30+ фактов о фильме «Гостья из будущего», который дети ждали больше мультиков и обводили в телепрограмме

Кино
1 год назад

В 2020 году исполняется 35 лет со дня выхода на экраны любимого детского фильма «Гостья из будущего». Кто из советских детей не прилипал к экранам, а потом не играл в «Алису Селезневу и миелофон»? Режиссер Павел Арсенов ранее никогда не снимал подобные ленты и взялся за нее с опаской, а киношное руководство не верило в успех. Но сценарий Кира Булычева, остроумные находки и обаяние главных героев сделали свое дело: картина стала настоящим хитом, который помнят до сих пор.

Нам в ADME интересно, как придумали и сняли фантастический фильм, который нравился всем. А в бонусе рассказываем о том, кто запланировал и ведет работу над ремейком "Гостьи из будущего".

Актрису на роль Алисы Селезневой искали долго, а остальных ребят выбрали среди школьников

  • Фильм о приключениях Алисы режиссер решил снимать по совету своего друга Ричарда Викторова, который сделал успешную детскую фантастическую картину «Москва — Кассиопея». И потому что ему понравился сценарий, который написал сам Кир Булычев.

  • Около полугода длились поиски актеров на роли школьников. Исполнитель роли Коли Садовского вспоминал, что сначала он пробовался на роль Фимы Королева. И вообще эта проба «на Фиму» была своеобразным пропуском в картину. Ее проходили многие ребята. А уже потом их распределяли по ролям согласно типажам и характерам. На роль Коли пригласили Алешу Фомкина, которого заметили в «Ералаше».

  • На главную роль девочки из будущего претендовало очень много актрис. Ею могла даже стать Наталья Шанаева, которая в итоге сыграла одну из школьниц — Лену Домбазову. Но режиссер никак не мог найти «ту самую». Наташа Гусева пришла с подругой на кастинг, чтобы получить автограф Кира Булычева, и когда Арсенов увидел ее взгляд — Алиса была найдена. Она же поначалу так растерялась, что на вопрос о годе рождения ответила: «1872-й».

Отношения между ребятами были не совсем такими, как в фильме

  • Конечно, ребята дружили, дурачились, но на это у них было не слишком много времени. Съемки длились долго, и режиссер настаивал, что дети должны учиться, чтобы не отстать от школьной программы. Но учились все нехотя и были рады сбежать. Чтобы не сильно перегружать детей, их съемочный день длился с 10:00 до 15:00.

  • Алеша Фомкин дружил с Наташей Шанаевой, девочкой, которая играла Лену Домбазову. По сценарию он тоже симпатизирует именно ей. «С Леной Домбазовой дружит. На почве волейбола».

  • Наташа Гусева была немного стеснительной, вела себя очень скромно, и было трудно поверить, что вскоре в нее будут влюблены все мальчишки СССР. Ведь среди ребят она не пользовалась большой популярностью.

  • Режиссер хотел, чтобы дети выглядели естественно, поэтому запретил гримерам даже подходить к ним. Но просил ребят не появляться на солнце, чтобы во всех кадрах был одинаковый цвет кожи.

  • Наташу Гусеву задевали успехи Алисы в фильме, потому что она была не слишком способной ученицей как раз по английскому языку и физкультуре. Актриса вспоминала, что очень долго учила английский текст, которым поражала одноклассников, но на озвучивании за нее говорит носительница языка. Наташа с детства мечтала о профессии биолога, обожала насекомых, а учебники по биологии и химии были с ней даже на съемках.

  • Кстати, в знаменитом прыжке через забор, конечно, снималась не она. Эту и другие опасные сцены (бег между троллейбусами) исполнила юная гимнастка Оксана Компаниец — она прыгала с подкидной доски, а с обратной стороны забора ее ловили ассистенты.

На съемках было место импровизации, помощи и интересным находкам

  • Исполнитель роли Коли Садовского, Семен Бузган, вспоминал: «Всякое бывало. И несколько дублей делали, и переснимали. Как правило, даже если сцена удавалась с первого раза, то ее все равно дублировали на всякий случай. Конечно, помогало то, что играл я „самого себя“ — меньше приходилось думать, как сделать. Легче всего, конечно, было работать с мастерами. Взрослые актеры помогали нам во всем: стояли за кадром, подсказывали, говорили, как лучше сделать ту или иную сцену. Мы были детьми, поэтому уровень ответственности у нас был намного ниже».

  • Одним из сложных моментов для ребят оказалась необходимость озвучивания роли. Было сложно попадать в слова, которые они произносили на экране. Но режиссер настоял, чтобы все озвучивали самих себя.

  • Михаил Кононов, который сыграл хитрого пирата Крыса, очень много импровизировал на площадке. А Вячеслав Невинный готов был исполнять все трюки своего героя самостоятельно. Но ему, конечно, не позволили.

  • Актриса Татьяна Божок, которая органично сыграла маму Коли, на самом деле была старше «сына» всего на 12 лет. На момент съемок Алеше Фомкину было 14 лет, а ей — 26.

  • Когда снимали сцену, где ребята видят Алису и восхищенно произносят ее имя, на самом деле они смотрели не на нее, а на помост с камерой и светофором. Дети выдержали 5 дублей.

  • Когда отец Алисы разговаривает с «ученым»-Крысом на его родном языке, в качестве инопланетной речи использовали проигранную задом наперед фразу «От топота копыт пыль по полю летит».

  • В сцене, где Алиса и Юля выходят из подъезда в виде «высокого человека», чтобы пираты их не узнали, в действительности Наташа Гусева сидит на плечах не Марьяны Ионесян, а Алеши Фомкина. Под плащом Алеша ничего не видел, а Наташа командовала, куда идти.

Некоторые спецэффекты создавали месяцами

  • Флипы в реальном размере заказали специально для съемок, и каждый стоил огромную по тем временам сумму — 5 000 рублей (за эти деньги можно было купить машину). Чтобы снять, как они летают, пришлось сделать их игрушечные версии с маленькими фигурками людей внутри.

  • Очень сложно было снять здания будущего. Компьютерной графики не существовало, но художники картины нашли выход из положения: они создали маленькие полуметровые макеты зданий и подвешивали их в кадре на лесках, чтобы казалось, что дом находится на заднем плане, а герои — на переднем.

  • Для кнопок машины времени использовали самый обычный кубик Рубика — он был узнаваем всеми и создавал яркий акцент.

  • Робот Вертер был придуман специально для фильма, но сделать его механическим было бы сложно. Поэтому было решено, что его сыграет живой человек. Идея оказалась на редкость удачной — для многих это один из любимейших персонажей фильма, который принес в фильм и юмор, и драму.

  • В сцене, где пираты стреляют бластерами по колоннам, эти колонны были сделаны из пенопласта, а в них заложен небольшой запас взрывчатки. Лучи бластеров нарисовали позже.

  • Сложнее всего далась съемка переноса во времени Коли Герасимова — цветные кадры было очень трудно создать. Поэтому использовали различные склейки и наложения, и на производство одного кадра мог уйти и месяц.

Миелофон существует до сих пор

  • Знаменитый прибор изготовили специально для съемок. Режиссер плохо представлял, как будет выглядеть миелофон. Тогда главный художник фильма принесла обычные призмы, которые применялись в производстве фотоаппаратов. Ему понравилось, как загадочно они они выглядят, призмы были порезаны и склеены в форму кристалла.

  • Нежный звук, который издает прибор, — это Первый концерт Чайковского на большой скорости.

  • После съемок коробочка с миелофоном осталась у режиссера. Сейчас он хранится у его вдовы Елены Арсеновой. «Миелофон живет в доме, и я никому его не отдам. У меня просили его на время для телевидения, даже расписку предлагали написать с обещанием вернуть, но я всегда отказывалась. Он мне очень дорог».

Многие эпизоды, которые планировались в фильме, зрители так и не увидели

  • Многие эпизоды были вырезаны или не сняты, потому что не помещались в хронометраж или потеряли актуальность.

  • В каждой серии должен был появляться фокусник, который был просто отдельным персонажем, не участвовал в сюжете, а просто добавлял юмора. Например, в сцене прощания ребят с Алисой утирал бы им слезы платком.

  • В сцене похищения миелофона космические пираты сталкивали Алису в пруд. Снимать эпизод не стали: вода оказалась слишком холодной, побоялись, что Наташа простудится и съемки встанут.

  • В сценарии, когда в класс приходили пираты, учительница падала в обморок, а Алиса сбегала таким образом: «За окном растет большой дуб. Ветви не достают 2 метров до окна. Вдруг Алиса прыгает вперед, на лету хватается за толстый сук, качается на нем, перелетает на следующий и оттуда, как кошка, — на землю». Трюк был слишком сложным, и снимать его не стали.

  • В сценарии был эпизод, в котором Коля, чтобы уйти от преследования пиратов, предлагал им попробовать вишневое мороженое. Пираты с удовольствием начинали его поглощать, а Коля убегал.

  • Кроме успехов в английском и прыжках в длину Алиса должна была блестяще играть в баскетбол и доказать сложную теорему по алгебре.

  • В сцене, где Алиса прыгает через забор, за ней перепрыгивала и Марта Эрастовна (дублерша актрисы Натальи Варлей). Но потом «делать инопланетянку» из нее передумали.

Бонус: создатели фильма «Вторжение» планируют снять ремейк «Гостьи из будущего»

Речь идет именно о ремейке картины, поэтому все сюжетные ходы должны быть сохранены, а лишнего не добавлено. Но создатели говорят о том, что будут использованы спецэффекты, которые понятны и близки современным подросткам. Ведь сама идея ремейка возникла именно потому, что версия 1984 года, по мнению продюсеров, безнадежно устарела технически.

Вы смотрели этот фильм? Что вам в нем нравится больше всего?

Комментарии

Уведомления
3 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.
3 года назад
Этот комментарий был опасен для окружающих.
3 года назад
Комментарий слишком горяч, чтобы его показывать. Берегите руки.
3 года назад
Этот комментарий съел енот.

Почему вспоминают фильм. Тут три причины. Первая это то что все были влюблены в Алису. Может как первая любовь она не забывается. Вторая это то будующие про которое так убедительно говорила Алиса, и которое совсем не сбылось. Третье это сколько тогда снималось фантастических фильмов да ещё про школьников? Сам фильм после прочтения книги это большое разочарование. Фанерные автобусы, тупые диалоги.. В книге были более живые герои. Конечно ждали когда покажут фильм так как повторения показа можно было ждать годами

10
2
Ответить

Согласна, меня фильм тоже после книги совершенно не впечатлил, хотя в детстве мы не были так уж избалованы спецэффектами.

При том, что ту же "Москву-Кассиопею" я смотрела с открытым ртом и очень любила.

4
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удалён. Расходимся, господа.
3 года назад
Не можете найти комментарий? Спросите маму.
3 года назад
Этот комментарий будет опубликован в 2236 году.
3 года назад
Нет комментария? Передайте вино, пожалуйста.
3 года назад
Упс. Комментарий перехватил НЛО.

?Мне нравится каждый миллиметр этого фильма, я смотрю его каждый год, рыдаю не только на финальной песне. Не представляю его с другими актёрами. Вообще в фильме очень много смысла , мурашки по коже от многих моментов. И объясните уже что значит " не в райские края" , когда там точно помню пелось в чудесные. Я это точно помню. Это крайне важный вопрос... А популярность фильма еще и потому , что настоящих героев сыграли не актеры, а обычные школьники. Это сильно подкупает. Режиссёру и всей съёмочной группе браво. ?

22
-
Ответить

В начале в песне была фраза про не райские края, но ее зацензурили и поменяли на "чудесные".

И в фильме звучит именно фраза "не в райские края"

https://m.youtube.com/watch?v=DRYzImN_bDM

-
-
Ответить
3 года назад
Это ранило наше сердце, пришлось удалить.
3 года назад
Упс, администратор нажал на «удалить».
3 года назад
Комментарий удалён, но он навсегда в нашем сердце.

Всё с точностью до наоборот с "Отроками во Вселенной". Тот фильм понравился, особенно первая серия (до прилёта на планету), а про Алису вообще нет. Возможно, потому что у "Отроков" нет литературной первоосновы, которая вызывала бы синдром "книга лучше".

Кстати, примерно так же не понимаю, за что все так любят мультфильм "Тайна третьей планеты".

Да, там есть остроумные фразы, которые стали крылатыми, но меня в детстве всегда бомбило от того, насколько перекроили сюжет книги. И почему-то бесили имена капитанов.

4
-
Ответить
3 года назад
Комментарий не прошел тест на адекватность.

Насчёт образов вы совершенно правы. Особенно Коля Герасимов. Я себе почему-то представляла интеллигентного симпатичного мальчика, а здесь такой типичный... ералашный типаж!

2
-
Ответить
3 года назад
Упс. Мы не хотели удалять. Так получилось.

А у меня почему-то Алеша Фомкин еще ребенком вызывал ассоциацию с алкоголем. Фильм смотрела с восторгом - как раз в первом классе была. Книгу прочитала позже. Но вот внешность Коли Герасимова прямо сразу ассоциировалась с будущим алкоголиком (странно как). Я не была удивлена, когда уже взрослой прочитала, что он стал злоупотреблять. Что это? Детская интуиция?

7
-
Ответить

Никогда об этом не задумывалась, но вы правы! Действительно что-то такое есть. У него внешность безалаберного подростка, который, возможно, превратится в такого же безалаберного взрослого.

2
-
Ответить

Для меня главным разочарованием фильма был Коля Садовский. В книге он очень интересный, с таким чувством юмора, а в фильме сливается с остальными. И ещё, когда читаешь книгу, до последнего не знаешь у которого из четырёх Коль миелофон, в фильме то это сразу показано, но это не то что претензия, просто ещё момент почему книга лично для меня была намного интереснее

3
-
Ответить
3 года назад
Комментарий удален. Вечер перестаёт быть томным.

В детстве фанатела, а сейчас смешно. Читала другие книги про Алису и радовалась тому, что писатели-фантасты не изобрели интернет) тогда ничего бы не было) А "Отроки во вселенной" мне нравится)

-
-
Ответить

"Отроки" фильм хороший, но очень уж - для своего времени... Современному подростку его смотреть - наверное, просто мучение. Видеоряд кошмарный все время до космического корабля: унылые декорации (шторы да шкафы, глазу не на что смотреть, в кадре ничего не происходит, когда происходят длинные диалоги), костюмы скучные и какие-то глупые прически у девчонок - ладно косы, это на все времена. Но совершенно дурацкий бант на макушке? Это все-таки космонавты, передовая молодежь, и - ветхозаветный бант? Насколько круче, "космичнее" смотрелась бы стрижка! Но вот музыка в этих фильмах искупает все. Музыка гениальна.

1
-
Ответить

Ох, не стоит снимать ремейк... Хотят сделать что-то актуальное? Пусть снимают что-то новое, раз уж невмоготу. Ведь испортят же весь фильм(( И, как показывает практика, старые фильмы всё равно лучше) Чувствуется, что делали с душой, а не для заработка денег. Да, сейчас возможно сделать крутые спецэффекты и т.п., но не то это будет, не то...

15
-
Ответить
3 года назад
Этот комментарий слишком хорош, чтобы показывать его всем.

На самом деле, я была бы очень рада, если бы их экранизировали - помню, как зачитывалась ими, у меня чуть ли не вся серия есть. Но старое не дам))

5
-
Ответить

Да, я тоже против римейков.

А у того же Булычёва столько фантастики для взрослых - экранизируй не хочу. Зачем делать и переделывать одно и то же по 20 раз (да-да, Дисней, это я тебе), когда столько всего неохваченного.

Например, тот же "Посёлок". Какая мрачная, буквально постапокалиптическая картина могла бы получиться! Да с тем же доктором Павлышем и другие книги есть.

6
-
Ответить
3 года назад
Красиво сказано… но не к месту.
3 года назад
Ой, что здесь было... Но вы всё равно не узнаете.
3 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?

"Всё настолько надуманное" - ну да, в жанре "фантастика" такое вообще часто бывает

7
-
Ответить
3 года назад
Это слишком личное, не можем показать.
3 года назад
Это слишком секретные материалы.
3 года назад
Никто. Не должен. Видеть. Этот. Комментарий.
2 года назад
Этот комментарий спрятан в надёжном месте.
3 года назад
Комментарий отправился в кругосветное плавание. Без интернета.
3 года назад
Комментарий на концерте любимой группы. Не ждите его до утра.
3 года назад
ХАЛК СТЕРЕТЬ ЭТОТ КОММЕНТ!
3 года назад
Слишком остроумный комментарий. Наш сервер не смог справиться.
3 года назад
Все. Кина не будет. Комментарий скрыт.
3 года назад
Комментарий удалил сын маминой подруги.
3 года назад
Этот комментарий ушел в отпуск. Без обид.

Меня в детстве жутко пугал Вертер)) особенно его смех)

Прекрасный, добрый фильм. Книга, конечно, насыщенней, но фильм... Фильм чувствуется таким теплым, родным...)

-
-
Ответить
3 года назад
Здесь были скандалы, интриги, расследования.

Фильм неразрывно связан с детством, наивностью, верой в чудесное будущее, а ещё с каникулами, т.к. его в основном в каникулы показывали. Как я его ждала, каждый раз пересматривала! Помню до сих пор свое "горе", когда однажды последнюю серию пропустила.

Ремейк, конечно, накачают спецэффектами и наверняка сделают более динамичным, чтоб современным детям "заходил". Ну что ж, может, кого-то познакомит с творчеством Булычева, тоже неплохо.

Я ремейки не люблю, но фильмы по мотивам произведений, в принципе, переснимать надо, особенно классику. Пусть молодое поколение приобщается. Когда фильм снят с современными технологиями и с современными же артистами, у него больше шансов быть просмотренным молодежью.

-
-
Ответить

"... баскетбол". Алиса же играла в волейбол!

П. С. Обожаю Вертера!

-
-
Ответить

Книгу "Сто лет тому вперед" читала в детстве несколько раз - очень она мне нравилась. А вот "Гостью из будущего" внимательно и целиком посмотрела только в этом году. И хотя обычно у меня всегда "книга лучше", эта экранизация мне очень понравилась.

Передергивало разве что от деревянной игры одной из второстепенных героинь (Мила, если не ошибаюсь).

Но Вертер перекрыл все недостатки) Нашла даже сообщение, которое написала подруге:: "Еж влюбился. Симпатичный блондин с необычным смехом и романтичной натурой. Пишет стихи. Немного педантичен, капельку ворчлив. Красиво улыбается.

Русский, правда имя немецкое". Очаровательное создание)

-
-
Ответить

Эх, любимый фильм. Вертера, как и многим, было жаль.

Ремейк не нужно, но можно, главное не в Голливуде снимать, а то одни негров снимут.

У Булычева про Алису хоть сериал снимай, столько книг о ариключениях её и друзей. Почему бы не снять, зачем готовое переснимать?

А популярность фильма проста, как кто-то сказал: на Алису любили (читать по другому, но цензура не дремлет) все пионеры СССР, а на Нину (ту что Варлей) все комсомольцы.

-
-
Ответить

О, а я бы посмотрела ремейк! Фильм интересный, но действительно устарел. И спейэффекты, и психология уже совсем несоветская. Как память дорог, но и от современной версии я бы точно не отказалась)

-
-
Ответить

Фильм впервые вышел, когда мне было 11 лет, я училась в 5 классе правда не московской школы. Этот фильм, как воспоминание о моем детстве, о том, какими мы были тогда. И время знаковое, начало Перестройки, потом все поменялось, даже мода. Зачем мне пемейк? Это же будет " Гостья из будущего" современности. Мы мечиали о будущем, нам его обещали светлым и прекрасным, кто сейчас верит в "светлое будущеее".я и думаю, все мои одногодки любим этот фильм не за сюжет, а за наше детство.Ведь ребята играли самих себя и свою мечту, мечту советского ребенка . Мы хотели светлого будущего и фантастических

-
-
Ответить

Продолжаю) достижений в учебе. О чем нам тогда было еще мечтать? О современных детях нужно снимать не ремнйки, а новые фильмы, нужно знать, чего хотят дкти 21 века, который нам казался далеким будующем. Оставьте нам Наше детство.

-
-
Ответить

Тут забыли две темы. 1. Масонство. В подвале заброшенного дома находится зал с колоннами для посвящения в масонство. Это понятно, так как декабрист масон жил. Но что авторы хотели сказать? 2. Вий Гоголя. Ящик с пиратами сильно напоминает гроб. И одежда пиратов как у панночки. У неё тоже была способность превращаться. Помните: Ты думаешь, что это Алиса (панночка), а она как достанет бластер. Значит, разгадали замысел Гоголя! И не случайно панночка играла Марту Эрастовну.

-
-
Ответить

Похожее