Как мультфильмы Хаяо Миядзаки стали мировым феноменом и почему нам всем нужен Тоторо

Кино
1 год назад

Даже если вы ни разу не смотрели аниме и не интересовались азиатским кинематографом, то наверняка слышали имя Хаяо Миядзаки. Режиссер, художник, продюсер, обладатель 2 премий «Оскар», фанат авиации и примерный семьянин — это все Миядзаки. В 2014 году режиссер был включен в Зал славы научной фантастики. Японцы считают Хаяо национальным достоянием, а его картины уже давно стали классикой.

Мы в ADME восхищаемся талантом Миядзаки и хотим разобраться, в чем же особая притягательность его мультфильмов и что делает их ни на что не похожими.

Человек, следовавший за мечтой

Сложно поверить в то, что у Миядзаки нет специального образования, связанного с мультипликацией. Всю жизнь он хотел рисовать мультфильмы, но обстоятельства сложились так, что пришлось поступать на факультет политики и экономики Университета Гакусюин.

Но мечта так бы и осталась мечтой, если бы Хаяо не устроился на работу в анимационную студию «Тоэй», где работал над второстепенными кадрами. Талант молодого художника заметило руководство, и ему стали поручать более сложные задачи. Первой серьезной работой художника стал фильм «Принц Севера». Критики не раз признавали картину лучшей в истории аниме.

Разногласия с руководством и тяжелые условия труда вынудили Миядзаки покинуть «Тоэй» и отправиться в свободное плавание. Он работал в разных анимационных студиях, рисовал мангу, был монтажером и режиссером, пока в 1985 году не открыл свою анимационную студию «Гибли» и перевернул представление о мультипликации.

Дети — главные герои

«Никогда не стану делать фильмы, которые будут говорить детям: „Вам стоит опустить руки и сдаться“».

Для художника важно сказать зрителю, что красота и сила — она не в мышцах, а внутри каждого из нас. Поэтому его главные герои — это девочки, маленькие, но смелые и храбрые, которые, несмотря ни на что, идут навстречу приключениям. Миядзаки не хватало ярких характерных женских персонажей, и он создал их сам. В одном из интервью режиссер объяснял, что лишь дети способны решить все проблемы с помощью «красоты души». А взрослые — кто сильнее, тот и прав.

Хаяо делал мультфильмы о детях и для детей. Его цель — вернуть зрителю веру в чудеса и научить его мечтать. У каждого из нас внутри ребенок, может быть, поэтому любителям анимации от мала до велика близко все то, о чем хочет рассказать Миядзаки.

Внимание к деталям

«Цельный мир создается из множества маленьких кусочков. И хаоса».

Миядзаки выстраивает свой мир, уделяя внимание каждой мелочи. Он прорисовывает на домах трещины и подтеки краски, тени от листвы и складки на одежде.

Фирменный стиль режиссера — это тщательно проработанные массовые сцены, которые нужно пересмотреть не один раз, чтобы оценить каждую деталь. Он считает, что нельзя делать акцент лишь на главных героях — вся картинка должна двигаться. На переднем плане героиня «Ходячего замка» Софи идет по улице, а позади нее кипит городская жизнь: молодой офицер пытается познакомиться с девушками, горожане обсуждают последние новости, мама гуляет с ребенком.

Если главная героиня варит суп, то рядом обязательно будет посудный шкаф, поварешка и тарелки. Все это создает целостный мир, похожий на рисованное кино, а каждый кадр — это отдельная завершенная картина.

Изобразить воображаемое

Если мультипликация позволяет изобразить то, чего нельзя сделать в кино, то почему бы не рискнуть? Именно по такому пути идет Хаяо Миядзаки. У него нет цели скопировать и показать действительность. Поэтому в его мире люди уживаются с пилотом с лицом свиньи, лечатся у магов, а волшебники воюют вместе со всеми.

Нереальный мир тесно переплетаются с обыденностью. У сказочных персонажей есть свои проблемы и бытовые дела: боги ходят в баню, демон Кальцифер не может прожить без посторонней помощи, а ведьма Кики боится летать на метле.

Неотделимость реального и мифического — это то, что отличает Хаяо Миядзаки от других мультипликаторов.

Природа и... самолеты

«В „Рыбке Поньо на утесе“ я говорил о загрязнении окружающей среды, но бессмысленно просто разглагольствовать об этом. Лучше не сидеть и жаловаться, а подняться и начать убирать мусор. Я, кстати, этим и занимаюсь каждое утро у моего дома на берегу реки. И это время я провожу с удовольствием».

Режиссер признается, что главная особенность студии «Гибли» — это способ описания природы. Она служит не просто фоном для действия главных героев, это такой же полноценный персонаж. В «Навсикае из Долины ветров» лес жертвует собой, чтобы очистить зараженную землю от ядохимикатов. А в «Принцессе Мононоке» природа борется с человеком за свое место в этом мире.

Главным символом природы в творчестве Миядзаки является Тоторо — дух леса, ведь не зря он стал логотипом «Гибли». С помощью Тоторо режиссер хочет сказать, что если ты полюбишь природу и подружишься с нею, то она откроет свои тайны.

В мультфильмах Миядзаки много механизмов, но второй страстью режиссера после анимации являются самолеты. Его отец Кацудзи был директором фабрики по изготовлению деталей к самолетам. Режиссера с детства окружали причудливые механизмы. Сюжеты мультфильмов «Порко Россо» и «Ветер крепчает» строятся вокруг воздушных судов. Режиссер признается, что сначала он плохо рисовал людей, зато хорошо получались летательные аппараты любой сложности. Даже свою студию он назвал в честь итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli.

Хаяо не борется с техническим прогрессом и не ставит природу выше технологий. Он говорит о том, что они должны жить в гармонии. Как странный механический ходячий дом и Хаул, как робот и лес из «Небесного замка Лапуты».

Некоммерческое кино

Миядзаки никогда не стремился заработать на своих картинах. Он рисует потому, что не может не рисовать. В 2013 году он объявил, что уходит из мультипликации и посвятит себя музею «Гибли». Но долго без дела мастер сидеть не мог, и в 2018 году он выпустил короткометражку «Гусеница Боро», а в этом году должен выйти мультфильм «Как поживаете?».

Режиссер редко приезжает на кинофестивали и церемонии награждения. Когда в 2003 году «Унесенные призраками» получил «Оскар» как лучший анимационный фильм, режиссер не поехал на вручение. Так он выразил свой протест против войны в Ираке.

«Если анимация — умирающее ремесло, мы ничего не можем с этим поделать. Цивилизация движется дальше. Где сейчас художники, рисующие фрески? Где художники-пейзажисты? Что они делают сейчас? Мир меняется. Мне очень повезло, что я могу выполнять ту же работу в течение 40 лет. Это редкость».
  • Вопреки популярному мнению, Хаяо Миядзаки не является автором картины «Могила светлячков». Ее режиссер — Исао Такахата.
  • Миядзаки любит свиней. Он часто изображал себя в виде хрюшки, ведь «каждый мужчина, достигнув средних лет, превращается в свинью».
  • У режиссера 2 детей. Старший сын Кэнсукэ — резчик по дереву, младший Горо выучился на ландшафтного архитектора, но с детства мечтал стать аниматором. Миядзаки-старший был против. Вопреки воле отца Горо стал работать на студии «Гибли». Он стал режиссером 3 фильмов: «Сказания Земноморья», «Со склонов Кокурико» и «Рони, дочь разбойника»
  • В 1997 году компания Disney выкупила права на прокат фильма «Принцесса Мононоке». Продюсер Харви Вайнштейн хотел сократить картину. Тогда Хаяо Миядзаки послал ему в офис катану с запиской «Не резать».
  • Миядзаки считает, что за всю жизнь он снял только один фильм для взрослых — «Ветер крепчает». Это история о японском конструкторе Дзиро Хорикоси, который работал над истребителями Mitsubishi.
  • Режиссер признается, что во время создания картин он часто наблюдает за женщинами-коллегами и подмечает их привычки и характер. Многие даже не догадываются, что стали прообразами мультипликационных героинь.
  • «Порко Россо» — это сисёсэцу (фильм о личной драме). Миядзаки ассоциирует себя с главным героем Марком Паготом — человекоподобым свином-пилотом.
  • Многие задаются вопросом, кто же такой Тоторо. Тоторо — это дух леса, а его настоящее имя — Тороро (яп. «тролль»). Просто маленькая героиня Мэй не смогла правильно произнести имя.
  • Родители Тихиро не просто так превратились в свиней. В буддизме превращение в животное — это наказание за грехи прошлой жизни. А трансформация в свиней произошла из-за жадности, которая была свойственна жителям Японии в 80-е годы, в «период спада».

Как вы относитесь к творчеству Хаяо Миядзаки? А может быть, у вас есть любимый фильм?

Комментарии

Уведомления

"Черные чернушки уходите, если в глаз получить не хотите" ))))

Тоторо добрый и светлый мульт, дочка с двух лет смотрит, с улыбкой всегда! А анимация, а музыка, а дух! Красотища. Поверить не могу, что находятся те, кто видит в этой истории страшилки какие-то...

История любви Тихиро и Дракона - по воспоминаниям с детства очень была будоражащей и волнительной )))

26
-
Ответить
4 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.
4 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.

имела неосторожность посмотреть японский сериал "Сделано в Бездне /Созданный в Бездне". вроде и про детей, но... совсем не для детей.

хотя и интересно.

-
-
Ответить

Не смотрите никогда "Девочка - волшебница Мадока".

Со стороны милая рисовка, девочки-школьницы, магия но потом оказывается не все так просто. Сюда бы ещё отнесла "Школьная жизнь"

2
-
Ответить
4 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
4 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.
4 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.

Эээ, далеко не большинство. Значительная часть аниме - это мультики для маленьких детей, ещё часть аниме - это повседневные милые темы, истории мальчиков-певцов и девочек-певиц, школьная жизнь, будни семьи. Следующий сегмент - это благородный сёнен для мальчишек про дружбу и жвачку. Ещё сегмент - это выхолощенная романтика для юных барышень, где даже поцелуя можно ждать сезонами. Наконец, есть сегмент, где героини мелькают трусами и лифчиками, но там тоже вполне мирно. И только небольшой сегмент - это те самые аниме с убийствами и пытками.

Если вы смотрите преимущественно их, то да, тяжело и можно деградировать.

При чём тут ваш коммент в теме про Миядзаки - вообще непонятно.

18
-
Ответить

Серьёзно? Это тоже самое что сказать "я не смотрю фильмы потому что там убийства и пытки" или "я не могу слушать музыку, там большинство орут гроулом"

В аниме же, как и в музыке и фильмах очень много жанров разной направленности и для разной аудитории.

Вот какие вы пытки и убийства найдёте в " Торадора"? Или в " Баскетбол Куроко"?

Вы же не возмущаетесь когда смотрите ужасы, а там оказывается убивают?

12
-
Ответить

ну если смотреть только аниме с кровью и кишками, то да. Полно сериалов просто про школьную дружбу, айдолов (типа Нана), кружки, спорт, отношения и любовные страдашки. Каждому своё) я лет в 16 упарывалась по аниме где школьники пытаются в первую влюбленность

1
-
Ответить

Ходячий замок, Принцесса Мононоке, и Унесённые ветром, мои любимые, я даже выбрать не смогу для себя лучший.

19
1
Ответить
4 года назад
Невозможно просто так взять и не скрыть этот комментарий.

Пару месяцев назад посмотрела "Могила светлячков", долго не могла в себя прийти, смотреть тем у кого есть дети особенно тяжело. Режиссер не Миядзаки, но не менее талантливо. Пересмотреть не смогу никогда. Тоторо и рыбка. Поньо мои фавориты.

6
-
Ответить

"Могила светлячков" смотрела. и пересматривать не буду никогда.

.

Тоторо любимый.

4
-
Ответить

«Ходячий замок» и «Унесённые призраками» пересмотрены бесчисленное количество раз.

11
1
Ответить
4 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.
4 года назад
Лучший комментарий - это его отсутствие.
4 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.
4 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.
4 года назад
Не шумите. Комментарий спит.
4 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?
4 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.
4 года назад
Это слишком секретные материалы.
4 года назад
Комментарий скрылся за пределы галактики.
4 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.
4 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
4 года назад
Это слишком личное, не можем показать.
4 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

"Миядзаки выстраивает свой мир, уделяя внимание каждой мелочи. Он прорисовывает на домах трещины и подтеки краски, тени от листвы и складки на одежде."

Так говорите, как будто он лично рисует каждый кадр. Уровень прорисовки деталей конечно впечатляющий, но это работа целой прорвы работников, которые пашут над каждой полнометражкой, вероятно в японском стиле - по 12 часов 6 дней в неделю.

А вот в противоположность фонам люди прорисованы очень простенько, даже схематично, есть немало аниме, где детализация людей на порядок сложнее.

Честно говоря, первый раз смотрел "унесённые призраками" с открытым ртом - настолько история показалась интересной и неизбитой. Но это было давно, и тогда я ещё не был знаком с аниме. А если смотреть его много, то быстро понимаешь, что там свои штампы, шаблоны. Всё таки в тех масштабах, в каких его клепают, невозможно этого избежать.

1
-
Ответить

Обожаю и Унесённые призраками и Тоторо аниме в целом это ведь особенное искусство Японии его надо уметь выбирать чтобы получить удовольствие от просмотра и самого процесса но как говорится зайдет не всем кто то посмотрит раз и станет фанатом потом не оторвешь кто-то нет помимо Миядзаки есть и другой японский режиссер снимающий замечательные полнометражные аниме Макото Синкай если кому интересно можете глянуть его аниме они ничем Миядзаки не уступают а графика и музыкальное сопровождение на порядок выше

5
-
Ответить

Но не были бы фильмы Миядзаки такими целостными без Джо Хисаиси. Он писал почти всю музыку. Моя любимая - это где Тихиро в поезде. Всегда её включаю, когда еду куда-нибудь ночью

10
-
Ответить

А какой саундтрек в "Мононоке-химэ"... Заслушаешься!

А мелодия, про которую вы написали, прекрасна. Великолепно передаёт то чувство одиночества, когда едешь в темноте, кругом окна тёплым светом светятся, там люди, дома, уют, а ты такой неприкаянный, зависший между пунктами назначения...

4
-
Ответить

Чю-чух, чю-чух; на столике чай с подстаканником и заварная лапша... Мимо проносятся города - множество совершенно разных жизней. На некоторых полках уже похрапывают пассажиры; проезжаешь мимо лесов. В эти мгновения понимаешь, что это и есть счастье. Спокойное, тихое. Немного грустное, но полное надежд. С проносящимися за окном огоньками

7
-
Ответить
4 года назад
Комментарий улетел, но обещал вернуться.

Интересно про свиней. Не знала, что в буддизме принято считать, что свиньи - это наказанные люди. В исламе ведь тоже. Поэтому свинину мусульманам есть запрещено, потому что это потомки какого-то грешника. А днк людей и свиней максимально совпадают, хотя учёные считали, что совпадёт с приматами. И в буддизме что-то схожее? Очень интересное для меня открытие.

3
-
Ответить

Конкретно про свиней там ничего не говорится. В мир животных вообще попадают по причине глупости. В мир людей - по причине жадности.

3
-
Ответить

Понятно?, всё равно интересно. Никогда буддизмом не интересовалась. Да простят меня любители, и аниме тоже. Унесённые призраками смотрела, конечно, но в принципе это для меня слишком тяжело что-ли. Эмоционально там так рвут в какой-то момент. Поэтому специально такое не смотрю.

1
1
Ответить
4 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.

Это ошибочное трактование. Не из-за грязи их не едят. Хотя сама лично я коран не читала, но мне рассказывали те, кто читал, при чем в оригинале. Так что инфа не 100%. За что купила, за то и продаю, так сказать?

-
-
Ответить
4 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

Там есть ещё предыстория вообще возникновения свиньи, с именами как два брата жили и один согрешил, и его превратили в свинью и теперь все свиньи его потомки, того грешного брата. Возможно "скверно" - это всё и обозначает. Но, повторюсь, это не точно. Как и любая из религий, ничего в них не может быть точно. Живых свидетелей тому не найти, так что это просто предположения.

-
-
Ответить
4 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.

Тора - самый древний трактат о религии или о Боге. Ну, соответственно, не могут разные книги об одном и том же сильно отличаться, хотя и отличаются. Вот у индусов запрещено корову есть, вот это очень разнится с др.религиями.

-
-
Ответить
4 года назад
Сдаётся место для комментария.
4 года назад
На этот комментарий прилегла кошка.
4 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.

Я не люблю аниме и японская культура для меня чужда. Но фильмы Миядзяки для меня высшая планка в искусстве, которую очень сложно перепрыгнуть. Доброта - вот чем пронизаны его истории, несмотря на творящуюся вокруг жестокость. Трудно выбрать любимый, пожалуй, "Навсикая из долины ветров" и "Принцесса Мононоке" больше всего впечатлили, ну а "Ходячий замок" прекрасен своим юмором )

-
-
Ответить

Всегда приятно и интересно читать о человеке, который занимается любимым делом и достиг в нем мастерства. Всем добра!

-
-
Ответить

Унесённые призраками и Ходячий замок - любимые. Пейзажи в первом просто потрясающие.

-
-
Ответить

Когда хочется чего-то светлого, доброго и немного меланхоличного, пересматриваю "Ведьмину службу доставки Кики". А так, конечно, все люблю, что видела.

-
-
Ответить

каждая из работ Миядзаки по-своему прекрасна, но, наверное, "Унесённые призраками" - это то, что я могу пересматривать бесконечное число раз🥰✨

-
-
Ответить

Похожее