8 причин, почему мы по сто раз пересматриваем старые советские фильмы и они нам не надоедают

Кино
1 год назад

«Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Мимино», «Любовь и голуби», «Приключения Шурика» — эти и многие другие советские фильмы до сих пор горячо любимы зрителями. По праздникам, будь то Новый год, 8 Марта или День Победы, сетка телевещания обычно до отказа забита старыми отечественными картинами. Ведь именно такое кино способно собрать у экрана представителей абсолютно разных поколений.

Мы в ADME решили разобраться, в чем секрет неувядающей любви к советским фильмам и почему картины, снятые почти полвека лет назад, смотрят даже современные зрители.

Особенности жанра комедии

Режиссеры наших любимых советских фильмов, такие как Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Владимир Меньшов, Георгий Данелия, работали преимущественно в жанре комедии. Этот стиль нельзя назвать простым, скорее это комедия с душой, ориентированная на думающего, чуткого человека. Такой зритель приходит в кинотеатр не для того, чтобы беззаботно убить время. Ему интересно посмотреть на себя со стороны, поразмышлять над проблемами общества, в котором он живет.

В тот период режиссерам приходилось писать между строк, говорить о вечных проблемах изощренным эзоповым языком. Возможно, поэтому сегодня вечные вопросы, затронутые в старых отечественных фильмах, выглядят еще более остро и злободневно.

Интерес к маленькому человеку

Кто герои современных отечественных фильмов? Как правило, это «достигаторы», пытающиеся преодолеть перипетии судьбы, или, напротив, не отягощенные избытком ума персонажи, попадающие в нелепые истории. На авансцене советского кино — герои-интеллектуалы: инженеры, врачи, учителя, ученые. Все они, будь то изобретатель Шурик, статистик Новосельцев или воспитатель детского сада Трошкин, своего рода чудаки. Но что бы ни происходило на протяжении фильма, в глубине души герои остаются глубоко порядочными людьми.

На первый план выходят проблемы повседневной жизни, простые и понятные массовому зрителю. Маленький, ничем не примечательный человек воспринимается режиссерами не как часть безликой толпы, а как индивидуальность, чьи жизненные неурядицы являют собой бездонный драматургический материал.

Отсутствие реальных злодеев

Жулик Жорж Милославский, разлучница Раиса Захаровна, карьерист Самохвалов — эти и другие антагонисты в советских фильмах являются живыми, обаятельными персонажами. Над их острыми, искрометными шутками хочется смеяться, душевным переживаниям — сочувствовать. Отрицательных героев нельзя назвать жестокими или бесчеловечными. Да и режиссеры тех лет не смакуют пороки общества, а лишь мягко подсвечивают их, показывая зрителям нелепость подобного поведения.

«По моему убеждению, искусство и литература должны апеллировать не к совести бесчестного человека, не к человечности бездушного бюрократа, не к разуму дурака, — писал в своей книге Эльдар Рязанов. — Они должны адресоваться к чувству юмора умного, порядочного человека. На недобрых людей не только важно указать пальцем — важно их и обезвредить, сделать смешными».

Художественность на первом месте

В отличие от сегодняшних модных блокбастеров, любимые нами советские фильмы сделаны в режиме штучного, ручного труда. Штат редакторов следил за их производством, начиная со сценарной заявки. Написание сценария, поиск подходящих актеров, подбор костюмов, съемки, монтаж — работа над кинолентой занимала несколько месяцев, а то и лет.

Современные картины создаются по иным лекалам: у них быстрый производственный цикл, режиссерам приходится экономить деньги и время. Телешоу, ролики на YouTube, рейтинговые передачи отхватили значительную часть «пирога» видеоконтента. Постановщикам ничего не остается, как подстраиваться под непростые условия, которые им диктует рынок. Главным показателем успеха является отнюдь не художественная составляющая фильма, а его окупаемость.

Впечатляющий актерский состав

Леонид Гайдай пересмотрел более сотни актеров, прежде чем взял на роль Шурика Александра Демьяненко. Эльдар Рязанов не приступил к съемкам «Иронии судьбы», пока не нашел польскую артистку Барбару Брыльску. Бесконечные пробы занимали много времени, но режиссеры не давали себе права на ошибку. Артистам тоже приходилось выкладываться на все 100 %, чтобы быть замеченными культовыми постановщиками. Актеры той эпохи по сей день остаются настоящими богами киноолимпа, чья игра потрясает и завораживает.

Сейчас в погоне за рейтингами и окупаемостью режиссеры и кастинг-менеджеры нередко привлекают к съемкам популярных звезд, чьи лица не сходят с экранов телевизоров. Однако узнаваемость вовсе не гарантирует того, что роль подойдет артисту, а его игра произведет фурор. Бывали случаи, когда актер настолько приедался зрителям, что не вызывал у них ничего, кроме раздражения.

Так, например, случилось с современным приквелом «Двенадцати стульев» под названием «Бендер: Начало». Отца Остапа Бендера, Ибрагима, сыграл мастодонт отечественного кино Сергей Безруков. Однако многих зрителей участие в картине топового актера нисколько не обрадовало.

Комментаторы были единодушны: «Смесь Джека Воробья и Шерлока Холмса Гая Ричи в исполнении Саши Белого», «Безруков, как всегда, безбожно переигрывает», «Где только уже ни снимался Безруков!.. А на этот и подобные фильмы уже заранее идти неохота». Современную экранизацию то и дело сравнивали с постановками Гайдая, Швейцера и Захарова. Фильм, несмотря на замыслы режиссера, провалился в прокате.

Уникальное музыкальное сопровождение

Киномузыка советских лет такая же легкая и атмосферная, как основные фильмы той поры. Невозможно представить «Иронию судьбы» без знаменитой мелодии Микаэла Таривердиева, «Служебный роман» — без лирических композиций в исполнении Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова, «Бриллиантовую руку» — без зажигательной «Песни про зайцев».

Современная индустрия кинокомпозиторства только начинает зарождаться. Нынешние продюсеры и режиссеры не всегда считают саундтрек важной составляющей фильма. В качестве музыкального сопровождения выступают, как правило, ранее выпущенные треки, которые, к сожалению, иногда приходятся не к месту.

Надежда на светлое будущее

Персонажи любимых советских фильмов — это люди, оказавшиеся в непростых жизненных обстоятельствах, но не потерявшие способности любить, дружить и быть честным с самим с собой. Кому-то эти образы могут показаться слишком наивными и чудаковатыми, но зато подлинными и ясными.

Вместе с тонким юмором, высококлассной игрой актеров зрители получают еще кое-что важное — надежду рано или поздно обрести личное счастье: встретить своего Гошу в электричке, уйти от условных «не тех» Гали и Ипполита, помириться с близким человеком, утерев нос ненавистной Раисе Захаровне.

Можно ли сегодня повторить успех советских фильмов?

Сегодня жанр доброго отечественного кино вновь пытаются возродить: телевидение захлестнула волна новогодних комедий и ремейков советских фильмов. Однако зрители не питают к ним особого интереса: посмотрели разок — и уже забыли. Возможно, этим картинам не хватает художественности: все больше экранного времени отдается продакт-плейсменту — приему скрытой рекламы, когда коммерческий продукт упоминается героями, мелькает в кадре. А может быть, изменился и сам зритель, из-за чего наивные киногерои кажутся ему фальшивыми и приторными.

Как бы то ни было, отечественный кинематограф прошлых лет оставил нам по-настоящему народные хиты, которые мы любим до сих пор.

Как по-вашему, в чем главное отличие советского кино от современного? Как думаете, смогут ли нынешние режиссеры снять фильмы, которые будут так же горячо любимы зрителями?

Комментарии

Уведомления

Таких фильмов как в прошлом веке больше не снимут! Менталитет теперь не тот. Эпоха потребл*дства, простите((

21
1
Ответить
2 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

с веком погорячилась, да. Но по первой же ссылке на рейтинг отечественных фильмов ставят в один ряд скажем Остров и Холоп, Высоцкий(с Безруковым) и Брат, Особенности национальной и Антикиллер

1
-
Ответить
2 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».
2 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

Ничего себе. Прямо заставляли,обязаловка? Слышал что принудительно ходили на демонстрации (но утверждать не буду), а про принудительный просмотр кино даже не знал

1
-
Ответить
2 года назад
Нам нечего скрывать. Кроме этого комментария.
2 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.

Политкорректность же.
За "Кавказскую пленницу" велят извиняться. Если чудом выпустят ее на экраны.

2
-
Ответить

Перечисленные фильмы (фото) ресмотребельные, потому что их крутили часто (альтернатив не много было особо). И мы просто привыкли их пересматривать.
У нас в семье в 90-е появился видеоплеер, и мы пересматривали те кассеты, что у нас были, максимум - менялись со знакомыми. Например, узнаю везде не сильно известного актёра Джона Легуизамо только потому, что практически на память изучили фильм с его участием.
.
Сейчас не пересматривают практически потому, что есть доступ к онлайн кинотеатрам, где можно найти что-то новенькое, в крайнем случае - уже забытое старенькое.

2
-
Ответить

Адме фильмокритика сменили, теперь советские фильмы хорошие стали, и синих занавесок нет?

5
-
Ответить

Пересматривают эти фильмы в основном те, кто их любит с юности/молодости, и для кого они трогательная часть этого их времени.
Я люблю лишь один советский фильм, остальные смотреть не могу - мне не смешно, не интересно, не трогает никак. Реалии не мои, жизнь чужая, ничем не близкая. И символом нового года "Ирония судьбы" для меня, да и для моей семьи, точно не является.
Я не оправдываю современный кинематограф, нет. Но я лучше новое кино посмотрю, поидирчиво выбрав в нынешнем разнообразии, чем включу ТВ, где по праздникам по кругу крутят набившие оскомину ленты.

4
2
Ответить

из современных комедий тоже попадаются такие, которые хочется пересматривать. "Слушатель" когда-то засмотрела до дыр. "От 180 и выше", "О чём говорят мужчины".... хватает хороших, если всякие ёлки не смотреть и бабушек.

13
1
Ответить

Из современных комедий очень пришлись оба сезона "Триады". Шамировская "Большая секунда"- это по нынешним меркам вообще шедевр, в лучших традициях "советского" кино.

2
-
Ответить

отличие в секс-символе. в советском кино упор делался на харизму. сегнодня на сексуальность. в советском кино есть харАктерные персонажи, а сегодня все персонажи героические. есть милляры, рневские, мкртчаны, леоновы, филипповы. а сейчас у всех модельный вид. плевать на талант и яркий типаж, главное, что б на персонажа хотелось либо дрочить, либо быть похожим. в этом проблема современного кино, притом не только российского.

3
-
Ответить

«Ирония судьбы» для меня очень странный фильм. Может кто-то считает его романтичным, но мне так не кажется. Какой-то незнакомец залезает к тебе в квартиру и ведет себя очень нагло, права свои качает… Что могло зацепить в этом мужчине? Только симпатичные глазки и игра на гитаре? Они оба с легкостью отказались от своих прошлых отношений. Главные герои очень легкомысленные. Поэтому не понимаю почему этот фильм у нас стал культовым(

-
-
Ответить

Похожее