"Черные чернушки уходите, если в глаз получить не хотите" ))))
Тоторо добрый и светлый мульт, дочка с двух лет смотрит, с улыбкой всегда! А анимация, а музыка, а дух! Красотища. Поверить не могу, что находятся те, кто видит в этой истории страшилки какие-то...
История любви Тихиро и Дракона - по воспоминаниям с детства очень была будоражащей и волнительной )))
Как мультфильмы Хаяо Миядзаки стали мировым феноменом и почему нам всем нужен Тоторо
Даже если вы ни разу не смотрели аниме и не интересовались азиатским кинематографом, то наверняка слышали имя Хаяо Миядзаки. Режиссер, художник, продюсер, обладатель 2 премий «Оскар», фанат авиации и примерный семьянин — это все Миядзаки. В 2014 году режиссер был включен в Зал славы научной фантастики. Японцы считают Хаяо национальным достоянием, а его картины уже давно стали классикой.
Мы в ADME восхищаемся талантом Миядзаки и хотим разобраться, в чем же особая притягательность его мультфильмов и что делает их ни на что не похожими.
Человек, следовавший за мечтой
Сложно поверить в то, что у Миядзаки нет специального образования, связанного с мультипликацией. Всю жизнь он хотел рисовать мультфильмы, но обстоятельства сложились так, что пришлось поступать на факультет политики и экономики Университета Гакусюин.
Но мечта так бы и осталась мечтой, если бы Хаяо не устроился на работу в анимационную студию «Тоэй», где работал над второстепенными кадрами. Талант молодого художника заметило руководство, и ему стали поручать более сложные задачи. Первой серьезной работой художника стал фильм «Принц Севера». Критики не раз признавали картину лучшей в истории аниме.
Разногласия с руководством и тяжелые условия труда вынудили Миядзаки покинуть «Тоэй» и отправиться в свободное плавание. Он работал в разных анимационных студиях, рисовал мангу, был монтажером и режиссером, пока в 1985 году не открыл свою анимационную студию «Гибли» и перевернул представление о мультипликации.
Дети — главные герои
Для художника важно сказать зрителю, что красота и сила — она не в мышцах, а внутри каждого из нас. Поэтому его главные герои — это девочки, маленькие, но смелые и храбрые, которые, несмотря ни на что, идут навстречу приключениям. Миядзаки не хватало ярких характерных женских персонажей, и он создал их сам. В одном из интервью режиссер объяснял, что лишь дети способны решить все проблемы с помощью «красоты души». А взрослые — кто сильнее, тот и прав.
Хаяо делал мультфильмы о детях и для детей. Его цель — вернуть зрителю веру в чудеса и научить его мечтать. У каждого из нас внутри ребенок, может быть, поэтому любителям анимации от мала до велика близко все то, о чем хочет рассказать Миядзаки.
Внимание к деталям
Миядзаки выстраивает свой мир, уделяя внимание каждой мелочи. Он прорисовывает на домах трещины и подтеки краски, тени от листвы и складки на одежде.
Фирменный стиль режиссера — это тщательно проработанные массовые сцены, которые нужно пересмотреть не один раз, чтобы оценить каждую деталь. Он считает, что нельзя делать акцент лишь на главных героях — вся картинка должна двигаться. На переднем плане героиня «Ходячего замка» Софи идет по улице, а позади нее кипит городская жизнь: молодой офицер пытается познакомиться с девушками, горожане обсуждают последние новости, мама гуляет с ребенком.
Если главная героиня варит суп, то рядом обязательно будет посудный шкаф, поварешка и тарелки. Все это создает целостный мир, похожий на рисованное кино, а каждый кадр — это отдельная завершенная картина.
Изобразить воображаемое
Если мультипликация позволяет изобразить то, чего нельзя сделать в кино, то почему бы не рискнуть? Именно по такому пути идет Хаяо Миядзаки. У него нет цели скопировать и показать действительность. Поэтому в его мире люди уживаются с пилотом с лицом свиньи, лечатся у магов, а волшебники воюют вместе со всеми.
Нереальный мир тесно переплетаются с обыденностью. У сказочных персонажей есть свои проблемы и бытовые дела: боги ходят в баню, демон Кальцифер не может прожить без посторонней помощи, а ведьма Кики боится летать на метле.
Неотделимость реального и мифического — это то, что отличает Хаяо Миядзаки от других мультипликаторов.
Природа и... самолеты
Режиссер признается, что главная особенность студии «Гибли» — это способ описания природы. Она служит не просто фоном для действия главных героев, это такой же полноценный персонаж. В «Навсикае из Долины ветров» лес жертвует собой, чтобы очистить зараженную землю от ядохимикатов. А в «Принцессе Мононоке» природа борется с человеком за свое место в этом мире.
Главным символом природы в творчестве Миядзаки является Тоторо — дух леса, ведь не зря он стал логотипом «Гибли». С помощью Тоторо режиссер хочет сказать, что если ты полюбишь природу и подружишься с нею, то она откроет свои тайны.
В мультфильмах Миядзаки много механизмов, но второй страстью режиссера после анимации являются самолеты. Его отец Кацудзи был директором фабрики по изготовлению деталей к самолетам. Режиссера с детства окружали причудливые механизмы. Сюжеты мультфильмов «Порко Россо» и «Ветер крепчает» строятся вокруг воздушных судов. Режиссер признается, что сначала он плохо рисовал людей, зато хорошо получались летательные аппараты любой сложности. Даже свою студию он назвал в честь итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli.
Хаяо не борется с техническим прогрессом и не ставит природу выше технологий. Он говорит о том, что они должны жить в гармонии. Как странный механический ходячий дом и Хаул, как робот и лес из «Небесного замка Лапуты».
Некоммерческое кино
Миядзаки никогда не стремился заработать на своих картинах. Он рисует потому, что не может не рисовать. В 2013 году он объявил, что уходит из мультипликации и посвятит себя музею «Гибли». Но долго без дела мастер сидеть не мог, и в 2018 году он выпустил короткометражку «Гусеница Боро», а в этом году должен выйти мультфильм «Как поживаете?».
Режиссер редко приезжает на кинофестивали и церемонии награждения. Когда в 2003 году «Унесенные призраками» получил «Оскар» как лучший анимационный фильм, режиссер не поехал на вручение. Так он выразил свой протест против войны в Ираке.
- Вопреки популярному мнению, Хаяо Миядзаки не является автором картины «Могила светлячков». Ее режиссер — Исао Такахата.
- Миядзаки любит свиней. Он часто изображал себя в виде хрюшки, ведь «каждый мужчина, достигнув средних лет, превращается в свинью».
- У режиссера 2 детей. Старший сын Кэнсукэ — резчик по дереву, младший Горо выучился на ландшафтного архитектора, но с детства мечтал стать аниматором. Миядзаки-старший был против. Вопреки воле отца Горо стал работать на студии «Гибли». Он стал режиссером 3 фильмов: «Сказания Земноморья», «Со склонов Кокурико» и «Рони, дочь разбойника»
- В 1997 году компания Disney выкупила права на прокат фильма «Принцесса Мононоке». Продюсер Харви Вайнштейн хотел сократить картину. Тогда Хаяо Миядзаки послал ему в офис катану с запиской «Не резать».
- Миядзаки считает, что за всю жизнь он снял только один фильм для взрослых — «Ветер крепчает». Это история о японском конструкторе Дзиро Хорикоси, который работал над истребителями Mitsubishi.
- Режиссер признается, что во время создания картин он часто наблюдает за женщинами-коллегами и подмечает их привычки и характер. Многие даже не догадываются, что стали прообразами мультипликационных героинь.
- «Порко Россо» — это сисёсэцу (фильм о личной драме). Миядзаки ассоциирует себя с главным героем Марком Паготом — человекоподобым свином-пилотом.
- Многие задаются вопросом, кто же такой Тоторо. Тоторо — это дух леса, а его настоящее имя — Тороро (яп. «тролль»). Просто маленькая героиня Мэй не смогла правильно произнести имя.
- Родители Тихиро не просто так превратились в свиней. В буддизме превращение в животное — это наказание за грехи прошлой жизни. А трансформация в свиней произошла из-за жадности, которая была свойственна жителям Японии в 80-е годы, в «период спада».
Как вы относитесь к творчеству Хаяо Миядзаки? А может быть, у вас есть любимый фильм?
Комментарии
Но это не про Миядзаки.
У меня "Ходячий замок" - ван лав)
имела неосторожность посмотреть японский сериал "Сделано в Бездне /Созданный в Бездне". вроде и про детей, но... совсем не для детей.
хотя и интересно.
Не смотрите никогда "Девочка - волшебница Мадока".
Со стороны милая рисовка, девочки-школьницы, магия но потом оказывается не все так просто. Сюда бы ещё отнесла "Школьная жизнь"
О да, "Бездна" - та еще ловушка...
Эээ, далеко не большинство. Значительная часть аниме - это мультики для маленьких детей, ещё часть аниме - это повседневные милые темы, истории мальчиков-певцов и девочек-певиц, школьная жизнь, будни семьи. Следующий сегмент - это благородный сёнен для мальчишек про дружбу и жвачку. Ещё сегмент - это выхолощенная романтика для юных барышень, где даже поцелуя можно ждать сезонами. Наконец, есть сегмент, где героини мелькают трусами и лифчиками, но там тоже вполне мирно. И только небольшой сегмент - это те самые аниме с убийствами и пытками.
Если вы смотрите преимущественно их, то да, тяжело и можно деградировать.
При чём тут ваш коммент в теме про Миядзаки - вообще непонятно.
Серьёзно? Это тоже самое что сказать "я не смотрю фильмы потому что там убийства и пытки" или "я не могу слушать музыку, там большинство орут гроулом"
В аниме же, как и в музыке и фильмах очень много жанров разной направленности и для разной аудитории.
Вот какие вы пытки и убийства найдёте в " Торадора"? Или в " Баскетбол Куроко"?
Вы же не возмущаетесь когда смотрите ужасы, а там оказывается убивают?
ну если смотреть только аниме с кровью и кишками, то да. Полно сериалов просто про школьную дружбу, айдолов (типа Нана), кружки, спорт, отношения и любовные страдашки. Каждому своё) я лет в 16 упарывалась по аниме где школьники пытаются в первую влюбленность
Ходячий замок, Принцесса Мононоке, и Унесённые ветром, мои любимые, я даже выбрать не смогу для себя лучший.
Ааа, Семён Семеныч, сорян, конечно же
Пару месяцев назад посмотрела "Могила светлячков", долго не могла в себя прийти, смотреть тем у кого есть дети особенно тяжело. Режиссер не Миядзаки, но не менее талантливо. Пересмотреть не смогу никогда. Тоторо и рыбка. Поньо мои фавориты.
"Могила светлячков" смотрела. и пересматривать не буду никогда.
.
Тоторо любимый.
Режиссер Могилы светлячков - Такахата, друг Миядзаки и по факту второе лицо студии Гибли.
Могила светлячков" заинтриговали посмотрю
«Ходячий замок» и «Унесённые призраками» пересмотрены бесчисленное количество раз.
Тока там сюжет маленько (ну то есть конкретно так) от книги отклоняется, так что будьте готовы)
"Миядзаки выстраивает свой мир, уделяя внимание каждой мелочи. Он прорисовывает на домах трещины и подтеки краски, тени от листвы и складки на одежде."
Так говорите, как будто он лично рисует каждый кадр. Уровень прорисовки деталей конечно впечатляющий, но это работа целой прорвы работников, которые пашут над каждой полнометражкой, вероятно в японском стиле - по 12 часов 6 дней в неделю.
А вот в противоположность фонам люди прорисованы очень простенько, даже схематично, есть немало аниме, где детализация людей на порядок сложнее.
Честно говоря, первый раз смотрел "унесённые призраками" с открытым ртом - настолько история показалась интересной и неизбитой. Но это было давно, и тогда я ещё не был знаком с аниме. А если смотреть его много, то быстро понимаешь, что там свои штампы, шаблоны. Всё таки в тех масштабах, в каких его клепают, невозможно этого избежать.
Обожаю и Унесённые призраками и Тоторо аниме в целом это ведь особенное искусство Японии его надо уметь выбирать чтобы получить удовольствие от просмотра и самого процесса но как говорится зайдет не всем кто то посмотрит раз и станет фанатом потом не оторвешь кто-то нет помимо Миядзаки есть и другой японский режиссер снимающий замечательные полнометражные аниме Макото Синкай если кому интересно можете глянуть его аниме они ничем Миядзаки не уступают а графика и музыкальное сопровождение на порядок выше
А полное отсутствие знаков препинания - это такая фишка?
Но не были бы фильмы Миядзаки такими целостными без Джо Хисаиси. Он писал почти всю музыку. Моя любимая - это где Тихиро в поезде. Всегда её включаю, когда еду куда-нибудь ночью
А какой саундтрек в "Мононоке-химэ"... Заслушаешься!
А мелодия, про которую вы написали, прекрасна. Великолепно передаёт то чувство одиночества, когда едешь в темноте, кругом окна тёплым светом светятся, там люди, дома, уют, а ты такой неприкаянный, зависший между пунктами назначения...
Чю-чух, чю-чух; на столике чай с подстаканником и заварная лапша... Мимо проносятся города - множество совершенно разных жизней. На некоторых полках уже похрапывают пассажиры; проезжаешь мимо лесов. В эти мгновения понимаешь, что это и есть счастье. Спокойное, тихое. Немного грустное, но полное надежд. С проносящимися за окном огоньками
Интересно про свиней. Не знала, что в буддизме принято считать, что свиньи - это наказанные люди. В исламе ведь тоже. Поэтому свинину мусульманам есть запрещено, потому что это потомки какого-то грешника. А днк людей и свиней максимально совпадают, хотя учёные считали, что совпадёт с приматами. И в буддизме что-то схожее? Очень интересное для меня открытие.
Конкретно про свиней там ничего не говорится. В мир животных вообще попадают по причине глупости. В мир людей - по причине жадности.
Понятно?, всё равно интересно. Никогда буддизмом не интересовалась. Да простят меня любители, и аниме тоже. Унесённые призраками смотрела, конечно, но в принципе это для меня слишком тяжело что-ли. Эмоционально там так рвут в какой-то момент. Поэтому специально такое не смотрю.
Это ошибочное трактование. Не из-за грязи их не едят. Хотя сама лично я коран не читала, но мне рассказывали те, кто читал, при чем в оригинале. Так что инфа не 100%. За что купила, за то и продаю, так сказать?
Там есть ещё предыстория вообще возникновения свиньи, с именами как два брата жили и один согрешил, и его превратили в свинью и теперь все свиньи его потомки, того грешного брата. Возможно "скверно" - это всё и обозначает. Но, повторюсь, это не точно. Как и любая из религий, ничего в них не может быть точно. Живых свидетелей тому не найти, так что это просто предположения.
Может быть?
Да и эти запреты - на кровь, на свинину, содраны из иудаизма.
Тора - самый древний трактат о религии или о Боге. Ну, соответственно, не могут разные книги об одном и том же сильно отличаться, хотя и отличаются. Вот у индусов запрещено корову есть, вот это очень разнится с др.религиями.
Я не люблю аниме и японская культура для меня чужда. Но фильмы Миядзяки для меня высшая планка в искусстве, которую очень сложно перепрыгнуть. Доброта - вот чем пронизаны его истории, несмотря на творящуюся вокруг жестокость. Трудно выбрать любимый, пожалуй, "Навсикая из долины ветров" и "Принцесса Мононоке" больше всего впечатлили, ну а "Ходячий замок" прекрасен своим юмором )
Всегда приятно и интересно читать о человеке, который занимается любимым делом и достиг в нем мастерства. Всем добра!
Унесённые призраками и Ходячий замок - любимые. Пейзажи в первом просто потрясающие.
Когда хочется чего-то светлого, доброго и немного меланхоличного, пересматриваю "Ведьмину службу доставки Кики". А так, конечно, все люблю, что видела.
каждая из работ Миядзаки по-своему прекрасна, но, наверное, "Унесённые призраками" - это то, что я могу пересматривать бесконечное число раз🥰✨