AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

Как с годами менялись принцессы Disney и что нас ждет в будущем

Смотря мультфильмы про принцесс, мы можем не осознавать, что перед нами не просто анимационные персонажи. Они одновременно отражают черты определенного времени и формируют стандарты поведения женщин и социальные нормы этого периода. Если приглядеться к принцессам, можно понять цели девушек того или иного десятилетия и их место в обществе. За более чем 80 лет истории диснеевских принцесс произошла настоящая эволюция женских образов, которая напрямую связана с тем, что происходило в обществе.

AdMe.ru посмотрел все мультфильмы с диснеевскими принцессами и понял, почему они так сильно изменились.

Белоснежка, Золушка и Спящая красавица

«Белоснежка и семь гномов», 1937

Шел 1937 год, и мир увидел первый полнометражный мультипликационный шедевр от Disney. Белоснежка хозяйственна, особенно стоит учитывать тот факт, что она наводит идеальный порядок в доме незнакомых людей. Она наивна и доверчива, ей умиляются даже лесные звери. Первая диснеевская принцесса не предпринимает никаких действий, чтобы как-то бороться: убегает от Королевы в лес, не давая отпора, а от гибели ее спасает принц, которого она видела лишь единожды.

«Золушка», 1950

Золушка страдает от угнетения, ее эксплуатируют, но она не борется. Совсем. Лишь тайно сбегает из дома на бал, при этом боясь, чтобы мачеха и сестрицы об этом не узнали. Ее спасением оказывается, как и в истории Белоснежки, первый встречный принц.

«Спящая красавица», 1959

Третью принцессу, Аврору, от гибели спасает поцелуй малознакомого мужчины, который, разумеется, оказывается принцем. При этом важно понимать, что судьбой Авроры всегда распоряжается кто-то другой: родители, Фея, Малефисента, принц, но не она сама.

Аврора, Золушка и Белоснежка прекрасны в своей наивности, доброте и неагрессивности. Но эти классические образы для некоторых зрителей слишком приторные и неразумные: выйти замуж за первого встречного, спать с крысами на чердаке, имея возможность сбежать от агрессоров, или селиться с незнакомцами в доме (уместно вспомнить шутку из «Шрека» про Белоснежку о том, что она живет с семью гномами, но далеко не дешевка).

Первые принцессы Disney — это идеальные женщины-домохозяйки: послушные, молчаливые, безынициативные, с главной жизненной целью — удачно выйти замуж. Все 3 истории основываются на такой сюжетной формуле: невероятной красоты девушка страдает от обстоятельств и ждет, пока ее спасут. По сути, проблема героини разрешается лишь благодаря ее внешности и миловидности, а не поступкам и действиям. Но эпоха хозяйственных красавиц, которые оказались в беде, закончилась.

Русалочка и Белль

«Русалочка», 1989

Со временем меняется компания Disney, в 1966 году уходит из жизни ее основатель Уолт Дисней. Меняются устои общества. Меняется и образ идеальной героини, и на экраны стремительно врывается Ариэль. Русалочка мятежна, своенравна, уверена в себе, ищет приключения и действует наперекор своему отцу и по совместительству владыке подводного мира. Но, подобно предшественницам, безумно влюбляется в первого встречного мужчину, который предсказуемо оказывается принцем. Но теперь героиня сама спасает своего возлюбленного и идет на риск ради своих желаний.

«Красавица и Чудовище», 1991

Через 2 года после выхода «Русалочки» мир знакомится с Белль, той самой красавицей, которая отказывается выйти замуж за местного любимца девушек и поглощена чтением книг. Для которой быть замужней домохозяйкой не цель жизни. Которая смело отправляется на поиски своего отца, решает остаться в замке Чудовища вместо своего папы и встает на защиту Чудовища перед разъяренной толпой. Кстати, Чудовище по традиции принц, хоть и заколдованный. Но впервые героиня влюбляется не во внешние данные, а в личность, что скрывается за обликом зверя.

В 1960–80-х годах женщины борются за социальное равенство, меняются представления о женщинах. И у принцесс появляются свои стремления и право выбора. Героини сообразительны и деятельны. У них есть дополнительные желания и стремления помимо замужества, хотя «жили долго и счастливо» еще играет значимую роль для принцесс. Но уже проглядываются независимость и напористость.

Жасмин, Покахонтас и Мулан

«Аладдин», 1992

На фоне борьбы за расширение прав женщин теперь акцент делается на расовую и культурную принадлежность. До Жасмин все принцессы были одной расы. И она положила начало тому, что на экраны стали поочередно выходить мультфильмы с героинями разного происхождения. И эта первая принцесса, сердце которой было отдано не принцу.

«Покахонтас», 1995

Покахонтас — юная дочь вождя индейского племени Поухатана. Она упряма и храбра, как и остальные принцессы этого времени. И даже ее имя можно перевести как «непослушная».

«Мулан», 1998

Мулан, девушка китайского происхождения, переодевается в парня и доказывает, что женщина-воин может быть ничем не хуже мужчины.

Тиана, Рапунцель, Мерида

«Принцесса и лягушка», 2009

Тиана в начале фильма работает официанткой на 2 работах, чтобы накопить денег на мечту — открыть собственный ресторан (принцессой она становится лишь в финале, когда выходит замуж за принца). Она чрезвычайно целеустремленна, трудолюбива до безумия. И в конце зритель видит интересный поворот сюжета: все события в мультфильме ведут героиню к тому, чтобы она поняла, что семья и любовь не менее важны, чем другая цель.

«Рапунцель: Запутанная история», 2010

В отличие от первых принцесс Рапунцель не влюбляется в первого встречного, а бьет его сковородой и уходит из дома ради своей мечты — увидеть загадочные огоньки. Как и в «Принцессе и лягушке», главная героиня в первую очередь следует за мечтой, а любовь для нее не главное в жизни.

«Храбрая сердцем», 2012

Стоит отметить не воинственность рыжеволосой лихой наездницы Мериды, а ее отношение к мужчинам. Она готова на все, лишь бы не выходить замуж. Даже устраивает турнир с претендентами на ее руку и сердце и побеждает всех, метко выпуская стрелы в цель. И здесь лейтмотивом сюжета выступает история любви и взаимопонимания не мужчины и женщины, а матери и дочери. Теперь принцессы следуют за мечтой. А отношения с мужчинами уходят на второй план.

В первых принцессах XXI века наблюдаются те же тенденции, которые были заложены в конце прошлого столетия: своенравность, воля, выбор своей судьбы.

«Непринцессы» Моана, Эльза и Анна

Диснеевские принцессы — далеко не все героини. Есть ограниченный список анимационных персонажей, которые удостоились этого звания. Сейчас в нем 11 принцесс (о которых рассказали выше), и перечень меняется, исключая или добавляя новых персонажей.

На сегодняшний день Моана и сестры Анна и Эльза не являются официальными принцессами Disney. Нет исчерпывающих объяснений этому, но есть разные предположения, в том числе и такое: зрители стали критично относиться к концепции принцесс и новых героинь туда не включают именно из-за этого. Но это лишь одна из версий. Возможно, их добавят позже, но рассказать о них стоит сейчас.

«Холодное сердце», 2013. «Холодное сердце 2», 2019

Настоящая история любви происходит между Анной и Эльзой. Спасти Анну могла истинная любовь, которая существовала именно между сестрами, а не чувства к оленеводу Кристоффу или лживому принцу.

Все диснеевские героини уже не приторно идеальные и хорошие. Эльза и вовсе становится опасной для себя и окружающих, в том числе для родной сестры. Но она, как все живые люди, борется со своими страхами. И добро побеждает не всегда, а только если герои искренне постараются не дать волю темным уголкам своей души.

История Эльзы — это актуальный пример для современных девушек еще и потому, что королева Эренделла ищет ответ на вопрос, знакомый многим из нас: кто же я?

«Моана», 2016

Дочь вождя должна спасти свой народ: это ее цель. Интересно, что она оказывается в открытом океане одна на корабле с мускулистым татуированным полубогом Мауи и между ними не вспыхивает огня страсти или любви. В сюжете вовсе отсутствует любовная линия — впервые для диснеевского мультфильма с девушкой в центре истории.

Также стоит отметить, что фигура Моаны не похожа на классический стройный и вытянутый силуэт диснеевской принцессы. Это сдвиг в восприятии красоты. Моана создает впечатление молодой, живой и полной сил девушки. Которая неидеальна, борется со страхами и неуверенностью, но при этом смело делает шаг в океан.

Кто следующая?

«Райя и последний дракон», 2021

В следующем году список ярких героинь Disney пополнится одиноким восточным воином по имени Райя, которая будет спасать королевство и искать драконов.

Келли Мэри Трэн, актриса, чьим голосом заговорит Райя, отметила, что восточная воительница технически принцесса, но актриса дубляжа задается вопросом: а что же сегодня значит быть принцессой?

«Принцессы Disney вдохновляли поколения детей мечтать о большом и верить в себя», — сказала Марианти О’Дуайер, вице-президент по франчайзингу в The Walt Disney Company. Может быть, это и есть ответ на вопрос Келли Мэри Трэн. А что именно это «большое» и в какую из своих граней верить, покажет время.

Какие из диснеевских героинь ваши любимые? Какой вы видите принцессу будущего?