AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

Как «Сумеркам» удалось из второсортного кино для девочек превратиться в один из лучших проектов Голливуда

Несмотря на объемную критику со стороны зрителей и небольшой бюджет, франшизе «Сумерки» удалось стать одним из самых крутых проектов Голливуда за все время его работы. Настолько крутым, что киноделы вовсю пытались повторить так называемый «эффект сумерек», но, откровенно говоря, мало кому это удалось.

Редакция AdMe.ru разобралась в причинах такого успеха заурядного на первый взгляд подросткового кино и выяснила, как вампирская сага повлияла на кинематограф в целом.

Благодаря вампирской саге мы получили серии фильмов, снятых о женщинах и для женщин

Классическое правило киноиндустрии звучит так: девочки будут смотреть кино для мальчиков, а вот мальчики фильмы для девочек не смотрят. Поэтому часто кино снимают с ориентацией на мужчин, а женщины в картинах играют роль главного приза, который достается герою за успешное прохождение какого-либо испытания. К моменту выхода вампирской саги в Голливуде негласно считали, что создание фильма для женщин — это прямой путь к провалу.

Разумеется, и до «Сумерек» снимали чисто дамские фильмы, часть из которых принесла создателям чрезвычайно большую прибыль. Чего только стоят «Титаник», «Ангелы Чарли» или «Секс в большом городе». Однако коммерческий успех этих проектов воспринимался как случайность, а не закономерность. В качестве аргументов приводили провальные картины, например «Электру» или «Женщину-кошку».

«Сумерки» считаются первой франшизой, которой удалось доказать, что фильм, снятый для женщин, может быть успешным коммерческим проектом. Считается, что именно эта сага оказала решающее влияние на гендерное равенство в киноиндустрии, а не какой-либо другой фильм того же поколения.

Хотя в сущности это та же история о Золушке: Белла — бедная, неуклюжая и не особенно привлекательная, влюбляется в богатого красавца, а к финалу повествования преображается и становится почти нечеловечески привлекательной. Вообще, полярные образы мужчин в этой саге — холодного Эдварда и горячего Джейкоба — стали едва ли не основой успеха: это гарантировало, что фильм понравится любой женщине, поскольку из двух таких разных героев-мужчин она сможет выбрать того, который был бы по душе именно ей.

С момента выхода первой серии на большие экраны киноиндустрия неоднократно пыталась добиться «эффекта сумерек», поставив во главу актерского угла женщину. Наиболее успешными попытками стали франшизы «Голодные игры» и «Дивергент».

Из-за «Сумерек» в кино появилось огромное количество вампирш, наделенных гиперпривлекательностью

Успех фильмов о Белле Свон спровоцировал появление и других вампирских картин. В первую очередь это «Дневники вампира» и «Настоящая кровь». Они тоже ориентировались на женскую аудиторию, однако одарили своих героинь сильным женским началом. Ну а мужчины в этих картинах воспринимают дам не иначе как добычу.

Ранее в кино было принято изображать вампиров как отталкивающих существ. В ряде фильмов (например, «От заката до рассвета») женщины сначала изображались безумно привлекательными, но в момент преображения в вампира становились омерзительными. «Сумерки», а впоследствии «Дневники вампира» и «Настоящая кровь» в корне изменили такой подход.

Удивительно при этом, что «Сумеркам» удалось обойтись без излишней откровенности. Наоборот, фильм отчасти пропагандирует сохранение невинности до брака (вспомните Эдварда, который отказывается сближаться с Беллой, пока она не выйдет за него). Даже фамилия главной героини намекает на чистоту: swan с английского переводится как «лебедь». Акцент на женское начало появился только после того, как Белла стала вампиром.

Помимо двух упомянутых сериалов, благодаря «Сумеркам» появились и другие фильмы: «Мрачные тени» (2012), «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» (2012), «Прекрасные создания» (2013).

Без «Сумерек» не было бы и такого громкого кино, как «Пятьдесят оттенков серого»

Фанаты «Пятидесяти оттенков серого» знают, что роман, по которому был снят фильм, изначально писался как фанфик к «Сумеркам». Таким образом, Анастейша — это Белла Свон, а Эдвард Каллен — это Кристиан. Автор фанфика просто хотела сделать отношения между исходными персонажами более телесными, ну а после этого текст вырос в самостоятельный роман и принес своей создательнице большие деньги и славу.

Несмотря на кажущуюся разницу между фильмами и книгами, у «Оттенков» и «Сумерек» есть общие черты:

  • главные героини неуклюжие и некрасивые;
  • они в обоих фильмах готовы вступать в опасные отношения с опасными же мужчинами;
  • они подвергаются насилию со стороны своих партнеров;
  • как Эдвард, так и Кристиан признаются, что не понимают своих возлюбленных, но это непонимание только усиливает желание быть с ними;
  • Белла и Анастейша часто попадают в ситуации, когда им требуется мужская защита;
  • И Эдвард, и Кристиан отталкивают своих возлюбленных, но неизбежно возвращаются, поскольку не мыслят свою жизнь без них.

Удивительным совпадением стало и то, что первые части обоих романов снимали женщины: «Сумерками» в 2008 году занималась Кэтрин Хардвик, а картину «Пятьдесят оттенков серого» в 2015-м сняла Сэм Тейлор-Джонсон. Женское видение, таким образом, не ограничивалось текстами романов, но царило и на съемочной площадке. Впрочем, вторые части обоих фильмов снимали уже мужчины.

«Сумерки» именуют одним из самых успешных многосерийных проектов Голливуда

Что касается коммерческого успеха, «Сумеркам» не просто удалось заработать деньги — франшиза стала одним из самых успешных проектов Голливуда за время его существования. Кассовый сбор составил больше $ 1 млрд при совсем не солидном бюджете:

  • первый фильм сняли за $ 37 млн, а заработали $ 407 млн;
  • на вторую часть потратили $ 50 млн и получили $ 709,7 млн;
  • третья картина обошлась чуть дороже — $ 68 млн, а принесла своим создателям $ 698 млн;
  • на четвертый фильм из двух частей суммарно потратили $ 230 млн, а заработали $ 1 541 млн.

Это была своего рода революция в кино, и многие режиссеры до сих пор пытаются повторить кассовый успех саги. Конечно, есть более успешные с точки зрения продаж франшизы — фильмы о Гарри Поттере или пиратах Карибского моря, а еще культовый «Властелин колец». Но и средств на их создание было потрачено намного больше: первые части всех этих фильмов стоили не менее $ 100 млн. А к финальным сериям цифры достигли неприлично больших размеров. Например, фильм «Пираты Карибского моря: На краю света» едва не потерял больше денег, чем в него вложили: при бюджете в $ 300 млн на внутреннем рынке фильм заработал только $ 309 млн. Впрочем, ему удалось реабилитироваться в мировом прокате: там кассовые сборы составили $ 651 млн.

Но что еще более удивительно, так это то, что вампирская сага выстрелила, несмотря на малоизвестных актеров и практически полное отсутствие спецэффектов. Так каков же секретный «ингредиент», который создатели добавили в свой фильм? Это история любви, конечно, причем любви более подростковой, чем зрелой. А именно девочек-подростков Голливуд, как правило, не воспринимает как целевую аудиторию, на которой можно неплохо заработать.

Вы смотрели вампирскую сагу? Как считаете, она по праву именуется одним из самых успешных проектов современного кинематографа?