Посмотрите, как великие режиссеры современности изображают на экране женщин

Кино
2 недели назад

Кино стало неотъемлемой частью нашей жизни. Фильмы, которыми мы засматриваемся, формируют нашу картину мира. Скажем, мы совсем неспроста считаем, что красивые женщины должны ходить на каблуках, соблазнительные — в латексе, а те, кого потрепала жизнь, обязательно одеваются как маргиналки. Мы разобрались в том, как изображают на экранах женщин признанные гении современного кинематографа.

1. Мартин Скорсезе

Практически во всех картинах Мартина Скорсезе мир показан с точки зрения мужчин. И главными героями тоже являются мужчины. Единственным исключением стала драма «Алиса здесь больше не живет» (1974).

Сложный внутренний мир женщины в картинах режиссера мы не увидим. Это всегда или легкомысленная дама, или святая (например, Айрис в «Таксисте» (1976) и Мария в «Последнем искушении Христа» (1988)) — третьего не дано. В первом случае на экране будет много бикини, коротеньких юбочек и кофточек, а во втором зрителю покажут лишь прекрасное личико. Говоря иначе, любая женщина Скорсезе, которая хочет любви и вообще имеет довольно земные желания, выглядит доступной.

2. Ларс фон Триер

У Ларса фон Триера женщины практически всегда являются главными героями. Но роли, которые им отведены, вызывают широкий общественный резонанс. Любопытно еще и то, что кастинг актрис идет вразрез с традициями: режиссер охотно отдает предпочтение женщинам, которые не особенно красивы с точки зрения принятых стандартов и часто не очень молоды.

Неотъемлемым качеством любой картины фон Триера является чувственность. Только он не идет по проторенному пути, показывая ее комически или романтически. Чувственность для этого режиссера — это поле страданий, мучений и одержимости.

Как правило, одинокая женщина в кино стремится к созданию гармоничной пары с каким-либо мужчиной. У Ларса фон Триера такое происходит крайне редко, героини у него как бы обособлены и существуют сами по себе как независимые и цельные личности. Однако с женскими персонажами в картинах этого режиссера происходит столько неприятных и порой просто мерзких вещей, что это очень возмущает общественность. Отличными примерами этому являются картины «Танцующая в темноте» (2000) и «Догвилль» (2003).

3. Дэвид Финчер

С легкой руки Дэвида Финчера мы получили огромное количество драматических картин, ставших культовыми. Стоит отметить ленты «Бойцовский клуб» (1999), «Исчезнувшая» (2014), «Социальная сеть» (2010), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008), «Семь» (1995) и множество других.

Конек Финчера — темные стороны нашей жизни. Он снимает фильмы о боли, мести и преступлениях. Помимо красивой визуальной части его картины невероятно психологичны и манипулятивны. Чтобы вызвать у зрителя определенное эмоциональное состояние, режиссер часто прибегает к игре с цветом. Вспомните, например, в «Бойцовском клубе» много почти монохромных сцен (это передает внутреннее опустошение персонажа).

А вот женщин в фильмах Финчера вообще будто не существует. Он не акцентирует никакого внимания на женственности. Все его персонажи блеклые, сломанные, психически неуравновешенные. Все они подчиняются патриархальному обществу и уходят на задний план, тогда как на переднем у этого режиссера всегда находятся мужчины. Единственное исключение из этого правила — «Загадочная история Бенджамина Баттона», где женская красота показана во всей ее полноте.

Даже сильные женские персонажи (Марла Сингер, например) таковые лишь оттого, что когда-то получили психологическую травму. Потому и одеваются они как маргиналки, и отталкивают людей, а вся их философия сводится к одному простому постулату: «не подходите ко мне близко».

4. Люк Бессон

За редким исключением все женщины Люка Бессона — роковые, стильные, мужественные. Правда, их образы пугающе однообразны и стереотипны: все героини сплошь имеют модельную внешность, красивое личико и гибкую фигурку. От Матильды из «Леона» до Анны из одноименного боевика 2019 года.

Еще более любопытно изображение мужчин. В сравнении с упомянутыми женскими персонажами мужские явно проигрывают. Рядом с красоткой всегда неуклюжий, часто откровенно непривлекательный и уж точно далекий от признанных стандартов красоты мужчина (Леон из одноименной картины, например).

5. Квентин Тарантино

Исторически сложилось так, что в фильмах Тарантино женщины — существа бессловесные. В прямом смысле слова. Если проанализировать количество реплик, которые произносят мужские и женские персонажи, выяснится, что вторые говорят намного меньше. Например, в фильме «Бешеные псы» (1992) на долю героинь приходится лишь 0,2 % всех диалогов.

К тому же в картинах этого режиссера недвусмысленно просматривается интерес к мужскому доминированию. Самый яркий тому пример — «Омерзительная восьмерка» (2015). В финале практически каждой ленты Тарантино выигрывает мужской персонаж, а женские терпят поражение.

Несмотря на это, женщины у Тарантино далеко не слабые. Практически всеми ими управляет жажда мести, которая превращает героинь в людей, невероятно сильных духом. Как правило, это и является двигателем сюжетов его кино.

6. Кристофер Нолан

Несмотря на культовый статус, сюжетный движок в большинстве фильмов Нолана очень банален: это убийство женского персонажа (фильм «Помни» (2000), например). Такой поворот можно найти в большинстве его ранних картин. Предполагается, что подобная завязка способствует созданию между зрителем и действующим персонажем эмоциональной связи.

В поздних работах драмы меньше, а манипуляция более изящна. Например, в «Интерстелларе» (2014) Нолан берет зрителей красотой иноземных пейзажей и фантастической составляющей. Однако тут использован тот же прием, что и в «Помни», но чуть более тонко. У Купера когда-то умерла жена, и вот он теперь изо всех сил тянет своих детей и не заводит никаких романов. Это заставляет женскую аудиторию активно сочувствовать персонажу.

Критики отмечают, что Нолан прошел путь от независимого режиссера до создателя простых голливудских блокбастеров. Разумеется, последние тоже хороши, однако в них уже нет той изюминки, которая была присуща режиссеру в начале его карьеры.

7. Дэвид Линч

Картины Линча — это практически всегда истории женщин, попавших в беду. Начиная с Дороти из «Синего бархата» (1986) и заканчивая Никки из «Внутренней империи» (2006). Типичная героиня фильмов этого режиссера — обычная женщина, которая днем таскает авоськи из продуктового магазина, а вечерами забирает мужа, едва держащегося на ногах, из какого-нибудь публичного заведения.

Говоря иначе, героини Линча невероятно реалистичны. Но если в реальности от таких людей мы или отмахивается, или вовсе не замечаем их, то в картинах этого режиссера именно им отводится ведущая роль.

Линч изображает женщин исключительно в тяжелых ситуациях. Он будто понимает, что значит быть дамой, оказавшейся ночью в темном переулке и увидевшей рядом с собой незнакомца. Его фильмы, конечно, жестоки и смотреть их трудно, однако этот режиссер показывает в своих картинах ту неприглядную правду, о которой обыкновенно все молчат.

Внимание: в марте 2024 года мы исправили фактические неточности в этой статье.

Комментарии

Уведомления

У Линча разные женщины, не обязательно в беде, хотя да, многие из них "соседки". Но в целом, да - даже в современных "феминистических" фильмах женщине отводится либо развлекательная роль объекта, а не субъекта, либо злодейки.

-
-
Ответить

В разделе, посвященном Ларсу Фон Триеру, допущена ошибка. Рядом с Бьорк - фотография героини фильма "Анна" Люка Бессона.

-
-
Ответить

"Например, в фильме «Бешеные псы» (1992) на долю героинь приходится лишь 0,2 % всех диалогов "
может потому что в псах и нет женщин (почти)? А гг, которые там все мужчины, по заветам Тарантино очень любят попиздеть?

-
-
Ответить

Похожее