AdMe
НовоеПопулярное
Творчество
Свобода
Жизнь

8 важных тем, которые поднимал советский кинематограф, а вы и не заметили

От плохого обслуживания в кафе до попыток харассмента на работе — один лишь пост на актуальную тему в соцсетях может перевернуть мир с ног на голову. Из-за появления интернета и порожденного им бесконечного потока информации складывается впечатление, будто бы люди начали говорить о своих проблемах только сейчас. Однако еще 40–50 лет назад многие острые вопросы достаточно детально освещались в советских фильмах.

AdMe.ru пересмотрел старые ленты и разобрался, какие важные темы поднимал советский кинематограф. Но без критики не обойтись, поэтому мы представили, какие комментарии могли бы появиться у зрителей, если бы эти картины вышли на экран в XXI веке.

1. Гендерные роли

Во времена Советского Союза большинство семей придерживалось четко установленных социальных ролей: мужчина — глава семьи, некий добытчик, который обязан хорошо зарабатывать и обеспечивать домочадцев; женщина — при муже, следит за детьми и порядком в доме.

Однако в 1977 году на экраны кинотеатров выходит фильм-комедия «Служебный роман», в сюжете которого полностью рушатся все установленные ранее нормы. Главный герой Анатолий Ефремович Новосельцев — 40-летний застенчивый мужчина, который работал статистиком и по сути был обычным офисным планктоном. Противовес ему — сильная и решительная директор учреждения Людмила Прокофьевна Калугина. Благодаря истории любви между этими двумя персонажами, режиссер Эльдар Рязанов показывает, что в семье, где женщина стоит выше по социальной лестнице и зарабатывает больше своего партнера, нет ничего плохого. Более того, такие отношения могут быть весьма счастливыми, если обоим партнерам так комфортно.

Претензии от критика нашего времени: фильм отрицает тот факт, что женщина может быть счастливой без мужчины. У Людмилы Прокофьевны успешная карьера, но по сюжету жизнь ее как будто бессмысленна без семьи и любимого человека рядом. Непонятно также, почему умная и самодостаточная личность решает меняться внешне и носить то, что ей не свойственно, опять таки, ради мужчины.

2. Буллинг

Дети бывают очень жестоки. Из коллектива они выбирают самого слабого или того, кто внешне отличается от большинства, и начинают издеваться, тем самым самоутверждаясь за его счет. Проблема буллинга сейчас остро стоит как в мире, так и конкретно в нашей стране. Например, согласно статистике за 2019 год, каждый второй опрошенный школьник подтвердил, что сталкивался с агрессией со стороны одноклассников.

Во времена, когда никто еще не знал термина «буллинг», режиссер Ролан Быков разрушил светлый и добрый образ советского ребенка, показав, как дети могут вести себя на самом деле. Фильм 1983 года «Чучело» рассказывает, как 6-классница Лена Бессольцева приходит в новую школу, где одноклассники устраивают ей бойкот — дают обидную кличку и даже избивают бедную девочку. Картина показывает, насколько жестокими бывают подростки и как впоследствии тот человек, который сам издевался над другими, может стать жертвой буллинга.

Претензии от критика нашего времени: совсем непонятно, почему взрослый мужчина — дедушка Лены — не заступается за девочку, он не идет разговаривать с детьми, с учителями или директором школы. Также возникает вопрос по поводу компетенции учительницы, которая, увидев, что Лена подстриглась почти налысо, не спрашивает у ребенка причину, а наоборот, делает вид, что ничего не произошло.

Хоть фильм и показывает, что дети осознали свою вину (в конце картины мы видим надпись на доске «Чучело, прости нас!»), Николай Николаевич Бессольцев не учит внучку быть сильной и не убегать от проблем, а наоборот, забирает Лену и переезжает с ней в другой город.

3. Лукизм

Понятно, что в первую очередь человека оценивают по внешним данным. Но умные люди стараются понять саму личность, ее характер, а не делать вывод исключительно по картинке перед своими глазами.

Лукизм, или, проще говоря, дискриминация по внешности, показан в фильме «Королева бензоколонки» 1962 года. Полтавчанке Людмиле Добрыйвечер отказывают в получении желаемой должности экскурсовода туристских машин, потому что окружающим не нравится ее внешность (девушку покусали за лицо пчелы, из-за чего оно распухло). Опираясь лишь на увиденное, мужчины автоматически считают, что Люда не подходит для этой работы, они высмеивают девушку, отпускают саркастические шуточки в ее адрес. Никто не проверяет ее способности, просто потому что она априори им не нравится. Более того, мужчины еще и обманывают девушку, говоря, что работа на бензоколонке — курорт.

Впоследствии Люде удается добиться успехов и доказать себе и в первую очередь окружающим, что внешние данные — это вовсе не главное.

Претензии от критика нашего времени: главная героиня сама не знает, чего хочет от жизни. В начале фильма она рассказывает первому встречному водителю, как хотела работать диктором на телевидении, потом — стюардессой, а после мечтала покорять ледовую арену. Людмила Добрыйвечер гонится за профессией с красивым названием, а вовсе не за делом своей жизни. И если бы не воля случая, то девушка, скорее всего, и дальше бы металась от одной профессии к другой.

4. Феминизм

Устоявшееся мнение о том, что женщины — это слабый пол, рушит комедийный художественный фильм «Девчата». Молодые девушки наравне с мужчинами живут в холоде на Урале, но вовсе не жалуются на окружающие их условия. Они так же носят ватники, перекладывают тяжелый цементный раствор лопатами и выполняют сложную работу на кухне.

На примере характера и поведения главного героя режиссер Юрий Чулюкин показывает, что женщина не должна бояться высказывать свое мнение и ставить мужчину на место, если он неправ. Так, например, Тося отказывается делать то, что не хочет, — она не соглашается танцевать с главным бригадиром и местной знаменитостью Ильей Ковригиным. С помощью юмора и любовной линии между главными героями фильм демонстрирует, что именно твердость личности и принятие себя, несмотря на всеобщие установки и убеждения (Тосе часто говорили, что девушки так себя не ведут и что таких, как она, замуж не берут), отличают от остальных и позволяют обрести счастье.

Претензии от критика нашего времени: одна из героинь, по имени Надя, выходит замуж за мужчину на 12 лет старшее ее. И все бы ничего, но делает она это не по любви, а потому что «часики тикают». Ситуацию объясняет соседка главной героини Тоси: «Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не то что за Сан Саныча — за козла пойдешь». Что это за эйджизм в сторону молодой девушки?

5. Самореализация

Для патриархального советского общества увидеть, что женщина может в одиночку, без помощи мужчины, построить карьеру, было своеобразным разрывом шаблонов. Но именно это и делает режиссер фильма «Москва слезам не верит» Владимир Меньшов. Картина рушит стереотип о том, что брошенной незамужней женщине тяжело чего-то добиться без протекции противоположного пола. Несмотря на то что девушку одну с ребенком бросил парень, она сумела в одиночку вырастить дочь Александру, окончить институт и стать директором крупного предприятия и даже депутатом Моссовета. Катерине удалось полностью реализоваться в карьере и тем самым поставить на место бывшего возлюбленного — телеоператора Родиона из «Останкино», который ею просто воспользовался.

Кроме того, в киноленте поднимаются такие темы, как навязывание социумом идеи выйти замуж (в виде одержимого поведения подруги Кати — Люды Свиридовой), незащищенные сексуальные отношения (между Катей и Родионом) и их последствия, а также проблема воспитания ребенка матерью-одиночкой.

Претензии от критика нашего времени: в 2014 году русскоязычная жительница США Oksana Lexell поделилась в фейсбуке мнением своей американской подруги о фильме «Москва слезам не верит». Пожалуй, лучших претензий и не насобирать. Делимся отрывком из поста: «Вот Катья, она такая красавица и умница, добилась всего сама, дочь воспитала, но она, похоже, никак не может почувствовать себя счастливой только потому, что рядом нет мужчины. Этот ***** Гоша, у которого комплекс неполноценности, потому что его любимая женщина больше зарабатывает, бросил ее по-хамски, а она вместо того, чтобы забить на него, ищет его по всей Москве, потеряв всяческую гордость и достоинство. А потом она его со слезами на глазах принимает обратно, но она что, не понимает, что у них отношения все равно не сложатся: она же больше него зарабатывает, а для него это проблема».

6. Принятие себя

Современные психологи и мотивационные тренеры яро пропагандируют любовь к своему характеру и внешности. Но лучше любых слов эффект от принятия себя описала еще в 1985 году картина «Самая обаятельная и привлекательная».

Главная героиня Надя Клюева работает инженером в конструкторском бюро. Она милая и общительная девушка, однако в свои 30+ лет до сих пор не замужем. Чтобы как-то исправить эту ситуацию, ее школьная подруга Сусанна, которая работает социологом, берется активно налаживать личную жизнь Нади. В результате девушка начинает вести себя так, как ей совершенно не свойственно: меняет стиль одежды, становится навязчивой и пытается всячески угодить мужчинам. Тем не менее все старания напрасны. Лишь в конце фильма, когда героиня отказывается от всей этой показательной мишуры, начинает ценить, уважать себя и делает то, что нравится именно ей, она обретает счастье и свою истинную судьбу.

Претензии от критика нашего времени: что касается Нади Клюевой, то вопросов нет. Мы видим, что она унижается перед мужчинами, однако это часть ее истории, в которой она находит истинную себя. А вот поведение подруги очень смущает. Зачем Сусанна вмешивается в личную жизнь человека, которого не видела много лет и случайно встретила в троллейбусе? Почему она навешивает ей ярлыки и идею поскорее выйти замуж? Разве Надя ее об этом просила?

То же самое касается и Клавдии Матвеевны, коллеги Нади по бюро, которая раздает советы направо и налево и занимается сватовством на работе.

7. Адюльтер

Для времен Советского Союза, когда не принято было говорить об изменах в открытую, многосерийный фильм «Зимняя вишня» вызвал огромный резонанс. Главная героиня Ольга — мать-одиночка в разводе. Женщина влюблена в своего коллегу Вадима, который женат и вовсе не собирается оставлять семью. Пара встречается редко и торопливо, стараясь не попадаться на глаза другим людям. На протяжении всей картины Ольга страдает от этих токсичных отношений и пустых обещаний и даже решает начать новую жизнь — уехать за границу с москвичом Гербертом. Но в итоге женщина все-таки возвращается назад в Ленинград к своей любви — Вадиму.

Режиссер фильма Игорь Масленников отказался от хеппи-энда. Он показывает реальную историю без прикрас, и, несмотря на надежды зрителей, сюжет разворачивается именно так, как, скорее всего, произошло бы в жизни: обещания уйти из семьи к любовнице чаще всего остаются всего лишь пустыми словами, и Ольгу вновь ждет одиночество.

Претензии от критика нашего времени: в начале фильма во время посиделок в гостях подруга Оли, Валя, со своим молодым человеком уходит в другую комнату, откуда гости слышат крики женщины, оскорбления и звуки бьющейся посуды. Тем не менее все делают вид, что это нормально, и никто не вмешивается в эту сцену домашнего насилия.

Также имеются вопросы к воспитанию своего ребенка Олей, которая постоянно пытается куда-то сплавить сына ради времяпрепровождения с женатым мужчиной.

8. Социальное неравенство

Контраст жизни между жителями сельской местности и городом иллюстрирует фильм «Любовь и голуби». Различия между этими двумя слоями общества показаны не только с финансовой точки зрения, но и в манере поведения героев, их воспитании и в том, как они принимают решения.

По сюжету ленты, на курорте Василий Кузякин влюбляется в Раису Захаровну — женщину из столицы, которая стоит выше его по должности. Будучи очарованным красивой оберткой ее одежды, изысканной речью и фантомными убеждениями о другой, счастливой, жизни, главный герой заводит курортный роман и даже решает уйти из семьи. В свою очередь его новая возлюбленная, Раиса Захаровна, пытается сделать все как нужно, чтобы при этом никого не обидеть. Женщина даже приезжает в село, чтобы поговорить с женой Василия, Надей Кузякиной, и попросить ее отпустить Васю, ведь она будет о нем заботиться.

Тем не менее в конце фильма становится понятно, что главная ценность жизни вовсе не в мимолетных чувствах и не в финансовом благополучии, а в простых вещах: семье, близких рядом и в том, что действительно приносит твоей душе удовольствие (в голубях на конкретном примере главного героя).

Претензии от критика нашего времени: главный герой Василий ведет себя как маленький ребенок. Он тратит практически весь семейный бюджет на свое хобби, голубей, не думая о том, как будут жить его жена и дети. Мужчина не может принять решение самостоятельно, перебегая от одной сильной женщины к другой. Непонятно только, что Надя и Раиса Захаровна в нем находят.

Мы в AdMe.ru очень любим советские фильмы, а вышеперечисленные примеры считаем классикой кинематографа. Тем не менее мы уверены, что вам тоже есть что сказать на этот счет. Считаете ли вы, что в те времена было гораздо сложнее затрагивать подобные темы? А может быть, вы согласны с мнением критиков или готовы дать им отпор в комментариях?