8 монстров из фильмов ужасов, которые на самом деле отражают психические проблемы нашего общества

Кино
1 год назад

Доцент Альбертского университета (Канада) Джейсон Валлин считает, что массовое увлечение фильмами в жанре хоррора может служить отличным индикатором настроения в обществе. Проверим?

Могут ли фильмы ужасов быть чем-то большим, чем просто источником острых ощущений? Эксперты считают, что еще как могут и что именно этот жанр фильмов отражает нашу действительность, а каждый монстр является зеркалом проблем и страхов общества.

ADME решил проследить эволюцию самых популярных монстров и попытался понять, с какими настроениями и страхами зрителя это связано.

1. Вампиры

Более популярного монстра, чем вампир, представить сложно. История про кровожадного графа Дракулу передается из поколения в поколение, а его отцом по праву считается Брэм Стокер, который создал канонического кровопийцу еще в 1897 году. Все испортил Эдвард Каллен, который появился на экранах в 2008 году в виде главного персонажа фильма «Сумерки». В отличие от своих киношных и книжных предков, он и его семья ведут совсем другую жизнь: не пьют человеческую кровь, получают образование в обычной школе, занимаются спортом и не сгорают под солнцем в страшных муках, а красиво мерцают. Благодаря «Сумеркам» можно увидеть, как изменилась жизнь со времен графа Дракулы. Кто знает, может, вскоре мы увидим вампиров, которые будут питаться исключительно соей?

Почему люди смотрят фильмы про вампиров? Вампир — символ вседозволенности и роскоши, ему не страшна сама смерть, и он не отказывает себе в самых запретных удовольствиях. Дракула — отражение страхов перед человеком, который имеет власть. Эдвард же — современное отражение всех модных веяний: гуманизм, семейные ценности и любовь, но не простая человеческая, а страстная и всепоглощающая, а также, как противоречие в характере героя, сдержанность и ранимость. Граф Дракула был бы шокирован поведением своего потомка. Похоже, что теперь вампиры стали вариацией принцев из сказки — они тоже богаты, благородны, только еще и бессмертны. И самый главный плюс для современных принцесс: они могут подарить вечную молодость.

2. Оборотни

Оборотень — правая рука вампира и как минимум двоюродный брат (помните, что изначально у вампиров была способность превращаться в летучих мышей?). Но по свирепости эти существа превосходят своих кровососущих братьев, потому как предпочитают не только кровь, но и плоть. Джоан Роулинг изменила образ свирепого хищника, сделав его похожим на дружелюбного песика, которого стали называть анимагом. В отличие от оборотня, анимаг превращается в зверя по собственному желанию и может управлять своим рассудком (вспомните крестного отца самого Гарри Поттера). Теперь «оборотни» — это одинокие люди, которые не находят понимания в обществе и, несмотря на свое огромное сердце, предпочитают не показывать эмоции и оставаться в одиночестве.

Почему люди смотрят фильмы про оборотней? Эта тема перекликается с недоверием к людям: никогда не знаешь, в кого может превратиться человек и какого зверя он в себе скрывает. Однако с ростом популярности социальных сетей произошло изменение не только в общении между людьми, но и в отношении к незнакомцам в целом. Сейчас, заглянув на страничку к первому попавшемуся человеку, за считаные секунды можно узнать, чем и как он живет, поэтому молодому поколению уже не до загадочности, а образ обортня из пугающего незнакомца превратился в персонажа, которого можно охарактеризовать модным словом «интроверт».

3. Зомби

В то время как даже у самых популярных монстров способности из фильма в фильм атрофируются, зомби же, напротив, эволюционируют. Они уже не ходят неуклюже на сломанных ногах, а вполне хорошо бегают. Они уже не охотятся исключительно за мозгами (интересно почему?), а интересуются всей плотью. В чем основная сила зомби? В их количестве. Толпа может все, даже уничтожить людей, которые умнее и быстрее их.

Почему люди смотрят фильмы про зомби? Зомби — отражение страхов, которые возникают из-за угрозы вирусов. Каждый год мы слышим о новых эпидемиях гриппа и понимаем, что от вируса невозможно спрятаться — тебе или просто повезет, или ты будешь среди зараженных. Но главная идея подобных фильмов заключается в том, что единственный способ выжить среди неторопливого потока людей без особой цели в жизни (кроме как поесть) — это притвориться своим и не выдавать себя. По сути, основная цель зомби — сделать тебя таким же, как и он сам, а это самое страшное для тех, кто не хочет стать серой массой.

4. Мутанты

Мутанты не бывают «средними» — они или абсолютные герои (Человек-паук), или агрессивные монстры. Есть еще Халк — неуравновешенный, но все же герой, хотя это исключение.

Почему люди смотрят фильмы про мутантов? Чем больше человек пытается играть с природой и вносить в нее свои изменения, тем сильнее становится страх перед мутантами. Люди осознают, что природа мутирует, и зачастую не по собственной воле, а потеря контроля над экспериментами человечества может привести к массовой катастрофе.

5. Драконы

Дракон — огромное мифическое существо с невероятной силой, которое может сжечь дотла целый город, а может уничтожить и без огня, просто прогулявшись по нему. Обычно в фильмах с большими чудовищами борется армия.

Почему люди смотрят фильмы про драконов? Замените мысленно дракона военными истребителями или танками — урон будет тот же. Отсюда можно понять основной страх, который вызван нестабильной политической ситуацией в мире. Дракон — разрушительная сила войны, перед которой человек чувствует себя невероятно крошечным и беспомощным. Когда нам показывают дружбу между человеком и драконом, не означает ли это стремление договориться и научиться жить в мире? Мы все знаем, что в подобных фильмах в конце главный герой и дракон вынуждены расстаться, ведь только так каждый может жить своей жизнью — сохраняя нейтралитет и тем самым обезопасив друг друга. С приходом на экраны сериала «Игра престолов» дракон стал олицевторять воинственный настрой, демонстрацию силы и мощи. Дейенерис Таргариен не обрела бы так много поклонников, если бы не ее «дети», да и как иначе хрупкая девушка смогла бы вступить в борьбу за трон?

6. Призраки

Тема загробной жизни — одна из самых философских и самых любимых в Голливуде. Для сценаристов призраки — неисчерпаемый источник вдохновения, благодаря которому можно создать как шедевр,так и достаточно банальный ужастик.

Почему люди смотрят фильмы про призраков? Призраки — отражение того, о чем принято умалчивать, скрывать или просто забывать в обществе. Основная цель привидений — напомнить, объяснить и показать, что натворили люди и к чему это привело. Все призраки — добрые или злые — больше похожи на муки совести, от которых нигде не скрыться.

7. Великаны

Никто не любит огров: они злые, жестокие, некрасивые и плохо пахнут. Поэтому зачастую великаны даже не заслуживают главной роли, их ставят на второй план, где они исполняют роль прислужников для более умных существ.

Почему люди смотрят фильмы про великанов? Лучше всего объяснил неизведанную душу великанов самый знаменитый огр: «Они осуждают меня прежде, чем узнают. Вот почему мне лучше быть одному». Угадали кто? Конечно, это слова Шрека. Именно с его появлением люди изменили свое отношение к великанам. «Великаны» в реальной жизни — те, кто ведет достаточно аскетичный образ жизни и беспокоится о состоянии окружающей среды. Это те люди, которые нашли счастье в уединении, устав от жестокости и человеческой глупости.

8. Маньяки

Удивительно, но, несмотря на то что большинство фильмов про маньяков очень похожи и зритель точно знает, что будет, если остановиться в темном лесу, разделиться или зайти в чужой дом без приглашения, популярность подобных кинолент только растет.

Почему люди смотрят фильмы про маньяков? На фоне ежедневных новостей люди не перестают убеждаться, что нет монстра ужаснее, чем человек, и только он способен творить по-настоящему жуткие дела. Главный страх кроется в понимании, что искоренить это зло практически невозможно (не зря же ни одному герою фильма не удавалось избавиться от маньяка с первой попытки). С другой стороны, маньяки чаще выступают в виде расплаты за излишнюю легкомысленность и распущенность. Нередко жертвами маньяка в фильмах становятся те, кто вел неправильный образ жизни. Парадоксально, но лучше всего это отражают пародии на фильмы ужасов. Вспомните, например, фильм «Убойные каникулы»: люди были сами виноваты в собственных бедах, но упорно продолжали винить двух мужчин, которые к их глупости, из-за которой погибали персонажи, никакого отношения не имели.

Вывод

Мир вокруг нас меняется благодаря нам самим — мы создаем настроение и моду, исходя из своих интересов, поэтому одно поколение не похоже на другое. Именно зрители создают рейтинг и побуждают создавать продукты, которые выпускают в массы, и, наверное, те фильмы, которые мы смотрим, те передачи, которые наблюдаем в телевизоре, и ту музыку, которую слушаем, мы вполне заслужили, потому что это выбор большинства.

А как вы думаете, в чем еще можно увидеть отражение общества? Поделитесь в комментариях.

Фото на превью Universal Studios, Warner Bros.

Комментарии

Уведомления

Люблю фильмы про маньяков и добрых драконов. И чуть-чуть про оборотней (Гримм). Все беды из-за людей, это верно) в том числе вирусы, оружие и вред природе

-
-
Ответить

Вы вкурсе что теперь что бы привести тело в порядок и подкачаться не обязательно ходить в тренажорку. Нeдaвнo нaткнулcя на блoг чувака кoторый нaкaчал тeлo домa с помощью специального поясa, я решил попробовать и уже через неделю увидел результат, а через две убрал пивной живот и пpоявился преcc, подкaчaл pуки и cпину. Теперь и жена захотела попробовать, ведь не нужно сидеть на диетах и ходить в спорт зал и цeнa вoпроca копeeчнaя;)Вот сами почитайте -- http://lnl.es/a1P7

-
-
Ответить

Все это очень древние персонажи. Исконные их формы настолько архаичны, что доходят до времен ранних обществ.
Вампиры. Вампиры-вурдалаки возникли как противопоставление "свое"-"чужое". Где "свое" - там известно, спокойно, а где "чужая" территория - там злые существа. Кроме того, образ живого мертвеца - образ известный всем народам. Современный образ Дракулы Брема Стокера из сочетания историй о князе с репутацией кровожадного человека и усовершенствований рассказов поздних лет.
Оборотни. Оборотень по многим поверьям превращается не только в волка, но и в стог, кошку и других животных. Когда захотят. Кроме того, человек всегда наблюдал за окружающим миром. Войны хотели иметь часть силы, ловкости свирепости хищников. Волки для этого подходили, а то, что они воют на луну, добавило деталей в образ.
Призраки. О. о призраках можно говорить долго-долго. Боязнь неупокоенной души - архаичная и изначальная. Предки всегда за нами наблюдают. И духи умерших существуют рядом с нами. И дух, который не погребен был соответствующим образом или умер не окончив дела - самый опасный. Духи умерших всегда влияли на живущих и вселяли определенный трепет. Поэтому их всячески задабривали.
Великаны и огры - древние персонажи фольклора. Во многих народах. Кельтских и скандинавских особенно.
Драконы. Образ змея, дракона имеет богатую историю. Только в Китае можно посмотреть. Очень часто - олицетворение врага, противной стороны. Кроме того, что это образ неуязвимого, сильного и опасного разрушителя.
Говорить можно много. Эти персонажи все имеют гораздо более глубокие корни, чем описано в статье.

-
-
Ответить

Иногда ложка - это просто ложка... мало того, что "смешались в кучу кони, люди", так еще и вот это притягивание за уши каких-то скрытых смыслов. Большинство смотрит хорроры просто потому, что они им нравятся)

-
-
Ответить

Похожее