AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

Почему Голливуд покончил с пресловутым хеппи-эндом в фильмах и придумал нечто совершенно новое

В голливудских фильмах термин «хеппи-энд» сравнивают с иллюзией и противопоставляют суровости реального мира. В 1930-е годы, когда Голливуд уже превратился в столицу киноиндустрии, фильмы со счастливым финалом стали спасательным кругом на фоне всеобщей депрессии, безработицы и неуверенности в будущем. Многие десятилетия хеппи-энды приносили кинотеатрам большую прибыль. Так почему в конце концов Голливуд сделал ставку на реалистичные финалы, как в фильмах «Брачная история», «Ла-Ла Ленд» и «Джокер»?

Мы в AdMe.ru проанализировали известные киноленты последнего столетия и готовы объяснить, почему одни герои в финале могли быть счастливы, а для других все заканчивалось трагедией.

Золотой век Голливуда и хеппи-энды

Герои фильмов «Касабланка» и «Завороженный».

Период классического Голливуда неразрывно связан с кодексом Хейса, который действовал с 1934 по 1968 год. Он строго регламентировал нравственную составляющую выпускаемых в прокат фильмов и давал полномочия вмешиваться в процесс работы над картиной. Так, для героев культовой мелодрамы «Касабланка» (1942) история заканчивается не вспыхнувшей с новой силой страстью, а прощанием. Героиня Ингрид Бергман к тому моменту, как она встретила своего бывшего возлюбленного в исполнении Хамфри Богарта, уже была замужем. А любовь вне брака по кодексу Хейса демонстрировать не рекомендовалось. Отсюда душераздирающий финал и монтажные склейки во время сцен, когда главные герои остаются наедине.

А вот героям фильма «Завороженный» (1945) ничто не могло помешать стать счастливыми: они оба были свободны, обладали высокими моральными качествами, поэтому фильм заканчивается свадьбой — логическим переходом их отношений на новый этап.

Герои фильмов «Асфальтовые джунгли» и «В джазе только девушки».

Большинство популярных тогда фильмов нуар (мрачные криминальные драмы 40–50-х годов) были лишены традиционного хеппи-энда. Во-первых, это было обусловлено самим жанром, полным пессимизма. Во-вторых, если главный герой вольно или невольно становился соучастником преступления, оно, согласно кодексу Хейса, не должно было оставаться безнаказанным. Например, «Асфальтовые джунгли» (1950): из-за цепочки нелепых случайностей преступный план трещит по швам, оборачиваясь гибелью практически всех задействованных лиц. В финале герой пытается сбежать вместе с влюбленной в него подругой на ферму, но от судьбы не уйдешь.

Другое дело — криминальная комедия «В джазе только девушки» (1959), сюжет которой был по тем временам несколько рискованным, но все же не перечеркивал возможность благополучного финала для героев.

Новый Голливуд и реалистичные финалы

Герои фильмов «Китайский квартал» и «Таксист».

Вскоре продюсеры смогли убедиться в том, что если использовать одну и ту же концовку постоянно, то ее эмоциональный эффект теряет силу. В 60-е кодекс Хейса доживал свои последние годы — на экраны кинотеатров начали просачиваться европейские и итальянские фильмы, так называемый неореализм. К тому же времена были непростые и зрителям надоела приукрашенная правда, они хотели реалистичности. Так в конце 60-х — начале 70-х пришла эпоха нового Голливуда. Было снято множество культовых мрачных картин, отразивших двойственность того времени, например «Китайский квартал» (1974) и «Таксист» (1976).

Что немаловажно, «безопасное» искусство, которое позволяло прятаться от невзгод за фантазиями, никуда не делось. Эти функции взяли на себя блокбастеры, такие как «Звездные войны» (1977) и серия фильмов про приключения Индианы Джонса.

Современное кино и американская новая волна

Второе десятилетие XXI века можно назвать новыми 1970-ми. По сути, в кинопроизводстве сейчас повторяются те же процессы, что и 50 лет назад. В Голливуд прорвались независимые режиссеры из малобюджетного кино, а их работы номинируются на главную американскую кинопремию. 2010-е подарили нам такие фильмы, как «Драйв» (2011), «Она» (2013), «Лунный свет» (2016), «Ла-Ла Ленд» (2016), «Брачная история» (2019), «Джокер» (2019). Нетрудно заметить, что некоторые из этих сюжетов — вариации на тему кино эпохи нового Голливуда.

Герои «Драйва» и «Джокера» — одиночки, отправившиеся в «крестовый поход».

Ставший культовым «Драйв» — это «Таксист» нового времени. Режиссер Николас Виндинг Рефн называл свой фильм современной сказкой братьев Гримм, подразумевая, что герой сражается со злым королем, чтобы спасти принцессу. В то же время режиссер отказывается от клише «и жили они долго и счастливо», оставляя финал открытым.

«У всех моих фильмов всегда есть открытые концовки. Потому что я считаю, что искусство всегда лучше, когда вы говорите об этом, думаете об этом и т. д. Может быть, время от времени я заходил слишком далеко, но я всегда верю в поиск правильного баланса. А в „Драйве“ он живет для новых и новых приключений».

Сразу из двух известных работ Мартина Скорсезе — «Таксист» и «Король комедии» — заимствует сюжетные линии «Джокер». Герои всех этих фильмов теряют связь с реальностью и смешивают с ней свои фантазии. Все трое воображают себя одиночками, которые противостоят давлению окружающего мира, выбирая свой собственный путь. И все три фильма объединяет открытый финал, свободный для любых трактовок.

Героям «Ла-Ла Ленда» и «Брачной истории» необходимо было закончить отношения, чтобы самореализоваться и исполнить свою мечту.

Фильм «Ла-Ла Ленд», получивший целую охапку «Оскаров», — это вариация на тему мюзиклов классического Голливуда и «Касабланки». Осуществляя свои мечты, главные герои идут разными путями и больше не предпринимают попыток возобновить отношения. Перед началом работы над фильмом продюсер и режиссер заключили договоренность, что ни при каких обстоятельствах герои не будут вместе. По их признанию, это было необходимо, чтобы сделать историю более реалистичной.

«Я разговаривала с кем-то на днях, и он сказал: „Что мне действительно нравится в этой истории, так это то, что в конце концов, даже если она счастлива в браке и у нее есть ребенок, этот фильм воспевает те любови, которые были раньше, и что они так же важны, как и любовь, которую ты испытываешь сейчас“. Речь идет о том, насколько важен каждый человек в вашем путешествии, куда бы вы ни направлялись».

«Брачная история» начинается с того, что главные герои принимают решение расстаться и оказываются вовлечены в неприятный и травмирующий бракоразводный процесс. В фильме нашел отражение опыт режиссера Ноа Баумбаха, который пережил развод родителей в детстве, а позже расстался со своей первой женой.

Как и персонажи «Ла-Ла Ленда», герои Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера в финале истории получают шанс исполнить свои мечты и творчески самореализоваться, выйдя из романтических отношений.

«В каком-то смысле развод похож на смерть. Когда это происходит с вами, люди могут говорить об этом, но никто не хочет говорить о разводе, если не участвует в этом. Я просто почувствовал, что есть способ снять фильм, который поведал бы очень много на эту тему, а также полностью преодолел бы ее».

Истории героев «Исчезнувшей и «Солнцестояния» — пример нездоровых отношений.

«Исчезнувшая» — это фильм, который начинается как история любви, а заканчивается жестоким сюжетным твистом. Брак Эми и Ника разваливается, когда героиня предпринимает последнюю попытку сохранить его, правда, очень своеобразными методами. Обманчиво счастливый финал в этом фильме пугает сильнее всего. Возможно, крушение брака Ника и Эми предопределило стремление поощрять друг в друге лишь те качества, которые отвечали бы их представлениям об идеальном партнере. Со временем героям надоело играть роли образцовых мужа и жены. По словам режиссера фильма Дэвида Финчера, при создании картины его больше всего интересовала идея нарциссизма как способа удержать двух людей вместе.

Еще один пример фильма о нездоровой созависимости — хоррор «Солнцестояние». На первый взгляд, это история девушки, которая изо всех сил цепляется за рушащиеся отношения. Вместе со своим молодым человеком она отправляется на праздник в отдаленную шведскую коммуну. В результате после цепочки пугающих событий фильм оборачивается историей о важности сопереживания, общих эмоций, а героиня, пусть и довольно жутким образом, но все же обретает семью, которую ей не смог подарить ее экс-бойфренд.

Фильм «Пара на праздники» — очередное доказательство живучести ромкомов.

70-е научили Голливуд не бояться реализма и дали дорогу режиссерам, показывающим жизнь со всеми ее недостатками. Но, несмотря на достижения «нового кино», студии продолжают вкладывать огромные деньги в блокбастеры и выпускать однообразные мелодрамы со счастливым финалом, далекие от реальности. Почему так происходит? Может быть, потому что голливудское кино больше всего любят за вдохновляющую самоуверенность героев, в то время как реалистические истории показывают людей чересчур уязвимыми и хрупкими. Процесс обретения новой искренности может занять длительное время. С другой стороны, разве плохо, что до той поры кино остается одной из самых привлекательных иллюзий, в которой можно укрыться от невзгод реального мира?

А вы за счастливый финал или за жизненную правду?

Поделиться этой статьёй