хотят ей подражать и добиться таких же, как она, высот? На самом деле такое поведение социальных групп — не редкость при авторитарном режиме управления в компании. Чем требовательнее начальник, тем лучше и эффективнее выполняется работа подчиненными.

На первый взгляд, Миранда — самодостаточная женщина, которая достигла всего сама, ее уважают и с ее мнением считаются. Однако счастлива ли она при этом? Вряд ли, ведь у нее нет друзей и увлечений, а все время занимает работа. Она трудоголик, и это вредит ей, а ее желание, чтобы все было идеально, не дает ей по-настоящему расслабиться и радоваться жизни. Из-за ее постоянного стремления ко все новым и новым вершинам у нее, скорее всего, параноидальный тип личности.

Кэрри Брэдшоу

Трудно не заметить, что психологический возраст Кэрри не соответствует физическому. Довольно часто она ведет себя инфантильно и в чем-то похожа на подростка, страдающего от максимализма и тяги к драматизму. В свои 30+ ее нельзя назвать зрелой личностью: она не научилась планировать жизнь и справляться с финансовыми задачами.

Так и выходит, что главный сценарий ее жизни, который она сама себе создала, — это любовь к недоступному мужчине (Мистеру Бигу). Кэрри не хочет простых и крепких отношений: в таких нет надрыва, драмы с хеппи-эндом, а значит, и, по ее мнению, настоящей любви. Такое мировосприятие соответствует складу личности — контрзависимой. Такие люди всеми способами пытаются уйти от близких отношений, им намного важнее их личные границы и пространство. В случае с Кэрри такое поведение, возможно, вызвано тем, что героиня на самом деле не хочет создавать семью, но не может признаться себе в этом. Отсюда и страдания: она думает, что хочет одного, а на самом деле жаждет совсем противоположного.

Саманта Джонс

Саманта умеет получать удовольствие от всего, будь это дружба, мода, еда или любая другая сфера жизни. Она самодостаточна, точно знает, чего хочет, любит и уважает себя, а потому не боится ни осуждения, ни критики. Наша героиня умеет принимать обстоятельства, не зависящие от нее, поэтому не пытается учить других жить. Саманта — зрелая личность, которая успешно решает поставленные перед ней задачи.

Возможно, себя она любит больше других, поэтому и не так сильно заинтересована в отношениях, как Кэрри. Но такое восприятие, скорее всего, сформировалось после неудачных и драматичных отношений с мужчиной. Тем не менее она не озлобилась на весь мужской род, а стала самостоятельной, любящей себя и свое личное пространство и научилась просто наслаждаться жизнью. Однако Саманта, скорее всего, так же контрзависима, как Мистер Биг и Кэрри: для нашей героини самое важное — это она сама.

Шелдон Купер

Шелдон возглавляет наш список персонажей по сложности в психологическом плане. В нем переплетается куча установок и комплексов. При высоком IQ (187) у Шелдона не развит социальный и эмоциональный интеллект. Он, скорее всего, обладает расстройствами аутистического спектра. Об этом говорят отсутствие эмпатии, тяга к повторяющимся действиям (он обязательно стучит три раза, прежде чем войти) и полное перенаправление фокуса внимания на что-то конкретное (изучение физики).

А также у него есть такие расстройства, как:

  • Мизофобия — страх чем-то загрязниться либо заразиться (тут же и ипохондрия).
  • Патологическое накопительство: Шелдон не может ничего выбросить из своих вещей. У него есть хранилище, в котором он держит все, что у него когда-либо было.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство: навязчивое желание делать все по порядку, в определенной последовательности или по определенным правилам. Например, он придерживается строгого режима питания, делает все строго по графику или может сидеть только на его месте.
  • Также вполне возможно, что у Купера синдром Аспергера, присущий тем, кто испытывает трудности в социальном взаимодействии. Он тяжело воспринимает сарказм и иронию, часто его поведение приводит к недопонимаю со стороны других людей.

Но, несмотря на этот внушительный список, Шелдон может сопереживать другим, тепло и заботливо (в его понимании) относиться к близким людям. Ну и, конечно же, он гений.

А вы согласны с такими характеристиками этих героев? Предлагайте новых киноперсонажей, чей психологический портрет вам бы хотелось узнать, и мы подготовим о них новый пост.

Фото на превью Sex and the City / HBO

Комментарии

Уведомления

Насколько помню, Шелдон стучит трижды, потому что однажды застал маму с мужчиной в неподходящий момент. Думаю, тут скорее детская травма

-
-
Ответить

В смысле, ничего не знаем? То есть вообще сериалы не смотрели эти? Или как?
Статья забавная, но вот нового-то там вообще ничего нет. Если хоть немного внимательно за персонажем следить, то все это на поверхности и раз по 500 в самом сериале обсасывается.
Опять замануха (

-
-
Ответить

О, очередных типа психологов подвезли. Люблю я их, да.
Ну и пара слов в качестве ликбеза для очередного психолоха... ой, простите, конечно же, -га. Герой художественного произведения - это не реальный человек. Все-таки искусству нужна цельность хотя бы на уровне образа, а личности большинства живущих пребывают в таком раздрае, что хрен там эту цельность отыщешь. Поэтому списывание "с натуры", кстати, и не приветствуется - за...мучаешься на вопросы "а с чего это герой у вас тут вот так поступил, а не как обычно?" отвечать. Плюс еще есть такая фишка, что вот прям сильно достоверное психологически изображение героя в концепт сериала/книги не впишется, как настоящая Берс не вписалась в идеал Толстого, Наташу Ростову. Вот та же Саманта: всю дорогу демонстрировала типичную интимофобию (не путать с эротофобией) с сексоголизмом (не такой уж редкий спутник интимофобии) - и тут хопа, безо всякой терапии с тем белобрысым красавчиком (Джерри, что ли?) сошлась. В жизни подобный расклад - это что-то из разряда фантастики, а в сериале ниче, смотрелось нормально, довольно логично к этому героиню подвели. Поэтому-то меня всегда и веселят подобные "психологические" разборы персонажей, да.

-
-
Ответить

Мне понравилась статья! Не во всём согласна с автором, но очень классная пища для размышлений.

-
-
Ответить

Похожее