20+ доказательств того, что на съемках старых легендарных фильмов работали гениальные реквизиторы

Кино
2 месяца назад

Когда мы смотрим фильм, воспринимаем его целиком: это мир, в котором разворачивается какая-либо история. Атмосферу кино художники-постановщики продумывают скрупулезно, обращая внимание на декорации, реквизит и костюмы. Мы пересмотрели культовые фильмы и пригляделись к тому, какой вклад в эти ленты внесли декораторы и реквизиторы. Ведь во времена, когда снимались эти кинокартины, еще не умели создавать спецэффекты и на прилавках магазинов не было такого изобилия вещей и материалов, как сейчас.

Москва слезам не верит

  • В любимом многими фильме у трех подружек разные не только характеры и мечты, но и стили одежды. Художник по костюмам с помощью нарядов помогал создавать образы героинь. Например, гардероб Людмилы отражает модные тенденции тех лет, Катерины — ее ум и то, как она меняется. А вещи Антонины словно говорят, что это персонаж вне времени, навсегда застывший в роли мамы и жены.
  • Образ Катерины в начале картины, когда девушка живет в столичном общежитии, несет дополнительный смысл. На ней надеты белая блуза и сарафан ручной работы. Костюм словно передает информацию о том, что рукодельница-героиня сшила его сама, живя в провинции. Но уже с мыслями о Москве, о том, чтобы быть достойной этого города. Кстати, ткань для сарафана специально состарили, а уже после сделали вышивку.
  • Для платья Людмилы использовался дорогой шелк. Но в фильме его не видно. Ведь из него сшили только нижнюю юбку, а верхние скроили из обычного ситца. Людмила — модница, и силуэт ее наряда выбран неслучайно. Подобные фасоны были тогда на пике моды, так как после выхода «Карнавальной ночи» женщины сходили с ума от Людмилы Гурченко.
  • Художникам по костюмам приходилось идти на хитрости, чтобы одеть актрис достойно. Например, платье Людмилы, в котором она приезжает на дачу, сшили из обивки матрасов. Их привезли на «Мосфильм», выпотрошили, а из ткани скроили одежду. А наряд, в котором героиня пришла в Ленинскую библиотеку, сделали из полотна для галстуков.
  • Все костюмы шили специально, никто из актеров не снимался в своей одежде. Но было одно исключение. В эпизоде встречи Катерины и Володи на Вере Алентовой ее собственный желтый плащ.

Иван Васильевич меняет профессию

  • Вся еда во время застолья у царя была настоящая: красная, баклажанная и даже черная икра. Но съесть ее после съемок не удалось никому. Дело в том, что пробовать яства было запрещено. Но члены съемочной группы все же могли щипать кушанья на столе. Поэтому всю пищу полили керосином.
  • Во рту Жоржа Милославского в исполнении Леонида Куравлева блестит золотой зуб. Как рассказал сам актер, это не накладка для съемок, а его собственный зуб. В других картинах он не виден, так как его закрашивали гримеры. А для роли квартирного вора золото пришлось кстати.

Белое солнце пустыни

  • Натуральная черная икра мелькала не только в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», но и в «Белом солнце пустыни». Там была сцена, в которой Верещагин нехотя ест черную икру, так как видеть ее больше не может: переел. И Павел Луспекаев проглатывает изысканную еду по-настоящему без аппетита: за время съемок эпизода она ему порядком надоела. Актер возненавидел этот продукт и после последнего дубля даже выплюнул его.
  • Съемочной группе дорогого дефицитного товара не досталось. Его не разрешили есть сразу: вдруг понадобится, если что-то придется переснимать. Однако пленку так долго проявляли, что икра попросту испортилась.

Война и мир

  • Это один из самых дорогих фильмов для того времени. Сложно представить, что около 50 предприятий создавали костюмы и декорации. Хрустальный завод, например, получил заказ на изготовление вазы по образцам XVII века. А фарфоровый завод сделал копию обеденного сервиза XVIII века на 100 человек.
  • Те, кто видел картину, наверное, помнят яркую сцену, где Наташа Ростова идет на свой первый бал. Для съемок бала на «Мосфильме» построили павильон площадью 1 400 кв. м, что можно приравнять к размерам почти 9 волейбольных площадок.
  • Антураж для бала — люстры, мебель, костюмы — предоставили крупнейшие музеи, например Государственная Третьяковская галерея и музеи Московского Кремля. Чтобы снять героев, которые кружатся в вальсе, оператору пришлось надеть роликовые коньки. А ассистенты катали его по павильону.
  • Для съемок сцены пожара в Москве подожгли настоящие здания. Для этого в Московской области построили 11 деревянных домов и копию Сухаревской башни. 4 часа пиротехники готовились к тому, чтобы декорации запылали. Использовали керосин, гранаты и дымовые шашки, а снимали происходящее 5 камер в огнеупорных чехлах. Операторы были одеты в асбестовые костюмы.
  • Пожалуй, самый впечатляющий факт, демонстрирующий исключительность работы постановщиков фильма, связан со съемками Бородинской битвы. В массовке задействовали около 16 тыс. человек. Притом, что в 1967 году еще не умели создавать спецэффекты, съемочной группе удалось сделать так, словно в сражении участвовали 120 тыс. солдат. Чтобы снять эту батальную сцену, потребовались вертолеты.

Андрей Рублев

  • «Андрей Рублев» — работа 1966 года режиссера Андрея Тарковского. В одной из сцен был использован колокол весом 5 т, который специально для съемок отлили из железобетона. Его пришлось распилить, чтобы доставить на съемочную площадку, так как из-за размеров он не влезал ни в одну машину.

Бриллиантовая рука

  • В любимой многими комедии нет люстр, балов и сражений, как в «Войне и мире». Но и здесь можно увидеть немало профессиональных находок декораторов и реквизиторов. Например, в сцене рыбалки. Напомним, что картина снята в 1969 году, тогда еще не было подводных камер. Поэтому оператор смастерил колбу для техники, чтобы снимать в воде.
  • Для эпизода, где Лелик уплывает на подводном аппарате, изготовили латексные фигуры Анатолия Папанова и Андрея Миронова.
  • Также был сделан манекен Юрия Никулина. Он нужен был для съемок момента, как Семен Семенович Горбунков падает из багажника взлетевшей машины. Кстати, эта кукла стала причиной слухов о том, что Юрий Никулин ушел из жизни, так как ее нашли в гостинице Адлера, в которой разместилась съемочная группа.
  • Оператор картины Игорь Черных изобрел механизм, который двигал специальные стекла в разные стороны. Так удалось добиться эффекта бликов в кадрах, где Горбунков отключается в гостиничном номере.
  • Также Игорь Черных смастерил шкатулку с сюрпризом, которую Горбунков дарит управдому Варваре Сергеевне Плющ.
  • Стоит также рассказать про светящийся нимб идущего по воде мальчика. Реквизит был сделан из проволоки и битых елочных игрушек. А сняли эпизод с помощью специальных световых фильтров. Так круг засиял.
Внимание: в феврале 2024 года мы исправили фактические неточности в этой статье.

Комментарии

Уведомления

А мне вот всегда было интересно как героиня Ирины Муравьевой работающая на хлебозаводе, умудрялась покупать такие платья. На какие средства? Ну или шить? Материал вроде был тоже недешевый.

-
-
Ответить

Корытце с черной икрой перед Луспекаевым сделано из бруска и икра по нему размазан, т.к. в таком количестве заполнить его икрой было очень накладно. Выемка есть только посередине, куда можно было ложку вставить)))

-
-
Ответить

самые лучшие, самые любимые фильмы! Профессионализм в каждом кадре всей съемочной группы. не то, что сейчас - нарисуют на компьютере и "Оскары" получают

-
-
Ответить

Американские киноакадемики говорили, что один знаменитый советский фильм мог отхватить сразу 4 "Оскара": как лучший фильм, лучший иностранный фильм, лучшая режиссура и за спецэффекты. Проблема в том, что не было ещё такой кинопремии в 1925 году...
А советские зрители аплодировали стоя, когда на чёрно-белом экране на мачте броненосца "Князь Потемкин Таврический" появлялся ярко-красный флаг. Сергей Эйзенштейн сам раскрасил каждый кадр. И хотя тогда снимали на 70-миллиметровую кинопленку, представьте, какой это был труд - вручную раскрасить почти 1500 кадров. Эпизод длится около минуты, скорость - 24 кадра в секунду...

-
-
Ответить

Едва ли первый советский фильм-катастрофа: "Экипаж". Не раз и не два писали, сколько декораций пришлось сделать, сколько списаных самолётов привести в "божеский" вид для сцены грандиозного пожара в аэропорту, охваченных огнём гор, селевого потока, снесшего нефтеперерабатывающий завод.

До того с подобным столкнулись американские кинематографисты за 40 лет до "Экипажа", когда снимали самый яркий - в прямом и переносном смысле - эпизод фильма "Унесённые ветром": грандиозный пожар в Атланте. Собрали старые декорации, постро или из них "город". Предупредили все пожарные команды в Голливуде и Лос-Анджелесе.Понятнт, что ТАКОЕ можно было снять только с одного дубля.А для съёмки использовали тогдашнюю новинку техники: цвет. В отличие от более поздних вариантов с использованием специальной цветной плёнки здесь съёмка шла на три чёрно-белые через разные светофильтры. Делать это можно было только на специальных камерах фирмы "Техниколор", которые стоили не просто безумных - астрономических денег. (Не забудем - Америка только-только из Великой Депрессии выбралась). Камеры собирали по всему Голливуду. Нашли аж целых семь! И все пустили в дело.
Результат, как известно, того стоил. Фильм по роману Маргарет Митчелл получил 10 "Оскаров", и этот рекогд держался 60 лет - до "Титаника", взявшего 11 золотых статуэток

-
-
Ответить