8 важных тем, которые поднимал советский кинематограф, а вы и не заметили
От плохого обслуживания в кафе до попыток харассмента на работе — один лишь пост на актуальную тему в соцсетях может перевернуть мир с ног на голову. Из-за появления интернета и порожденного им бесконечного потока информации складывается впечатление, будто бы люди начали говорить о своих проблемах только сейчас. Однако еще 40–50 лет назад многие острые вопросы достаточно детально освещались в советских фильмах.
AdMe.ru пересмотрел старые ленты и разобрался, какие важные темы поднимал советский кинематограф. Но без критики не обойтись, поэтому мы представили, какие комментарии могли бы появиться у зрителей, если бы эти картины вышли на экран в XXI веке.
1. Гендерные роли
Во времена Советского Союза большинство семей придерживалось четко установленных социальных ролей: мужчина — глава семьи, некий добытчик, который обязан хорошо зарабатывать и обеспечивать домочадцев; женщина — при муже, следит за детьми и порядком в доме.
Однако в 1977 году на экраны кинотеатров выходит фильм-комедия «Служебный роман», в сюжете которого полностью рушатся все установленные ранее нормы. Главный герой Анатолий Ефремович Новосельцев — 40-летний застенчивый мужчина, который работал статистиком и по сути был обычным офисным планктоном. Противовес ему — сильная и решительная директор учреждения Людмила Прокофьевна Калугина. Благодаря истории любви между этими двумя персонажами, режиссер Эльдар Рязанов показывает, что в семье, где женщина стоит выше по социальной лестнице и зарабатывает больше своего партнера, нет ничего плохого. Более того, такие отношения могут быть весьма счастливыми, если обоим партнерам так комфортно.
Претензии от критика нашего времени: фильм отрицает тот факт, что женщина может быть счастливой без мужчины. У Людмилы Прокофьевны успешная карьера, но по сюжету жизнь ее как будто бессмысленна без семьи и любимого человека рядом. Непонятно также, почему умная и самодостаточная личность решает меняться внешне и носить то, что ей не свойственно, опять таки, ради мужчины.
2. Буллинг
Дети бывают очень жестоки. Из коллектива они выбирают самого слабого или того, кто внешне отличается от большинства, и начинают издеваться, тем самым самоутверждаясь за его счет. Проблема буллинга сейчас остро стоит как в мире, так и конкретно в нашей стране. Например, согласно статистике за 2019 год, каждый второй опрошенный школьник подтвердил, что сталкивался с агрессией со стороны одноклассников.
Во времена, когда никто еще не знал термина «буллинг», режиссер Ролан Быков разрушил светлый и добрый образ советского ребенка, показав, как дети могут вести себя на самом деле. Фильм 1983 года «Чучело» рассказывает, как 6-классница Лена Бессольцева приходит в новую школу, где одноклассники устраивают ей бойкот — дают обидную кличку и даже избивают бедную девочку. Картина показывает, насколько жестокими бывают подростки и как впоследствии тот человек, который сам издевался над другими, может стать жертвой буллинга.
Претензии от критика нашего времени: совсем непонятно, почему взрослый мужчина — дедушка Лены — не заступается за девочку, он не идет разговаривать с детьми, с учителями или директором школы. Также возникает вопрос по поводу компетенции учительницы, которая, увидев, что Лена подстриглась почти налысо, не спрашивает у ребенка причину, а наоборот, делает вид, что ничего не произошло.
Хоть фильм и показывает, что дети осознали свою вину (в конце картины мы видим надпись на доске «Чучело, прости нас!»), Николай Николаевич Бессольцев не учит внучку быть сильной и не убегать от проблем, а наоборот, забирает Лену и переезжает с ней в другой город.
3. Лукизм
Понятно, что в первую очередь человека оценивают по внешним данным. Но умные люди стараются понять саму личность, ее характер, а не делать вывод исключительно по картинке перед своими глазами.
Лукизм, или, проще говоря, дискриминация по внешности, показан в фильме «Королева бензоколонки» 1962 года. Полтавчанке Людмиле Добрыйвечер отказывают в получении желаемой должности экскурсовода туристских машин, потому что окружающим не нравится ее внешность (девушку покусали за лицо пчелы, из-за чего оно распухло). Опираясь лишь на увиденное, мужчины автоматически считают, что Люда не подходит для этой работы, они высмеивают девушку, отпускают саркастические шуточки в ее адрес. Никто не проверяет ее способности, просто потому что она априори им не нравится. Более того, мужчины еще и обманывают девушку, говоря, что работа на бензоколонке — курорт.
Впоследствии Люде удается добиться успехов и доказать себе и в первую очередь окружающим, что внешние данные — это вовсе не главное.
Претензии от критика нашего времени: главная героиня сама не знает, чего хочет от жизни. В начале фильма она рассказывает первому встречному водителю, как хотела работать диктором на телевидении, потом — стюардессой, а после мечтала покорять ледовую арену. Людмила Добрыйвечер гонится за профессией с красивым названием, а вовсе не за делом своей жизни. И если бы не воля случая, то девушка, скорее всего, и дальше бы металась от одной профессии к другой.
4. Феминизм
Устоявшееся мнение о том, что женщины — это слабый пол, рушит комедийный художественный фильм «Девчата». Молодые девушки наравне с мужчинами живут в холоде на Урале, но вовсе не жалуются на окружающие их условия. Они так же носят ватники, перекладывают тяжелый цементный раствор лопатами и выполняют сложную работу на кухне.
На примере характера и поведения главного героя режиссер Юрий Чулюкин показывает, что женщина не должна бояться высказывать свое мнение и ставить мужчину на место, если он неправ. Так, например, Тося отказывается делать то, что не хочет, — она не соглашается танцевать с главным бригадиром и местной знаменитостью Ильей Ковригиным. С помощью юмора и любовной линии между главными героями фильм демонстрирует, что именно твердость личности и принятие себя, несмотря на всеобщие установки и убеждения (Тосе часто говорили, что девушки так себя не ведут и что таких, как она, замуж не берут), отличают от остальных и позволяют обрести счастье.
Претензии от критика нашего времени: одна из героинь, по имени Надя, выходит замуж за мужчину на 12 лет старшее ее. И все бы ничего, но делает она это не по любви, а потому что «часики тикают». Ситуацию объясняет соседка главной героини Тоси: «Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не то что за Сан Саныча — за козла пойдешь». Что это за эйджизм в сторону молодой девушки?
5. Самореализация
Для патриархального советского общества увидеть, что женщина может в одиночку, без помощи мужчины, построить карьеру, было своеобразным разрывом шаблонов. Но именно это и делает режиссер фильма «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов. Картина рушит стереотип о том, что брошенной незамужней женщине тяжело чего-то добиться без протекции противоположного пола. Несмотря на то что девушку одну с ребенком бросил парень, она сумела в одиночку вырастить дочь Александру, окончить институт и стать директором крупного предприятия и даже депутатом Моссовета. Катерине удалось полностью реализоваться в карьере и тем самым поставить на место бывшего возлюбленного — телеоператора Родиона из «Останкино», который ею просто воспользовался.
Кроме того, в киноленте поднимаются такие темы, как навязывание социумом идеи выйти замуж (в виде одержимого поведения подруги Кати — Люды Свиридовой), незащищенные сексуальные отношения (между Катей и Родионом) и их последствия, а также проблема воспитания ребенка матерью-одиночкой.
Претензии от критика нашего времени: в 2014 году русскоязычная жительница США Oksana Lexell поделилась в фейсбуке мнением своей американской подруги о фильме «Москва слезам не верит». Пожалуй, лучших претензий и не насобирать. Делимся отрывком из поста: «Вот Катья, она такая красавица и умница, добилась всего сама, дочь воспитала, но она, похоже, никак не может почувствовать себя счастливой только потому, что рядом нет мужчины. Этот ***** Гоша, у которого комплекс неполноценности, потому что его любимая женщина больше зарабатывает, бросил ее по-хамски, а она вместо того, чтобы забить на него, ищет его по всей Москве, потеряв всяческую гордость и достоинство. А потом она его со слезами на глазах принимает обратно, но она что, не понимает, что у них отношения все равно не сложатся: она же больше него зарабатывает, а для него это проблема».
6. Принятие себя
Современные психологи и мотивационные тренеры яро пропагандируют любовь к своему характеру и внешности. Но лучше любых слов эффект от принятия себя описала еще в 1985 году картина «Самая обаятельная и привлекательная».
Главная героиня Надя Клюева работает инженером в конструкторском бюро. Она милая и общительная девушка, однако в свои 30+ лет до сих пор не замужем. Чтобы как-то исправить эту ситуацию, ее школьная подруга Сусанна, которая работает социологом, берется активно налаживать личную жизнь Нади. В результате девушка начинает вести себя так, как ей совершенно не свойственно: меняет стиль одежды, становится навязчивой и пытается всячески угодить мужчинам. Тем не менее все старания напрасны. Лишь в конце фильма, когда героиня отказывается от всей этой показательной мишуры, начинает ценить, уважать себя и делает то, что нравится именно ей, она обретает счастье и свою истинную судьбу.
Претензии от критика нашего времени: что касается Нади Клюевой, то вопросов нет. Мы видим, что она унижается перед мужчинами, однако это часть ее истории, в которой она находит истинную себя. А вот поведение подруги очень смущает. Зачем Сусанна вмешивается в личную жизнь человека, которого не видела много лет и случайно встретила в троллейбусе? Почему она навешивает ей ярлыки и идею поскорее выйти замуж? Разве Надя ее об этом просила?
То же самое касается и Клавдии Матвеевны, коллеги Нади по бюро, которая раздает советы направо и налево и занимается сватовством на работе.
7. Адюльтер
Для времен Советского Союза, когда не принято было говорить об изменах в открытую, многосерийный фильм «Зимняя вишня» вызвал огромный резонанс. Главная героиня Ольга — мать-одиночка в разводе. Женщина влюблена в своего коллегу Вадима, который женат и вовсе не собирается оставлять семью. Пара встречается редко и торопливо, стараясь не попадаться на глаза другим людям. На протяжении всей картины Ольга страдает от этих токсичных отношений и пустых обещаний и даже решает начать новую жизнь — уехать за границу с москвичом Гербертом. Но в итоге женщина все-таки возвращается назад в Ленинград к своей любви — Вадиму.
Режиссер фильма Игорь Масленников отказался от хеппи-энда. Он показывает реальную историю без прикрас, и, несмотря на надежды зрителей, сюжет разворачивается именно так, как, скорее всего, произошло бы в жизни: обещания уйти из семьи к любовнице чаще всего остаются всего лишь пустыми словами, и Ольгу вновь ждет одиночество.
Претензии от критика нашего времени: в начале фильма во время посиделок в гостях подруга Оли, Валя, со своим молодым человеком уходит в другую комнату, откуда гости слышат крики женщины, оскорбления и звуки бьющейся посуды. Тем не менее все делают вид, что это нормально, и никто не вмешивается в эту сцену домашнего насилия.
Также имеются вопросы к воспитанию своего ребенка Олей, которая постоянно пытается куда-то сплавить сына ради времяпрепровождения с женатым мужчиной.
8. Социальное неравенство
Контраст жизни между жителями сельской местности и городом иллюстрирует фильм «Любовь и голуби». Различия между этими двумя слоями общества показаны не только с финансовой точки зрения, но и в манере поведения героев, их воспитании и в том, как они принимают решения.
По сюжету ленты, на курорте Василий Кузякин влюбляется в Раису Захаровну — женщину из столицы, которая стоит выше его по должности. Будучи очарованным красивой оберткой ее одежды, изысканной речью и фантомными убеждениями о другой, счастливой, жизни, главный герой заводит курортный роман и даже решает уйти из семьи. В свою очередь его новая возлюбленная, Раиса Захаровна, пытается сделать все как нужно, чтобы при этом никого не обидеть. Женщина даже приезжает в село, чтобы поговорить с женой Василия, Надей Кузякиной, и попросить ее отпустить Васю, ведь она будет о нем заботиться.
Тем не менее в конце фильма становится понятно, что главная ценность жизни вовсе не в мимолетных чувствах и не в финансовом благополучии, а в простых вещах: семье, близких рядом и в том, что действительно приносит твоей душе удовольствие (в голубях на конкретном примере главного героя).
Претензии от критика нашего времени: главный герой Василий ведет себя как маленький ребенок. Он тратит практически весь семейный бюджет на свое хобби, голубей, не думая о том, как будут жить его жена и дети. Мужчина не может принять решение самостоятельно, перебегая от одной сильной женщины к другой. Непонятно только, что Надя и Раиса Захаровна в нем находят.
Мы в ADME очень любим советские фильмы, а вышеперечисленные примеры считаем классикой кинематографа. Тем не менее мы уверены, что вам тоже есть что сказать на этот счет. Считаете ли вы, что в те времена было гораздо сложнее затрагивать подобные темы? А может быть, вы согласны с мнением критиков или готовы дать им отпор в комментариях?
Комментарии
Хех. Кстати, вы видели чуть ниже в комментах наши дебаты о чучеле?
1. Что за глупость, о разделе ролей мужчина-женщина при советском союзе? Даже в фильме основная масса работающих - женщины.
Кроме того, в фильме не показано, что отношения, в которых женщина выше, могут быть счастливыми. В фильме Новосельцев применяет на себя роль альфонса. А как сложатся отношения потом - не известно.
Будьте внимательнее: в фильме примеряет. Он ухаживает за начальницей с целью получения выгоды - альфонс.
А последняя фраза - это уже относится к тому, что будет после фильма.
Думаю потом Новосельцев уволится и займётся бытом, а Калугина продолжит командовать министерством))
В то время декрет был 3 месяца, а она привыкла руководить.....
Ага, на свой счёт. И кто бы их кормил?
??????
он себя прокормить не мог, а тут два лишних рта!
Она бы не выдержала и взяла это дело в свои руки)
По убеждениям там Самохвалов)))
Пусть не по убеждению, но в любом случае, он на это пошёл. И накаих "счастливых отношений" в фильме нет. А то, что будет дальше, ещё не известно. Точно известно одно, что она по залету мальчика родит.)))
6. Старания героини как раз не бесполезны - к концу фильма все сотрудники влюбляются в нее (в большей или меньшей степени).
А Сусанна вмешивается в жизнь Нади по вполне понятным причинам: она пишет диссертацию, а Надежда выступает подопытным кроликом. И пусть Надя не просила о помощи, но с радостью за нее ухватилась. И не так уж она унижается перед мужчинами. Вспомнить хотя-бы историю в гостинице и потом, когда Надя достойно отшивает "циркачей".
В целом, героиня получила неплохой опыт обращения с мужчинами, научилась видеть в себе женщину, определилась со своими желаниями.
Сюзанна - определённо подарок в ее жизни.
То пишут о двойных стандартах и о том, что не обязательно мужчина должен делать первый шаг в отношениях.
А тут вдруг "унижалась".
Но вот это "что-то" почему-то никто не замечает. Все принимают за чистую монету, будто женщины-начальницы тогда именно так и выглядели. А это полная лажа: вполне даже следили за собой. Дресс-код был. Никогда в жизни таких калугиных не встречал. Выдумка Рязанова, которой он удешевил свой фильм. Из-за этого его терпеть не могу.
Глупая и нежизненная комедия - плохая комедия. Проблема, поднятая Рязановым, существовала, но решил он ее примитивно, и это отталкивает.
Как выглядела настоящая начальница? Ухоженной и, по мере возможностей, элегантной. А Калугина запущенная и затрапезная.
Фильм бы мог получиться, если бы Калугину, скажем, сыграла бы Польских, а Новосельцева Басилашвили. Получилось бы без нарочитости и передергивания.
Бонус. Мэрил Стрип - это из другого времени и другой страны. Но это общий тип руководительницы, существоваший и в СССР.
Не так, конечно, и, наверное, не все, но ухоженность была типична.
Даже учительницы в школах следили за собой, а уж руководительницы!
Неправда. Главное было быть ухоженной и элегантной в меру. Мода другое.
Ну и, конечно, еще Верочку спустить до рядовой офисной фифы с учительницы жизни.
Представляете, какое отношение будет к той, которая станет сексуально прохаживаться среди подчиненных, помахивая нижним бюстом? Впрочем, непонятливые могут попробовать.
"Бойкот это когда не разговаривают, игнорируют. Терминологией не владеете."
Это сами ученики называли "бойкотом" то, что творили. И в книге, и в фильме.
Лукизм я бы тоже поставила под знак вопроса. Есть профессии, которые требуют подходящий внешний вид. В соседней статье написано, что красота один из критериев отбора стюардесс. На мой взгляд вполне нормально, если к экскурсоводу могут быть подобные требования (кроме знаний материала, симпатичная внешность).
?????"внешность по причине вакансии" мне понравилось
На бензоколонке была острая нехватка кадров (думаю с экскурсоводами легче). А внешность - дополнительный удачный фактор.
Не придирайтесь к автору! Для пятого класса - вполне достойное сочинение, а больше автору и не дашь - вы же не считаете всерьёз, что статью писал журналист? С образованием, ага :-)) "Будучи очарованным красивой оберткой ее одежды, изысканной речью...." - ну, вы поняли :-))
Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет!
Ну конечно, после 25ти уже пора смотреть в сторону кладбища. Какие девушки, вы что ?
Вы плохо прочли статью! П. 1 - в СССР женщины занимались домашним хозяйством! А Калугина - прорыв. Какие на равных????
Моё ощущение от этого фильма очень схоже с вашим. Серость, безысходность, безнадега. Пыталась посмотреть несколько раз, но подкатывала такая тоска, что быстро сворачивала просмотр.
В ЛиГ никакого неравенства нет. И различия не показаны, абсолютно.
И Раиса Захаровна и Василий получают путёвки и живут в одинаковых условиях на курорте.
Крохотная квартирка в городе - уж точно никак не тянет на "богатую".
И Василий не увлекся "убеждениями о красивой жизни", а всего навсего "переспали по пьяни и закрутилось".
Раиса Захаровна не выше по должности - она обычный работник ОК. А ее манера поведения не результат "различия слоев общества и воспитания", а результат одиночества. Отсюда и гадалки, экстрасенсы, соль - белая смерть и т.д. И попытка решить вопрос мирно - туда же (результат прочитанных до дыр романов с хеппи ендом).
И она не из столицы!!!
она - городская ???
p.s. желтые рожки - это пальцы веером, признак крутизны))))))
Согласна: Надежда из "Девчат" - лесбиянка, влюбленная в соседку по комнате (ту, которая получала письма от мужа).
Новосельцева должен был сыграть негр, а секретаршу - азиатка, чайлдфри. А Самохвалов - гей, влюбленный в Новосельцева и потому стоящий козни.
Раиса Захаровна - транс. У папы, как он и хотел, все таки родился мальчик, назвали Ростиком (он был сорванцом). Но потом он стал Раей))) Василий когда узнал об этом, вернулся к жене.
Оксана, в вас погибает великий современный режиссер?
Главное - очееень толерантный))))))))
так вот почему Раиса Захаровна у Меньшова парик увела
К Чучелу у критика от современности очень уж своеобразные претензии, конечно. "Почему дедушка не идёт в школу разговаривать с детьми, с учителем, с директором?" - щас от смеха помру. В какой Вселенной поговорить с детьми, выбравшими себе жертву, помогало прекратить травлю? Критик, ты долбоящер. Когда за жертву буллинга приходит впрягаться (в смысле провести воспитательную беседу) мама/папа/дедушка/дядя/да кто угодно, становится только хуже. Я это своими глазами видела, не один раз, в своём собственном классе, и слышала о таких историях то же самое. После таких воспитательных акций толпа гонителей становится ещё злее и неадекватнее. Им абсолютно плевать, что им скажут, как им по полкам разложат достоинства жертвы и их собственную неправоту, это только масла в огонь подольёт, а с последствиями придётся иметь дело опять жертве травли. Когда стая выбрала себе объект для преследований, она практически никогда не откажется от него, ни при каких обстоятельств. Любые действия объекта будут интерпретированы в искажённом смысле, все его слова будут использованы против него. Никакие разговоры не помогут. Поможет только угроза реального и пугающего наказания. И это если не учитывать, что к дедушке Лены в городе тоже относятся не очень-то! Ей ведь из-за его репутации и досталось изначально, не?
А директор - он-то что сделать может? На каждом углу этот шестой класс подстерегать и следить, как там обстановка? Каждый день всей толпой всех родителей в школу? Оставить всех детей на второй год?
"Почему дедушка не учил внучку быть сильной и не убегать от проблем, а вместо этого уехал вместе с ней из города" - критик современный, ты дедушку того видел? Он похож на лихого боцмана? Дедушка Лены так-то очень пожилой уже человек, не готовый к мощным потрясениям, и так уже переживщий сильную эмоциональную встряску от того, что с внучкой делают. Он себя просто чувствовал беспомощным, этот взрослый человек. Потому что во-первых, уже очень пожилой и банально устал, а во-вторых, его в городе не уважают и относятся с некоторым презрением.
Современные критики такие… критики.
Вот вы не совсем правы насчет бесполезности разговора с детьми. Я видела два примера, когда именно вмешательство взрослых останавливало травлю. Но вмешательство должно быть в самом начале и максимально жёстким, с угрозами отчисления, вмешательства полиции и т.д. И с готовностью эти угрозы воплотить. Дети боятся гнобить того, кто силён и за кем стоит ещё кто-то, им проще другую жертву найти.
Ну и если в школе класс начал травить ученика, особенно в младшей школе - надо брать классную и популярно ей объяснять, что она не права. Это всегда в первую очередь инициатива учителя - выбор жертвы и разрешение на травлю. Пригрозите ей увольнением и скандалом - и травля прекратится.
Речь идёт о детях старше двенадцати лет. Когда они уже не дети, а очень даже подростки. Зачастую учителя уже сами побаиваются своих учеников, вошедших в этот возраст, потому что те становятся очень борзыми и силу свою никогда не соизмеряют. Как Вы себе представляете это, чтобы классный руководитель остановил травлю, которой активно занимается, например, пятнадцать человек? Ну пригрозите Вы ей увольнением, и что? Она - не воспитатель. И если Вы не в курсе, то буллинг происходит не только в школьных стенах и не кончается внезапно за пределами класса. Травля продолжается и в неучебное время. Учителю что, телохранителя жертве нанять, или палкой злобных засранцев от неё отгонять? Что она одна может сделать, если у озлобившихся подростков явно нет никаких авторитетов? Она может хоть как-то контролировать ситуацию только в школе, и то - только на собственных уроках. А за пределами школы, стоит жертве сделать шаг за порог - и её могут избить втройне, просто за то, что она под покровительством учителя, а теперь её никто не видит и "ну что, кто тебе теперь поможет?"
Я полагаю, это остановило открытую травлю. По сути же маловероятно, что что-то изменилось кардинально.
О, наконец-то адекватный комментарий! Я всегда удивляюь, когда начинают обвинять родителей, что они не вступались за своего ребенка! Да потому что сами дети просили не вмешиваться, они понимали, что после разговора мамы с обидчиками станет только хуже. Бедная жертва получит клеймо "мамин сыночек/доченька" и пытки станут еще изощреннее. И разговоры учителей с классом тоже не помогут, видела своими глазами. Бедную жертву начинают донимать на тему "что училке настучала, стукачка значит", и становиться только хуже. Реально помогает только физическая расправа от самого обидчика или его старших друзей-подростков (не взрослых, это важно).
Тут просто люди собрались, которые не сталкивались с травлей в школе. Фильм критикуют, а все это могло быть именно так. И родители, и учителя практически бессильны в этом??♀️. И то, что ее увезли в другое ПМЖ, это вообще ей повезло с родителями...
Да, как бы жутко это ни выглядело иногда, но с людьми нужно говорить на их языке. Если стая выбрала язык причинения физических и моральных страданий, то спастись получится, скорее всего, только одним - ответить так, чтобы боялись подходить. Да, это чревато тем, что может спровоцировать вообще массовое избиение где-нибудь на пустыре за школой с привлечением уже вражеских старших дружков, но пути два - либо стать навсегда дефолтным объектом для унижений, зная, что чем меньше сопротивляешься, тем меньше прилетит, но чувствуя себя уничтоженным морально. Либо действительно ответить так, чтобы травящие как минимум задумались, стоит ли донимать вас в следующий раз. И очень поможет, конечно, если есть старшие друзья, это действует очень отрезвляюще на гонителей. А вмешательство родителей или учителей, которые всё равно не могут присутствовать при каждом эпизоде, только разжигает ненависть.
В моём классе в разные годы таких несчастных было четверо… две из них - девочки. Этим бедолагам поджигали входные двери их квартир, топили их учебные принадлежности в школьном туалете, запихивали экскременты в почтовые ящики, просто выбрасывали вещи в окно, лепили жвачки в волосы девочкам, внезапно мазали лица какой-то дрянью, просто били, короче унижали как могли… Трое в результате тоже просто меняли школу
Я сама пережила подобное. Больше всего боялась, что обидчики могут отыграться на моих домашних животных, т.к. "детишки" были вообще отбитые на всю бошку. Родителей просила не вмешиваться, т.к. понимала, что толку не будет. А родители обидчиков были под стать деткам, такие же маргиналы, так что вариант "учитель поговорит с родителями" или "мои родители поговорят с их родителями" тоже не прокатывал.
Детская комната милиции, суд, административный штраф, сообщение работодателю на работу родителя, выловить и прилюдно опозорить простыми словами. При повторе постановка на учёт. Какие поджоги?!
Фото, видео материал, аудио записи. Освидетельсьвование у врача, жалоба вполь до прокуратуры с данными материалами. Опрос свидетелей. Суд.
Это сейчас возможно фото и видео, я говорила о начале нулевых. И кстати, фото и видео материал чего конкретно Вы имеете в виду? Оскорблений? А освидетельствования у врача? Тоже не совсем поняла.
Опрос каких свидетелей? Одноклассников? Слушайте, не смешите, ну. Такое впечатление, что Вы с какой-то другой планеты, где все дети и подростки поступают по совести и по своему собственному мнению, а не "как все" и "а чё я-то, вон все так делали". Пытаетесь применить к подростковому буллингу подход как к уголовному преступлению во взрослой среде с относительно взрослыми людьми, но это так не работает.
Кого выловить? Тех зверёнышей? И как Вы это сделаете? Частного детектива наймёте, чтоб отслеживал все их передвижения? Ну выследит он, что засранцы в количестве трёх человек, например, направились к дому жертвы, с одной им известной целью. И что дальше? Вызывать омон? Наряд милиции? Вызванивать родителей, искать понятых, собирать толпу свидетелей, а самое главное, каким-то образом сделать так, чтоб эти паршивцы за всё это время никуда не смылись? Задачка не из простых. А самое главное - кто будет этим заниматься?
Вы так это описываете, будто стоит щёлкнуть пальцами, только заявить о творящемся беспределе - и всё завертится и закрутится, только успевай результаты в корзинку складывать. Да щас, ага. Кстати, чаще всего человек, особенно подросток, становится втройне жесток и злобен по отношению к тому, кто был свидетелем его позора. Это к Вашим словам про "прилюдно опозорить". Взрослым кажется, что достоточно надавать мелким паршивцам по рогам при родителях и жкртве, и будет всё зашибись, но никто не думает, что объекту травли придётся и дальше ежедневно видеться с этим человеком. И справляться с последствиями неаккуратного вмешательства взрослых - тоже.
Какие-какие поджоги, да вот такие. Некоторые из этих товарищей и так уже были поставлены на учёт, их это не смущало. Либо начиналось банальнейшее спихивание вины с друг на друга.
А потом сняли другой фильм "ворошиловский стрелок". Вообще когда ополчается стая, часто лучше просто валить куда подальше, а то эта битва за рим, двое против ста работает только в фильмах с Брюсом Уиллисом.
Да, "один против сотни" - это действительно только со Спасителями Америки работает. Ну Ворошиловский стрелок - это всё-таки совсем про другое, там уже совсем страшная тема… Мне было очень жутко смотреть
По теме травли в школе. До относительно недавнего времени, как это ужасно для критика не прозвучит, но обзывательства и даже издевательства в школе были явлением нормальным, и редко какие родители приходили разбираться. Чаще всего они об этом даже не знали. Учителям тоже было, в общем-то, наплевать, а некоторые и сами могли скверно относиться к ученикам (орать или высмеивать).
Травля всегда известна педагогу, поощрение в стае, делает вожак.
Естественно. Авторам и статьи, и критики до фени эта ваша так называемая классика советского кино: редакция дала задание, они одним глазом глянули эти фильмы чуть ли не эпохи черно-белого кино. В первый и последний раз. Мои молодые коллеги (25-26 лет), например, ни одного из этих фильмов не смотрели.
Так странно... Лена из "Чучела" у меня не вызывает абсолютно никакого сочувствия
Так... ща попробую объяснить позицию, если этот прекрасный сайт не "сожрет" мои комменты
Одна из причин - чрезмерная положительность Лены плюс пассивность (значительную часть истории она просто терпела издевки), а точнее, восприятие этого всего. Ладно, в принципе, понять пассивное поведение можно: Лена не знала, чем все обернется, Лене было страшно, а когда боишься, и не так себя поведешь. Когда Лена в отчаянии бреет голову и срывает Диме праздник, это тоже понять можно: в аффекте или сильно "на нервах" люди часто поступают странно. Но когда из такой вот пассивности и срывания вечеринки делают эталон доброты и подвиг, причем не некоторые люди, а практически все, в том числе школьная программа!
И когда все вокруг из Лениных поступков делают подвиг, она превращается в этакую "дочь маминой подруги", которую постоянно ставят в пример
Разумеется, это не главная причина для неприязни, но тоже играет свою роль
Для меня в таком вот молчании нет ничего героического, а если Кнопка и другие тут геройство увидели - их право. Но не обязанность?♂️
Уважаемая Фрекен Бок, на счет доброго и наивного человека, не замечающего оскорблений: с наивностью и инфантильностью согласна, а добро тут не при чем. Добро вполне может быть суровым и способным довольно быстро дать отпор.
Увы, у Лены получилась медвежья услуга: и сама страдает, и Дима мечется и мучается совестью от того, что не в силах признаться, а еще видит, что от этого Лена страдает... а будь Дима более отмороженным, вообще почувствовал бы полную безнаказанность...
Да, мне легко судить со своей колокольни,
Да, мое мнение не претендует на звание абсолютной истины (как и ваше, и чье угодно), но все же....
Во-первых, в повести были моменты, когда он пытался признаться, значет, ему не абсолютно плевать.
Во-вторых, кто же мог знать, что мелкое признание в прогуле выльется в ТАКОЕ?! Нормальный учитель (не Маргарита. Маргарита поступила слишком жестко) максимум мог бы понаставить двоек и заставить отработать материал после каникул, но не лишал бы детей Москвы, ради которой они так долго вкалывали, так что ни о лишении поездки, ни о травле Дима заранее догадаться не мог. Скажите, вы бы очень обрадовались, если бы какой-нибудь ваш крошечный п(р)оступок привел к ужас каким последствиям? Условно говоря, вы в тихом безлюдном месте перебежали дорогу на красный, а через какое-то время выяснилось, что за переход на красный свет сажают, и вообще, из-за этого кто-то руки-ноги переломал, а пара-тройка людей остались без машин из-за аварии, как-то связанной с этим вашим переходом, вы бы очень обрадовались такому?
И вообще, нам о Диминых поступках легко и удобно рассуждать, сидя в уютной и безопасной обстановке, а вот как бы мы сами поступили в аналогичной крайне неприятной ситуации? Рада за вас,уважаемая Фрекен Бок, если вы, зная все риски, признаетесь и будете готовы нести наказание, но я ничего такого обещать не могу. С моей стороны это было бы лицемерием, ведь я никогда не попадала в рисковые ситуации и не проходила проверку на прочность, а значит, не знаю, буду ли я в таком случае вести себя достойно или просто спасать шкуру. А значит, у меня пока нет права осуждать Диму за трусость.
З. Ы. То, что я его понимаю, еще не значит, что одобряю и полностью оправдываю
Вы не поняли. Я же сама сказала, что "понимаю - еще не значит оправдываю". Для меня в этой истории вообще нет белых и пушистых, каждый внес определенную лепту в такую вот паршивую ситуацию с бойкотом и травлей
А Дима для меня не невинная жертва, не подлец (я вообще недолюбливаю эти категории и чистое Добро с чистым Злом в искусстве) - просто обычный пацан, на месте которого вполне могу оказаться и я
А с Леной, как я уже сказала, проблема больше не в самой по себе сомнительной (на мой взгляд) стратегии, а в количестве восхищений, когда места для других, далеко не таких восторженных взглядов и мнений просто не остается.
И знаете, мне еще очень повезло, что на адме комментаторы настроены вполне себе мирно и дружелюбно, и могут нормально и спокойно спорить. На другом сайте я как-то тоже встретила одного "несогласного", и его Ленины фанаты просто загрызли...
Ай, простите! Там должно быть "значит"! ??♂️
Тоже самое....
Тоже не считаете Лену героем?
Нет, она не боролась....
"Девчата": вообще-то изначально в сценарии Надя должна была бросить Сан Саныча, но потом это убрали. Сама актриса была очень недовольная таким поворотом и считала, что её героиня должна была расстаться с женихом, как и планировалось изначально.
О чем мы недавно читали в статье на этом же ресурсе) Но "современный критик", наверное, то статью пропустил)
С Чучелом вышла изрядная непонятка. Быков снял фильм-ПРИТЧУ о неизбежности тернистого пути для не вписывающегося в формат человека. И проиллюстрировал эту мысль школой. Наверное, потому, что в детской среде всё проявляется ярче. А его поняли так, что он... разоблачил свинцовые мерзости советской школы. Тем более, что надвигалась Перестройка с ее культом "разоблачителей". Глупо. А фильм великий, если его правильно понять.
Критик нашего времени какой-то странный тип, живущий среди единорогов, волшебной пыльцы с родителями психологами.
Фильмы с историями, которые могут произойти в реальности, с реальным окружением, это не американская фантастика с Суперменом и Чудоженщиной, а советские фильмы о людях и времени.
"Королева бензоколонки" вроде не собиралась ни в какое туристическое это самое. В балет на льду она хотела, и не приняли потому что не умела ничего, а не из-за "лукизма". Поэтому она и рассекала по заправке на роликах - тренировалась.
В конце фильма, насколько помню, ей дают направление от предприятия в этот самый балетный ансамбль, и она радостно идет исполнять мечту.
Фильм, кстати, отличный.
В конце фильма она решила поступать в Дорожный Институт, у них ещё замечательный диалог:
- Так что же ты, изменила мечте?
- Нет, мечту изменила!
Я бы этому "критику нашего (их) времени" уши бы пооткрутил, если перефразировать классику, в которой, кстати, он (этот критик), наверняка, тоже что-нибудь с удовольствием покритиковал.
Адми! Да хватит уже "испарять" мои комментарии, когда я жму "редактировать"!
Это они вас учат писать без ошибок) В приложении норм всё редактируется
Самое смешное, что я ошибок при этом никаких не делаю. Просто жму на кнопку, и он исчезает
А зачем вы жмёте на редактирование, если не делаете ошибок?
Дополнить хочу иногда. Типа, отправила, и тут пришла какая-нибудь гениальная мысль, которую просто необходимо вставить
"Москва слезам не верит", это очень сложный, душевный фильм, не уместно на него вешать какие то современные ярлыки. Во-первых фильм удостоен Оскара, во-вторых, если верить вики, то Рейган даже с 8 раза не смог постичь "великую русскую душу".
8 раз смотрел?
писклявая обжора из "Девчат" и Гога, он же Гоша, раздражали бы в любом времени. два самых противных для меня типа людей. у одной вечная необходимость лезть в чужие дела, у другого - нескончаемые комплексы.
Погодите-ка, эйджизм у них в сторону Нади? А не ее ли жениха. И что, что 40 лет и лысоват? Теперь значит он недостойный жених? Так что вы тут не двуличьте. Любовь у них значит есть, раз встречаются и ждут комнату и свадьбу)))
Просто она сама чуть стесняется его, опять же из-за стереотипов. Если бы не нравился, то бросила бы, девка боевая вроде. Хотя раз так и должно было произойти, то логично. А так ее надо было делать помягче характером, тогда логичен был бы и счастливый конец))
А я видела всегда со своей колокольни. Потому что, раз не нравился бы, то бросила. А теперь задумалась про тикающие часики и т.п. Видимо, сценарий-то писался под одну концовку...а цензура таки была на стороне семейных ценностей))
Ячейка общества и все такое. Мне кажется все же не любовь министерство культуры несло в массы. А вот это вот: замуж, свадьба, дети, ну и работать на заводе конечно же. Получить квартиру от государства - воот оно счастье. Ещё тут кто-то писал про налог на одиноких. Это тоже было как пинок, типа надо жениться, замуж выходить. А любовь - дело десятое.
А я в последний раз когда смотрела, наоборот, увидела какое-то даже уважение ко Ксан Ксанычу.
Надо пересмотреть. Потому что это из области мимолётных ощущений.
Ему только сорок лет?! Я думала, все 60... ;)
И любви у них нет, много сцен, где Надя говорит с ним обречённо-устало, нерадостно. Она боится остаться старой девой, а тут человек положительный, семью хочет, всё в дом, вот и идёт из принципа "стерпится-слюбится" (жаль, что в фильме не решается она всё же сказать, что им не по пути). Из-за возраста и внешности над ним поначалу насмешничет только мало повидавшая Тося, а не девушки, а как человек он прижимист и скуповат, что роняет тень на образ положительного героя в советском кино того времени.
Зато это абсолютно точно показывает реальность того времени. Старая дева, одинокая женщина, вдова, разведенка, мать-одиночка. И т.п. ярлыки. У моего дедушки сестра осталась вдовой с ребенком, и так замуж больше не вышла. В его семье жила. Это же трэш какой-то.
Ох, в наше время тоже трэша полно, хоть и другого плана.
кривой - кривее, зелёный - зеленее, старшый - старшее
все логично ????
Потому что зеленЫй, по аналогии)))
Я на самом деле тоже думаю, что это опечатка. Но с другой стороны, у них должен быть редактор. Я (и вижу, что многие) устала от таких опечаток, гугл переводов, глупых заглавий, которые не соответствуют содержимому. Ловлю себя на том, что захожу больше ради комментариев (((((((
И я) Дальше "её" вот и старше написали с двумя "е"
Я только за букву "ё")
Если Сергей Егоров (мой оппонент в споре о букве "ё") это прочитает, то непременно скажет что-то вроде: а вот не было бы "ё"-не было бы проблем у БУлычевых))
Эх, вот не поменяли, а были бы Алиса Булычёва) Очень символично!
Может и так) Но если ник соответствует реальному имени - к черту всю бюрократическую волокиту, смена фамилии того стоит)
Вы пишете, что часть фильмов не видели, а какие именно? Мне кажется в статье упомянуты очень известные фильмы. Может, "Чучело" чуть меньше на слуху, но остальное кино люди 30+ из стран бывшего СССР, мне кажется, не могли не видеть.
Я вообще не собиралась спорить, мне правда удивительно, что кто-то мог не видеть какой-то из этих фильмов)
Я Зимнюю вишню не видела. Когда-то в детстве запомнился какой-то нудятиной, с тех пор желания посмотреть не появилось)). Остальные крутят часто - невозможно не увидеть))
Ну дык, кинам побольше)). Просто бывают "не свои" фильмы. Я вот 17 мгновений весны, берегись автомобиля, гостья из будущего, киндзадза не смотрела. Хотя, скорее всего, многие сверстники их видели)))
вообще-то, Людмиле Прокофьевне, может , вполне свойственно ходить на каблуках и, может, реализоваться она хотела в семье, но не вышло - у нее грустная история. так шта
Автор вообще фильмы-то смотрела, или только прочитала краткое описание в Википедии?
1. У Людмилы Прокофьевны не жизнь, а тоска зеленая: нет семьи, нет друзей, нет увлечений. Несчастливая любовь и предательство в анамнезе: после измены жениха с лучшей подругой она стала отталкивать всех людей и зациклилась на работе. Конечно же ей хотелось иметь рядом близкого человека и Новосельцев вполне подходил для этой роли: спокойный, хозяйственный, хороший семьянин, такой не сбежит к подруге-вертихвосте. А хорошо одеваться она начала не только для него, а и для себя.
2. Про "Чучело". Чему дедушка мог учить Лену, если он вообще "человек не от мира сего"? Надо не только фильмы смотреть, но и книги читать, там прекрасно описан образ жизни деда. Он был полностью увлечен собирательством картин, на них тратил всю свою немаленькую пенсию, ходил годами одет как бомж, не замечая ничего вокруг (что стало одним из поводов для травли). Даже когда у Лены начались реальные проблемы и она пыталась о них с дедом поговорить, он не обратил внимания, т.к. ему удалось достать очередную картину. В конце он решает подарить "дело всей своей жизни" - коллекцию картин городу и переезжает к сыну, тем самым показывая Лене, что нужно прощать и делать добро даже тем, кто тебя обидел.
Это в статье их 8, но таких фильмов можно найти ещё не на одну такую статью. Хотя, в защиту современного кино, скажу, что и сейчас есть фильмы глубокие, со смыслом, которые можно было бы обсудить.
Показала свой любимый фильм "Безымянная звезда" дочке, когда ей было 13 - и он ей понравился! Теперь, когда я иногда цитирую Грига, Мону или мадемуазель Куку, она понимает, о чём я) Это я к тому, что если фильм стОящий, то он найдёт своего зрителя и среди подрастающего поколения.
Фильмы 60-х и даже 70-х сейчас кажутся такими наивными!
И вообще, после обсуждений на adme я пришла к выводу, что нет ни одного фильма, который нравится абсолютно всем. Даже если толпа будет нахваливать, кто-то обязательно скажет "да ну, ерунда"))
Мне кажется талантам тогда была открыта дорога. Сейчас их не меньше, но пробиться сквозь коррупцию, лень, блат и прочее очень сложно. Даже сравнивая Ералаш 80-х - какие там дети, маленькие и уже актеры. А в современых сериях - на это же без слез не взглянешь. И также с кино.
Зайчик, у вас он хоть не строит из себя демократа, честный диктатор) У нас основной закон страны меняют в угоду одному человеку, при этом прикрываясь демократией. Простите за политическую тему.
Как дети нерадивые. Нет бы чему хорошему научиться, только гадости всякие быстро друг у друга перенимают) Хорошо, что мы пока хоть в собственной жизни хозяева, потому что на будущее наших стран пока никак повлиять не можем, как бы не было противно это признавать.
Он у них тоже: Главная политика - это люди. Это издёвка али что, у нас хоть завуалированно, но пока делают вид демократии. И журналисты у нас не пропадают бесследно в последнее время. Поэтому, считаю, у них лицемерие уже крайней степени. У нас очень близко к тому, но чуток не так))
ЗаИНька, как там у вас в Гомеле? У нас кошмар, что творится...
Кукушка - просто шедевр. Во время первого просмотра и смеялась до слез и сопереживала героям. "Кузьмич" в этом фильме для меня открылся как прекрасный актёр.
Вот потому мы и обсуждаем эти фильмы, а не Тарковского, что смысл и философия там не внесены целенаправленно, а появились там естественным образом.
Единственное правильное решение если ребёнок подвергается травле - сменить школу. Бредовые претензии к фильму.
Друзья, очень нужно!
Если здесь есть знатоки и любители фантастики!
Может кто помнит автора и название фантастического рассказа, скорее американского автора 60-90 годов. Сюжет: к человеку, совершившему преступление, вину которого не удалось доказать, приходит посетитель и говорит о том, что если сотни и тысячи людей будут желать виновному смерти мысленно, то приговор будет приведён в исполнение. Только для этого осуждённый должен о приговоре знать. Человек спрашивает - а зачем вы мне об этом рассказываете? Ответ - вы предупреждены, приговор начинают исполнять.
Помогите найти автора и название, пожалуйста!
В рассказе - никак. А тот, о ком мы говорим - виновен в смерти многих людей.
Может, если человек не виновен, то сила коллективного желания смерти ему не подействует?
ЗаИНька, спасибо! Вот как бы кандидату об этом сообщить(!
Может в понедельник ему заводские хоть как-нибудь намекнут!
Мнения критиков - просто какой-то позор. Тупость на тупости. Правду говорят: ничего не умеешь - иди в критики.
все испортили претензии критика, точнее критинички