20+ фактов со съемок легендарных фильмов, о которых не знают даже дотошные зрители

2 месяца назад

Каждый раз, пересматривая любимые фильмы, можно подмечать новые детали. Особенно если это такие шедевры кинематографа, как «Бриллиантовая рука» или «Обыкновенное чудо». О том, что происходило за кадром этих и других старых фильмов, наша статья.

Афоня

  • Когда снимали сцену на дискотеке, партнерше Афони по танцам, которую играла Татьяна Распутина, в бюстгальтер для комичности вложили шарики с водой. А те взяли и лопнули, обрызгав актрису с ног до головы. Но костюмеры не растерялись и нашли выход: внутрь бюстгальтера насыпали манку, а потом затянули его на спине узлом.

  • Одежду для Борислава Брондукова, сыгравшего в «Афоне» Федула, режиссер снял с чучела у себя на даче. Из-за этого местные любители забегаловок принимали актера за своего. Однажды во время съемок в московском ресторане он решил ненадолго выйти на улицу, а вернуться назад уже не смог. Швейцар никак не хотел пускать такого подозрительного типа и даже собирался сдать его в милицию. К счастью, на помощь пропавшему актеру подоспела ассистентка режиссера.

  • А сцена, где Афоня остается ночевать у Кати (Евгении Симоновой), получилась очень невинной. 39-летний Леонид Куравлев очень стеснялся молоденькой актрисы и не решился снять даже майку, а под одеяло полез в брюках.

  • Самой Симоновой на съемках пришлось несладко: все сцены с ней были отсняты за 3 дня, так как у нее уже был подписан контракт с другой киностудией. Из-за этого актриса в течение 3 суток могла спать лишь по 20–30 минут в автомобиле, пока переезжали с места на место. Просто удивительно, как при этом ей удалось остаться в фильме такой свежей и сияющей.

Обыкновенное чудо

  • Евгения Симонова имела небольшую фобию: она на дух не переносила пальбу. А в сцене, где принцесса убегает из дому, ей предстояло выстрелить в потолок. Как актрису не уговаривали сделать это, не объясняли, что патрон холостой, и не показывали, как это просто, девушка не могла себя пересилить. Но потом мысль о том, что она попросту сорвет съемки и ее потом так и прозовут «экой принцессой», заставила Симонову взять себя в руки. В результате все прошло как надо, лишь на секунду актриса в кадре зажмурилась, и этот момент оставили в фильме.
  • Режиссер Марк Захаров предупредил Александра Абдулова, что в фильме будет много трюковых сцен верхом на лошади. Тот заявил, что справится и без каскадера. И в целом все шло хорошо, пока не пришлось снимать сцену, где герой Абдулова должен был на полном скаку проехать под аркой, схватиться за выступ руками и подтянуться. И тут актер забыл вытащить ноги из стремени, из-за чего упал на землю. К счастью, Александр Абдулов остался невредим и уже во втором дубле сделал трюк как положено.
  • Финальную сцену фильма снимали на Люберецком песчаном карьере, на дне которого была лужа. Пока вся съемочная группа стояла у кромки воды с одной стороны, Евгения Симонова, игравшая принцессу, и Абдулов находились на другой. Режиссер попросил девушку подойти ближе к воде, но только та встала на мокрый песок, как пронзительно закричала. Все засмеялись, решив, что Абдулов решил как-то подшутить над ней, а потом остолбенели от ужаса: прямо на глазах актриса уходила в зыбучий песок. Актер изо всех сил пытался вытянуть ее за руки, но ничего не выходило. К счастью, на месте съемок была пожарная машина, и несколько сильных ребят пришли актрисе на помощь.

Про Красную Шапочку

  • Как-то после съемок Евгений Евстигнеев, который играл Звездочета, зашел в уже закрытое кафе. В автобусе его ждали жутко голодные актеры, которые надеялись, что он сможет что-то раздобыть поесть. Вернулся Евстигнеев, согнувшись от хохота. Оказалось, когда он попросил девушек продать ему какой-то еды, объяснив, что только закончились съемки, те восприняли его появление с восторгом: «Го-о-осподи, дорогой вы наш Басов! Как мы вас любим!» — и вручили псевдо-Басову пакеты, полные еды. Впрочем, Басов, сыгравший в фильме Худого Волка, тогда тоже находился в автобусе, так что в накладе не остался.

  • Из-за спешки костюмы героев шили без предварительной примерки. В результате многие актеры увидели свои костюмы уже на съемочной площадке. В их числе был Ролан Быков, который заметил, что Худому Волку сделали шпоры на сапогах, а ему, Охотнику, нет. Актер был так возмущен этим, что прямо из леса в Минск за шпорами отправили машину.

  • В то же время на съемках Ролан Быков проявлял не только придирчивость, но и самоотверженность: когда Красную Шапочку — Яну Поплавскую — поливали струями ледяной воды, потому что по сценарию должен был идти дождь, актер, несмотря на бронхит, решил поддержать девочку и вышел к ней. В результате после этой сцены оба довольно серьезно переболели.

  • Любопытно, что саму Яну Поплавскую вовсю отбраковывали, называя лягушонком. С трудом режиссер Леонид Нечаев отстоял девочку, в которой увидел то, что ему было нужно для роли: смелость и неординарность. В результате гадкий утенок, которого никто не замечал, стал любимицей миллионов, и мальчишки всей страны заваливали девочку письмами с признаниями в любви.

Королева бензоколонки

  • Съемки велись в городе Пирятин. На настоящую автозаправочную станцию съемочную группу не пустили, поэтому пришлось построить неподалеку бутафорскую АЗС. Но так как асфальт там был очень плохим, еще одну соорудили на студии Довженко — там и снимали сцены с катанием Надежды Румянцевой на роликах.

  • Однажды произошел казус: на бутафорскую АЗС по ошибке приехал водитель и потребовал немедленно его обслужить. Надежда Румянцева еще была в рабочей одежде и решила над ним подшутить, заявив, что небритого грубияна на грязной машине обслуживать не будет. Другие актеры ее поддержали. А водитель в ответ устроил скандал и, обозвав Румянцеву фитюлькой, потребовал жалобную книгу. Пришлось съемочной группе признаться, что его попросту разыграли. Скандалист был впечатлен встречей со знаменитой актрисой и попросил у нее автограф, но та, видимо, обидевшись, автограф не дала, зато подарила ему апельсин. Эту ситуацию решили включить и в сам фильм.

  • А съемки эпизода, где дорожные начальники Борщ и Лопата прыгают по аварийному мосту, чтобы показать его надежность, а мост разваливается, закончились и вовсе неожиданно: после того как актеры выбрались из воды, Николай Яковченко (товарищ Лопата) заявил: «Что ж вы, парни, не предупредили, что мост провалится, я же плавать не умею!»

Бриллиантовая рука

  • «Бриллиантовую руку» снимали в разных частях страны: в павильонах «Мосфильма», в Баку и на побережье Черного моря. Над одной из самых комичных сцен — сценой рыбалки — работали на пляже в окрестностях Туапсе. Неподалеку расположились отдыхающие, не подозревая, что идет киносъемка. И тут раздалось душераздирающее: «Спасите! Помогите!» Андрей Миронов сыграл эту сцену настолько реалистично, что не только туристы подумали, что кто-то действительно тонет, а и спасатели отправили на помощь катер. Но только подъехали к размахивающему плавками на палке актеру, как услышали усиленный мегафоном голос: «Назад, товарищи! Вы же въехали в кадр! Здесь киносъемка!»

  • В Баку актеров буквально носили на руках. Местные жители закармливали своих любимцев шашлыками, и актеры гуляли до глубокой ночи. Но стоило в гостинице улечься спать, как даже в 3 ночи мог разбудить стук — это был Юрий Никулин. Вспомнив очередной анекдот, он просто не мог им не поделиться.

  • В Анапе Андрей Миронов случайно спас Светлану Светличную. Вместе с другими актерами Светличная и Миронов отметили окончание съемок и пошли купаться в море. Актриса заплыла достаточно далеко, и тут ей из-за жары стало плохо. К счастью, актер помог ей выбраться на берег, и все закончилось как в голливудском фильме — поцелуем.

  • А Светличная после «Бриллиантовой руки» проснулась знаменитой. Если раньше за ее спиной люди говорили: «Это же жена того самого Алеши Скворцова» (герой фильма «Баллада о солдате», которого сыграл ее супруг), теперь уже шептались за спиной мужа: «Смотрите-смотрите, это же муж Светличной».

Свадьба в Малиновке

  • Ассистент режиссера долгое время плела за спиной у режиссера интриги. Дело в том, что на роль Яшки режиссер Андрей Тутышкин не хотел брать никого, кроме Михаила Пуговкина. Ассистентка же хотела пристроить на эту роль кого-то другого и в течение многих месяцев утверждала, что не может связаться с актером. В конце концов режиссер позвонил Пуговкину лично и с удивлением узнал, что тот совершенно свободен. Уже на следующий день актер был на съемочной площадке.

  • Танец «в ту степь» Михаил Пуговкин и Зоя Федорова разучивали под руководством балетмейстера в течение полутора месяцев. Если партнерша не появлялась на репетиции, Михаил Пуговкин отрабатывал движения со шваброй. Но эту комичную сцену режиссеру еще и пришлось отстаивать с боем: директор «Ленфильма» предлагал переснять ее с профессиональным танцором.

  • На самом деле танец, который танцуют Гапуся и Яшка, называется тустеп (от английского two step — двойной шаг), и стал популярным в Америке он лишь в 1920-х годах. А поскольку действие происходит в 1919 году, Яшка, которого играл Пуговкин, знать об этом танце не мог. Зато вариация названия «в ту степь» получилась не только колоритной, но и комичной находкой.

  • Натурные съемки проходили в настоящей деревне Малиновка, и в них участвовали все местные жители. А закончились съемки «Свадьбы в Малиновке» двумя настоящими свадьбами. Местный житель женился на девушке, которая водила машину режиссера, и уехал с ней в Ленинград, а Людмила Алфимова, сыгравшая солдатку Соню, вышла замуж за председателя колхоза.

Внимание: в феврале 2024 года мы исправили фактические неточности в этой статье.
Фото на превью Афоня / Мосфильм

Комментарии

Уведомления
2 года назад
Это слишком секретные материалы.

Мне кажется, для достоверности. Если бы они стояли под тёпленькой, им тяжело было бы сыграть, как они зармёрзли, если по сценарию нужно было показать именно это.

2
-
Ответить
2 года назад
Олег, зачем ты удалил комментарий?
2 года назад
Комментарий нашел портал в Нарнию и решил не возвращаться.
2 года назад
Скрыто ради всеобщего блага.

Я не знаю, зачем они это делают, но читала, что многие актёры и сами подвергают себя всяческим лишениям, что бы лучше вжиться в роль. До разумных каких то границ конечно. Иногда на этом настаивают режиссёры.

4
-
Ответить
2 года назад
Очень скромный комментарий. Спрятался.

Я вообще не понимаю вот эти часто озвучиваемые "актерские подвиги" - в ноябре жаркое лето изображать и прочее. Особенно с детьми - тот же режиссёр Буратино несчастного кверху ногами подвешивал, когда бабушка сопровождавшая мальчика уехала в город. И радостно так про это рассказывал! Вкатили бы хоть раз родители иск!

5
-
Ответить
2 года назад
Не шумите. Комментарий спит.

Авторы, ищите другие источники, кроме Википедии. Тустеп был вполне себе известен в первой декаде 20-го века, а уж после 1910 года был очень популярен - он же предвестник фокстрота.

4
-
Ответить

Солдатка Софья, а не Соня. Какая Соня, у нее дочь взрослая и даже муж ее Софьей называл. Нигде в фильме "Соня" не прозвучало. С рыбачкой Соней перепутали, наверное ))))) Но в целом статья интересная.

8
-
Ответить

Шикарные фильмы! Царствие небесное актерам которые уже не с нами.

4
-
Ответить

Автор статьи сильно любит приукрашивать.Рассказ про вторую свадьбу вообще ни к месту.Да,этот самый председатель влюбился в актрису, увидев "Свадьбу в малиновке". Но встретились они, в первый раз, когда в 1974 году в его колхозе снимался "Прощайте, фараоны"
А поженились в 1993 году

5
-
Ответить

Светличная начинала как перспективная актриса, шла на роль одного из символов 60-х (наравне с Лужиной, Мышковой и др.): Застава Ильича, Любить... Но те пошли в гору, а ее карьера не очень сложилась. Зато после Руки она вошла в народную память навсегда. Светличная? Как же, Анна Сергеевна, которая "он сам пришел". А ее коллег по 60-м не всякий и вспомнит-то.

-
-
Ответить

"Как актрису нИ уговаривали сделать это, нИ объясняли, что патрон холостой, и нИ показывали, как это просто, девушка не могла себя пересилить."

1
-
Ответить

Похожее